Жила-была себе одна Улитка. Однажды утром выставила она из своего домика рожки и увидела, какой мир вокруг красивый – разноцветный, яркий, красочный. Рядом, на песке, просыпались другие улитки. Наша Улитка посмотрела на них и впервые заметила, какие у всех улиток серые одинаковые домики, просто какие-то камешки – неяркие, однотонные, скучные. А вокруг порхают нарядные бабочки, ползают великолепные божьи коровки, скачут зеленые кузнечики!
Захотела Улитка, чтобы ее домик тоже стать цветным! Для этого, решила наша Улитка, нужно залезть на самый яркий и красивый цветок и напиться из его чашечки. «Вот тогда сразу мой домик станет нарядным и красочным!» - рассуждала Улитка. Она поползла на луг, который словно ковром, был укрыт цветами всех оттенков и форм.
Улитка есть улитка, и пока наша мечтательница ползла на поляну, потом двигалась от цветка к цветку, выбирая самый яркий цвет, солнышко спряталось за тучу, и пошел дождь. Все цветы закрыли свои чашечки, а Улитка осталась под дождем, серая и мокрая.
Дождик лил долго, обильно поливая землю и цветы. Наконец, тучки разошлись, и снова выглянуло солнышко. И какая красивая яркая радуга опрокинулась над лугом! Улитка восхищенно любовалась радугой и мечтала, чтобы и ее раковинка засияла так же, как это чудо – всеми красками сразу.
- Нужно поползти по радуге, тогда моя ракушка окрасится во все цвета радуги. Вот будет красота! – воскликнула Улитка.
Она отправилась к тому месту, где конец радуги упирался в луг. Улитка долго ползла, иногда залезая на травинки, чтобы полюбоваться радугой и снова представить себе, какой красивой станет ее ракушка. Пока наша Улитка ползла, солнышко спряталось за деревья, радуга погасла.
От обиды и разочарования Улитка заплакала.
На небе засияли звезды. Они перемигивались такими яркими и небывалыми цветами, что весь небосвод напоминал открытую шкатулку с драгоценностями.
Самая любопытная Звездочка посмотрела вниз, чтобы узнать, кто так горько плачет в такую замечательную ночь?
Среди уснувших цветов и насекомых громко плакала наша Улитка.
- Что приключилось? – спросила Звездочка Улитку.
Улитка рассказала о своей мечте и о том, как ей не удалось ее осуществить.
- Не плачь! – воскликнула Звездочка, - я и мои сестрички мигом сможем тебе помочь! Я сейчас сброшу звездную капельку, а ты подставляй свои рожки – и лови ее!
По небу скатилась сверкающая капелька, словно звезда упала. Улитка своими рожками подцепила капельку и вмиг вся ее ракушка засветилась, засияла, засверкала такими яркими красками и цветами, что даже птицы проснулись!
С тех пор Улитка носит на спинке ракушку неописуемой красоты. И не очень торопиться ее всем показывать. Но это уже другая история…

Очень нравится читателям прежде всего из-за главной героини и волшебной куколки, которая во всём ей помогала. Особенно привлекает их путешествие Василисы к Бабе-яге и описание её владений.

Василиса видится русской красавицей с длинной русой косой, голубыми глазами, румяной, приветливой. На ней зелёный сарафан, украшенный затейливой вышивкой, в кармане заветная куколка, а в руках какое-нибудь рукоделие. Но девушка хороша не только лицом: она трудолюбива, терпелива, уважает старших. К тому же она и рукодельница: соткала такое тонкое полотно, что его можно в иголку вдевать, и никто, кроме неё, из этого полотна рубашек сшить не может... Значит, не только за красоту её так прозвали.
Мачеха и её дочери невзлюбили Василису. Она красивее их и к ней постоянно сватаются женихи, а на мачехиных дочек никто внимания не обращает. Василиса легко справляется с любой работой, и она идёт ей только на пользу. Она смиренно принимает всё, что ей ни поручают, не перечит ни в чём. Вот это-то и выводит из себя завистливых женщин.
По тексту: "...мачеха и сёстры завидовали её красоте, мучили её всевозможными работами, чтоб она от трудов похудела, а от ветру и солнца почернела, - совсем житья не было!"

