О.В.Тиунова

(Тиунова, О.В. Психодиагностика в спорте: планирование, анализ, интерпретация [Текст] // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической подготовки, физической культуры и спорта: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука / Под ред.докт.пед.наук., проф. А.А.Обвинцева, докт.пед.наук, проф.В.Л.Пашута, докт.пед.наук. проф. Н.В.Романенко. - В 3-х ч. - Часть 1. - СПб.: МО РФ ВИФК, Изд-во "Маматов", 2016. - С.263-267).

Резюме. В данной статье представлен опыт работы Лаборатории физической культуры и практической психологии ВНИИФК по организации психодиагностики спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва в рамках углубленного медицинского, этапного и текущего обследования спортсменов, а также возможности использования диагностических методик в ходе индивидуальной работы со спортсменом. Особое внимание уделено вопросам интерпретации результатов тестирования и подготовки практических рекомендаций тренерскому составу и спортсменам.

Ключевые слова: система психологического обеспечения спортивной подготовки, диагностика, психологические тесты, интерпретация результатов тестирования, спортивная психология, консультирование спортсменов.

Введение

В соответствии с приказом Росспорта №777 от 27 ноября 2006 г.
в рамках Лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского НИИ физической культуры и спорта (г. Москва) была создана Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации . В ходе анкетирования членов сборных команд страны были определены наиболее важные (с точки зрения спортсменов) направления (формы) работы психолога в команде . Проведение психодиагностики, позволяющей выявить сильных сторон личности спортсмена и его «психологический ресурс», оказалось наиболее востребованным направлением психологического обеспечения спортивной подготовки.

Особое значение в этой связи приобретают вопросы рационального планирования психологического тестирования спортсменов, комплексного анализа полученных данных, интерпретации результатов исследования применительно к спортивной практике.

Несмотря на то, что психодиагностические методики в нашей стране широко издаются и тиражируются, многие из них можно найти в интернете, базовым пособием для психодиагностической работы спортивного психолога до сих пор является книга «Психодиагностика в спорте» . Однако ниже будут рассмотрены некоторые новые практически значимые аспекты планирования, анализа и интерпретации результатов углублённого психологического обследования (УПО), этапного психологического обследования (ЭПО), текущего психологического обследования (ТПО), также психодиагностики, проводимой в рамках индивидуального консультирования спортсменов. В основу данного материала положен 16-летний опыт работы Лаборатории .

Основные положения

В батарею тестов, используемую нами один раз в год в рамках УПО, включены 6-10 методик, которые в виде специальных бланков раздаются спортсменам для самостоятельного заполнения. Этой работе предшествует специальная «мотивирующая» инструкция . Практика показала, что именно бланковое (не компьютерное) тестирование позволяет получить наиболее точные ответы, а соответствующий предварительный инструктаж превращает рутинное заполнение бланков в полезный «психологический тренинг». Ниже представлена апробированная батарея тестов УПО для сборных команд (жирный шрифт), дополненная применительно к диагностике клубной команды, когда у психолог есть возможность провести это же исследование в несколько этапов (таблица 1, увеличение при клике на картинку ).

Систематизация, анализ и интерпретация полученных данных представляет собой достаточно сложный процесс. Однако от его качества во многом зависит возможность последующей реализации в команде остальных других форм психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Опыт нашей работы показывает, что наиболее удобной для тренерского состава формой предоставления данных психодиагностики является ранжированное графическое их изображение с обозначением авторских «нормы», а также среднего по команде результата и зоны сигмальных отклонений.

В таблице 2 представлен алгоритм подготовки практических рекомендаций по итогам командной психодиагностики и порядок её предоставления заказчику.

Блок этапного и текущего психологического тестирования был введён Федеральным Центром спортивной подготовки (г.Москва) в программы научно-методического обеспечения сборных команд в 2010 году. Комплексным научным группам (КНГ) было вменено в обязанность регулярно оценивать «психоэмоциональное» состояние спортсменов, а также регламентирована содержательная направленность такой оценки. В целом это стало важным шагом к возрождению системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации.

По новому положению психологический блок этапного комплексного обследования (ЭКО) должен включать регистрацию следующих показателей: уровень саморегуляции психических состояний и самоконтроля, волевой мобилизации, уровень притязаний и самооценки, потребности. Программа текущего обследования (ТО), реализуемая в условиях сборов, должна включать оценку уровня ситуативной тревожности, эмоционального состояния, агрессивности, психофизиологической работоспособности, мотивационного состояния, оценку самочувствия, активности, настроения и степени психического утомления.

