Анна Каренина. Лев Толстой

Величайшая история любви всех времен и народов. История, не сходившая со сценических подмостков, экранизированная бессчетное количество раз – и до сих пор не утратившая беспредельного обаяния страсти – страсти губительной, разрушительной, слепой – но тем более завораживающей своим величием.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мастер и Маргарита. Михаил Булгаков

Это – самый загадочный из романов за всю историю отечественной литературы XX в. Это – роман, который почти официально называют “Евангелием от Сатаны”. Это – “Мастер и Маргарита”. Книга, которую можно читать и перечитывать десятки, сотни раз, но главное, вкоторой все равно понять невозможно. Итак, какие страницы “Мастера и Маргариты” надиктованы Силами Света?

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Грозовой перевал. Эмили Бронте

Роман-загадка, вошедший в десятку лучших романов всех времен и народов! История бурной, поистине демонической страсти, которая будоражит воображение читателей вот уже более полутора сотен лет. Кэти отдала свое сердце двоюродному брату, но честолюбие и жажда богатства толкают ее в объятия богача. Запретное влечение превращается в проклятие для тайных любовников, и однажды.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Евгений Онегин. Александр Пушкин

Читали ли вы “Онегина”? Что вы скажете об “Онегине”? Вот вопросы, по­вторяемые беспрестанно в кругу литераторов и русских читателей”, – отмечал после выхода в свет второй главы романа писатель, предприимчивый издатель и, кстати, герой эпиграмм Пушкина Фаддей Бул-гарин. Уже давно ОНЕГИНА не принято оцени­вать. Говоря словами того же Булгарина, он “написан сти­хами Пушкина. Этого довольно”.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Собор Парижской Богоматери. Виктор Гюго

История, пережившая века, ставшая каноном и давшая своим героям славу нарицательных образов. История любви и трагедии. Любви тех, кому любовь была не дана и не позволена – религиозным саном, физической немощью или чужой злой волей. Цыганка Эсмеральда и глухой горбун-звонарь Квазимодо, священник Фролло и капитан королевских стрелков Феб де Шатопер, прекрасная Флёр-де-Лис и поэт Гренгуар.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Унесенные ветром. Маргарет Митчелл

Великая сага о Гражданской войне в США и о судьбе своенравной и готовой идти по головам Скарлетт О’Хара была впервые опубликована более 70 лет назад и не устаревает по сей день. Это единственный роман Маргарет Митчелл, за который она получила Пулитцеровскую премию. История о женщине, на которую не стыдно равняться ни безусловной феминистке, ни убежденной стороннице домостроя .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Ромео и Джульетта. Уильям Шекспир

Это – высочайшая из трагедий о любви, какую только способен создать человеческий гений. Трагедия, которую экранизировали и экранизируют. Трагедия, которая не сходит с театральных подмостков по сей день – и по сей день звучит так, словно написана вчера. Идут годы и века. Но одно остается и навсегда останется неизменным: “Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте…”

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Великий Гэтсби. Фрэнсис Фицджеральд

“Великий Гэтсби” – вершина не только в творчестве Фицджеральда, но и одно из высших достижений в мировой прозе XX века. Хотя действие романа происходит в “бурные” двадцатые годы прошлого столетия, когда состояния делались буквально из ничего и вчерашние преступники в одночасье становились миллионерами, книга эта живет вне времени, ибо, повествуя о сломанных судьбах поколения “века джаза” .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Три мушкетера. Александр Дюма

Самый знаменитый историко-авантюрный роман Александра Дюма повествует о приключениях гасконца д’Артаньяна и его друзей-мушкетеров при дворе короля Людовика XIII.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Граф Монте-Кристо. Александр Дюма

В книге представлен один из самых захватывающих приключенческих романов классика французской литературы XIX века Александра Дюма.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Триумфальная арка. Эрих Ремарк

Один из самых красивых и трагических романов о любви в истории европейской литературы. История беженца из нацистской Германии доктора Равика и запутавшейся в «невыносимой легкости бытия» прекрасной Жоан Маду происходит в предвоенном Париже. И тревожное время, в которое довелось познакомиться и полюбить друг друга этим двоим становится одним из главных героев «Триумфальной арки».

Купить бум ажную книгу в Labirint.ru >>

Человек, который смеётся. Виктор Гюго

Гуинплен – лорд по рождению, в детстве был продан бандитам-компрачикосам, сделавшим из ребенка ярмарочного шута, вырезав на его лице маску “вечного смеха” (при дворах европейской знати того времени существовала мода на калек и уродов, забавлявших хозяев). Вопреки всем испытаниям, Гуинплен сохранил лучшие человеческие качества и свою любовь.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мартин Иден. Джек Лондон

Простой моряк, в котором легко узнать самого автора, проходит длинный, полный лишений путь к литературному бессмертию… Волею случая оказавшийся в светском обществе, Мартин Иден вдвойне счастлив и удивлен… и пробудившимся в нем творческим даром, и божественным образом юной Руфи Морз, так не похожей на всех людей, которых он знал прежде… Отныне две цели неотступно стоят перед ним.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Сестра Керри. Теодор Драйзер

Издание первого романа Теодора Драйзера было сопряжено с такими сложностями, что это привело его создателя к тяжелой депрессии. Но дальнейшая судьба романа “Сестра Керри” оказалась счастливой: он был переведен на многие иностранные языки, переиздан миллионными тиражами. Новые и новые поколения читателей с удовольствием погружаются в перипетии судьбы Каролины Мибер.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Американская трагедия. Теодор Драйзер

Роман “Американская трагедия” – вершина творчества выдающегося американского писателя Теодора Драйзера. Он говорил: “Никто не создает трагедий – их создает жизнь. Писатели лишь изображают их”. Драйзеру удалось так талантливо изобразить трагедию Клайва Грифитса, что его история не оставляет равнодушным и современного читателя.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Отверженные. Виктор Гюго

Жан Вальжан, Козетта, Гаврош - имена героев романа давно сделались нарицательными, число его читателей за полтора столетия с момента выхода книги в свет не становится меньше, роман не теряет популярности. Калейдоскоп лиц из всех слоев французского общества первой половины XIX столетия, яркие, запоминающиеся характеры, сентиментальность и реализм, напряженный, захватывающий сюжет.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Похождения бравого солдата Швейка. Ярослав Гашек

Великий, оригинальный и хулиганский роман. Книга, которую можно воспринять и как “солдатскую байку”, и как классическое произведение, непосредственно связанное с традициями Возрождения. Это искрометный текст, над которым смеешься до слез, и мощный призыв “сложить оружие”, и одно из самых объективных исторических свидетельств в сатирической литературе .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Илиада. Гомер

Притягательность гомеровских поэм не только в том, что их автор вводит нас в мир, отделенный от современности десятками столетий и все же необычайно реальный благодаря гению поэта, сохранившего в своих поэмах биение современной ему жизни. Бессмертие Гомера в том, что в его гениальных творениях заключены неисчерпаемые запасы общечеловеческих непреходящих ценностей – разума, добра и красоты.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Зверобой. Джеймс Купер

Купер сумел найти и описать в своих книгах ту самобытность и неожиданную яркость недавно открытого континента, которая сумела заворожить всю современную Европу. Каждый новый роман писателя ждали с нетерпением. Захватывающие приключения бесстрашного и благородного охотника и следопыта Натти Бампо покоряли как юных, так и взрослых читателей .