Анализ сказки "Иван крестьянский сын и Чудо-юдо"

Художник Митя Рыжиков
Анализ сказки принято начинать с традиционной беседы по читательскому восприятию: что понравилось и запомнилось, о чём сказка?

Вспомним главных героев сказки "Иван крестьянский сын и Чудо-юдо": Иван, братья, Чудо-юдо.

Как думаете почему, если братьев трое, в названии упомянут только один, только у него есть имя?

Лишь один из братьев сражался с Чудом-юдом, поэтому он и назван в заглавии.

И имя есть у него одного не случайно. В далёкие времена имя нужно было заслужить каким-то поступком, и дети до определённого времени имён не имели, только по достижении возраста 11-12 лет для них устраивались испытания, в которых каждый мог проявить себя. Вот тогда они и получали имена. В сказке мы, вероятно, находим отражение этого древнего обычая. Старшие братья ничем особенным себя не проявили, поэтому и остаются безымянными...

Герой сказки помимо имени имеет ещё и прозвание - крестьянский сын. И прозвание это звучит почти как отчество. Ведь раньше так и представлялись: Иван, Петров сын, или Андрей, Сергеев сын и т.д. Отсюда, кстати, и появились потом фамилии. Иван назван крестьянским сыном - значит, важно, что он из крестьян.

Предания - устный рассказ о прошлом. События, о которых в них повествуется, имеют достоверный характер или выдаются за достоверные. Предания, очевидно, возникали из рассказов свидетелей или участников событий. Их рассказы, много раз передававшиеся из уст в уста, постепенно превращались в предания, освобождались от личных оценок, пристрастий, становились более объективными. Но естественно, что в процессе своего бытования предания нередко отходили от достоверности и включали в себя и известную долю вымысла, который не имел ни фантастического характера, как в сказке , ни религиозного, как в легенде. Этот жанр в славянских языках имеет следующие названия: в русском и болгарском - предание, в сербском - предања, в польском - podania.

В преданиях можно выделить две основные тематические группы: предания исторические и топонимические. В первых рассказывается о событиях и лицах, оставивших след в памяти народной, во вторых - об основании городов, происхождении названий поселений, мест, рек.

Сказка "Мотылёк"

Мотылёк вздумал жениться. Естественно, ему хотелось взять за себя хорошенький цветочек.

Он посмотрел вокруг: цветки сидели на своих стебельках тихо, как и подобает ещё не просватанным барышням. Но выбрать было ужасно трудно, так много их тут росло.

Мотыльку надоело раздумывать, и он порхнул к полевой ромашке. Французы зовут её Маргаритой и уверяют, что она умеет ворожить, и она вправду умеет ворожить. Влюблённые берут её и обрывают лепесток за лепестком, приговаривая: "Любит? Не любит?" - или что-либо в этом духе. Каждый спрашивает на родном языке. Вот и мотылёк тоже обратился к ромашке, но обрывать лепестков не стал, а перецеловал их, считая, что всегда лучше брать лаской.

Вот послушайте-ка!

За городом, у дороги, стояла дача. Вы, верно, видели её? Перед ней ещё небольшой садик, обнесённый крашеною деревянною решёткой.

Неподалёку от дачи, у самой канавы, росла в мягкой зелёной траве ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали её наравне с роскошными цветами, которые цвели на клумбах перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам. В одно прекрасное утро она распустилась совсем - жёлтое, круглое, как солнышко, сердечко её было окружено сиянием ослепительно-белых мелких лучей-лепестков. Ромашку ничуть не заботило, что она такой бедненький, простенький цветочек, которого никто не видит и не замечает в густой траве; нет, она была довольна всем, жадно тянулась к солнцу, любовалась им и слушала, как поёт где-то высоко-высоко в небе жаворонок.

Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом-то деле был всего только понедельник; пока все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников, наша ромашка тоже смирно сидела на своём стебельке и училась у ясного солнышка и у всей окружающей природы, училась познавать благость божью.

