План
Введение
В былине «Вольга и Микула Селянинович» сопоставляется молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Основная часть
Вольга и Микула - две незаурядные личности, обладающие чувством собственного достоинства.
В тексте былины множество поэтических сравнений, с помощью которых характеризуются герои.
По характеру князь и пахарь равны друг другу.
Заключение
Сила двух былинных героев в их единстве.
Былина - произведение устного народного творчества, в котором повествуется о жизни и деяниях народных героев, защитников родной земли. В былине киевского цикла «Вольга и Микула Селянинович» сопоставляется молодой князь и простой русский мужик-оратай.
Вольга и Микула - две незаурядные личности, обладающие чувством собственного достоинства, целеустремленные. Народ выделяет их, об этом говорит сопоставление героев с любимыми животными:
Как стал тут Вольга растеть-матереть...
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чистыим полям.
Поэтические сравнения (Вольги с птицей-соколом, щукой- рыбою, серым волком; Микулы с ясным соколом, черным соболем) характеризуют героев, определяют отношение народа к изображаемым персонажам. По характеру князь и пахарь рав-
ны друг другу. Микула не боится отвечать на вопросы князя, в его речи нет подобострастия:
Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна Божья помочь крестьяновати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?
Обращаясь к Микуле с просьбой о помощи, князь Вольга обосновывает свое желание:
Ай же ты, оратай-оратаюшко.
Ты поедем-ко со мною во товарищах.
Мудрость князя в его стремлении найти подход к русскому мужику. Таким образом, видно, что поездка крестьянина с княжеской дружиной «к городам да за получкою» - добровольное стремление оратая помочь князю, так как на больших дорогах господствуют разбойники, и только Микула «положил тут их... до тысячи». Данная гипербола характеризует крестьянина как человека недюжинной силы и ловкости. В образе простого пахаря-оратая воплощено богатырство, его любовь к родной земле. Микула Селянинович - обобщенный образ русского народа, поэтому только в конце былины мы узнаем его имя. Уважительно относится князь и к труду пахаря, поэтому посылает своих дружинников, чтобы те убрали соху с видного места:
И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Таким образом, в былине князь и простой оратай не противопоставлены друг другу. Микула и Вольга -- две равновеликие силы. Крестьянин служит воплощением силы и духа русского народа, а князь воплощает мудрость правителя, которого так жаждет русская земля. Сила двух былинных героев в их единстве.

И Микулой Селяниновичем – один из трёх старших богатырей русских былин . Некоторые считают, что имя Вольга происходит от имени исторического князя Олега . Возможно, что блестящие победы Олега казались народу чудесными, сверхъестественными, и из образа этого князя, слывшего при жизни «вещим», т. е. чародеем, вырос сказочно-богатырский образ.

Вольга происхождения чудесного – сын княжны и Змея Горыныча . Вольга – сам князь, имеющий дружину , и в то же время волшебник-оборотень. Его «хитрость-мудрость» заключается в умении «оборачиваться» в разных зверей (в лютого зверя, серого волка, ясного сокола, гнедого тура, щуку).

Он – необыкновенно сильный богатырь. Когда Вольга родился,

Подрожала мать сыра-земля,
Сине-море всколебалося.

С раннего детства Вольга обучился разным «хитростям-мудростям». Научился он понимать звериный и птичий язык, научился сам оборачиваться (превращаться) в зверей, птиц и рыб;

Щукой-рыбой ходить в глубоких морях,
Птицей-соколом летать под облака,
Серым волком рыскать во чистых полях.

Благодаря этой способности оборачиваться и, когда нужно, оборачивать и свою дружину, Вольга одерживает чудесные победы. В одной былине рассказывается, как Вольга Святославич задумал «воевать турецкое царство». Оборотившись «малой пташкой», перелетел он «окиан-море», прилетел к двору султана турецкого и, сидя на окошке, подслушал разговор султана с женой о том, что собирается султан «воевать землю русскую». Но жена султана почувствовала, что «малая пташка», сидящая на подоконнике, не кто иной, как сам князь Вольга Святославич, и сказала об этом своему мужу.

Тогда птичка-Вольга вспорхнула и тут же оборотилась горностаем, который пробрался в те палаты, где хранилось все оружие турецкого войска. И начал тут Вольга-горностай надкусывать все тетивы турецких луков. Он их не перегрызал, а только надкусывал незаметно, для того, чтобы, когда турки натянут стрелой тетивы, готовясь стрелять, все их «тетивочки шелковые разом бы полопались».

Вольга и султанова жена. Мультфильм

Перелетев затем благополучно птичкой «окиан-море», Вольга собрал свою «дружинушку хоробрую», оборотил ее всю в щук и таким образом переплыл с дружиной «окиан-море». Подступила дружина – уже в человеческом образе – к граду турецкому, но оказалось, что окружен град крепкой несокрушимой стеной, а ворота «узорчатые» крепко-накрепко заперты.