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Доктор Живаго. Борис Пастернак

Роман “Доктор Живаго” – одно из выдающихся произведений русской литературы, на протяжении долгих лет остававшееся закрытым для широкого круга читателей в нашей стране, знавших о нем только по скандальной и недобросовестной партийной критике.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Дон Кихот. Мигель Сервантес

Что говорят нам сегодня имена Амадиса Галльского, Паль-мерина Английского, Дона Бельяниса Греческого, Тиранта Белого? А ведь именно как пародия на романы об этих рыцарях создавался “Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский” Мигеля де Сервантеса Сааведры. И пародия эта на века пережила пародируемый жанр. “Дон Кихот” был признан лучшим романом за всю историю мировой литературы.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Айвенго. Вальтер Скотт

“Айвенго” – ключевое произведение в цикле романов В.Скотта, которые переносят нас в средневековую Англию. Юному рыцарю Айвенго, тайком вернувшемуся из Крестового похода на родину и волей отца лишенному наследства, предстоит отстоять свою честь и любовь прекрасной леди Ровены… На помощь ему придут король Ричард Львиное Сердце и легендарный разбойник Робин Гуд.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Всадник без головы. Рид Майн

Сюжет романа выстроен столь искусно, что держит в напряжении до самой последней страницы. Не случайно захватывающая история благородного мустангера Мориса Джеральда и его возлюбленной, прекрасной Луизы Пойндекстер, расследующих зловещую тайну всадника без головы, чья фигура при своем появлении наводит ужас на обитателей саванны, чрезвычайно полюбилась читателям Европы и России.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Милый друг. Ги де Мопассан

Роман «Милый друг» стал одним из символов эпохи. Это самый сильный роман Мопассана. Через историю Жоржа Дюруа, прокладывающего себе «путь наверх», раскрываются истинные нравы высшего французского общества, дух продажности, царящий во всех его сферах, способствует тому, что заурядная и безнравственная личность, какой является герой Мопассана, легко добивается успеха и богатства.

Купить бумажную книгу в Labirint.ru >>

Мертвые души. Николай Гоголь

Выход первого тома “Мертвых душ” Н.Гоголя в 1842 году вызвал бурную полемику современников, расколов общество на поклонников и противников поэмы. “…Говоря о “Мертвых душах” – можно вдоволь наговориться о России…” – это суждение П.Вяземского объясняло главную причину споров. По-прежнему актуален вопрос автора: “Русь, куда несешься ты, дай ответ?”

Хорошая книга – это гораздо большее, нежели способ «убить время». Желая познакомиться с необычными мирами, таинственными и сильными персонажами и невероятными приключениями, читателю стоит поближе познакомиться с творчеством популярнейших современных писателей. Ниже представлены наиболее яркие и прославленные произведения последних десятилетий – топ 10 лучшие современные книги !

1. 11/22/63 (Стивен Кинг)

Возглавляет наш список лучших современных книг научно-фантастический роман Стивена Кинга 11/22/63. Первая публикация произведения состоялась в 2011 году.

Убийство Дж. Ф. Кеннеди стало одной из сильнейших трагедий американского общества. Популярного политика застрелили прямо во время огромного парада на глазах у тысяч американцев. Можно ли было спасти президента? Удивительно, но ответ на данный вопрос предстоит узнать простому учителю! Джейк Эппинг – обычный житель маленького городка, который работает в школе и мало чем отличается от тысяч своих сограждан. Однако волей судьбы именно ему выпадает шанс пройти через временной портал, который находится в подсобке кафе у его давнего приятеля Эла. Хозяин устройства уже давно хотел отыскать убийцу Кеннеди, но болезнь расстроила все планы, поэтому Джейк должен заменить его! Отправиться назад, прямиком в 60-е, прожить там несколько лет, вычислить будущего палача и остановить его в день ужасной трагедии! Сможет ли он изменить ход истории и вообще вернуться назад?

2. Американские боги (Нил Гейман)

«Американские боги» — одна из лучших современных фэнтезийных книг, которая была написана английским писателем Нилом Гейманом в 2001 году.

Америка. Пристанище огромного числа мигрантов со всех уголков света. В поисках лучшей доли люди отправлялись на неизвестный континент, надеясь устроиться там и обрести долгожданное счастье. Однако они путешествовали не одни: каждый приезжий гость вёз с собой частичку родной культуры. Боги, верования, обряды, обычаи — вот истинный багаж переселенцев! Смогут ли разные божества ужиться вместе и что сулит подобное соседство? Выяснить это придётся Тени, главному герою, недавно вышедшему на свободу из тюрьмы. Оказавшись на свободе, он попадает прямиком в череду странных событий и загадочных преступлений, которые нужно распутать.

3. Бегущий за ветром (Халед Хоссейни)

Замыкает тройку лучших книга современного американского писателя Халеда Хоссейни. На свет произведение появилось в 2003 году.

Что такое настоящая дружба? Подчас взрослым оказывается очень трудно ответить на этот вопрос. Гораздо проще детям. Амир и Хасан – два абсолютно разных мальчика, которых связывает настоящая дружба. Вот только один из них аристократ, а второй – бедный слуга! Выходцы из разных социальных слоёв они не обращают внимания на различия, которые так важны для взрослых. Играя, шутя, делясь секретами и впечатлениями, переживая неудачи и познавая скорбь мальчишки постепенно взрослеют, а их дружба лишь становится крепче. Однажды в стране грядут серьёзные перемены, которые проверят их на прочность и разбросают друзей по разным сторонам. Сможет ли уцелеть детская дружба?

4. Песнь Льда и Огня (Джордж Мартин)

Песнь Льда и Огня – одна из самых известных и лучших современных книг в жанре фэнтези. Это целая серия произведений, состоящая из пяти уже опубликованных томов. Еще две книги в проекте. Первая публикация состоялась в 1996 году. Особенную популярность книга получила после выхода сериала «Игра престолов», снятого телеканалом HBO по ее мотивам.

Уникальный фентезийный мир населяют далеко не добрые феи и весёлые гномы. Это мир нескольких мощных держав, которые отчаянно борются за всласть. Их цель - престол Вестероса. Их средства – оружие, козни, убийства и мятежи. Дворец Вертероса наполнен подлыми и алчными людьми, которые жаждут захватить престол любой ценой. Здесь больше нет места честности и благородству. Устраивая нешуточные интриги и организовывая перевороты, заговорщики сделают всё, что расшатать обстановку в королевстве. Однако опасаться стоит не только их, ведь хитрые правители соседних государств тоже не прочь отхватить «лакомый кусок» во время жестокой и слепой смуты! Грядёт настоящая война за власть, готовая навсегда похоронить старый порядок.

5. Дом, в котором… (Мариам Петросян)

«Дом, в котором…» – интересный современный фантастический роман армянской писательницы Мариам Петросян, опубликованный в 2009 году.

На краю города находится дом-интернат для брошенных детей. Это старое и серое место кажется очень неприветливым и угрюмым, но всё не так просто… Попав внутрь, человек может открыть для себя новый, необычный мир в котором больше доброты и света, чем на ярких городских улицах. Воспитанники дома разделены на группы, в каждой из которых есть свой лидер. Здесь нет имён и фамилий – лишь яркие клички. Здесь много непознанного и очень мало привычного. Это миниатюрные общества с их пороками и достоинствами. Дети познают мир, взрослея, меняясь и стараясь отыскать в нём своё место.

6. Книжный вор (Маркус Зузак)

«Книжный вор» — увлекательный современный роман австралийского писателя, написанный в 2006 году.

Лизель Мемингер – маленькая немецкая девочка, детство которой выпало на поистине чудовищное время. В 1939 году нацистский режим достиг своего расцвета, уничтожая непокорных и готовясь поработить мир. Ужас, убийства, грабежи и террор стали ежедневными спутниками жизни тех, кто не устраивал новую власть. После смерти мужа, фрау Мемингер переезжает, стараясь найти для дочери более спокойный уголок. Но тщетно… Оглядываясь по сторонам, Лизель видит творящийся хаос глазами невинного ребёнка, не понимающего этот жестокий и странный мир взрослых. Быстро взрослея ей приходится многое узнать и переосмыслить.

7. Исчезнувшая (Гиллиан Флинн)

«Исчезнувшая» — одна из лучших современных книг в жанре триллер. Произведение было опубликовано в 2012 году и стало основой одноименного фильма.

