В некотором царстве в некотором государстве решил царь свою единственную дочку музыке обучать. Из далёкого тридесятого царства тридевятого государства был приглашён лучший в мире учитель музыки. Во дворце стоял старинный рояль. Учитель внимательно осмотрел рояль и сказал, что рояль отличный, но его нужно настроить.
Главный министр говорит царю:
-Ваше Величество есть тут у нас отличные настройщики…
-Так вели им немедленно явиться во дворец,- приказал царь.

Это были четыре старика. Один из них был глухой, другой слепой, третий немой, а четвёртый безногий.
Посмотрел на них царь.
-Ты, что смеёшься надо мной, - стал он ругать главного министра.
-Это же старики, инвалиды.
-Давай мне из заграницы самых лучших, какие только ни есть настройщиков.
Много настройщиков приезжало, настраивало рояль и заграничных и местные. И самые лучшие и не очень. Откуда только их не приглашали, но
подойдёт учитель музыки к роялю, поиграет, и скажет:
-Не звучит! Плохо настроен.
Уедут настройщики.
Новые приедут. Настроят рояль.
Подойдёт Учитель музыки поиграет на рояле:
-Не звучит! Плохо настроен.
-Ваше Величество,- говорят царю,- уж какие известные и знаменитые эти настройщики
не настраивали рояль, а подойдёт учитель музыки поиграет на рояле:
-Не звучит! Плохо настроен. Что ему нужно?
-А ему нужно, чтобы рояль отлично настроен был. Вот, что ему нужно.
- Не имена и должности настраивают рояль, а люди. Если учитель музыки говорит, что рояль настроен плохо, значит, он настроен плохо.
Главный министр говорит царю:
-Ваше Величество может пригласить тех четверых стариков…
-Говорят, что они мастера отличные.
-Ну, пусть попробуют,- разрешил царь.
На следующее утро настройщики были во дворце.
Весь день они настраивали. Вечером учитель музыки поиграл на рояле и воскликнул:
-Великолепно! Отлично настроен.
-Не могу понять, - говорит царь
Как вы четыре старика. Один из вас глухой, другой слепой, третий немой, а четвёртый безногий смогли сделать это? Столько до вас было всяких настройщиков. Ни кому не удалось угодить нашему учителю музыки. А вы.… Как вы вообще работаете.… Один из вас слепой, другой глухой, третий немой, четвёртый безногий.… Не понимаю.
Да просто ваше Величество:
Наш слепой отлично различает звуки, он прежде был одним из лучших музыкантом мира. Когда безногий, он тоже в прошлом играл на рояле, нажимает, на какую либо клавишу слепой говорит нашему глухому, который раньше был великолепным рояльным мастером, как подстроить звук.
-А немой, что у вас делает?- спросил царь
-Немой пересказывает жестами слова слепого глухому,- ответили мастера.
-Так,- велел царь главному министру.
-Наградить их так, чтобы они до конца своей жизни ни в чём не нуждались.
Вот и сказке конец, кто слушал тот молодец.

Рецензии

Было это,в 1984 году в Омске,тогда на вокзалах искали пьяниц и набрав бригаду строили в совхозах(шабашничали)нужны были штукатуры. Меня послали искать рабочих,нашел трех бичей и взяв такси еду в Кармиловский район.Да я им бутылку купил на дорогу.За городом они начали меж собой ругаться и я с переднего сиденья разворачиваюсь и подергав за колено центрального мужика, лет пятьдесят,говорю успокойтесь и чувствую у него протез,нет ноги ниже колен)) Я таксисту говорю останови и выведя его с машины отвел в сторону и говорю.Ты что шумишь,буйный такой,резко пройдя несколько шагов сажусь в машину и говорю гони.Через несколько дней,земляк с соседнего колхоза говорит,привез с города бича,без правой ноги,не поверишь за 30 лет не видел что бы так быстро и ровно штукатурили(((((((((((Не когда нельзя не до оценивать человека!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Это рассказы о повседневности, которую трудно представить, и о смысле жизни, который видится как раз ясно. Мы публикуем отрывки из сборника документальных историй, изданного Фондом «Со–единение».