Тогда Вольга опять прибег к волшебству. Оборотил он всю дружину свою в «муращиков» (муравьев), которые пролезли сквозь узоры и щели крепких городских ворот и уже за стеной оборотились вновь в сильную дружину и бросились на врагов. Схватили турки свои луки, стрелы, натянули «тетивочки шелковые», – все тетивочки разом полопались, – и завоевал Вольга все царство турецкое.

В одной былине Вольга, так же,

Героический эпос Древней Руси, в котором нашли свое отражение исторические события русского государства, именуется былиной. В былинах прославляется героизм народа, и раскрываются его нравственно эстетические ценности. В этих произведениях реальная действительность существенно дополнена художественным вымыслом.

Герои и язык былинных эпосов

Главными персонажами русских былин являются отважные богатыри, которые смело вступают в неравную борьбу с противником. Некоторые герои былин представляют собой полу мифологических персонажей Михайло Потык, Святогор и Волхв Вячеславович.

В более поздний период сменой таким богатырям стали более реальные персонажи Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович. Ратные подвиги этих героев были направлены на защиту государства, князя и всего славянского люда.

Мир Руси в былинах солнечный и наполненный яркими красками, однако с появлением негативных героев, вдруг надвигаются грозы и туманы, символизирующие опасность.

«Илья Муромец и Соловей разбойник»

Богатырь Илья Муромец один из самых популярных и любимых народов героев русских былин. Повествование о борьбе Ильи Муромца с коварным Соловьем разбойником считается наиболее древней былиной из Киевского цикла.

Прототипами Соловья разбойника стали люди, которые совершали регулярные грабежи и прятались в дремучих лесах на всей территории Руси.В начале былины мы знакомимся с главным героем богатырем Ильей, который отправляется в столицу на службу князю Владимиру.

На пути в Киев, Илья Муромец помог черниговскому полку разбить вражеское войско печенегов. В знак благодарности, воевода предупредил доброго молодца о том, что в лесах, через которые ему предстоит пройти, живет Соловей, обладающий магической силой от его пения вянут деревья и цветы и умираю люди.

Однако опасность не напугала Илью, наоборот, он поспешил на встречу с Соловьем разбойником, чтобы обезвредить его и тем самым спасти жизни своим соотечественникам. Не успел молодец выйти на дорогу, как услышал зловещее пение Соловья.

Долго не раздумывая, он достал свой лук и единственным выстрелом сразил противника. Раненую птицу он забрал с собой, чтобы показать князю Владимиру, что опасность для народа Руси миновала. Однако царь не поверил в то, что обычный соловей может настолько вредить людям.

В знак доказательства, Илья просил Соловья спеть свою песню. От раздавшихся звуков, все присутствующие в княжеском дворце начали убегать, а сам князь укрылся шкурой, чтобы не слышать пение птицы. После этого, Илья Муромец отрубил голову коварной птице, тем самым освободив людей от мучителя.

«Вольга и Микула Селянинович»

Главный герой былины Вольга Святославович, богатырь который желает обладать могущественной силой и мудростью. Вольга собрал войско из тридцати богатырей и двинулся в путь на стольный град. По дороге, молодец и его армия слышали звуки сохи, однако в течение трех дней никак не могли добраться до самого пахаря.

Когда они наконец-то встретили крестьянина, тот спросил у молодцев, куда они направляются. Вольга ответил, что идет за налогами, которые должны платить жители городов, подаренных ему самим князем. Пахарь предупредил Вольгу, что в этих городах проживают разбойники: однажды он сам чуть не стал их жертвой, но сумел отбиться от них.

Молодец решил, что пахарь понадобится ему, если надо будет сражаться с разбойниками и приглашает его в свою рать. Как оказалось, крестьянин был знаменитым богатырем, который уже давно прославился в героических сражениях, а звали его Микула Селянинович.

Прославленные сказочные персонажи, чьи образы кажутся знакомыми с детства, имеют многовековую историю. Воины и богатыри из преданий и легенд, которые рассказывали бабушки и дедушки, – не просто представители традиционного фольклора, а персонажи, олицетворяющие дух и традиции великого русского народа. Герои былин наделены недюжинными талантами для защиты родной земли. В веренице могучих воинов находится место и Микуле Селяниновичу.

История создания

Микула Селянинович – герой, воспетый в былине под названием «Вольга и Микула Селянинович». Былину сочиняли на протяжении нескольких столетий, так как легенда претерпевала изменения и передавалась из уст в уста в различных интерпретациях. Характеристика героев точно передана в версии, сложенной на севере страны после распада Киевской Руси. Неизвестно, каким образом сочинялось описание Микулы, но Вольга (Олег) Святославович – реальное историческое лицо. Князь приходился двоюродным братом царю и внуком .