Как тяжело бывает узнать человека, даже если ты прожил с ним долгие годы! Необычное происшествие переворачивает судьбу главного героя, когда его супруга внезапно исчезает. Во время бурного празднования годовщины их свадьбы, женщина таинственным образом пропадает. Прибывшая полиция обнаруживает кровь и следы борьбы, решая, что мужчина убил супругу и спрятал её тело. Теперь растерянному мужчине остаётся самому разгадать эту невероятную головоломку. Кто знает, может разгадка окажется ещё более чудовищной, чем само исчезновение…

8. Облачный атлас (Дэвид Митчелл)

Роман «Облачный атлас» был написан в 2004 году английским писателем. Его сюжет — это сложное переплетение историй и судеб, которые на первый взгляд ничего не связывает. Американский юрист застрявший на тропическом острове на время ремонта корабля; молодой английский музыкант, вынужденный торговать музыкой и телом, чтобы заработать на кусок хлеба; отважная калифорнийская журналистка, борющаяся против могущественной корпорации; лондонский издатель, сталкивающийся с преступниками после выхода очередного бестселлера; клон из корейской анти-утопии и гавайский старик, наблюдающий закат человеческой цивилизации. Все события и персонажи проходят сложный путь в разных временах постепенно переплетаясь вместе.

9. Когда я был настоящим (Том МакКарти)

Роман Тома МакКарти «Когда я был настоящим» продолжает наш топ 10 лучших современных книг.

Внезапная катастрофа изменила жизнь молодого человека, перечеркнув его прошлое. Он оказывается в длительной коме, из которой ему, к счастью, удаётся выбраться. Но столь долгий процесс не прошёл бесследно: теперь ему нужно учиться жить заново. Ходить, двигаться, работать руками и говорить. Вся прошлая жизнь приходит в виде расплывчатых воспоминаний, а герой бесконечно желает вернуть себя прежнего. Более того, некая крупная корпорация готова платить ему огромные деньги, чтобы оставить в тайне причину случившегося происшествия. Как они связаны? Что случилось в тот день? И как стать полностью прежним?

10. Анафем (Нил Стивенсон)

И завершает десятку лучших современная научно-фантастическая книга «Анафем», написанная американским писателем Нилом Стивенсоном в 2008 году.

Арб – далёкая и загадочная планета, походящая на Землю. Здесь живут люди, поклоняющиеся науке. Науке, которая полностью заменила религию и сумела расколоть общество на два непримиримых лагеря. Хранители науки – монахи, которые некогда были учёными. Они когда-то работали и творили на благо прогресса, но их труд привёл к чему-то ужасному. Теперь монахи живут в обители, закрывшись от внешнего, светского мира. Их жизнь проста, спокойна и размерена, но раз в десять лет наступает особая дата – день, когда две стороны могут поменяться местами. Монахи увидят внешний мир, а светские люди смогут приобщиться к монашескому быту и мировоззрению. Однажды такая перемена привела к ужасающим последствиям, и теперь двум сторонам нужно объединиться, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу!

В "НГ - ExLibris" в номере от 31.01.2008 под заголовком «От Божественной Бутылки мэтра Франсуа Рабле до скандального «Голубого сала» Владимира Сорокина» опубликован весьма любопытный и небесспорный список «100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ-Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру».


«Тысячелетие только началось, можно подводить итоги. В том числе и литературные. Год тоже в самом начале, мы предлагаем вашему вниманию список из 100 лучших, на взгляд редакции «НГ-EL», романов всех времен и народов.
В конце-то концов, а чем мы хуже? Англичане/американцы составляют свои списки великих романов, включая туда или скучную современную англоязычную беллетристику, или еще более скучную, но давным-давно забытую англоязычную беллетристику. Добавив «для объективности» несколько русских романов, несколько вещей из мировой литературы. Мы тоже тенденциозны, мы тоже включаем только то, что знаем, то, в чем уверены, – ведь это именно наш выбор. Мы очень хотим быть объективны, но абсолютная объективность в подобных списках невозможна. Хотя у нас, конечно, намного больше англоязычных романов, нежели у англичан – русских. Мы не обидчивы. И если что нравится, так и говорим – нравится.
Разумеется, романы ныне живущих (или недавно умерших) авторов нам ближе, понятнее, поэтому их больше, чем надо бы. Писали бы мы свой список 100 лет назад, наверняка включили бы Арцыбашева, Вельтмана, Чернышевского, Писемского, Крестовского, Лескова и Мережковского (их и сейчас стоило бы включить, да рассказы и повести у них, как и у многих других невключенных, пожалуй, все-таки лучше) и пр. Разумеется, многие не вошли. Те, без которых литература немыслима. Иван Бунин, например. Или Эдгар По. Или Антон Чехов. Или Кнут Гамсун, автор множества великолепных романов. Но лучшая-то его вещь – «Голод» – повесть! Аналогичная история, кстати, и с Юзом Алешковским. Есть у него романы, но «визитные карточки» – «Маскировка» и «Николай Николаевич» – повести, будь они трижды неладны!
Другие, напротив, вошли «по блату». Вот, скажем, «Евгений Онегин» Пушкина – поэма же, но автор назвал свое произведение «роман в стихах». Значит, роман. С другой стороны, и «Мертвые души» Гоголя, и «Москва–Петушки» Ерофеева, по мнению авторов, – поэмы. Да, поэмы. Но если это не романы, то что тогда романы? То, что пишут Сергей Минаев и Оксана Робски? Так что наша позиция – это не противоречие, это диалектика, наш редакционный произвол.
Несмотря на исключительную распространенность жанра романа, его границы до сих пор недостаточно ясно определены. Большинство литературоведов считают, что жанр крупных повествовательных произведений, именуемых романом, возник в западноевропейской литературе XII–XIII веков, когда стало складываться литературное творчество третьего сословия с торговой буржуазией во главе. Вследствие этого на смену героической эпопее и сказанию-легенде, господствовавшим в античной и феодально-рыцарской литературах, пришел жанр романа. Неспроста Гегель назвал роман «буржуазной эпопеей». Потому не найдете вы в нашем списке ни «Золотого осла» Апулея, ни «Парсифаля» Вольфрама фон Эшенбаха. Исключение сделано лишь для творений Рабле и Сервантеса, которые можно считать романами-эмбрионами, или протороманами.
Повторим: это исключительно наш выбор, субъективный и пристрастный. Мы, как это принято, одних включили зря, других же, напротив, несправедливо игнорировали. Составляйте свой вариант. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
Сам список вы можете увидеть в сегодняшнем номере «НГ-EL». С краткими комментариями. Романы мы расположили в хронологическом порядке (или по времени написания, или по дате первой публикации).

«100 романов, которые, по мнению коллектива редакции «НГ - Ex libris», потрясли литературный мир и оказали влияние на всю культуру»

1. Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532–1553).
Феерия душевного здоровья, грубых и добрых шуток, пародия пародий, каталог всего. Сколько столетий прошло, а ничего не изменилось.

2. Мигель де Сервантес Сааведра. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605–1615).
Пародия, пережившая на много веков пародируемые произведения. Комический персонаж, ставший трагическим и нарицательным.

3. Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб; с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» (1719).
Предельно точное воплощение в художественной форме идей гуманизма эпохи Возрождения. Беллетризованное доказательство того, что отдельно взятая личность имеет самостоятельную ценность.

4. Джонатан Свифт. «Путешествия Лемюэла Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726).
Жизнеописание человека, столкнувшегося с невероятными формами разумной жизни – лилипутами, великанами, разумными лошадьми – и нашедшего не только общий с ними язык, но и много общих черт со своими соплеменниками.

5. Аббат Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731).
На самом деле «Манон...» – это повесть, вставная глава в многотомный роман «Записки знатного человека, удалившегося от света». Но именно эта вставная глава и стала шедевром любовного романа, поразившим не столько современников, сколько потомков, шедевром, затмившим все остальное, написанное Прево.

6. Иоганн Вольфганг Гёте. «Страдания молодого Вертера»(1774).
Говорят, в XVIII веке молодые люди кончали жизнь самоубийством, прочтя этот роман. И сегодня история ранимого человека, не способного отстоять свое «я» пред лицом враждебной действительности, никого не оставляет равнодушным.

7. Лоренс Стерн. «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» (1759-1767).
Обаятельная игра в ничто и в никогда. Тонкий постмодернизм, веселая и легкая борьба остроумного и рискованного. Весь текст – на грани, отсюда, из мнений джентльмена Шенди, возник не только Саша Соколов, не только Битов, но даже и Сигизмунд Кржижановский, увы, рассказчик, а не романист.