В рамках Московской международной книжной ярмарки 2 сентября 2015 года состоялась презентация совместной издательской программы Фонда поддержки слепоглухих «Со–единение» и издательства «Эксмо».Были представлены пять книг. Две из них – сборники документальных историй слепоглухих людей: издание «Я живу. Дневник слепоглухого» и подарочный альбом «Я живу». В этих книгах собраны произведения, созданные слепоглухими людьми. Это короткие рассказы о ярких моментах в их жизни, тревогах, переживаниях, надеждах.

«Мысли вслух»

Алена Капустьян, 16 лет. Родилась в г. Орехово-Зуево. В 1,5 года потеряла слух, а в 6 лет после оперативного вмешательства потеряла зрение. С 6 лет обучается в Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих. В 2013 году участвовала в проекте «Класс мира», который проходил в г. Сочи.

Алена Капустьян

В марте 2014 года от этого же проекта участвовала в закрытие параолимпийских игр - несла с ребятами флаг. Осенью 2014 года стала участником театрального проекта «Прикасаемые» при поддержке Фонда «Со–единение». «От участия в проекте «Прикасаемые» я получаю очень яркие впечатления, после репетиций настроение поднятое. Я приобрела много друзей, а для меня это очень важно. Проект мне помогает жить и узнавать много нового и интересного о театре», – отмечает Алена.

Утро

Наливаю себе чай. Он переплескивается через край.

Я пока еще опасаюсь плиты: вдруг перепутаю выключатели? А вот огня не боюсь, он мне приятен – греет, как маленькое солнце.

Днем иду в гости. Господи, кто бы только знал, как я хочу слышать быстрый говор телевизора! К сожалению, не могу в таком быстром темпе разбирать слова ведущих.

С тоской думается: счастливые те, у кого есть зрение и слух. Веселятся, дружат, улыбаются. Влюбленные парочки вдвойне счастливы.

Будет ли в моей жизни любовь?

День

Иду по длинному коридору. Иду самостоятельно, водя рукой по стенам. В интернате для слепоглухих уже каникулы, и уроков нет. Я давно сдала контрольные работы за четверть на одни четвертки и пятерки. С тростью ходить не люблю, стесняюсь. Для меня это просто палка, с которой ходит хромоногий человек. Намного лучше собака-поводырь: так не видно, что слепая. Когда-нибудь такая собака у меня будет.

И усилитель звука тоже будет, я знаю. Мне рассказывали, что на выставке инноваций однажды видели глухого мужчину с таким аппаратом. Он хорошо слышал и разговаривал, как здоровый человек.

Вечер

Когда на душе грустно, я сажусь за компьютер и переписываюсь с друзьями – выхожу в интернет самостоятельно, и общаюсь при помощи специальной приставки для слепых. Конечно, ребят хочется видеть, слышать их голоса, чувствовать их дыхание, ощущать их руки, а переписка – что это? Неживое…

В детстве было проще. Я любила играть, читать книжки вслух. А потом я поняла, что многие дети общаться совсем не умеют, дразнятся, хулиганят. В моем родном поселке у меня нет друзей. Были знакомые ребята, но они меня предали. Не понимаю за что. Гуляют теперь себе, развлекаются, а я им не интересна.

Что вы делаете, ребята? Надо жалеть сверстников-инвалидов, им надо помогать. Господь потом благословит вас за доброе сердце.

Ночь

Скорее бы закончить школу, и пойти в студенческие курсы! Чувствую, что могу учиться наравне со сверстниками. В интернате учат не так, как в обычных школах, – программа проще. В голове постоянно крутится вопрос: почему нет института для слепоглухих?

Поначалу все думали, что я стану массажистом. А потом я попала в театр и первую роль запомню навсегда, клянусь. Теперь я планирую пойти учиться на актрису, чтобы играть в спектаклях, ведь глухота для этого не помеха. Ведь правда?

Спать ложусь с молитвой.

Ночью вижу чудесные сны.

«О Брайле, смысле жизни и украинских щах»

Михаил Ильиных, 51 год. Жизнь дважды сыграла злую шутку с Михаилом – зрение он терял два раза. На сегодняшний день Михаил тотально слепоглухой. Наличие слухового аппарата немного компенсирует отсутствие слуха. А верный друг – собака-проводник Кетти – помогает в передвижении. Михаил ведет активный образ жизни, посещая занятия по лепке. «В ней (лепке) заключается теперь смысл моей жизни», – говорит Михаил.