Быть находчивым и сообразительным учит короткая бирманская сказка "Хитрая улитка". Однажды поспорили лошадь с улиткой, что улитка не отстанет больше, чем на сто шагов. Соревнования назначили на следующий день. Не растерявшись, умная улитка собрала всех своих сородичей и спрятала вдоль дороги. И когда лошадь останавливались и оборачивалась назад, голос отвечал ей и просил посмотреть вниз. А когда лошадь совсем выбилась из сил и свалилась на землю, подползла к ней улитка и сказала что нужно иметь умную голову, а не только быстрые ноги.


Хитрая улитка

Бежала по дороге лошадь, увидела улитку и громко заржала:
- Через сто лет ты проползёшь только сто шагов!
- Я никуда не тороплюсь. Но если мы будем соревноваться, я не от­стану от тебя больше чем на сто шагов! - ответила улитка.
- Какая хвастунья! - заржала лошадь. Тогда улитка сказала:
- Приходи завтра, и мы начнём состязаться. Если я отстану от тебя больше чем на сто шагов, можешь меня растоптать!
Лошадь, конечно, согласилась. А улитка собрала родственников - их у неё было ровно десять тысяч - и приказала им спрятаться вдоль доро­ги на расстоянии ста шагов друг от друга.
На следующий день началось соревнование. Лошадь промчалась две­сти шагов и, не оглядываясь, крикнула:
- Ну, где ты плетёшься?
- Оглянись, - раздался спокойный голос.
Лошадь оглянулась и увидела, что в ста шагах от неё ползёт улитка. Изумлённая лошадь снова пустилась бежать.
И каждый раз, когда она оглядывалась, то видела поблизости улитку. Лошадь вконец измучилась и упала без сил посреди дороги. Улитка подползла к ней, засмеялась и сказала:
- Побеждает не тот, у кого быстрые ноги, а тот, у кого умная голова!


На лесной полянке возле озера жила-была Улитка. У Улитки был уютный домик-раковина, который она всегда носила на себе, куда бы ни отправлялась. Может потому что домик был слишком тяжелый, а может, улитка просто не любила спешить, но она всегда двигалась очень очень медленно. На этой же полянке жил шустрый зеленый кузнечик. Целый день он без устали прыгал и скакал, торопился везде и всюду успеть. Кузнечик часто смеялся над улиткой: «Какая ты медленная, еле тащишься, - говорил он, - так ты никогда ничего не успеешь!». Улитка лишь качала головой и отвечала: «Кузнечик, кузнечик, разве ты не знаешь, что говорят, тише едешь – дальше будешь. Я никогда не тороплюсь, но всегда вовремя успеваю, так как выхожу заранее». Но кузнечик ее не слушал.

Одним теплым весенним деньком улитка медленно ползла по тропинке по своим улиточным делам, мимо нее быстро проскакал кузнечик, он торопился в гости с своему другу. Вдруг он остановился, повернулся к улитке и сказал: «Опять ты еле-еле ползешь!». Улитка посмотрела на кузнечика и произнесла: «Осторожно, кузнечик, торопись медленнее. Лучше вспомни, что я тебе говорила». Но кузнечик лишь рассмеялся в ответ и поскакал дальше. Он подумал, что ему надо очень спешить, он и так уже почти опоздал. Кузнечик скакал так быстро, что у него не было времени смотреть под ноги. Вот поэтому он и не заметил веточку, которая лежала перед ним на тропинке. Он споткнулся об нее и упал на землю. У него сильно болела ножка, и он даже не смог встать. Кузнечик очень расстроился, даже заплакал. В это время и приползла наша Улитка. Она сразу все поняла и предположила, что он, видимо, сломал ножку. «Надо отнести тебя к лесному доктору, господину Богомолу», - сказала она. Улитка сорвала листочек подорожника, помогла кузнечику на него взобраться, а потом прицепила листочек к своему дома и медленно потащила кузнечика по дорожке. Теперь Кузнечик больше не смеялся над Улиткой. Господин Богомол осмотрел Кузнечика и сказал, что сможет вылечить его ножку, но для этого Кузнечику нужно будет несколько дней провести у него в Лесной Больнице.