Для реализации данной программы нашей Лабораторией предложена и апробирована достаточно простая и информативная технологию тестирования.

Любое ЭПО начинается с заполнения спортсменом личной карточки, содержащей основные сведения о спортсмене - ФИО, вид спорта, разряд, звание, главное спортивное достижение, название и дату последнего и ближайшего соревнование.

Начало тестирование должно предваряться вводной инструкцией, направленной на решение нескольких задач. Во-первых, установить доверительные рабочие отношения спортсмена с психологами, проводящими данное обследование, дать гарантии конфиденциальности получаемой информации. Во-вторых, познакомить с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик, предваряя возможные в этом случае затруднения. В-третьих, – мотивировать спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу, дать дополнительную информацию о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.

Всем заполненным анкетам присваивается соответствующий код, чтобы они стали «обезличенными» для всех, кроме психолога (члена комплексной научной группы), тренера и самого спортсмена.

Опросник «Оценка психической надежности» для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,

Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,

Опросник «Исследование самооценки» для оценки уровня притязаний и самооценки,

Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей».

При желании эту батарею можно дополнить восьмицветовым тестом М.Люшера и опросником «Степень хронического утомления».

Интерпретация полученных результатов может быть построена по алгоритму таблицы 2.

Для оценки «психоэмоционального» состояния спортсменов в условиях сборов (ТПО) мы предлагаем использовать набор показателей, которые условно можно отнести к трем условным блокам – функциональному, поведенческому и психологическому (Таблица 3):

В дальнейшем заданное ежедневным регламентом психологическое тестирование осуществляется за счет самооценки различных состояний по 10-бальной шкале (кроме ЧСС):

Уровень ситуативной тревожности – значение по шкале «Тревожность»,

Оценка самочувствия, активности, настроения – значения по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

Уровень эмоционального состояния – суммарное значение по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

Агрессивности – значение по шкале «Желание соревноваться»,

Психофизиологическая работоспособность – значение по шкале «Общая работоспособность», а также показатель ЧСС,

Мотивационное состояние – значение по шкале «Желание тренироваться»,

Степень психического утомления – значение по шкале «Психическое утомление», а также показатель ЧСС.

Вводная инструкция звучит следующим образом: «План проведения учебно-тренировочных сборов предполагает учет индивидуального психологического состояния участников. Для этого вам предлагается ежедневно утром осуществлять самооценку собственного состояния по заданным критериям (при условии, что минимальный балл – 1, а максимальный – 10)». В таблице 4 представлена рабочая часть бланка проведения мониторинга.

Получив такой бланк, спортсмен самостоятельно выполняет мониторинг своего состояния. Средств мобильной связи делает возможным ежедневную передачу психологу показателей текущего состояния спортсмена, его оценку и коррекцию за счет оперативного общения психолога со спортсменом и/или с тренерским составом.

Психолог может работать с получаемыми результатами и после возвращения команды. поскольку сданные спортсменами бланки позволяют оценить эффективность сбора и подготовить дополнительные рекомендации. Однако для получения более достоверной информации мы включили в бланк следующую итоговую и нейтральную по характеру формулировку: «Насколько системно в условиях сборов вам удавалось заполнять этот бланк? (Оцените в баллах от 1 до 10)».Результаты такого подхода позволяют психологу отсеять некачественные бланки и точнее интерпретировать полученные результаты.

Осуществлять мониторинг состояния спортсменов в условиях сборов или многодневных соревнований возможно также и по более простым методикам: с использованием самооценки по шкалам «Самочувствие, Активность, Настроение», выполнением одного из вариантов теппинг-теста и др.

Как групповая, так и индивидуальная работа со спортсменом, проводимая в рамках консультирования , будет более эффективной при использовании в качестве «объективной базы» для начала работы результатов тестирования по следующим методикам: «Отношение к предстоящему соревнованию», «Восьмицветовой тест Люшера», «Цветовой тест отношений», «Акцентуации характера», «Степень удовлетворения основных потребностей».