Михаил Ильиных

О Брайле…

Как жить без зрения и слуха??? Жить, не видя света и красок. Жить, не слыша даже собственного голоса. Как можно научиться так жить, спросите вы?

Надо сказать, что зрение я вообще терял дважды. Первый раз это произошло в 1984 году, но потом зрение каким-то таинственным образом вернулось ко мне. Каким – даже окулисты тогда не понимали. Потом говорили, что зрение будет падать, потому что это такое заболевание, и нет технологий, чтобы остановить этот процесс. Так оно и получилось.

Второй раз и окончательно зрение ушло шесть лет тому назад. Ну, а слух у меня падает уже очень давно. С 1996 году стал использовать слуховой аппарат, что дает возможность хоть немного ориентироваться.

… Брайлю меня учили. Я могу писать, но не могу читать, потому что пальцы у меня обожженные. Но, я думаю, со временем освоюсь. Мимику и жесты я знаю с детства, но, когда зрение было хорошим, я общался на расстоянии, а когда потерял зрение – начались проблемы с обратной связью. Наверное, надо просто побольше общаться. Думаю, все наладится…

Вообще, мимике и жестам я учился лет с трех-четырех – еще в яслях для слабослышащих и глухонемых детей. Потом – в Истринской школе-интернате имени 15-летия Октября. Там мы уже вовсю общались на языке мимики и жестов. Брайлю же я первоначально учился в 84-м году в Волоколамске, когда впервые потерял зрение.

О смысле жизни

Жить без зрения и слуха можно. Можно научиться жить, можно адаптироваться к ситуации, но смириться с этим невозможно. Что может ощущать человек, переставший видеть и слышать? Если грубо сказать, он – живой труп. Особенно поначалу. Уж простите за прямоту, но что делать, если это и в самом деле так? Наваливается ужасающая, непривычная изоляция… Словами не передать. Для меня это было хуже всего. Знаете, к этому адаптироваться, по-моему, невозможно. Все равно слишком многого не хватает. Особенно чувствуется разница в музыке: все идет не в стерео –, а в моно звуке. Иногда хочется слышать высокие звуки, в знакомых музыкальных вещах ведь знаешь точно, что на каком такте должно быть – а этого нет … Музыку и аудиокниги я сейчас слушаю на дисковом плеере. Мне очень нравится джаз и классика. Часто покупаю чистые диски, чтобы мне на них записали новую музыку. До сих пор остаются зрительные воспоминания. И это главная моя боль!

Возможно мне легче, чем от рождения слепым людям. Остаточные зрительные воспоминания помогают хотя бы отдаленно понять, как выглядит тот или иной предмет, какого он цвета. Но цвета – это ведь уже больше про художников. А для тех, кто зрение потерял, мне кажется, роли уже не играет. Ты все равно не видишь. Самое главное для меня сейчас – чтобы можно было лепить красивые вещи. Это – тактильные ощущения, а не чувство цвета. Это я понял полгода назад, когда занялся лепкой. В ней заключается теперь смысл моей жизни.

Три раза в неделю я посещаю занятия по лепке, где встречаюсь с такими же, как я слепоглухими людьми. Это дает мне не только возможность общения. Это дает мне больше. Гораздо больше. Это смысл жизни. Ты понимаешь, что ты живой, ты можешь чувствовать. И эти ощущения, это счастливое и радостное состояние вновь и вновь возвращает тебя к жизни. Есть, конечно, ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться при посещении занятий по лепке.

Михаил Ильиных

Мне приходится добираться до Москвы из Сергиева Посада на электричке. В этом сложном для слепоглухого человека деле (а выход на улицу для слепоглухого человека одному без сопровождающего – это, не побоюсь этого слова, подвиг) мне помогает мой верный друг – собака-проводник Кетти. Да. Со зрячим человеком сотрудничать было бы, конечно, удобнее, потому что собака – она выбирает, где пройти, где обойти, это великолепно. Но, допустим, идет тот же самый автобус или электричка, не может же пес мне об этом сказать, верно? Или в магазине собака мне не сообщит цену товара при всем своем желании. И все же, благодаря моему верному другу я не похоронен в четырех стенах, а могу передвигаться на улице.

