Должностная инструкция рекрутера

I. Общие положения

1. Рекрутер относится к категории специалистов.

3. Рекрутер должен знать:

3.1. Трудовое законодательство.

3.2. Требования к составлению и оформлению документации по кадрам.

3.3. Основы психологии, риторики, логики.

3.4. Этику и культуру межличностного общения.

3.5. Средства и способы убеждения собеседников, основы мотивации кандидатов.

3.6. Основы социологии труда.

3.7. Основы экономики, организации труда и управления.

3.8. Методы анализа и мониторинга рынка труда, ситуацию на рынке труда.

3.9. Информационные базы данных рынка труда.

3.10. Технологию поиска профессий и должностей с использованием информационных систем.

3.11. Требования к созданию собственных баз данных.

3.12. Профессионально-этический кодекс рекрутера.

3.13. Методики проведения тестирования, собеседования.

3.14. Способы решения организационно-управленческих и кадровых задач.

3.15. Законодательство о социальном обеспечении работников, о медицинском страховании, пр.

4. Назначение на должность рекрутера и освобождение от должности производится приказом руководителя агентства.

5. Рекрутер подчиняется непосредственно.

6. На время отсутствия рекрутера (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Рекрутер:

1. Осуществляет активный поиск заказов на подбор персонала, в том числе в регионах.

2. Принимает от заказчика заявку на поиск и подбор необходимых заказчику работников; совместно с заказчиком формулирует требования к кандидатам, составляет описание вакантной позиции и характеристики требуемых работников; составляет “социологический портрет” успешных кандидатов на вакантные должности и свободные рабочие места, проводит экспертизу вакансий.

3. Оказывает заказчику консультации по вопросам составления и заполнения анкет-заявок с тем, чтобы зафиксированная в них информация позволила профессионально и в указанные сроки подобрать кандидатов.

4. Заключает с заказчиком договор на оказание консалтинговых услуг по вопросам подбора персонала.

5. Производит поиск требуемых кандидатов на замещение вакантных должностей заказчика и занятие свободных рабочих мест посредством собственных информационных баз, информационных баз рынка труда, средств массовой информации, Интернета, а также с помощью размещения объявлений в различных информационных источниках.

6. Производит психологический и профессиональный отбор кандидатов на замещение вакантных должностей и занятие свободных рабочих мест заказчика, подбор согласно четко сформулированным критериям.

7. Принимает и оказывает активную помощь кандидатам в составлении резюме.

8. Оценивает деловые и психологические качества кандидатов, организует их психологическое и профессиональное тестирование.

9. Информирует кандидатов: о характере, режиме, условиях труда на предприятии заказчика; квалификационных и психологических требованиях, выдвигаемых заказчиком; льготах, предоставляемых работникам заказчика; программах материального и морального поощрения.

10. Предоставляет заказчику резюме кандидатов с биографическими и квалификационными данными кандидатов.

11. Организует встречи заказчика с выбранными кандидатами и при необходимости принимает участие в них.

12. Согласовывает место, время и иные условия финальных собеседований заказчика с кандидатами.

13. Разрешает спорные вопросы по поиску компромисса между желаемыми требованиями заказчика и действительными качествами кандидатов.

14. Осуществляет по отдельной заявке заказчика поиск кандидатов среди специалистов среднего и низшего звена, работающих на других предприятиях.

15. Обеспечивает создание базы данных по рынку труда (получение, введение, обработку, анализ, классификацию, оценку, сверку и хранение информации), координирует извлечение и использование информации из баз данных.

16. Формирует банк данных вакансий и свободных рабочих мест, а также кандидатов на замещение вакантных должностей и занятие свободных рабочих мест.

17. Оказывает заказчику консалтинговые услуги: по решению кадровых проблем; проблем управления персоналом; проведению тренингов; аттестации персонала.

18. Способствует развитию карьеры обратившихся соискателей путем предоставления им новых возможностей.

III. Права

Рекрутер имеет право:

1. Самостоятельно определять формы и способы поиска работников по заявкам заказчиков.