Опыт показывает, что в индивидуальном консультировании «необходимым и достаточным» инструментом для понимания личностных особенностей спортсмена и особенностей его актуального состояния является «Восьмицветовой тест Люшера». Нами разработана специальная форма упорядочивания полученных цифровых данных и словесных формулировок этого теста:

Заключение

Итак, выявив достаточно высокий интерес спортсменов к психодиагностике в рамках системного психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, в период с 2003 - 2016 гг. мы апробировали целый ряд психодиагностических методик, которые могут быть использованы в рамках проведения УПО, ЭПО и ТПО, а также в ходе индивидуальной консультативной работы со спортсменами.

Особое значение имеет практически ориентированная интерпретация полученных цифр и словесных формулировок, т.е. алгоритмы и формы предоставления результатов тестирования заказчику. В этом направлении могут быть реализованы разнообразные подходы, поскольку в существенной степени их выбор зависит от внутренней логики спортивного психолога, проводящего тестирование. Однако хочется надеяться, что наш опыт, представленный в этой статье, также окажется полезен.

Литература

1) Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)

2) Психодиагностика [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)

3) Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, Л.К.Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.

4) Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) // Спорт-35. – 2015.- №7(1). – С.24-25

5) Тиунова О.В. Мотивация достижений в спортивной деятельности. Методические рекомендации – М., ФГОУ ГШВСМ, М., ТрансЛит, 2007 - 32 с.

Тиунова О.В., Самохина А.Ю., Гортинская А.В. Диагностика личностных свойств и психических состояний у спортсмена ФГОУ "Государственная школа высшего спортивного мастерства - центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России", М., РКонсульт, 2006 – 32 с.

Практический опыт работы со спортсменами высокого класса и изучение существующей литературы по данной проблеме явились основой для создания карты личности спортсмена. Согласно этой карте, структура личности спортсмена включает социально-психологическую, психологическую, профессиональную и медико-биологическую подструктуры.

В каждую подструктуру входит несколько групп качеств. Группа качеств, в свою очередь, состоит из отдельных качеств, умений и навыков. Таким образом, структура личности спортсмена, состоящая из 4 подструктур, включающих несколько групп качеств в каждую, составляет многоуровневую иерархическую систему.

Самый высший уровень структуры – социальный, определяющий мировоззренческую зрелость, нравственные и моральные качества и побудительные мотивы деятельности. Этот уровень оказывает решающее влияние на все нижележащие подструктуры.

Тест для спортсменов (Методики психодиагностики в спорте. Карта личности спортсмена):

Стимульный материал.

Компоненты структуры потенциальной ценности личности спортсмена

Подструктура

Группа качеств

Отдельные качества, умения, навыки

I. Социально-психологическая

Отношение к себе

Правдивость, честность
Самокритичность
Требовательность к себе
Общительность, отзывчивость
Дружелюбие
Чувство собственного достоинства
Дисциплинированность

Отношение к обществу

Готовность прийти на помощь
Организаторские способности
Оптимальный конформизм

Отношение к труду

Трудолюбие и интенсивность труда
Аккуратность в труде
Ответственность

Интересы

Интерес к спорту
Интерес к своему виду спорта
Интерес к медико-биологическим вопросам физической культуры и спорта
Широта интересов
Глубина интересов
Устойчивость интересов

Способности

Двигательные
Сенсорные
Сенсомоторные (психомоторные)
Спортивная одаренность

Интеллект

Активность мышления
Самостоятельность
Логичность мышления
Умственные качества

II. Психологическая

Психофизиологические качества

Внимание (объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость)
Память (краткосрочная, долгосрочная, оперативная)
Мышление (логическое, творческое, активное, самостоятельное)

Эмоциональная сфера

Отсутствие повышенной нервозности
Осторожность
Эмоциональная устойчивость
Тревожность
Фрустрация
Эмоциональная возбудимость
Эмоционально-моторная устойчивость
Стеничность эмоций

Волевые качества

Самообладание
Настойчивость
Решительность
Умение мобилизовать свои резервы

Состояние анализаторов и их взаимодействие

Абсолютный порог
Дифференцировочный порог
Взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов
Чувствительность вестибулярного анализатора

Психомоторика

Скорость простых сенсомоторных реакций
Скорость реакций с выбором
Антиципация
Умение работать в оптимальном темпе

III. Профессиональная (спортивного мастерства)

Спортивный результат

Наивысшее спортивное достижение
Наивысшее достижение в текущем сезоне
Способность превышать в соревнованиях тренировочный результат
Частота срывов на ответственных состязаниях
Стабильность результатов, опыт соревнований
Динамика результатов за годы тренировок