О борще…

Я не люблю сидеть дома. Мне больше нравится находиться вне домашних стен. Ежедневно выхожу из дома. Гулять. В город. Если ярмарка, то уже не три, а четыре, иногда и пять дней в неделю. Раньше, когда еще было зрение, немного поездил. В Йошкар-Олу и в Нижний Новгород. Главное для меня сейчас в путешествиях – удобство. Люблю, чтобы было комфортно заходить в кафе, в магазины. Чтоб без всяких там чудачеств. С собакой, мол, нельзя заходить… Чушь! А ведь были и такие случаи…

А вообще, хочу научиться сам готовить. Вот, к примеру, хотя бы мясное рагу. Это легко – закладывается все разом и сразу все тушится. Отдельно, когда одно, потом другое – неудобно, время теряешь. Но больше всего я люблю азу. Еще – украинский борщ…

На презентации еще были представлены три издания, повествующие о достижениях российской и зарубежной науки в деле реабилитации людей с одновременным нарушением слуха и зрения: «Загорский эксперимент: история и современность», «История обучения слепоглухих в России», «Сборник докладов международной конференции „Проблемы слепоглухих, опыт, задачи, перспективы“». Сборник «Я живу. Дневник слепоглухого» и книга «Загорский эксперимент: история и современность» в ближайшее время поступят в продажу в книжные магазины по всей России по цене около 400 рублей за экземпляр.

Поют… глухие? – Да!

Как прийти к Богу, если ты не видишь и не слышишь? Конечно, Бога не видели и зрячие, не слышали и слышащие. Но они видят красоту Божиего мира, слышат его звуки, и им вроде бы легче поверить, что все это создал Бог…

О том, кто и как помогает слепоглухим найти дорогу к храму и жить в мире красок и звуков, не видя и не слыша их, впервые я узнала год назад в Троицком Доме ученых ТНЦ РАН (г. Троицк, Октябрьский проспект, 9-б), где проходил второй арт-фестиваль «Дари добро» в пользу Дома слепоглухих в Пучково . Тогда специально для участия в концерте из Дагестана приехал незрячий музыкант Руслан, который замечательно играл на гитаре и пел. 3 июня 2018 года подопечный Дома Богдан выступал здесь на четвертом фестивале, а 16 августа Татьяна, приехавшая из Рязани, исполнила прекрасные русские романсы на выпускном вечере Дома слепоглухих, во время которого подопечным торжественно вручили аттестаты.

Ни слепота, ни нарушение слуха не мешают Татьяне красиво петь и играть на аккордеоне. Правда, три года назад, потеряв любимого мужа, женщина перестала петь, и ее аккордеон замолчал. Только в Доме слепоглухих она запела вновь, даря радость благодарным зрителям и слушателям, большинство из которых не видят и не слышат. На выпускном вечере после нее под аккомпанемент гитары и рояля душевно пели и преподаватели Дома слепоглухих. А еще они и их подопечные читали стихи.

30 июля одним из лауреатов IX международного фестиваля-конкурса православной и патриотической песни «Арзамасские купола» стал дуэт «Обычные люди» из города Рыбинска. Диплом второй степени в номинации «Авторская песня» из Арзамаса увезли в Ярославскую область гитарист Анатолий Батраков и поэт, композитор, автор-исполнитель Галина Лупандина, которая почти ничего не видит, но, к счастью, слышит. Поэтому ее прекрасное пение никого не удивляет, как и пение известной незрячей певицы Дианы Гурцкой. А вот пение слепоглухих. Конечно, удивляет. Как можно петь, не имея слуха и не слыша себя?

Сюжет для фильма «Слепая собака-поводырь»

Уезжая из Дома слепоглухих, человек преображается на глазах. Он начинает чувствовать себя не инвалидом и обузой, а активным членом общества, которому, правда, очень нужен помощник, готовый видеть и слышать за двоих. Часто таким помощником становится пес-поводырь. И иногда жизнь подбрасывает такие сюжеты, какие не придумает ни один писатель или режиссер.