8. Шодерло де Лакло. «Опасные связи» (1782).
Нравоучительный роман в письмах из жизни куртуазного XVIII века. Порок плетет хитроумные интриги, заставляя восклицать: «О времена! О нравы!» Однако добродетель все-таки торжествует.

9. Маркиз де Сад. «120 дней Содома» (1785).
Первая в истории мировой литературы компьютерная игра с отрезанными частями тел и душ кукольных персонажей, многоуровневая резалка-душилка-сжигалка. Плюс черный-черный юмор в черной-черной комнате черной-черной ночью. Страшно, аж жуть.

10. Ян Потоцкий. «Рукопись, найденная в Сарагосе» (1804).
Лабиринтоподобный роман-шкатулка в новеллах. Читатель попадает из одной истории в другую, не успевая перевести дух, а их всего 66. Удивительные приключения, драматические события и мистика высшей пробы.

11. Мэри Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818).
Готическая история, выпустившая на волю целый «выводок» тем и персонажей, впоследствии подхваченных многими и эксплуатируемых до сих пор. Среди них и искусственный человек, и творец, несущий ответственность за свое произведение, и трагически одинокий монстр.

12. Чарльз Мэтьюрин. «Мельмот-скиталец» (1820).
Настоящий готический роман, полный тайн и ужасов. Парафраз на тему Вечного Жида Агасфера и Севильского Обольстителя Дон-Жуана. А также роман искушений, разнообразных и неодолимых.

13. Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа» (1831).
Самый страшный роман Бальзака, первого и лучшего на сегодняшний день автора сериалов. «Шагреневая кожа» – тоже часть его большого сериала, просто кусочек все меньше и меньше, дочитывать очень не хочется, но влечет в пропасть уже неудержимо.

14. Виктор Гюго. «Собор Парижской Богоматери» (1831).
Апология романтики и социальной справедливости на материале французского Средневековья, до сих пор имеющая массу поклонников – хотя бы в виде одноименного мюзикла.

15. Стендаль. «Красное и черное »(1830–1831).
Достоевский сделал из этого – из газетной криминальной хроники – тенденциозный обличительный памфлет с философией. У Стендаля вышла любовная история, где все виноваты, всех жалко, и главное – страсти!

16. Александр Пушкин. «Евгений Онегин» (1823–1833).
Роман в стихах. История любви и жизни «лишнего человека» и энциклопедия русской жизни, о чем благодаря критику Белинскому нам известно со школы.

17. Альфред де Мюссе. «Исповедь сына века» (1836).
«Герой нашего времени», написанный Эдуардом Лимоновым, только без мата и любвеобильных афроамериканцев. Любвеобильности, впрочем, довольно и здесь, полно тоски, отчаяния и жалости к себе, но есть и трезвый расчет. Сволочь я последняя, говорит лирический герой. И он безусловно прав.

18. Чарльз Диккенс. «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837).
На удивление смешное и позитивное произведение английского классика. Вся старая Англия, все лучшее, что в ней было, воплотилось в образе благородного, добродушного и оптимистичного старика – мистера Пиквика.

19. Михаил Лермонтов. «Герой нашего времени» (1840).
История «лишнего человека», ставшего тем не менее, а точнее, именно поэтому примером для подражания многих поколений юношей бледных.

20. Николай Гоголь. «Мертвые души »(1842).
Трудно найти более масштабную картину русской жизни на самом глубинном, мистическом ее уровне. Да еще написанную с таким сочетанием юмора и трагизма. В ее героях видят и точные портреты, написанные с натуры, и изображения злых духов, отягощающих нацию.

21. Александр Дюма. «Три мушкетера» (1844).
Один из самых известных историко-авантюрных романов – энциклопедия французской жизни эпохи Людовика XIII. Герои-мушкетеры – романтики, кутилы и дуэлянты – до сих пор остаются кумирами юношей младшего школьного возраста.

22. Уильям Теккерей. «Ярмарка тщеславия»(1846).
Сатира, только сатира, никакого юмора. Все против всех, снобы сидят на снобах и обвиняют друг друга в снобизме. Некоторые современники смеялись, потому что не знали, что над собой смеялись. Сейчас тоже смеются, и тоже потому, что не знают, что изменилось время, а не люди.

23. Герман Мелвилл. «Моби Дик» (1851).
Роман-притча об американских китобоях и последствиях одержимости одним-единственным несбыточным желанием, целиком порабощающим человека.

24. Гюстав Флобер. «Мадам Бовари» (1856).
Роман, попавший на скамью подсудимых еще в виде журнальной публикации – за оскорбление нравственности. Героиню, принесшую в жертву любви семейные узы и репутацию, так и тянет назвать французской Карениной, но «Мадам» опередила «Анну» на двадцать с лишним лет.

25. Иван Гончаров. «Обломов» (1859).
Самый русский герой самого русского романа о русской жизни. Нет ничего прекраснее и губительнее обломовщины.

26. Иван Тургенев. «Отцы и дети» (1862).
Антинигилистическая сатира, ставшая революционным руководством к действию, потом снова сатирой, скоро опять будет руководством. И так без конца. Потому что Енюша Базаров вечен.

27. Майн Рид. «Всадник без головы» (1865).
Самый нежный, самый американский, самый романтический из всех американских романов. Потому, наверное, что писал британец, действительно влюбленный в Техас. Он нас пугает, а нам не страшно, за это мы его еще больше любим.

28. Федор Достоевский. «Преступление и наказание» (1866).
Роман контрастов. Наполеоновские планы Роди Раскольникова приводят его к вульгарнейшему преступлению. Ни размаха, ни величия – только мерзость, грязь и неприятный привкус во рту. Даже краденым он не может воспользоваться .

29. Лев Толстой. «Война и мир» (1867–1869).
Война, мир и обитаемая вселенная человеческого духа. Эпопея о любой войне, о любой любви, о любом обществе, о любом времени, о любом народе.

30. Федор Достоевский. «Идиот» (1868–1869).
Попытка создать образ положительно прекрасного человека, которую можно считать единственно удавшейся. А что князь Мышкин – идиот, так это как раз нормально. Как и то, что все кончается крахом.

31. Леопольд фон Захер-Мазох. «Венера в мехах» (1870).
Работу по эротизации страдания, начатую Тургеневым, продолжил его австрийский почитатель. В России, где страдание относится к «самым главным, самым коренным духовным потребностям» (если верить Федору Достоевскому), роман вызывает неослабевающий интерес.

32. Федор Достоевский. «Бесы» (1871–1872).
О русских революционерах – атеистах и нигилистах – второй половины XIX века. Пророчество и предупреждение, которым, увы, не вняли. А кроме того, убийства, самоубийства, причуды любви и страсти.

33. Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (1876) / «Приключения Гекльберри Финна» (1884).
Роман из двух книг. Предтеча постмодернизма: одни и те же события показаны глазами двух мальчиков – помладше (Том) и постарше (Гек).

34. Лев Толстой. «Анна Каренина» (1878).
Яростная любовная история, бунт замужней женщины, ее борьба и поражение. Под колесами поезда. Плачут даже воинствующие феминистки.

35. Федор Достоевский. «Братья Карамазовы» (1879–1880).
Отцеубийство, в котором – так или иначе – замешаны все сыновья Федора Карамазова. Фрейд прочитал и придумал Эдипов комплекс. Для русских же главное: есть ли Бог и бессмертие души? Если есть, то не все дозволено, а если нет, то извините.

36. Михаил Салтыков-Щедрин.«Господа Головлевы» (1880–1883).
Вершина литературной деятельности самого жесткого русского сатирика XIX века, окончательный приговор крепостническому строю. Необычайно рельефное изображение уродливого семейства – людей, исковерканных совокупностью физиологических и общественных условий.

37. Оскар Уайльд. «Портрет Дориана Грея» (1891).
Волшебная, сказочная, чудесная, трогательная и воздушная история стремительного превращения молодого негодяя в старую сволочь.

38. Герберт Уэллс. «Машина времени» (1895).
Один из столпов современной социальной фантастики. Первым продемонстрировал то, что по времени можно передвигаться взад и вперед, а также то, что легкий жанр способен поднимать очень даже серьезные проблемы.