Техническое мастерство

Арсенал технических приемов
Техника на фоне утомления
Арсенал технических приемов в условиях стресса

Тактическое мастерство

Умение строить программы действий
Умение реализовать намеченную программу действий
Умение сочетать простые действия со сложными
Умение быстро перестроить свою деятельность
Умение не теряться в сложной обстановке

Специальная физическая подготовленность

Состояние специальных физических качеств
Объем тренировочных нагрузок
Объем соревновательных нагрузок

Восстанавливаемость

Способность восстанавливаться во время соревнований
Способность восстанавливаться между соревнованиями
Способность восстанавливаться после напряженного сезона

IV. Медико-биологическая (спортивных возможностей)

Анатомо-морфологические

Росто-весовой показатель
Силовой индекс
Жировая масса
Рост
Вес

Физические качества

Выносливость:
общая, силовая, скоростная, скоростно-силовая, статическая
Скорость
Сила
Ловкость

Сила возбудительных процессов
Сила тормозных процессов
Уравновешенность нервных процессов
Подвижность возбуждения и торможения

Компоненты оценки здоровья

Острые и хронические заболевания
Острые и хронические травмы
Обращаемость к врачам (жалобы)
Трудотерапия
Способность переносить большие нагрузки

Функциональные показатели энергетики (кардио-респираторной системы)

Аэробная работоспособность (PWC-170)
Анаэробная работоспособность
ЧСС в покое
ЧСС и другие функции после работы максимальной интенсивности
ЧСС после работы субмаксимальной интенсивности
ЧСС после работы большой интенсивности

Ключи. Интерпретация.

В связи с тем, что социально-психологическая подструктура с трудом поддается квалификации, ее оценка предполагает особенно внимательное, глубоко критичное обобщение результатов достаточно длительного наблюдения в реальной деятельности и, прежде всего, в сложных, экстремальных ситуациях. В данной работе предполагается также коррекция выставляемых оценок, что связано с динамикой качеств и навыков по ходу тренировок и соревновательной деятельности, с учетом их периодов.

Диагностика спортивных способностей помогает в определении задатков к физическим нагрузкам. При отборе спортсменов тренеры обращают внимание на то, как ведут себя игроки на тренировке. Однако это не всегда показательно. Очевидно, что более опытные спортсмены и увереннее чувствуют себя на площадке. Что не всегда указывает на лучшие спортивные способности. Комплексный многоуровневый подход к оценке данных позволяет точнее определить предрасположенность к видам спорта. Кроме того, диагностика предполагает и оценку рисков для здоровья будущего спортсмена.

Записаться на обследование можно через форму обратной связи

или по тел.: +7 495 735-88-99/ +7 495 735-88-77

  • Клинический и ортопедический осмотр – общая оценка состояния здоровья с обязательным осмотром носоглотки, оценка состояния опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие и др.
  • Электрокардиография с функциональными и нагрузочными пробами - электрофизиологические характеристики функции миокарда, выявление функциональных изменений сердца, патологические изменения в виде нарушений ритма и т.п.
  • Спирография (Спирометрия) - исследование функции внешнего дыхания, измерение объёмных и скоростных показателей дыхания.
  • Определение компонентного состава тела (анализ состава тела или биоимпедансный анализ) –выявление отклонений оценок состава тела от оптимальных значений в зависимости от пола, возраста и спортивной специализации; характеристика индивидуальной изменчивости параметров состава тела; оценка метаболических рисков (нарушения липидного, белкового и водного обмена); мониторинг эффективности тренировок и диетического режима.
  • Эхокардиография - определение морфо-функционального состояния сердца и его клапанного аппарата.
  • УЗИ брюшной полости и почек – оценка состояния гепатобилиарной системы /печень, желчный пузырь/, поджелудочной железы и почек.
  • Цитохимическая экспертиза - оценка ферментов клетки, которые участвуют в энергообеспечении органов, для раннего выявления различных изменений органов и систем, а также для подбора метаболической коррекции; индекс устойчивости (переносимость стрессовых ситуаций, физических нагрузок) - ежемесячный прогноз на полгода.
  • Биохимия: КФК, АЛТ, АСТ, Мочевина, магний, фосфор, АСЛО - выявление перетренированности, перенапряжения сердечно-сосудистой, гепатобилиарной и мышечной систем, выявление стрептококковой инфекции носоглотки /АСЛО/.
  • Клинический анализ крови - общая картина состояния организма, не даст пропустить анемию, аллергию или воспаление.
  • Спортивная генетика - предрасположенность ребенка к тем или иным видам спорта, состояние спортивной формы и степень готовности организма к физическим нагрузкам, состояние здоровья спортсмена и выявление факторов риска (артериальная гипертензия, гипертрофия миокарда, предрасположенность к тромбообразованию и др.), функциональное состояние и резервные возможности организма спортсмена для оптимального управления процессами тренировок.
  • Консультация и заключение врача по спортивной медицине в день обследования - заключение о состоянии здоровья, функциональном состоянии и функциональной подготовленности спортсмена; рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса с включением метаболических и фармакологических препаратов.