2. Знакомиться с деятельностью компании-заказчика.

3. Требовать от заказчика обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения условий заключенного договора на подбор персонала.

4. Привлекать сторонних специалистов в области кадров для решения определенных задач.

5. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

6. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Рекрутер несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба агентству - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

1. С уважением относиться к коллегам, заказчикам и соискателям

2. Не принимать действий, в результате которых может пострадать профессиональная репутация коллег

3. Постоянно совершенствовать свои знания и профессиональные навыки, в том числе путем обмена опытом со своими коллегами

4. Не заниматься целенаправленным переманиванием от одного заказчика к другому (хэд-хантингом) ранее устроенных соискателей, а также других сотрудников компаний-заказчиков, имена которых были раскрыты заказчиком в ходе выполнения предыдущих заказов

5. Не работать с соискателями и заказчиками, чья деятельность не укладывается в рамки этических норм, принятых в демократическом обществе

6. Обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от соискателей и заказчиков, не допускать разглашения информации, которая может причинить вред соискателю или заказчику

7. Сохранять анонимность заказчика и соискателя до тех пор, пока от них не будет получено разрешение на разглашение соответствующей информации

8. При отборе соискателей не допускать дискриминацию по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным или политическим признакам и руководствоваться исключительно профессиональными и психологическими требованиями заказчика

9. Придерживаться принципов независимости и объективности при оценке соискателей

10. Не применять никаких специальных методов оценки и обследования соискателей, не получив на то их согласия

11. Не совершать действия, которые могут повредить соискателям на их нынешней работе

12. Ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах не запрашивать вознаграждения от соискателей за их трудоустройство.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 1930-е гг. заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения, или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих основных принципов.

  • 1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25% к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.
  • 2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.
  • 3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, при- ветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.
  • 4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.
  • 5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход – вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения – в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, т.е. одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.
  • 6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона .

Успешное ведение деловых бесед и переговоров во многом зависит от соблюдения партнерами таких этических норм и принципов, как точность, честность, корректность и такт, умение выслушать (внимание к чужому мнению), конкретность.

Точность . Одна из важнейших этических норм, присущих деловому человеку. Срок договоренности необходимо соблюдать с точностью до минуты. Любое опоздание свидетельствует о вашей ненадежности в делах.

Честность . Включает не только верность принятым обязательствам, но и открытость в общении с партнером, прямые деловые ответы на его вопросы.

Корректность и такт. Не исключает настойчивости и энергичности в ведении переговоров при соблюдении корректности. Следует избегать факторов, мешающих ходу беседы: раздражения, взаимных выпадов, некорректных высказываний и т.д.

Умение выслушать. Внимательно и сосредоточенно слушайте. Не перебивайте говорящего.

Конкретность . Беседа должна быть конкретной, а нс отвлеченной, и включать факты, цифровые данные и необходимые подробности. Понятия и категории должны быть согласованы и понятны партнерам. Речь должна подкрепляться схемами и документами.

Необходимо помнить, что негативный исход деловой беседы или переговоров не является основанием для резкости или холодности при завершении переговорного процесса. Прощание должно быть таким, чтобы в расчете на будущее позволило сохранить контакт и деловые связи.

Отбросьте сомнения и неуверенность в себе. Когда вы перестанете зависеть от мнения окружающих и собственных завышенных требований к себе, начнете излучать обаяние .

Ничто не заботит нас так, как мысль о том, что думают о нас другие, в каком свете они нас видят, как оценивают. В этом смысле собеседование при приеме на работу можно назвать экстремальной ситуацией. Однако случается, что и в обычные трудовые дни мы задаем себе вопрос о том, какое впечатление производим на окружающих. Нередко это впечатление не соответствует нашему представлению о себе, и на этом основании возникает неуверенность.

Впечатление, которое человек производит на окружающих, складывается из его осознанного и неосознанного поведения. Вы уже убедились в этом.