39. Брэм Стокер. «Дракула» (1897).
Мостик между размеренной викторианской литературой и энергичной приключенческой прозой ХХ века. Произведение, сначала превратившее мелкого православного князька, балансировавшего между исламской Турцией и католической Германией, в воплощение абсолютного Зла, а потом сделавшее его кинозвездой.

40. Джек Лондон. «Морской волк »(1904).
Морская романтика – только фон для портрета капитана Ларсона, удивительной личности, сочетающей грубую силу и философскую мысль. Позже такие люди становились героями песен Владимира Высоцкого.

41. Федор Сологуб. «Мелкий бес »(1905).
Самая реалистическая вещь из всей декадентской литературы. История о том, до чего доводят зависть, злость и предельный эгоизм.

42. Андрей Белый. «Петербург» (1913–1914).
Роман в стихах, написанный прозой. К тому же про террористов и российскую государственность.

43. Густав Майринк. «Голем» (1914).
Завораживающий оккультный роман, действие которого происходит на грани яви и сна, мрачных улочек пражского гетто и запутанных лабиринтов авторского сознания.

44. Евгений Замятин. «Мы» (1921).
Идеальное тоталитарное государство, увиденное глазами математика. Литературное доказательство того, что социальную гармонию невозможно проверить алгеброй.

45. Джеймс Джойс. «Улисс» (1922).
Роман-лабиринт, из которого на сегодняшний день еще никто не сумел выбраться живым. Ни один литературный Тесей, ни один литературный Минотавр, ни один литературный Дедал.

46. Илья Эренбург. «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922).
Сатира, в которой в качестве главного героя Хулио Хуренито выведен XX век. Книга, некоторые страницы которой оказались пророческими.

47. Ярослав Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» (1921–1923).
Здравый смысл во время чумы. Герой, которого объявляют идиотом за то, что он – единственный нормальный. Самая смешная книга про войну.

48. Михаил Булгаков. «Белая гвардия» (1924).
Тонущий корабль прошлого ничто и никто не может спасти. Тем заманчивее игрушечный домик, где будут по-настоящему убиты настоящие солдаты, проигравшие войну против своего народа.

49. Томас Манн. «Волшебная гора» (1924).
Завтра была война. Только Первая мировая. А так и впрямь – Волшебная гора. Там, наверху, где горы, хочется отсидеться, убежать от чумы (любой, она во все времена и во всех странах примерно одинакова), да только нельзя. Волшебство не работает, внизу уже ждут, и у них очень хорошие аргументы.

50. Франц Кафка. «Процесс» (1925).
Один из самых сложных и многоплановых романов XX века, породивший сотни взаимоисключающих интерпретаций во всем диапазоне от занимательно рассказанного сновидения до аллегории метафизического поиска Бога.

51. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби» (1925).
Роман эпохи американского «Джазового века». Литературоведы до сих пор спорят: то ли автор похоронил в нем великую американскую мечту, то ли просто сожалеет о вечном опоздании сегодняшнего дня, зажатого между памятью о прошлом и романтическим обещанием будущего.

52. Александр Грин. «Бегущая по волнам» (1928).
Прекраснодушная романтическая феерия, помогающая вот уже которому по счету поколению молодых людей и девушек пережить пубертатный период и обрести веру в Добро и Свет и в собственное высшее предназначение.

53. Илья Ильф, Евгений Петров. «Двенадцать стульев» (1928).
Плутовской роман эпохи построения социализма с главным героем-авантюристом Остапом Бендером. Сатира на советское общество 1920-х – на грани антисоветчины, к счастью, почти не замеченной цензорами тех лет.

54. Андрей Платонов. «Чевенгур» (1927–1929).
История построения коммунизма в отдельно взятом селе. Может быть, самый тревожный роман о взрыве мессианских и эсхатологических настроений в первые послереволюционные годы.

55. Уильям Фолкнер. «Шум и ярость» (1929).
Скромное обаяние волшебного американского Юга. Легенды, сказки, мифы. Они не отпускают, они до сих пор аукаются американцам, потому что надо бояться прошлого. Фолкнер придумывает американский Зурбаган, только там и можно спастись.

56. Эрнест Хемингуэй. «Прощай, оружие!» (1929).
Военная проза, заокеанская военная проза. Война без войны, мир без мира, люди без лиц и глаз, зато со стаканами. Стаканы полны, но пьют из них медленно, потому что мертвые не пьянеют.

57. Луи Фердинанд Селин. «Путешествие на край ночи» (1932).
Стильная и утонченная чернуха. Без надежды. Трущобы, нищета, война, грязь, и никакого просвета, никакого луча, одно темное царство. Даже трупов не видно. Но они есть, путешествие должно продолжаться, пока Харону весело. Специально для толерантных оптимистов.

58. Олдос Хаксли. «О, дивный новый мир» (1932).
Интерпретаторы спорят: утопия это или антиутопия? Как бы то ни было, Хаксли удалось предвосхитить блага и язвы современного «общества потребления».

59. Лао Шэ. «Записки о Кошачьем городе» (1933).
Кошки тут ни при чем. Даже лисы, традиционные для китайцев, тоже ни при чем. Это власть, это читатели в штатском пришли и стучат в дверь. Начинается весело и аллегорично, кончается китайской камерой пыток. Очень красиво, очень экзотично, только хочется выть и рычать, а не мяукать.

60. Генри Миллер. «Тропик Рака» (1934).
Стон и вой самца, тоска по городам и годам. Самое физиологически грубое стихотворение в прозе.

61. Максим Горький. «Жизнь Клима Самгина» (1925–1936).
Почти эпопея, политическая листовка, написанная почти стихами, агония интеллигенции начала века – актуальная и в конце его, и в середине.

62. Маргарет Митчелл. «Унесенные ветром» (1936).
Гармоничное сочетание женской прозы с эпической картиной американской жизни времен Гражданской войны Севера и Юга; вполне заслуженно стал бестселлером.

63. Эрих Мария Ремарк. «Три товарища» (1936–1937).
Один из самых известных романов на тему «потерянного поколения». Люди, прошедшие через горнило войны, не могут уйти от призраков прошлого, но именно военное братство сплотило трех товарищей.

64. Владимир Набоков. «Дар» (1938–1939).
Пронзительная тема изгнания: русский эмигрант живет в Берлине, пишет стихи и любит Зину, а Зина любит его. Знаменитая IV глава – жизнеописание Чернышевского, лучшее из всех существующих. Сам автор говорил: «Дар» не о Зине, а о русской литературе.

65. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита» (1929–1940).
Уникальный синтез сатиры, мистерии и любовной истории, созданный с дуалистических позиций. Гимн свободному творчеству, за которое обязательно воздастся – пусть даже после смерти.

66. Михаил Шолохов. «Тихий Дон» (1927–1940).
Казачья «Война и мир». Война во времена Гражданской войны и мир, который до основанья мы разрушим, чтобы потом ничего и никогда больше не строить. Роман умирает ближе к концу романа, удивительный случай в литературе.

67. Роберт Музиль. «Человек без свойств» (1930–1943).
Много лет Музиль подгонял одну к другой до предела отшлифованные строки. Неудивительно, что филигранный роман так и остался недописанным.

68. Герман Гессе. «Игра в бисер» (1943).
Философская утопия, написанная в разгар самой страшной войны XX века. Предвосхитила все основные черты и теоретические построения эпохи постмодернизма.

69. Вениамин Каверин. «Два капитана» (1938–1944).
Книга, призывавшая советскую молодежь «бороться и искать, найти и не сдаваться». Однако романтика дальних странствий и научного поиска пленяет и притягивает до сих пор.

70. Борис Виан. «Пена дней» (1946).
Изящный французский Хармс, иронист и постмодернист, вывалял всю современную ему культуру в перьях и алмазах. Культура не может отмыться до сих пор.

71. Томас Манн. «Доктор Фаустус» (1947).
Композитор Адриан Леверкюн продал душу дьяволу. И стал сочинять великолепную, но ужасающую музыку, где звучат адский хохот и чистый детский хор. В его судьбе отражается судьба немецкой нации, уступившей соблазну нацизма.