При необходимости: дополнительные консультации узких специалистов и различные лабораторно-инструментальные исследования (в том числе рентгенологические исследования, ХМ ЭКГ, СМАД, КТ, МРТ, денситометрия, иммунологические, биохимические, вирусологические и т.д.)

Результаты диагностики спортивных способностей интерпретирует:

Профессор отделения спортивной медицины НИИ Профилактической педиатрии и восстановительного лечения научного центра здоровья детей РАМН,доктор медицинских наук,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Диагностика и тестирование в физической культуре

Введение

1. Диагностика: виды, цели и задачи

2. Диагностика и тестирование в физической культуре

Список литературы

Введение

Физическое развитие - это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического развития - масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели; критериями физического развития выступают особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.

Антропометрический показатель - это объективные данные о физическом развитии; степени выраженности антропометрических признаков:

1) соматометрические - длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.д.;

2) физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная.сила рук, становая сила;

3) соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную.

Возможность отслеживать состояние физического развития человека, намечать программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в реализацию программы дает диагностика физического развития, физической подготовленности.

Цель данной работы: изучить особенности диагностики и тестирования в физической культуре.

1. Диагностика: виды, цели и задачи

Слово «диагностика» (греч: diagnosis - распознание) - употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней; во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.

Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объёма и интенсивности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и функциональных проб.

Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты диагностического тестирования с аналогичными данными прошлых лет.

Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.

Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, вр а чебно-педагогический контроль и самоконтроль.

Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок.

Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование - призвано определить показания и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом и решить вопрос о допуске к занятиям. Оно состоит из общего клинического обследования, антропометрических измерений, проведения функциональных проб и медицинского заключения.

Результаты обследования заносятся во врачебно-контрольную карту.

Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в, год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.

Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

Задачи педагогического контроля:

Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

Выполнить план тренировки;

Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;

Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;

Отобрать талантливых спортсменов.

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.

Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям. Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.

Обязательным условием правильно организованного процесса физического воспитания является самоконтроль . Эти проводимые самими студентами простейшие наблюдения над состоянием своего организма в процессе занятий физическим воспитанием и использования природных факторов - ценное дополнение к врачебному контролю.

Самоконтроль позволяет ощутить оздоровительное значение занятий и целеустремленно относиться к использованию средств физической культуры. Кроме того, дает возможность избежать неблагоприятного влияния занятий физическими упражнениями, что может происходить при передозировке, а также при использовании нагрузок без учета текущего функционального состояния организма студентов.

В процессе самоконтроля регистрируются субъективные и объективные показатели функционального состояния своего организма.

К субъективным показателям относят самочувствие, сон, аппетит, оценку работоспособности, отношение к занятиям физическими упражнениями, а также наличие каких-либо болей или неприятных ощущений.

Из объективных показателей регистрируют частоту пульса, массу тела, показатели динамометрии кисти, потоотделение и другие признаки.

Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

2. Диагностика и тестирование в физической культуре

Программа диагностики включает функционально-диагностическое обсл е дование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических с и стем и функций: центральной нервной системы, вегетативной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, вну т ренней среды, физического развития, соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте), психофизиологического состояния.

Для решения всех этих задач разработаны специальные программы иссл е дования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся как в состоянии покоя , так и при в ы полнении физических нагрузок. Так, комплекс программ исследований в сост о янии покоя включает:

- врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;

Электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);

Ультразвуковое исследование сердца (при необходимости внутренних органов: печени, почек и т.д.);

Биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);

Антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При программах диагностики важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки . В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

Ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы « до отказа»;

Предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);

С переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;

Моделирование соревновательной деятельности.