Знаете ли вы, что в последнюю среду апреля жители более шестидесяти стран мира отмечают необычный праздник – день собаки-проводника (или поводыря). В России официально действуют лишь два центра, где собак обучают помогать незрячим и слабовидящим людям беспрепятственно передвигаться в открытом пространстве. Это Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников, созданная в 1960 году, и АНО учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов», действующий с 1999 года. Около полугода собаки проходят подготовку, осваивая навыки сопровождения незрячего человека в транспорте и на улице, правила поведения в общественных местах, курс общей кинологической подготовки. После этого они сдают экзамен и знакомятся со своим будущим хозяином.

Для незрячего человека собака – не просто помощник, но друг, с которым делишь и печали, и радости

Для незрячего человека собака – это не просто помощник на улице и дома, но в первую очередь друг, с которым он делит и печали, и радости. «А друзей не предают», – уверен подопечный Дома слепоглухих Игорь Семенов, приехавший на обучение вместе со своей второй собакой-поводырем – ослепшей Умби.

Когда умерла первая собака, все его домочадцы очень расстраивались, и Игорь решил больше не брать себе помощника. Но как жить без друга, с которым можно гулять, ездить на дачу? «В школе подготовки собак-проводников, которая находится подмосковном городе Купавна, две недели мы с Умби привыкали друг к другу, она под руководством инструктора учила меня ходить на специально подготовленном школьном маршруте, преодолевать препятствия, гулять и ухаживать за ней, – рассказывает Игорь. – А когда мы приехали домой, уже я показывал ей свои маршруты от дома до работы, поликлиники и магазинов».

Но через три года общительная и добрая Умби заболела, начала натыкаться на предметы. Денег на лечение не было. В школе, откуда он забирал Умби, ему предложили поменять ее на здоровую собаку, но он категорически отказался, сказав, что собака для него как ребенок, которого невозможно отдать. По инициативе Сергея Сироткина, президента общества слепоглухих «Эльвира», автор журнала «Фома» Юрий Пущаев и сотрудники Дома слепоглухих собрали средства на операцию.

Необходимую сумму передали в Пучково, куда Игорь приехал вместе с Умби. Операцию собачке делали в Щербинской ветеринарной клинике, но она не помогла. Слепая Умби по-прежнему водит хозяина по привычным маршрутам, а вот переходить дорогу в незнакомом месте помогает ей уже он.

Игорю кажется, что Умби даже не понимает, что она лишена зрения, ведь ей в первую очередь надо помогать хозяину, волноваться не за себя, а за его жизнь и безопасность. Вот такая история о преданности и верности двух слепых – человека и собаки.

С Брайлем по жизни

Самая лучшая награда за труды – письма подопечных, которые теперь они пишут сами

Дом слепоглухих в Пучково напоминает школу, где за один-два месяца нужно освоить все самое важное, что пригодится в жизни. Обучение проходит здесь по четырем основным программам. Прежде всего это азбука Брайля – основное средство для чтения и письма, созданное специально для незрячих людей. Шрифт Брайля – выпуклые точки, которые выстраиваются в определенном порядке и составляют буквы. Когда слепой юноша Луи Брайль, живший в XIX веке, придумал свой шрифт, он не мог себе вообразить, что в XXI веке незрячие люди с помощью специальной компьютерной приставки Брайля, которая преобразует текст на экране в шрифт Брайля, смогут пользоваться компьютером и мобильными гаджетами, ставшими для них окном в огромный мир. Благодаря современным технологиям незрячий человек может набирать на компьютере текст с помощью специальных ручных машинок и распечатывать его на специальном принтере. И это не фантастика! Вот почему важно и второе направление в обучении – компьютерная грамотность. Самой лучшей наградой за труды для сотрудников Дома являются благодарственные письма их подопечных, которые отныне они пишут сами. Третье, чем занимаются в Пучково, – это социальная адаптация: ориентация в пространстве, приготовление пищи, обучение уходу за собой и другим необходимым в повседневной жизни навыкам. Четвертое – это обучение прикладным ремеслам и творчеству. Кроме того, приехавшие в Пучково люди посещают экскурсии и различные культурные мероприятия, проходят программы физического оздоровления, получают психологическую и духовную помощь, ездят в паломнические поездки, посещают богослужения.