72. Альбер Камю. «Чума» (1947).
Роман-метафора о «чуме XX века» и той роли, которую вторжение зла играет в экзистенциальном пробуждении человека.

73. Джордж Оруэлл. «1984» (1949).
Антиутопия, проникнутая затаенным страхом западного общества перед советским государством и пессимизмом в отношении человеческой способности противостоять социальному злу.

74. Джером Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (1951).
Трогательный подросток Холден Колфилд, который не хочет (и не может) быть как все. Именно за это его все сразу и полюбили. Как в Америке, так и в России.

75. Рей Бредбери. «451 по Фаренгейту» (1953).
Антиутопия, которая давно сбылась. Книги сейчас не сжигают, их просто не читают. Перешли на другие носители информации. Бредбери, который всегда писал про деревню (ну пусть марсианскую или какую еще, но все равно – деревню), тут особенно яростен. И абсолютно прав в своей ярости.

76. Джон Р. Р. Толкин. «Властелин колец» (1954–1955).
Трехтомная сага-сказка о борьбе Добра и Зла в вымышленном мире, предельно точно отразившая чаяния людей ХХ века. Заставила миллионы читателей переживать за судьбы гномов, эльфов и мохноногих хоббитов, как за своих соплеменников. Сформировала жанр фэнтези и породила множество подражателей.

77. Владимир Набоков. «Лолита» (1955; 1967, русская версия).
Шокирующая, но литературно изощренная история о преступной страсти взрослого мужчины к малолетке. Однако похоть здесь странным образом оборачивается любовью и нежностью. Много трогательного и забавного.

78. Борис Пастернак. «Доктор Живаго» (1945–1955).
Роман гениального поэта, роман, получивший Нобелевскую премию по литературе, роман, убивший поэта – убивший физически.

79. Джек Керуак. «На дороге» (1957).
Одно из культовых сочинений культуры битников. Поэтика американской автострады во всем ее грубом обаянии. Погоня за хипстером, которая оканчивается ничем. Но гнаться интересно.

80. Уильям Берроуз. «Голый завтрак» (1959).
Еще одно культовое сочинение культуры битников. Гомосексуальность, извращения, глюки и прочие ужасы. Интерзона, населенная тайными агентами, безумными докторами и всевозможными мутантами. А в целом – истерический рапсод, отталкивающий и завораживающий.

81. Витольд Гомбрович. «Порнография» (1960).
Несмотря на то что провокационное название не соответствует содержанию, никто из тех, кто осилил этот чувственно-метафизический роман, не остался разочарованным.

82. Кобо Абэ. «Женщина в песках» (1962).
Русская тоска без русских просторов. Побег по вертикали. Из небоскребов в песочную яму. Побег без права вернуться, без права остановиться, без права передохнуть, без каких бы то ни было прав вообще. Женщина может только укрыть песком, только засыпать. Что она и делает. Побег считается удачным: беглец не найден.

83. Хулио Кортасар. «Игра в классики» (1963).
Роман, сотканный из романов. Интерактивные игры, позвоните, господин читатель, в прямой эфир, я сделаю, как вы скажете. Латиноамериканцы любят играть, они очень азартны. Этот роман – игра в азартные литературные игры по-крупному. Некоторые выигрывают.

84. Николай Носов. «Незнайка на Луне» (1964–1965).
Роман-сказка. Только здесь очень мало сказки, но очень много смешного и страшного. Самая точная, самая сбывшаяся антиутопия ХХ века. И сейчас еще эта книга все сбывается и сбывается.

85. Джон Фаулз. «Волхв» (1965).
Жизнь и ужасающие приключения души и смысла современных робинзонов крузо на, увы, обитаемом острове сплошных кошмаров. Никто никогда не простит никому и ничего.

86. Габриэль Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества» (1967).
Полная драматизма история вымышленного города Макондо, основанного пассионарным лидером-тираном, интересующимся мистическими тайнами Вселенной. Зеркало, в котором отразилась реальная история Колумбии.

87. Филип К. Дик. «Снятся ли роботам электроовцы» (1968).
Произведение, задавшееся вопросом «А те ли мы, за кого себя принимаем, и такова ли реальность, какой ее видят наши глаза?». Заставило обратиться к фантастике серьезных философов и культурологов и заодно заразило специфической паранойей несколько поколений писателей и кинематографистов.

88. Юрий Мамлеев. «Шатуны» (1968).
Метафизический роман о таинственном эзотерическом кружке, члены которого разными способами пытаются вырваться из обыденного мира в запредельное.

89. Александр Солженицын. «В круге первом» (1968).
Роман о «хорошем» лагере, роман о том, что, казалось бы, не так страшно, оттого, видимо, и действует так сильно. В полном кошмаре уже ничего не чувствуешь, а здесь – когда «можно жить» – здесь и понимаешь, что жизни нет и быть не может. Роман даже не лишен юмористических сцен и от этого тоже действует еще сильнее. Не забудем, что круг, может, и первый, но это не спасательный круг, а один из кругов колымского ада.

90. Курт Воннегут. «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969).
Смешной и безумный роман в шизофренически-телеграфном стиле. Бомбардировка Дрездена американцами и англичанами в 1945-м, инопланетяне, уволакивающие Билли Пилигрима на планету Тральфамадор. И «такие дела», произносимые всякий раз, когда кто-нибудь умирает.

91. Венедикт Ерофеев. «Москва–Петушки» (1970).
Подпольная энциклопедия русской духовной жизни второй половины ХХ века. Смешная и трагическая Библия дервиша, алкоголика и страстотерпца – кому что ближе.

92. Саша Соколов. «Школа для дураков» (1976).
Один из тех редких романов, в которых важнее не что, а как. Главный герой отнюдь не мальчик-шизофреник, а язык – сложный, метафоричный, музыкальный.

93. Андрей Битов. «Пушкинский дом» (1971).
Об обаятельном конформисте, филологе Леве Одоевцеве, который уходит из гнусных «совковых» 1960-х в золотой XIX век, дабы не замараться. Воистину энциклопедия советской жизни, органичная часть которой – великая русская литература.

94. Эдуард Лимонов. «Это я – Эдичка» (1979).
Роман-исповедь, ставший одним из самых шокирующих книг своего времени благодаря предельной авторской откровенности.

95. Василий Аксенов. «Остров Крым» (1979).
Тайваньский вариант российской истории: Крым в Гражданскую не достался большевикам. Сюжет фантастический, но чувства и поступки героев – настоящие. И благородные. За что им и приходится заплатить очень дорого.

96. Милан Кундера. «Невыносимая легкость бытия» (1984).
Интимная жизнь на фоне политических катаклизмов. А вывод – любой выбор неважен, «то, что произошло однажды, могло совсем не происходить».

97. Владимир Войнович. «Москва 2042» (1987).
Самое изощренное сочинение писателя. Четыре утопии, вставленные друг в друга, как матрешки. Трюки с хронотопом и прочие забавы. А также – самые эксцентричные проявления российского менталитета во всей красе.

98. Владимир Сорокин. «Роман» (1994).
Книга прежде всего для писателей. Роман, герой «Романа», приезжает в типично русскую деревню, где живет типично деревенской жизнью – все как в реалистических романах ХIХ века. Но финал – особый, сорокинский – символизирует конец традиционного романного мышления.

99. Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота» (1996).
Буддийский триллер, мистический боевик о двух эпохах (1918 год и 1990-е). Которая из эпох настоящая – неизвестно, да и не важно. Острое чувство жизни в разных измерениях, сдобренное фирменной иронией. Иногда даже захватывает дух. Страшно и весело.

100. Владимир Сорокин. «Голубое сало» (1999).
Самый скандальный роман этого автора. Бурный сюжет, водоворот событий. Завораживающая игра с языком – как в симфонии. Китаизированная Россия будущего, Сталин и Гитлер в прошлом и много еще чего. А в целом, когда дочитаешь, пробивает до слез.

Среди крупнейших издательских компаний мира лидируют те, кто действует в области профессионального и научного книгоиздания, с сильным упором на цифровые продукты. Кроме того, к европейским и американским компаниям, традиционно доминирующим на мировом книжном рынке, все ближе подбираются быстро развивающиеся азиатские — издательства Южной Кореи и Китая. Об этом свидетельствует очередной рейтинг крупнейших издательских компаний мира, опубликованный в преддверии Франкфуртской книжной ярмарки.