При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели контроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, д ы хание, вес, антропометрические данные .

Диагностика применяется для определения тренированности занимающегося. Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению ч а стоты сердечных сокращений (пульса) , которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80. У женщин пульс на 7-10 удар/мин чаще, чем у мужчин.

Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца либо следствием патологии.

Тренированность организма можно определить по разнице пульса, если измерить его лежа, а через минуту стоя. Разница пульса 0-12 говорит о хорошей тренированности, 12-18 - о средней, 19-25 - об отсутствии тренированности.

Оценить нагрузку можно по изменению ёмкости лёгких . Если после занятий жизненная ёмкость лёгких осталась без изменения или немного увеличилась, значит, вы занимались легкой работой, если снизилась на 100-200 смі - средней, на 300-500 и более - тяжелой.

Определить величину нагрузки можно по частоте дыхания : после легкой работы частота дыхания составляет 20-25 раз в минуту, после средней - 25-40, после тяжелой - более 40 дыханий в минуту. При росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

Важным показателем является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление в зависимости от возраста равняется 100-125 мм рт.ст., минимальное - 65-85 мм рт.ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм рт.ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм рт.ст. и ниже. Быстрое восстановление показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.

Определить величину нагрузки можно:

по изменению массы тела до и после физических упражнений (при малой нагрузке масса тела может уменьшиться на 300 г, при средней - на 400-700 г, при большой нагрузке - 800г и более). А также по изменению силы мышц сгибателей кисти (ручная динамометрия) и разгибателей спины (становая динамометрия). Если показатель силы кисти после занятия остался без изменения или незначительно изменился, значит, нагрузка была малая, если снизился на 3-5 кг, то средняя, если на 6-10 кг и более - нагрузка большая. По становой динамометрии: если показатель мало изменился, то нагрузка была легкой, при средней нагрузке он уменьшается на 5-15 кг, при тяжелой нагрузке - на 16-20 кг и более.

п о задержке дыхания на вдохе и выдохе - (так называемая проба Штанге). После 2-3 вдохов и выдохов сделать полный вдох и задержать дыхание. Если вы способны задержать дыхание на 65-75 с, то у вас средняя функциональная подготовленность, менее 50 с - слабая, более 80 с - хорошая. То же сделать на полном выдохе. Слабая подготовленность - менее 20 с, средняя - 35-40 с, более 45 с - хорошая подготовленность.

Проверить состояние центральной нервной системы можно при помощи ортостатической пробы , отражающей возбудимость нервной системы. Подсчет ведется следующим образом: в течении 15 с измеряется частота пульса в положении лежа, затем через 3-5 мин - в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 мин определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая 0-6, нормальная, средняя 7-12, живая 13-18, повышенная 19-24.

Тест К. Купера позволяет определить физическую работоспособность человека по результатам 12-минутного бега и 12-минутного плавания .

Для проверки быстроты достаточно провести «эстафетный тест» и выяснить скорость сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края линейки. 3 попытки - засчитывается лучший результат. 13 см для мужчин и 15 см для женщин считается хорошим.

Быстроту можно определить и по показателю кистевой темпометрии. Если студентка выполняет за 5 с 45 и больше постукиваний, а студент 55 и больше, то считается, что они имеют хорошие скоростные возможности.

Гибкость оценивается так. Стоя на гимнастической скамейке, испытуемый выполняет наклон, сохраняет позу не менее 2 с. из трех раз засчитывается лучший результат. Если касание зафиксировано на нулевой отметке, гибкость удовлетворительная, если на 5-10 см ниже - хорошая.

О степени утомления можно судить по внешним субъективным признакам: изменения окраски кожи, движения, внимания, самочувствия, появления потливости.

Еще один способ оценки физического состояния - тестирование как прим е нение контрольных нормативов. Так, в практике физического воспитания в учебных заведениях используются обязательные тесты: бег на 100 м (показатель качества быстроты ), подтягивание для мальчиков, поднимание и опускание туловища из положения лежа для девочек (показатель силовой подготовленности ) и бег на 2000 м для девочек и на 3000 м для мальчиков (показатель выносливости ). В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце -- как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.

Итак, регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников, т.е. самоконтроль.