Дивное Дивеево и другие святыни Православия

На сайте храма Казанской иконы Божией Матери в Пучково Нина Гвоздева рассказала о поездке в Муром и Дивеево прихожан храма и подопечных Дома слепоглухих. Она состоялась 14–16 июня 2015 года. «Слепоглухих с нами 5 человек: Наташа и Люба не слышат, но немножко видят. Они общаются жестами. Лена слабовидящая и слабослышащая, слышит с аппаратом, отлично знает жесты, но и голосом тоже хорошо говорит. Саша – тотально слепоглухой, он не видит и не слышит, но замечательно общается жестами и дактилем. Тамара не видит, но неплохо слышит, с ней мы говорим голосом. С нами также преподаватели Дома слепоглухих, сотрудники и волонтеры». Молитва сопровождала паломников по пути в Дивеево и обратно. Вместе они читали Богородичное правило, молитвы и каноны ко Причастию, вместе причащались в Дивеевской обители.

В другой раз в Переславле-Залесском паломники посетили монастырь преподобного Никиты Столпника, окунулись в его источник, приложились к его мощам и веригам, спустились в часовню-столп, где преподобный на коленях очень долгое время творил Иисусову молитву. Побывали в Спасо-Преображенском соборе, в котором был крещен Александр Невский. В Феодоровском женском монастыре приложились к чудотворному образу Божией Матери «Андрониковская».

Ездили и к Животворящему Кресту Господню в Годеново. По преданию, пастухи увидели в облаке света «несказанного» висящий в воздухе Крест. Исходящий от Распятия голос предсказал, что на этом самом месте, где сейчас болото, будет дом Божий, а приходящие помолиться с верой люди получат исцеления. Чудеса совершаются здесь и по сей день.

Кстати, Дом слепоглухих приглашает в свои интересные поездки не только своих подопечных, но и всех желающих. На комфортабельном автобусе в сопровождении опытного сотрудника вы можете поехать в новые для себя места, где по сей день Господь и Его святые являют чудеса, способные кардинально изменить жизнь человека. Записаться в поездку можно у Марии Зелениной по телефону: 8-985-619-33-60.

Самолетик и сердечко – символ фестиваля «Дари добро»

Разумеется, и на поездки, и на деятельность Дома слепоглухих нужны деньги – и немалые. А где их брать? Конечно, у добрых людей. Многие из них пришли 18 июня 2017 года в Троицкий Дом ученых, где я вместе с коллегами проводила анкетирование, на второй благотворительный арт-фестиваль «Дари добро». Третий фестиваль провели здесь в декабре 2017 года, а 3 июня нынешнего года на территории Дома ученых прошел уже