В чем причина несовпадения самооценки человека и того, как его характеризуют окружающие? Почему мы не знаем, какими нас видят другие люди? Возможно, все дело в социальной природе человека. С детства нас приучают концентрировать внимание не на себе, а на окружающем мире, чтобы мы могли соответствовать представлениям, правилам, стандартам, ожиданиям и надеждам окружающих. Если это удается, нас поощряют, если же нет, то наказывают.

В связи с этим мы создаем в своем сознании некий механизм (что-то вроде сканера), который постоянно проверяет, принимают ли нас другие люди, правильно мы себя ведем или нет. Поначалу это устройство чрезвычайно полезно для выживания, особенно в раннем детстве.

Опасность подстерегает нас позже, когда мы становимся самостоятельными и наше восприятие постепенно переключается на внешний мир. Неосознанно пытаясь вести себя так, как этого от нас ожидают, совершая насилие над собой исключительно ради того, чтобы другие нас приняли, мы можем потерять свою индивидуальность. Создание имиджа, максимально соответствующего нашему окружению, придает нам уверенность в том, что только так можно добиться высокой оценки, признания, уважения и любви окружающих.

Мечта о том, какими нам хотелось бы быть, отражает наши желания, а не то, что есть на самом деле. Однако именно она становится для нас единственным стандартом. В результате наше представление о себе все больше и больше отличается от образа, который создается у окружающих. На это указывает, например, преувеличенный страх перед видео- и фотосъемкой. Ведь в конечном итоге мы боимся того, что "ложь" обнаружится и окажется, что наше истинное лицо лишь отчасти напоминает иллюзорное или же полностью от него отличается. Получается, что мы находимся в плену собственных представлений о себе. Не следует делать из этого утверждения ошибочные выводы: образ, которому человек стремится соответствовать, может оказывать на него положительное влияние, помогая изменить себя. Вопрос в том, откуда взялся этот образ. Он может быть вполне достижимым или же идеальным, навязанным человеку его собственным "Я" или внешним миром, под который человек старается подогнать себя любой ценой. "Отлично, – скажете Вы, – но как отличить одно от другого?"

Ответ прост. Мы привыкли отдавать предпочтение доводам нашего разума. Но теперь следует отступить от этой привычки и признать, что чувства тоже неотъемлемая часть нашей личности. Если мы это сделаем, то легко научимся различать, что нам подходит, а что нет. Необходимо пернуть нашим чувствам ту изначальную свободу, что дается природой, и они всегда подскажут нам правильное решение. Чувствам нужно доверять так же, как мы доверяем логике. Только так можно стать более открытыми и свободными, поскольку не будет подавляться ни одна составляющая нашей личности .

Западная культура научила нас не доверять чувствам, применять исключительно рациональный аналитический подход и только с его помощью различать, что хорошо, а что плохо. Однако новейшие исследования показали, что, принимая решение, мы в большей мере задействуем область мозга, отвечающую за чувства, чем ту, которая отвечает за логическое мышление. Правда, это не мешает нам с предубеждением относиться к интуитивным решениям. К тому же наш разум – великий консерватор. Личный опыт, знание фактов и моделей поведения, передающихся от поколения к поколению в наших семьях, – вот на основании чего он разрабатывает для нас стратегии выживания в этом мире. Его главный принцип – избегать всего, что доставляет нам неприятные ощущения, поэтому мы подсознательно остерегаемся всего, что таит в себе опасность или может вызвать душевную или головную боль, даже не зная, случится ли это когда-нибудь вообще.

Наш разум реагирует на негативный опыт и разрабатывает на его основе модель поведения, которая должна уберечь нас от потенциальных неудач. При этом позитивный опыт, полученный в результате тех же самых действий, что и негативный, обычно не принимается во внимание, хотя это ограничивает разнообразие моделей поведения и приводит к тому, что наша уверенность в себе начинает колебаться.

Нам следует помнить о том, что это – основной принцип работы нашего разума. Нс стоит, однако, считать его абсолютно ошибочным. Благодаря ему в нашей памяти накапливаются исключительно сигналы об опасности. Вместе с тем именно на этом принципе базируется техника нашего выживания в этом мире: не будь его, мы бы и в 30 лет каждый раз заново убеждались в том, что не стоит совать пальцы в огонь.