тренированность диагностика физическое тестирование здоровье

Список литературы

1. Гонохов А.Г. Физическая культура: учебно-методический комплекс. Ч. 2 / А.Г. Гонохов и др. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. - 172 с. С.57-69.

2. Люлина Н.В. Физическая культура: конспект лекций / Н.В. Люлина, Т.А. Шубина, Л.В.Захарова. - Красноярск: КГТЭИ, 2008. - 100 с. С.77-85.

3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с. С.301-328.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2007. - 408 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Современная система физического воспитания студентов. Обновление, углубление содержания образования в сфере физической культуры. Мотивационный компонент в физической культуре. Модульная педагогическая технология обучения. Приоритет физической подготовки.

    реферат , добавлен 28.11.2008

    Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения как важная составная часть медицинских обследований. Определение воздействия тренировочных нагрузок на организм, занимающегося физической культурой. Самоконтроль в процессе физического воспитания.

    контрольная работа , добавлен 17.04.2015

    Значение физической культуры и спорта в формировании всесторонне развитой личности. Врачебный-педагогический контроль в процессе физического воспитания. Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом. Объективные и субъективные данные.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2009

    Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль, его основные методы, показатели и оценки. Физическое воспитание в высших учебных заведениях. Методы врачебного обследования.

    реферат , добавлен 12.02.2014

    Организация работы по физическому воспитанию. Педагогический и врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом: содержание, цель, место. Самоконтроль за состоянием здоровья в процессе самостоятельных занятий. Ведение дневника самоконтроля.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Задачи нравственного, умственного и трудового воспитания на занятиях физической культурой и спортом. Некоторые особенности развития тренированности в связи с возрастом. Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики. Проведение соревнований по шашкам.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2009

    Двигательная активность как залог здоровья и жизни современной молодежи. Роль и значение легкой атлетики в укреплении здоровья и повышении уровня физической подготовленности студентов вуза, методы ее оценки и определение динамики основных показателей.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2012

    Общая характеристика физиологических состояний организма при занятиях спортом. Особенности строения женского организма. Сравнительный анализ физиологических процессов, происходящих в организме при занятиях видами спорта с различной структурой движения.

    курсовая работа , добавлен 30.07.2011

    Физические тренировки – эффективный способ борьбы с гипокинезией, гиподинамией и их последствиями. Повышение обменных процессов в организме человека с помощью активных занятий физической культурой и спортом. Влияние внешней среды на организм человека.

    реферат , добавлен 24.12.2011

    Система организации врачебного контроля при физических нагрузках. Содержание и основные этапы проведения обследования. Цели физического воспитания в высшем учебном заведении и педагогический контроль. Методы и показатели самоконтроля, его стандарты.

Спортивная психодиагностика – раздел психологии спорта, основной целью которого является измерение и контроль психических особенностей спортсменов, ориентированные на решение текущих прикладных задач. (СНОСКА: См.: Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. – М., 1987.)

Практическое использование психодиагностики позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов.

Теория психодиагностических измерений

Тестирование – специфический метод измерения индивидуально-психологических различий.

Метод тестов возник в конце XIX в. С самого начала он мыслился как разновидность экспериментального подхода к характеристике психических процессов и особенностей личности с помощью объективных измерений. Эксперимент в этом случае носит испытательный и измерительный характер: направлен на выяснение не только наличия, но и уровня того или иного психического свойства. Тесты перед применением на практике необходимо освидетельствовать по степени соответствия, согласно следующим требованиям психометрии: надежность; валидность; стандартизация; практичность; прогностическая ценность. Только в этом случае могут быть получены адекватные количественные оценки, отражающие психические особенности спортсменов.

Надежность

Результаты психодиагностических измерений всегда содержат ошибки, которые могут быть существенными или ничтожными. В процессе психодиагностики, как при любом измерении, возникают три основных класса ошибок:

  1. промахи – следствие грубых нарушений процедуры измерения; они могут быть легко выявлены и устранены путем отбрасывания значений, резко отклоняющихся от нормы;
  2. систематические ошибки могут оставаться постоянными или закономерно меняться от измерения к измерению; в силу этих особенностей они могут быть предсказаны заранее; к этой группе относятся ошибки, возникающие в связи с использованием различных методов сбора данных;
  3. случайные ошибки встречаются, когда при последовательных измерениях постоянной характеристики получаются различные числовые оценки (когда измеряемая характеристика не изменяется во времени, а все отклонения обусловлены неточностью измерений).