Очередной рейтинг лидеров мирового книгоиздания подготовил консультант Рюдигер Вайсенбарт (Rudiger Wischenbart) в рамках проекта «Глобальный рейтинг издательской индустрии» (Global Ranking of the Publishing Industry). Это совместный проект французского профессионального журнала «Ливр эбдо» (Livres Hebdo) и немецкой компании «Рюдигер Вайсенбарт контент и консалтинг» (Ruediger Wischenbart Content and Consulting). С 2007 года рейтинг ежегодно публикуется профессиональными журналами «Ливр эбдо», «Бухрепорт» (Buchreport, Германия), «Букселлер» (The Bookseller, Великобритания), «Паблишерс уикли» (Publishers Weekly, США). В рейтинг включены издательские группы с оборотом в 2008 году свыше 250 млн. долл. США.

Место Место Название компании Название Страна Оборот, млн. евро
2008 2007 «родительской» 2008 2007 2006
Группы

1 2 Пирсон (Pearson) Pearson Великобритания 5,044 4,812 5,616

2 4 Рид Эльзевир Reed Elsevier Великобритания- 4,586 4,217 5,851

(Reed Elsevier) Голландия

3 1 Томсон Рейтерс The Woodbridge Канада 3,485 4,998 —

(Thomson Reuters) Company Ltd

4 5 Уолтерс Клювер Wolters Kluwer Голландия 3,374 3,413 3,693

(Wolters Kluwer)

5 3 Бертельсманн Bertelsmann Германия 2,980 4,392 4,612

(Bertelsmann)

6 6 Ашетт ливр Lagardere Франция 2,159 2,130 1,975

(Hachette Livre)

7 7 Макгроу-хилл McGraw-Hill США 1,794 1,853 —

Эдьюкейшн (McGraw-

Hill Education)

8 13 Групо Планета Grupo Planeta Испания 1,760 1,000 1,015

(Grupo Planeta)

9 10 Де Агостини эдиторе Gruppo Италия — — 1,668

(De Agostini Editore) De Agostini

10 11 Сколастик (Scholastic) Scholastic Corp США 1,499 1,493 —

11 9 Хьюгхтон Миффлин Education Media США- 1,712 —

Харкурт (Houghton and Publishing Каймановы

Mifflin Harcourt) Group острова

12 12 Хольцбринк Verlagsgruppe Германия — — 1,324

(Holtzbrinck) Georg von

Holtzbrinck

13 15 Сенгейдж лёрнинг Apax Partners Великобритания 1,172 968 —

(Cengage Learning) et al.

14 21 Уайли (Wiley) John Wiley США 1,139 846 —

& Sons

15 14 Информа (Informa) Informa Великобритания 1,028 997 978

16 16 ХарперКоллинз News Corp США-Австралия 944 923 —

(HarperCollins)

17 18 Шокакукан Shokakukan Япония 927 901 —

(Shokakukan)

18 20 Шуэйша (Shueisha) Shueisha Япония 902 852 —

19 19 Коданша (Kodansha) Kodansha Япония 886 885 908

20 17 Шпрингер сайенс Cinven Великобритания- 880 906 924

И бизнес медиа and Candover Германия-Италия-

(Springer Science Франция

And Business Media)

Как показывает анализ, в первой десятке ведущих издательских групп только пять серьезно занимаются выпуском книг для широкого потребителя: «Пирсон» (издательство «Пингвин» (Penguin)), «Бертельсманн» (издательство «Рэндом хаус» (Random House)), «Ашетт ливр», «Планета» (недавно поглотившая французское издательство «Едитис» (Editis)) и «Де Агостини». Кстати, штаб-квартиры всех этих групп находятся в Европе.

Многие издательские корпорации сейчас переживают экономические трудности, связанные с кризисом, и реорганизацию. Так, в прошлом году группа «Томсон» продала свое образовательное отделение, которое теперь действует под названием «Сенгейдж лёрнинг» и занимает 13-е место в рейтинге. Но даже при этом традиционный издательский бизнес в «Томсон» позволил группе остаться в первой тройке.

Большинство лидирующих издательских групп определяют свой бизнес скорее как «профессиональную информацию», а не как «книгоиздание», и активно занимаются освоением новых цифровых возможностей. В то же время дигитализация создает немало трудностей, особенно для тех компаний, которые действуют в области образовательного книгоиздания. Традиционное книгоиздание ныне превратилось лишь в одну, причем далеко не самую главную, опору крупнейших издательских корпораций.

Еще двадцать лет назад российский издательский рынок был весьма скромен. Сегодня, как и в прочих сферах коммерческой деятельности, здесь царит высокая конкуренция. Издательские предприятия отличаются друг от друга размером, тематикой выпускаемой литературы и рядом других признаков. В этой статье перечислены основные издательства России. Список подобных организаций в первую очередь заинтересует авторов, мечтающих увидеть свои творения на бумажном носителе, а также предпринимателей, основной деятельностью которых является реализация книжной продукции.

Электронный или бумажный носитель?

Существует мнение, что электронные приспособления вскоре вытеснят бумажные носители. Книга в классическом варианте превратится в раритетную вещь. Однако это мнение опровергает обширный перечень, в который входят крупные и мелкие издательства России. Список таких компаний с развитием компьютерных технологий отнюдь не сокращается. Издательское дело процветает, несмотря на сумасшедшую популярность различных электронных носителей.

Кого может заинтересовать издательская деятельность?

Продавать книги и создавать художественные или публицистические произведения - это абсолютно разные виды деятельности. В первом случае речь идет о реализации продукции. Во втором - о творческом процессе. Однако в любом случае речь идет о получении прибыли с реализации печатной продукции. Первым шагом как для книготорговца, так и для русскоязычного писателя должно быть изучение рейтинга организаций, известных под словосочетанием «издательства России». Список их приведен ниже. Однако прежде чем приступить к описанию издательских домов, следует несколько слов сказать об основных видах и специфике их работы.

Издательство и магазин

В любом бизнесе существуют свои правила, знание которых все же не гарантирует успех. Перед тем, кто решил открыть свой книжный магазин, стоит непростая задача. Ассортимент печатной продукции довольно широк. И при закупке книг следует учитывать не собственные литературные пристрастия, а особенности современной жизни. А потому, владельцам книжной лавки приходиться налаживать сотрудничество с рядом поставщиков. Одни издательства специализируются на переиздании Другие - на произведениях современных авторов. Под логотипами третьего типа издательств выпускаются преимущественно учебные материалы.

Одним из популярнейших направлений в литературе сегодня является фэнтези. Но если полки книжного магазина будут заполнены исключительно подобными изданиями, бизнесмен рискует обанкротиться в считаные месяцы. Чехова и Толстого в России все еще читают. Публикацией произведений Цвейга и Ремарка также занимаются многие издательства России. Список этих организаций должен знать начинающий предприниматель в первую очередь. Ведь книжную продукцию можно классифицировать не только по тематике, но по формату, а соответственно - стоимости.

Роман «Преступление и наказание» можно приобрести за сто-двести рублей. Но стоимость издания, имеющего то же название, порою составляет сумму в три-четыре раза выше. Откуда такая разница? Все дело в различных показателях качества продукции, которую выпускают книжные издательства России. Список, который можно увидеть в разделе «каталог книг» на сайте одной из подобных организаций, может включать товары с идентичными наименованиями, но разной стоимостью. Цена формируется на основе типа переплета и качества оформления. Кроме того, существуют узкоспециализированные книжные издательства России. Список товаров в таких компаниях ограничивается книгами в недорогом мягком переплете. Встречаются и предприятия, которые выпускают исключительно дорогостоящие подарочные издания.

Издательство и автор

Многие начинающие и неопытные авторы пребывают в иллюзии, что их творения интересны широкому кругу читателей. К такому убеждению они приходят на основании положительных отзывов родных и друзей. Талантливое произведение прочитал близкий родственник автора и пришел к выводу, что этот шедевр непременно должен увидеть свет. И новоиспеченный писатель полагает, что специалисты издательского дела с нетерпением возьмутся за продвижение его книги. В действительности дело обстоит несколько иначе.