В одном древнем ауле жили три брата - глухой, слепой и безногий. Жили они бедно, и вот однажды решили пойти в лес поохотиться. Недолго они собирались: в их сакле ничего не было. Слепой посадил безногого на плечи, глухой взял под руку слепого и отправились они в лес. Построили братья шалаш, сделали из кизилового дерева лук, из камыша - стрелы и стали охотиться.
Однажды в темной сырой чаще братья набрели на маленькую саклю, постучались в дверь, на стук вышла девушка. Братья рассказали ей о себе и предложили:
- Будь нам сестрой. Мы будем ходить на охоту, а ты будешь ухаживать за нами.
Девушка согласилась, и они стали жить вместе.
Как-то раз братья ушли на охоту, а их сестра осталась в сакле готовить обед. В тот день братья забыли оставить дома огонь, и девушке нечем было разжечь
очаг. Тогда она взобралась на высокий дуб и стала смотреть, не жгут ли где-нибудь поблизости костер. Вскоре она заметила вдалеке струйку дыма, слезла с дерева и поспешила к тому месту. Долго пробиралась она сквозь густую чащу леса и наконец вышла к одинокой полуразвалившейся сакле. Девушка постучалась, дверь сакли открыла старая-престарая эней. Глаза ее горели, как у волка, завидевшего добычу, волосы у нее были седые, растрепанные, изо рта торчали два клыка, а ногти на руках напоминали когти барса. Они то укорачивались, то удлинялись.
- Ты зачем пришла? - спросила эней басом.- Как ты нашла сюда дорогу?
- Я пришла попросить огня,- ответила девушка и рассказала о себе.
- Значит, мы соседи, ну хорошо, заходи, будь гостьей,- сказала эней и усмехнулась. Она провела девушку в саклю, сняла с гвоздя сито, насыпала в него золы и нагребла из очага горящих углей.
Девушка взяла сито с углями, поблагодарила старуху и ушла. Вернувшись домой, она стала разжигать очаг, но в это время в дверь постучались. Девушка открыла дверь и видит: на пороге стоит эней.
- Скучно было мне одной, потому и пришла в гости,- прямо с порога проговорила старуха.
- Ну что ж, проходи в дом.
Эней зашла в саклю, села на ковер, разостланный на полу, и говорит:
- Соседка, хочешь я у тебя поищу в голове?
Девушка согласилась, села рядом с гостьей и положила свою голову ей на колени. Старуха искала-искала у нее в голове да и усыпила девушку. Когда она уснула, эней проколола ей голову иголкой и стала высасывать мозг. Потом старуха дунула девушке в нос, и та проснулась. Эней поблагодарила за гостеприимство и ушла. А девушка почувствовала, что у нее нет сил даже встать, и осталась лежать.
Вечером братья вернулись с богатой добычей. Вошли они в саклю и видят: их сестра лежит на полу. Встревоженные братья стали расспрашивать сестру, и она им все рассказала. Братья догадались, что это дело рук эней.
- Теперь она повадится сюда ходить,- сказал безногий.- Но я вот что придумал: завтра вы идите на охоту, а я с сестрой останусь в сакле. Только вы посадите меня па притолоку, я останусь сидеть там. Когда эней переступит порог, я прыгну на нее и задушу.
И вот на следующий день, едва эней переступила порог, безногий прыгнул на нее и стал душить. Но старуха спокойно развела руки безногого, повалила, проколола ему голову и стала высасывать мозг. Безногий ослабел и остался лежать на полу, а эней ушла.
Когда братья вернулись с охоты, безногий и девушка рассказали им о случившемся.
- Завтра дома останусь я,- сказал слепой,- а вы идите на охоту. Только посадите меня на притолоку.
На следующий день эней тоже пришла. Как только она переступила порог, слепой прыгнул на нее с притолоки. Долго они боролись, но и его одолела эней, повалила на пол и стала высасывать мозг. Насосавшись вдоволь, старуха ушла.
Вернулись братья с охоты, и сестра рассказала им о случившемся.
- Завтра моя очередь остаться дома,- сказал глухой.
На следующий день, едва в саклю вошла эней, глухой прыгнул на нее и стал душить. Старуха взмолилась:
- Слышишь, глухой, пощади меня, я сделаю все, что ты прикажешь!
- Ладно,- ответил глухой, а сам стал ее связывать. Пришли с охоты слепой и безногий и видят: лежит
на полу связанная эней.
- Просите у меня, что хотите, только пощадите,- говорит эней.
- Ну ладно,- говорит глухой.- Сделай так, чтобы мой безногий брат стал ходить.
Эней проглотила безногого, а когда она его выплюнула, у него были ноги.
- А теперь сделай моего слепого брата зрячим! - приказал глухой.
Проглотила старуха слепого, а выплюнула его зрячим.
- А теперь вылечи глухого! - сказали старухе исцеленные братья.
Проглотила эней глухого и не выплевывает.
- Где он? - спрашивает ее братья, но старуха молчит. А тем временем ее левый мизинец стал расти. Эней откусила его и выбросила в окно.
- Где наш брат? - опять спрашивают те двое. А зней смеется и говорит:
- Теперь у вас нет брата!
Но тут сестра посмотрела в окно и увидела, как стая воробьев полетела в кусты.
- В кустах что-то лежит! - говорит она.
Выскочил во двор один из братьев и видит: валяется огромный-преогромный палец старухи. Схватил он кинжал и распорол палец, оттуда вышел брат, который теперь уже не был глухим.
Три брата и сестра посоветовались и решили убить и закопать в землю злую старуху. Так они и сделали и избавились от вредной и жестокой эней.
А через несколько лет, говорят, братья разбогатели, построили себе хорошие дома, женились, а сестру выдали замуж. И стали все они жить да поживать на радость друг другу.