Зная, как работает наш разум, мы можем сознательно корректировать эти процессы. Механизмы сознания изменились в процессе эволюции, но в современном сложном мире мы сталкиваемся с реальностью, в которой они действуют не столь успешно .

И здесь в дело вступает наша тяга к экспериментам, срабатывает креативная жилка. Ведь мы можем расширить наши познания об окружающем мире, только испытывая что-то новое. Именно эту способность используют люди, которые смотрят в будущее. Для них главное – идеи, внезапно приходящие к ним в головы, а разум они используют главным образом для дальнейшей детальной разработки этих идей. С помощью той части головного мозга, которая отвечает за чувства, они находят новые пути развития и необычные возможности.

Как мы теперь знаем, различия между разумом и чувствами не имеют практически никакого отношения к принципам работы головного мозга. Однако они могут играть значительную роль в жизни, потому что зависят от нашего личного жизненного опыта. Говоря о таких различиях, мы готовы снова и снова повторять: научитесь больше полагаться на свои чувства, не отрицайте их существование, используйте и разум, и интуицию, и внезапные озарения. Любой, кто использует разум и чувства в равной мере, имеет все шансы обогнать свое время! Вернемся к нашему разговору о том, каким представляет себя человек. Хорошо бы узнать, есть ли в этом хотя бы доля правды, и определить, как мы относимся к своей настоящей личности.

Если мы недостаточно серьезно относимся к себе, если видим в себе одни недостатки или, наоборот, незаслуженно превозносим свои достоинства до небес, то рискуем не разглядеть свое истинное лицо. И чем больше мы пренебрегаем своим настоящим "Я", тем больше вероятность, что мы будем представлять себя совсем не такими, как есть на самом деле. Тогда прощай, обаяние!

Для того чтобы ощущать себя самоуверенным, вы должны признавать свои достоинства и относиться к себе с любовью или, как минимум, с уважением и одобрением. Не стоит снова и снова прокручивать в сознании свои ошибки и неудачи. Относитесь к ним как к неизбежной составляющей своего развития. Негативное отношение к себе имеет множество проявлений – от скрытого, неосознанного презрения до язвительной самоиронии, которая влияет на самые глубокие чувства и желания крайне негативно. Конечно, это не означает, что самокритики не должно быть в принципе. Об этом мы упоминали в начале нашей книги: все имеет две стороны. Если человек нс способен дать себе объективную оценку и в своих суждениях опирается на требования, навязанные собственным "Я", тогда каждый промах кажется ему позорным пятном в биографии. Он осуждает сам себя, и, как следствие, в душе рождается агрессия по отношению к себе. Этот внутренний конфликт становится все более острым. Сомнения в своих силах укрепляются, а чувство собственного достоинства слабеет. В результате появляется страх, боязнь совершить очередной промах. А потом человек начинает бояться этого страха. В итоге его мозг разрабатывает сложные стратегии поведения, но все они преследуют одну и ту же цель – избежать чего-либо.

Если же ваша самокритика нс окрашена негативными эмоциями по отношению к себе, вы сможете достичь поразительных результатов и с ее помощью лучше узнать и усовершенствовать себя как личность. Попробуйте разобраться, как вы относитесь к себе на самом деле. Когда это удастся, появится возможность измениться и закрепить эти изменения. Попробуйте почувствовать, чего вам хочется. Рискните открыть для себя свои тайные желания и отнеситесь к ним с уважением. Не обманывайте себя, помните, что другие относятся к нам так же, как мы сами относимся к себе!

В условиях эксперимента все задания кажутся простыми. Мы чувствуем себя спокойно и уверенно и не сомневаемся в том, что справимся с любой задачей. Но в жизни все выходит по-другому. Каждый человек оценивает нас по-своему, мы то и дело сталкиваемся с плохим отношением к себе, причем чувствуем, что этого совершенно не заслуживаем. В результате мы теряем уверенность в собственных силах. Как нам пройти через все эти испытания? Необходимо научиться интуитивно чувствовать, почему тот или иной человек относится к нам негативно.