Как-то утром Улитка услышала, что кто-то стучит по ее домику-раковине. Улитка открыла дверь и увидела на Пороге Кузнечика, который держал огромную ягоду земляники. «Я пришел поблагодарить тебя, Улитка, - сказал Кузнечик, - и еще, попросить прощение за то, что смеялся над тобой. Ты была права. Я же тебя и слушать не хотел. А это тебе». С этими словами Кузнечик протянул землянику Улитке. Улитка улыбнулась и ответила: «Я совсем на тебя не обижаюсь. Главное, что твоя ножка в порядке, а ты все понял».

Вот такая сказка про Улитку и Кузнечика, который теперь торопится очень осторожно.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся

Задачи:

  • Развитие фонематического слуха, анализа и синтеза слов.
  • Развитие речи: расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование правильного звукопроизношения, звуковой культуры речи; умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы.
  • Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.
  • Развитие воображения и творческих способностей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро, солнцу и птицам.
– Доброе утро, улыбчивым лицам!

– Я очень хочу, чтобы у всехсегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для моих ребятишек, ведь они пришли учиться, думать, узнавать много нового.

II. Игра “Настроение”

(Педагог показывает карточки, а дети отвечают, какое на них изображено настроение, рисуют свое настроение. )

– Сегодня у нас с вами не обычное занятие, а интересная игра. А называется она “Путешествие на Планету Радости” . Вас ждут интересные задания и весёлые конкурсы. Вы готовы? Тогда вставайте в круг, беритесь за руки, мы отправляемся в полёт.

Давай с тобой обнимемся,
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим
И станем солнышком одним.

(Дети поднимают руки вверх и становятся на носочки )

Учитель прикрепляет на доску солнышко.

Готовьтесь, отважные, в радостный
Путь сквозь бурю и ветер, и шторм.
Раз-два! Ребята, вперёд!
Три-четыре! Ребята, в полёт!

Задание 1. “Девятая фигура” (ракета)

Задание 2. Счет прямой и обратный.

Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
На далекую планету
Поскорей попасть хотим.
Сели в кресло, дали газ,
И ракета понеслась!

– Полетели! А пока мы с вами летим на Планету Радости, я вам предлагаю выполнить задание.

Задание 3.

– Посмотрите на этот рисунок и найдите две одинаковые фигуры. Чем они отличаются?

Задание 4.

  • Красная – направляем в точку, которая находится в квадрате, но за кругом и треугольником.
  • Желтая – в треугольнике и квадрате, но за кругом.
  • Зеленая – в треугольнике, но не в круге и в квадрате.
  • Синяя – в круге, треугольнике и квадрате.

– Вот мы и прилетели!

На доске – детские аппликации, рисунки, оригами “ Цветок красоты, который растет в душе моей мамы”, название планеты “Планета Радости”, на одном цветке бабочка.

– Эта бабочка волшебная. Цветы, на которые она садится, начинают чудесно благоухать и становятся необыкновенно красивыми. Пока наша бабочка перелетает с цветка на цветок, мы с вами составим звуковую модель слова “бабочка”.

Составление звуковой модели слова бабочка.

5. Физминутка

6. Выделение звука [Б]. Обозначение звука буквой

7. Конструирование буквы Б из мягкой проволоки

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Потом предложить детям сделать другие буквы и ответить на вопросы:

  1. Б убрать верхнюю палочку? (Мягкий знак)
  2. Какая буква получится, если у буквы Б убрать маленький полукруг? (Буква Г)
  3. Какая буква получится, если верхнюю палочку буквы Б перевернуть в обратную сторону? (Твердый знак)
  4. Какая буква получится, если верхнюю палочку убрать, а ее перевернуть с ног на голову? (Буква Р)

– Вот какая наша буква-озорница.

8. Написать букву Р на доске мокрым пальчиком

Букву Р писать несложно:
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы кружок,
И получится флажок.