Зрение, слух, обоняние, осязание – это те качества человеческого организма, без которых нельзя представить обычную повседневную жизнь. Ходить на работу, обнимать родных людей, совершать покупки в любимом магазине и многое другое, большинство этих действий невозможно совершить, не опираясь на возможности нашего организма. Но жизнь непредсказуема. Иногда, в результате болезней либо несчастного случая, на свет появляются люди, у которых ограниченны, либо полностью отсутствуют эти возможности. Как же они справляются в этом мире?

Слепоглухонемые люди – одна из самых тяжелых категорий таких людей. Существует много больных с самыми различными симптомами этой болезни, но условно их можно поделить на четыре типа:

Тотально слепоглухонемые – эти люди полностью лишены слуха и зрения. В большинстве случаев речь может быть восстановлена с помощью специального обучения.

Слабослышащие слабовидящие – такая категория людей сохраняет остаточное зрение и слух, которые помогают им ориентироваться в пространстве.

Слабовидящие глухие – больной полностью лишен слуха, но сохранено остаточное зрение.

Слабослышащие слепые – у больного человека отсутствует зрение, но имеется небольшая возможность слышать звуки.

Казалось бы, эти люди обречены. И история нередко подтверждает фактами из жизни, как такие люди становились полу идиотами, которых семья прятала в самых дальних углах дома, ухаживая за ними до конца их жизни. Но никто не пробовал встать на их место.

Слепоглухие – самые одинокие люди в этом мире. Если человек видит, для него доступны все цвета, если слышит, то люди могут разговаривать с ним, но если он не видит и не слышит, то он практически полностью изолирован от нашей жизни. Чтобы у него была возможность развиваться и жить, ему необходимо обеспечить доступ к информации, которой владеют зряче слышащие, помочь перестроится на чувства, которые у него имеются, и научить общаться.

Как это возможно ? Ведь человек не видит, что ему показывают и не слышит, что ему говорят. Но он может ощупать руками необходимый предмет, исследовать его запах и попробовать на вкус. Всего лишь надо помочь ему перестроится.

Любой человек привыкает опираться в жизни на зрение и слух, порой забывая о том, что у него есть и другие возможности. После потери главных чувств собственного организма психика дезориентирована, без необходимой поддержки человек перестает развиваться, разговаривать, возникают проблемы с вестибулярным аппаратом. В этом случае с помощью специального обучения его можно научить общаться с помощью языка жестов, обучить навыкам самообслуживания, опираясь на чувства, которые у него есть, даже читать и писать с помощью системы Брайля. Некоторые люди с помощью педагога, смогли заново научиться разговаривать, и понимать, что говорят другие, положа руки на горло и губы собеседника. Человеческий организм сохраняет способность к обучению на протяжении всей жизни, лишь бы был педагог, который готов открыть перед своим учеником двери в другой мир.

Наличие остаточных чувств осложняет это обучение. Одно дело, когда человек лишился полностью слуха и . Тогда он может, используя предыдущий жизненный опыт, перестроится на другие чувства. Но, когда имеется остаточный слух или зрение, организм подсознательно пытается опираться на них, игнорируя тот факт, что их уже недостаточно для полноценной жизни. С помощью педагога можно преодолеть это сопротивление, и обучить человека новым возможностям. И тогда остаточные, когда то главные чувства, станут не помехой, а приятным дополнением к такому необычному способу жизни.

А как же быть с теми, кто рожден слепоглухонемым ? Такие дети не знают что такое человеческая речь, для них вообще не существуют предметы такими, какими мы их себе представляем. Их мир, это мир темноты и безмолвия, где нет ничего и никого.

Но и таким детям можно помочь. Важно лишь вовремя начать процесс обучения, не запустив до того момента, как ребенок повзрослеет. Как показала практика, взрослый уже не способен усвоить столько информации, сколько может понять ребенок. И такой человек обречен на полу животное существование, и пожизненную зависимость от других людей…