Можно на две категории разделить все издательства книг в России. Список состоит из коммерческих и бюджетных организаций. В этой статье мы рассматриваем, прежде всего, издательские дома первой категории. Даже если начинающий автор написал действительно хорошую книгу, это не гарантирует, что она окажется на полке крупного книжного магазина. Издатель - это бизнесмен, который стремится совершать выгодные вложения. Затрачивать финансы на раскрутку малоизвестного автора - мероприятие, которое нельзя назвать прибыльным.

Книги, которые не издавали

Истории известно немало случаев, когда безумно популярные сегодня произведения были изданы лишь после многократных мучительных попыток их создателей. Более десяти раз Джоан Роулинг отправляла истории о Гарри Поттере в издательства, прежде чем стала известной. Знаменитый роман был отвергнут издателями более тридцати раз. «Лолиту» Набокова много лет не желали принимать американские представители книжного бизнеса. А автор «Повелителя мух» получил двадцать один отказ. И только двадцать вторая попытка Голдинга опубликовать свое произведение увенчалась успехом.

Неужели издать книгу - непосильная задача? И да, и нет. Дорогу осилит идущий. Но прежде, он должен вооружиться. Издательства книг в России, список которых представлен в этой статье, это довольно специфические организации. Начинающий писатель должен обладать максимально полной информацией о деятельности самых крупных и значимых из них. Нужно понимать, что каждая из этих компаний находится в постоянном поиске авторов, творчество которых способно принести прибыль.

В России талантливых людей немало. Но еще больше графоманов. А потому просматривают ежедневно множество рукописей. Издание произведения нового автора - огромный риск. А потому, даже талантливый писатель должен приложить массу усилий, дабы на его творение обратили внимание. Он должен обойти не одного издателя. При этом обращаться именно в те организации, специализация которой соответствует теме рукописи.

Издательства России: список

Художественная литература в книжных магазинах представлена продукцией под различными торговыми марками. К самым крупным издательствам относятся следующие компании:

  • «Белый город».
  • «Эксмо».
  • «Художественная литература».

У каждой из вышеперечисленных организаций есть свои принципы работы с новыми авторами. И, безусловно, эти издательства не ограничиваются сотрудничеством с представителями жанра художественной литературы.

АСТ

На издательском рынке эта компания занимает лидирующее положение. АСТ начала свою деятельность в 1990 году. Ежегодно издательство выпускает около сорока миллионов экземпляров. Основные направления АСТ:

  1. Художественная литература
  2. Детская литература
  3. Прикладная литература.

В издательстве действует отдел, специализирующийся на поиске новых авторов. Прежде всего, сотрудников этой компании интересует сентиментальная и остросюжетная проза. Компьютерная и также может заинтересовать специалистов редакционного отдела. Рукописи рассматриваются до трех месяцев и как и в прочих подобных организациях, не рецензируются. В случае если произведение нового автора не заинтересовало сотрудников издательства, звонить, писать и тем более обосновывать свой отказ они не будут.

«Белый город»

Продвижением начинающих авторов эта организация не занимается. Но «Белый город» занимает особое место на рынке печатной продукции. Издательства России, рейтинг которых на протяжении нескольких лет неизменно включает такие названия, как «АСТ» и «ЭКСМО», составлен на основе деятельности двадцати самых крупных представителей книжного бизнеса. «Белый город» также входит в эту двадцатку. Это издательство специализируется на выпуске подарочных экземпляров. В ассортименте товаров «Белого города» преобладают различные альбомы и сборники. Стоимость подарочного издания в кожаном переплете может достигать двухсот тысяч рублей.

«Эксмо»

Книгами, на обложках которых присутствует эта наполнены полки книжных магазинов по всей стране. «Эксмо» входит в перечень «Лучшие издательства России». Список «Учебники и другая познавательная литература» состоит из книг, выпускаемых различными компаниями. Но далеко не последнее место в нем занимает «Эксмо». И это несмотря на то что издательство выпускает книги различных жанров. Спектр его деятельности чрезвычайно широк. Ниже представлен список жанров. По многообразию книжного ассортимента «Эксмо» оставляет далеко позади прочие издательства России.

  • Учебная литература.
  • Художественная литература.
  • Литература на иностранных языках.
  • Познавательная литература.
  • Дом и досуг.
  • Детская литература.
  • Бизнес-литература.

Особого внимания достойны детские издательства России. Список их небольшой и состоит из компаний, которые выпускают не только литературу для юных читателей. В этот перечень также можно включить «Эксмо». Одно из самых крупных издательств регулярно пополняет свой ассортимент новой книжной продукцией для детей. Как правило, это произведения русских, советских и зарубежных классиков. Новые авторы, пишущие в этом жанре, сотрудников издательства «Эксмо» мало интересуют. Впрочем, согласно утверждению профессионалов книжного дела, детская литература наряду с поэзией, является самым малоперспективным жанром для начинающих авторов.

Помимо вышеперечисленных предприятий, внимания достойны и другие издательства России. Список «Учебная литература для СПО» наиболее полно представлено в ассортименте организации, о которой пойдет речь ниже.

«Среднее профессиональное образование»

Это издательство относится к категории некоммерческих. Специализация «СПО» - выпуск учебной и методической литературы. Научные издательства России, список которых не столь обширен по сравнению с перечнем компаний, издающих художественную литературу, возглавлен именно некоммерческой организацией «Среднее профессиональное образование». Направления деятельности этого издательства - выпуск литературы для научных работников, преподавателей, студентов вузов и аспирантов.

Какие еще стоит назвать издательства России? Список, адреса и основная направленность самых популярных из них представлена ниже.

Издательства литературы для детей

«Детская литература» - старейшая организация из тех, которые специализируются на выпуске книг для детей. В ассортимент товаров входит познавательная, художественная литература и книги для самых маленьких. Адрес организации: г. Москва, 2-й Донской проезд, д. 4.

«Вече» - издательское объединение, созданное в девяностые годы прошлого века. Организация специализируется на познавательной литературе. Особым достижением издательства является выпуск серии книг в жанре историко-документальной литературы, приуроченный к шестидесятилетию Победы в Великой Отечественной войне. Адрес организации: г. Москва, ул. д. 24.

«Азбука» - издательство, основной деятельностью которого является выпуск иллюстрированной словарей и произведений отечественных и зарубежных авторов. Под всем известным логотипом в продаже можно увидеть не только детские книги, но и произведения мировых классиков художественной литературы. Особенно популярна серия «Азбука-Классика», направленная на переиздание широко известных повестей и романов в мягком переплете. Адрес организации: г. Санкт-Петербург, ул. Решетникова, д. 15.

Другие издательства

Более тридцати процентов учебной литературы на российском рынке составляют книги, выпущенные издательством «Просвещение». Организация была основана в начала тридцатых годов прошлого века. Она имеет долгую историю и некогда являлась главным советским предприятием в области книжного издательства. Почти за столетнее существование изменилось немного. И сегодня «Просвещение» является ведущим учебно-педагогическим издательством.

Литературу на экономическую тему выпускает издательство «Питер». Кроме того, под этой торговой маркой в книжных магазинах можно найти книги на многие профессиональные темы, а также учебники и справочные материалы.

Одним из старейших издательств является «Прогресс». Эта организация была основана в 1931 году. Издательство выпускает литературу на иностранных языках.

Публикацией литературных переводов зарубежных авторов занимается компания «Иностранка». Это издательство основано в 2000 году. Именно благодаря его деятельности русскоязычные читатели узнали о творчестве Дж. К. Роулинг, Дж. Мойес, Фредерик Бегбедер и других представителей зарубежной современной прозы.

Издательство «Колибри» существует не так давно. Оно основано в 2006 году. Специализация этой организации - выпуск литературы в жанре non-fiction.

Для менеджеров, владельцев среднего бизнеса, студентов и обычных читателей, стремящихся к саморазвитию, издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпускает литературу по маркетингу и менеджменту. Кроме того, организация издает книги о психологии, кулинарии и спорте.