Мы не можем полностью контролировать отношение окружающих к нам. Ведь на него влияет слишком много факторов: личные предпочтения и антипатии, предрассудки и домыслы, плохое настроение или недостаток сна. Возможно, у человека, с которым вы разговариваете, как раз сейчас разболелась голова, и только из-за этого он воспринимает мир совсем иначе, чем когда хорошо себя чувствует.

Интуитивное понимание невербальных сигналов, о котором мы узнали из раздела "Дайте слово вашему телу", – это очень сложный механизм. Однако есть и другие причины для того, чтобы не спешить навешивать ярлыки на людей. Паше окружение, культура, семья и личный опыт накладывают заметный отпечаток на то, как мы воспринимаем действительность, поэтому картина мира у каждого своя. Мы связываем различные предметы и явления, опираясь на предыдущий опыт, но разве мы не можем ошибаться?

Вы должны оценивать окружающих объективно и непредвзято. Внимательно выслушайте собеседника, понаблюдайте за его поведением в разных ситуациях и только после этого делайте выводы.

Попробуйте в течение одной недели внимательно наблюдать за каким-либо определенным человеком из своего окружения. Объектом наблюдения должен быть только один человек, чтобы ваше внимание не рассеивалось. В противном случае вы вернетесь к привычной модели поведения. Обратите внимание на следующее:

  • – ведите себя естественно при разговоре с этим человеком;
  • – внимательно слушайте, что он говорит;
  • – отмечайте невербальные сигналы, которые подает этот человек;
  • – каждый день обращайте внимание на внешний вид этого человека (одежду, цвет лица и т.д.).

Вы можете выполнить это упражнение вместе с другом или коллегой. Записывайте результаты наблюдений и давайте почитать друг другу – от этого эффективность упражнения увеличится .

Это упражнение поможет вам и вашим друзьям развить необходимое для жизни внимание. Обаяние станет сильнее, потому что близкие люди почувствуют, что вы ведете себя открыто и проявляете к ним интерес.

Наши взгляды на мир зависят не только от личного опыта, но и от культуры страны, в которой мы выросли. Даже жители разных стран Европы не всегда с легкостью понимают друг друга: например, в Болгарии кивок головой означает "нет". Из-за того что в других странах этот жест означает "да", может возникнуть взаимное непонимание. В современном мире дела ведутся на глобальном уровне, поэтому именно сейчас очень важно быть осведомленным о всевозможных межкультурных различиях во избежание связанных с ними ошибок.

Дистанция, которую человек предпочитает соблюдать между собой и собеседником, в большей мере зависит от культурных различий, нежели от личных предпочтений. Нс знать этого очень опасно, потому что все мы воспринимаем вторжение в свое личное пространство как угрозу. Собеседник, который то и дело подходит к нам слишком близко, рискует заработать нашу неприязнь – и совершенно незаслуженно!

Пример. Жители Америки и северной части Европы, как правило, находят дистанцию в 120 см между собой и собеседником наиболее комфортной. А жители южной части Европы и арабских стран предпочтут сократить эту дистанцию до 70 см.

Когда встречаются представители двух культур, в которых принято разное отношение к вопросу личного пространства, они обречены на взаимное непонимание. Один из них будет чувствовать себя стесненно, а другому покажется, что им пренебрегают. Вряд ли в этом случае между ними возникнет атмосфера взаимного доверия.

Личное пространство – лишь один из многочисленных примеров межкультурных различий. Во время деловой встречи представители разных культур тратят разнос количество времени, чтобы перейти непосредственно к сути дела. Например, немецкий предприниматель может выйти из себя, если в течение часа ему приходится обсуждать с партнером темы, которые, по его мнению, совершенно не касаются предмета переговоров.