В практике при оценке надежности измерений используются три основных метода.

1. Повторное измерение

Один из основных способов измерения надежности – повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же методом через определенный интервал времени и при одинаковых условиях. При использовании метода повторного тестирования получают оценку степени устойчивости тестовых результатов во времени.

2. Параллельное измерение

В этом случае повторное измерение происходит с помощью параллельных или эквивалентных тестов, т.е. тех, которые измеряют одно и то же свойство психики с одинаковой ошибкой (оценки зависят только от степени выраженности исследуемого свойства психики у спортсмена, а не от формы параллельного теста).

Высокие значения корреляции между параллельными тестами указывают на надежность этих тестов и на эквивалентность их содержания.

3. Расщепление

Этот метод является как бы развитием метода параллельного тестирования Он основан на допущении параллельности не только отдельных форм теста, но и отдельных заданий внутри одного теста. При использовании этого метода тест разбивается на отдельные задания или группы заданий.

В результате можно получить коэффициент внутренней согласованности теста. Согласованность теста – обязательное условие для однозначной трактовки результатов измерения: в случае негомогенного (несогласованного) теста одни и те же оценки у разных испытуемых допускают различное объяснение.

Валидность

Валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то психическое качество (свойство, способность, характеристику и т.д.), для оценки которого предназначен. Тесты, не обладающие валидностью, не пригодны для практического использования.

В современной психодиагностике выделяют четыре вида валидности.

Тест является валидным по отношению к мнению специалистов. Для определения содержательной валидности используются экспертные методы. Объектом экспертизы является содержание теста.

2. Очевидная валидностъ

Валидность с точки зрения испытуемых, которая означает впечатление о предмете измерения, имеет большое значение, так как именно она в первую очередь определяет отношение испытуемого к обследованию.

3. Эмпирическая валидностъ

Тест может служить индикатором (или предсказателем) строго определенной психической особенности или формы поведения человека. Для измерения эмпирической валидности теста определяется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием. Основным является вопрос о выборе критерия. Условно выделяют три группы критериев:

  1. экспертная производит независимое измерение свойств психики спортсмена и дает ему оценку. Роль экспертов выполняют тренеры. Однако, как показали специальные исследования, экспертные оценки тренеров имеют низкую валидность и надежность. В связи с этим экспертные критерии валидности используются редко, преимущественно в тех случаях, когда невозможно или чрезвычайно трудно использовать в качестве внешнего критерия обычные количественные методы измерения;
  2. экспериментальная использует в качестве критерия валидности результаты одновременного и независимого тестирования испытуемых другим тестом, измеряющим то же свойство личности, что и первый тест;
  3. жизненная – это характеристика реального поведения, которое на основе существующих психологических теорий считается связанным с измеряемым свойством. Например, для тестов психомоторных способностей используются показатели успешности спортивной деятельности.

4. Концептуальная валидность

Она устанавливается путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу валидизируемого теста. Проверка концептуальной валидности теста проходит три основных этапа:

  1. определяется некоторая теоретическая концепция, которая объясняет выполнение валидизируемого теста;
  2. из теоретической концепции выводят одну или несколько гипотез, связанных с валидизируемым тестом;
  3. проводится эмпирическая проверка выдвинутых гипотез.

Стандартизация

Она представляет собой линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого заключается в замене исходных оценок новыми, облегчающими понимание и интерпретацию тестовых результатов. Чаще всего используются два вида преобразования оценок:

  1. приведение их к центронормированному виду;
  2. дискретизация.

Таким образом, еще перед использованием результаты психодиагностических измерений приводят к стандартной форме (трансформация в единый масштаб) и дискретизируют (по определенной шкале, обычно в 10 баллов), соотнося полученный результат с высоким, средним и низким уровнем выраженности анализируемых качеств. Эти два вида преобразований представляют собой последовательность шагов, позволяющих придать результатам измерений вид, удобный для осмысления, интерпретации и практического использования.

Практичность

К тестам предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны быть просты, экономичны, эффективны. Для проведения многих тестов не требуется предварительной специальной подготовки и обучения испытуемых; тесты экономичны соответственно со стоимостью аппаратуры и используемых материалов; а для проведения обследования и обработки результатов требуется относительно мало времени и ограниченное количество персонала.