В былине отсутствует единство места, времени и действия. Она предполагает описание вымышленных событий с участием сказочных персонажей, но этимология слова указывает на то, что некоторые эпизоды все-таки были на самом деле.

Повествование описывает встречу двух богатырей: князя и крестьянина-пахаря. Первый едет на войну, а второй, богатырь-плуг, возделывает землю. Простой крестьянин представлен в благородном облике. Это ухоженный мужчина в чистой одежде и расписном кафтане. На Микуле надеты зеленые сапоги с каблуком и пуховая шляпа. Такое одеяние не соответствовало привычной одежде пахаря, привыкшего к работе с землей и изматывающему труду. Но статный герой должен, по традициям былины, иметь красивый наряд, и это правило соблюдено.


Специфика былины «Вольга и Микула Селянинович» заключается в художественных приемах. Она включает в себя элементы архаичного языка и многочисленные повторы. Посредством красочных эпитетов описываются детали одеяния, черты характера героев, окружающий их быт. В былине противопоставляются друг другу образы крестьянина и воина.

При этом труд простого землепашца ставится выше, ведь пахаря могли призвать на защиту родины в любой момент, а работать на земле дано не каждому. Есть также версия, что в сказании противопоставляются образы двух божеств, покровителей земледелия и охоты.


Мотив восхваления труда пахарей ярко описан в эпизоде, когда князь Вольга приказывает дружине взяться за сошку. Воины не могут осилить ее, а Микула Селянинович справляется с задачей на раз.

Богатырь, способный обойти дружину, – настоящий защитник земли русской и ее возделыватель. Сочинители былины по-доброму, с лаской отзываются о герое. Примечательно, что на протяжении повествования богатыря называют не иначе как оратай. И лишь в финале раскрывается имя Микулы. Герой рассказывает о своих достижениях, не бахвалясь.

Биография и сюжет

В былине о Микуле Селяниновиче главными действующими лицами стали два персонажа: он сам и князь Вольга. Первая встреча происходит, когда по завету Владимира Мономаха во владение Олега переходят три града. Князь направляется на осмотр владений. На пути дружины встречается статный богатырь, которого видно издалека, но добраться до любопытного персонажа получается только спустя три дня и три ночи. Гипербола такого рода показывает народное восхищение богатырем.


Микула – пахарь. Он с легкостью возделывает землю, выкорчевывая пни и камни деревянной сохой, украшенной драгоценными каменьями. Кобыла Микулы увешана шелковыми гужами, да и сам наряд богатыря не похож на простое крестьянское платье. Становится понятно, что перед читателем герой, для которого усердная пахота – это развлечение.

Микула Селянинович представлен в образе героя, почитаемого на Руси больше всех. Работе, связанной с землей, посвящались праздники, с ней сопряжены традиции и предания. Микула – народный герой, его прототипом считался , покровитель крестьянства.


Этот образ был олицетворением русского землепашца. Поэтому создатели былины не упоминают о том, как звали отца богатыря: Селянинович сочетается со словом «село», а значит, родителем был простой русский народ.

Микула – обладатель покладистого характера и доброй души, щедрый и гостеприимный человек. Без него княжеские воины не способны даже вытянуть легкую сошку, а значит, царское могущество зиждется на силе пахаря. Русь стоит на простом деревенском мужике, который кормит народ и защищает родину от напастей.


Богатырская сила не делает Микулу хвастуном. Герой скромен и спокоен, не лезет на рожон и просто общается с князем. Бесконфликтный персонаж – везде свой. Он угождает окружающим, умеет работать и отдыхать на славу.

Православная Русь славится смирением и прощением, но всегда способна отстоять свою честь и защитить ближнего. В эпизоде нападения разбойников, требующих грошики, понятно, что праведный Микула готов терпеть и проявлять лояльность до последнего. Выйдя из себя, он сможет вразумить соперников силой.

Популярными русскими богатырями считаются , который боролся с ханом Тугарином, противостоявший и , чьим противником оказался . Но в народных преданиях описывались и другие герои, защищавшие родину от нашествия темных сил.

Микула Селянинович – простой пахарь, боролся с «сумой переметной», в которой заключена «вся тяжесть земная». Волх Всеславьевич – чародей, помогавший победить индийского царя. считался богатырем-гулякой, а обрел славу после Куликовской битвы.


Биография богатырей редко описывается подробно. Зачастую неясно, кем был герой до того, как проснулась в нем богатырская сила. Порой неизвестно даже, где тот родился. Но главные подвиги, которыми персонажи прославились, передавались в подробностях из уст в уста, считаясь национальным достоянием, и поддерживали дух русского народа, нуждавшегося в защитниках.

Богатырская сила входит в число излюбленных сюжетов изобразительного искусства. Картины , написанные в одинаковой манере, повествовали о подвигах и путешествиях русских героев. В числе поклонников русского фольклора были живописцы и Рябушкин.