  • Райтер М. А. Секреты обаяния. С. 207.
  • Райтер М. А. Секреты обаяния. С. 211.
  • Райтер М. А. Секреты обаяния. С. 192.
  • Там же. С. 201.
  • Райтер М. А. Секреты обаяния. С. 246.
  • Райтер М. А. Секреты обаяния. С. 261.
  • Каждому роду человеческой профессиональной деятельности соответствуют определенные виды профессиональной этики со своими специфическими особенностями:

    Врачебная этика (изложена в «Этическом кодексе российского врача», 1994 г.).

    Профессиональная этика журналиста.

    Деловая (экономическая) этикаэто совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику.

    Воровство, жадность, эгоизм;

    Болтливость, разглашение приватной информации о клиентах, обсуждение с кем бы то ни было их недостатков и слабостей;

    Неуступчивость, желание взять верх над клиентом, подчинить его интересы своим.

    Не следует стремиться к тому , чтобы переделать или перевоспитать клиентов за время обслуживания - их нужно принимать такими, какие они есть. Серьезные ошибки начинающих работников в сфере социально - культурного сервиса и туризма нередко бывают связаны с обидчивостью, с завышенными этическими требованиями по отношению к клиентам, что свидетельствует о личной уязвимости характера таких работников.

    В сфере социально - культурного сервиса и туризма важность этических норм ощущается не только во взаимодействии работников с потребителями, но и работников между собой. На предприятии особое значение приобретает нравственный климат, где отсутствуют конфликты, нет униженных, раздраженных, равнодушных, но все относятся друг к другу с уважением, вниманием. Важно создать в коллективе атмосферу взаимопомощи, умение работников трудиться совместно, а также в специальных группах обслуживания (в команде).

    Также к этическим нормам во взаимоотношениях с партнерами и коллегами относятся:

    Поддерживать профессиональное единство;

    Заботится о престиже профессии;

    Поддерживать нормативность служебных отношений;

    Уважать право коллег на мотивированный отказ.

    Все это помогает добиться общей цели: добиться эффективного обслуживания потребителей.

    К неэтичным действиям специалиста с явным нарушением закона относятся фальсификация документов, отправляемых службами государственного регулирования, присвоение средств, расовая дискриминация и сексуальные домогательства в рабочей среде.

    Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, правильно формировать свое поведение, свои действия в деловой сфере. Принципы носят универсальный характер.

    Сотрудник сферы сервиса должен в своей работе соблюдать следующие принципы:

    1. Главным этическим принципом является принцип гуманизма , означающий признание человека высшей ценностью, веру в человека, его способность к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идею о праве человека на счастье, о том, что удовлетворение потребностей и интересов личности должно быть конечной целью общества. Гуманистическое начало содержит древнейшее нормативное нравственное требование, получившее название "Золотое правило".

    Оно формулируется в позитивной форме: "поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе", или же в негативной форме: "не поступай... " и т. д. В русской пословице оно получило такую интерпретацию: "чего в других не любишь, того не делай сам". "Золотое правило" содержит гуманистическую идею равенства всех людей. Оно означает право и обязанность личности брать на себя ответственность за свои поступки, способствует выработке стремления ставить себя на место другого.

    2. Принцип беспристрастности в отношении клиента и стремления к объективности при принятии различных решений.

    3. Принцип ориентированности на клиента, заботы о нем.

    4. Принцип точного исполнения профессиональных обязанностей.

    5. Принцип проявления уважения к своей профессии и к людям, с которыми приходится вступать в контакт при выполнении профессиональных обязанностей.

    6. Принцип стремления к совершенствованию своей профессиональной деятельности.

    7. Принцип конфиденциальности, неразглашения личной информации, полученной в процессе профессиональной деятельности.

    8. Принцип избегания потенциальных и явных конфликтов между сотрудниками, с руководством и в особенности с клиентом.