9. Рассматривание детских работ. “В гостях у буквы Р”

– Буква Р хочет, чтобы вы ее хорошо запомнили и порычали сердито, улыбаясь.

– Чем отличаются эти звуки? (Твердый, мягкий звук.)

– Наша буква Р очень любит работать, всегда что-то делает, творит, помогает. Назовите профессии своих мам. (Дети говорят, кем работают их мамы.)

– А вы помогаете своим мамам? (Ответы детей.)

10. Физминутка (с музыкальным сопровождением)

Дружно помогаем маме,
Мы белье полощем сами
1, 2, 3, 4 –
Потянулись, наклонились,
Хорошо мы потрудились!

– Представьте, что у вас на носу длинная кисточка. Напишите слово – МАМА.

– Как красиво у вас получилось! Я думаю, мамам очень понравилось.

– А сейчас они попробуют написать у вас на спине букву, а вы отгадайте.

11. Стихи-драматизации (домашнее задание)

Все в порядке

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
– Был на квартиру налёт?
– Нет!
– К нам заходил бегемот?
– Нет!
– Может быть не наш?
– Наш!
– Может не наш этаж?
– Наш!
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
– Значит, это не обвал?
– Нет!
– Слон у нас не танцевал?
– Нет.
– Очень рада.
Оказалось, я напрасно волновалась!

– Ты опять ходил по лужам,
Сапогами грязь месил?!
Говорить мне сколько нужно,
Просто нет с тобою сил,
Ведь просила: береги!
– Для чего же сапоги?

– Кто намусорил в прихожей?
Ну, на что это похоже!
Доски, гвозди, молоток…
Что ты делаешь, сынок?
Тут какой-то ералаш…
– Для твоих сапог гараж!

12. Выставка рисунков “Буквы улыбаются”

– Когда эта бабочка садится на людей, они приобретают хорошие качества. (Учитель берет бабочку и подходит к каждому ребенку. Называет букву, ребенок должен назвать хорошие качества человека на эту букву. Берет букву со стола, прикрепляет ее на доску. (Б В Т А У З И)

Задание: разделить все буквы на две группы (гласные и согласные) Б В Т З У А И

Артикуляция звуков (Нитка, зеркало).

Рассказывание сказки “Как улитка подружилась с веточкой (домашнее задание)

13. Упражнение в произношении мягких и твердых согласных звуков

14. Загадка

Пять братьев вместе родятся,
А ростом разные.

15. Физминутка

Вот помощники мои
Ты как хочешь поверни.
1, 2, 3, 4, 5
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.

16. Драматизации пальчиковые

Говорит попугай попугаю:
– Я тебя, попугай, попугаю.
Попугаю в ответ попугай:
– Попугай, попугай, попугай!

– Где купили вы, сеньор,
Этот красный помидор?
– Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос!

– Лютик, Лютик, что хохочешь?
– Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!

В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
– Здравствуй!
– Здравствуй!
– Как дела?
– На рыбалке я была.
Я удила рыбака
Дядю Федю-чудака.
– Где же твой рыбак? Попался?
– Нет, ушел, хитрец! Сорвался!

17. Загадка

Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться все не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)

18. Гимнастика для пальчиков (с грецким орехом)

Не по тропе, а около
Катилося и охало.
О охало,
О окало,
Не по тропе, а около.

19. Рисование узора.

Упражнение “Четвертый лишний”

Чтение детьми стихотворения “ Не бойтесь, пожалуйста, доктора льва!”

Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!
Он в горло зверюшке посмотрит сперва
И выпишет срочно рецепт для больного:
“Таблетки, микстуру и теплое слово,
Компресс, полосканье и доброе слово,
Горчичники, банки и нежное слово,–
Ни капли холодного, острого, злого!
Без доброго слова, без теплого слова,
Без нежного слова – не лечат больного!”

– Подарите своим мамам теплые, добрые, нежные слова. Чаще говорите их свом родным, друзьям.
А наше путешествие подходит к концу. Мне очень хочется, чтобы планетой Радости для вас стала наша гимназия. До встреч!