    В своей работе нельзя допускать возникновения внеслужебных отношений с клиентами или коллегами, руководителями или подчиненными;

    Следует соблюдать принцип коллегиальности и не обсуждать своих коллег или подчиненных в присутствии клиентов, партнеров или других лиц;

    Нельзя допускать срыва уже принятого заказа через отказ от него в пользу другого (более выгодного) заказа;

    Недопустима дискриминация клиентов, партнеров, коллег или подчиненных по гендерному, расовому, возрастному или какому-либо еще признаку.

    В учебнике Солонициной А.А. «Профессиональная этика и этикет» перечислены следующие профессиональные этические принципы:

    Сущность первого принципа исходит из так называемого золотого стандарта: « В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе».

    Второй принцип : нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, материальными и пр.).

    Третий принцип требует обязательного исправления этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено.

    Четвертый принцип - принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения.

    Пятый принцип - принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника или организации в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм.

    Шестой принцип : этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям и пр., имеющим место в других организациях, регионах, странах.

    Восьмой принцип : индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

    Девятый принцип : не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм * как черта личности должен проявляться в разумных пределах.

    Десятый принцип - никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора.

    Одиннадцатый принцип - постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников.

    Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, отдельного работника, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать.

    Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием - чувству ответственности работника, к его компетенции, к чувству долга и т. п.

    Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности. Хотя конфликт в деловой сфере имеет не только дисфункциональные, но и функциональные последствия, тем не менее конфликт - благоприятная почва для этических нарушений.

    Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип, хотя и в неявной форме, обусловлен должностными инструкциями.

    Шестнадцатый принцип : работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

    Семнадцатый принцип: не критикуй конкурента. Имеется виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега в котором можно «усмотреть» конкурента.

    Указанные принципы должны служить основанием для выработки каждым работником любой фирмы, организации собственной личной этической системы.

  • Возникновение капитализма, Реформация и протестантская этика
  • Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика.
  • Особое место на рынке труда занимают кадровые агентства, играющие роль посредников между работодателями и наемными работниками. Действующие агентства можно поделить на две группы:

    ¨ агентства по поиску и отбору персонала (рекрутинговые), оказывают услуги по подбору специалистов (рекрутмент) и executive search – подбор работников на позиции топ-менеджеров. Кандидаты на заявленные вакансии подыскиваются из успешно работающих высококвалифицированных специалистов, агентства получают вознаграждение от работодателей;

    ¨ агентства по трудоустройству (службы трудоустройства, биржи труда), как и учреждения Государственной службы занятости, занимаются трудоустройством граждан, не имеющих работы или желающих поменять работу. Оплату услуг агентства осуществляют граждане.

    Профессиональная кадровая деятельность должна способствовать развитию цивилизованных трудовых отношений и на российском рынке, что невозможно без соблюдения определенных этических норм. Ассоциация консультантов по подбору персонала (АКПП) в октябре 1996 г. приняла «Профессионально-этический кодекс консультантов по подбору персонала» (см. Приложение 4).

    Кодекс назвали «профессионально-этическим», поскольку профессионализм в рекрутинге неотделим от этики. Этика является неотъемлемым компонентом профессии рекрутера. Вступая в отношения с участниками рынка компания по подбору персонала так или иначе всегда заявляет о своих этических принципах. И для кандидатов, и для клиентов важно знать, что агентство, услугами которого они собираются воспользоваться, будет вести себя этично.

    Основные этические принципы рекрутинговой работы

    Ответственность

    Консультант должен со всей ответственностью подходить к своей работе и не должен бояться принимать жесткие решения, такие как: отказаться рекомендовать кандидата, вызывающего сомнения, не брать на себя невыполнимый заказ и т.п.

    Если рекрутер сообщает клиенту, что по этическим соображениям не может удовлетворить те или иные пожелания клиента, это должно вызвать только еще большее уважение со стороны клиента к рекрутеру. Например, если специалист по подбору персонала объясняет клиенту, что он не может переманивать людей из компании, для которой он уже много лет подряд подбирает кадры, то клиент понимает, что пользуясь услугами данного специалиста он страхует себя от того, что этот хед-хантер будет атаковать его сотрудников.