Помещики в поэме Гоголя «Мертвые души»

Пятеро помещиков – первые в ряду «мертвых душ».Они не способны ни к какому высокому движению души. Они ограничены и примитивны в стремлениях. Они пошлые люди, потому что их интересы так же пошлы в своей материальности. Духовный мир помещиков мелок и ничтожен. Вещи выражают их внутреннюю сущность. Почему же так опустились люди? Не только личная жизнь тому причиной, но и социальные условия привели к этому.

Помещики не конкретные люди, они еще и типы, характеризующие целые группы подобных себе. Гоголь горько рассуждает о человеке, о его судьбе в современном мире, о нелепости государства, где хозяева – «Собакевичи» и «Плюшкины».

Одним из представителей этого слоя является Манилов. Характеристика Манилова – отрицательная. Понять это помогает детализация и ирония автора. Он «был человек видный, черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». «Дома он говорил очень мало и большею частью размышлял и думал…» Считая себя образованнейшим человеком, он хочет «следить этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…» Гоголь дает понять, что размышления Манилова не имеют никакого основания: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Окружающие вещи, весь уклад жизни, мысли, чувства и поступки этого героя ясно говорят о том, что Манилов – человек «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Коробочка тоже представитель помещиков. Гоголь не любит Коробочку. Его раздражает и «старое платье», прибранное на всякий случай; и шипящие как змеи часы, старые обои и обилие мух. Время в доме Коробочки замерло навсегда. Здесь тянет в сон и окна выходят на скотный двор. Хозяйка срослась со своим хозяйством и превратилась в часть его. «Коробочка» - это не просто фамилия, это – образ жизни и мыслей. Не зря из уст Чичикова, деятельного и активного человека, звучит слово «дубинноголовая». Коробочка не умеет мыслить иначе, чем привыкла. Она боится этого. Ей «дубинноголовость» - страх перед необычным и глупость.

В повести автор иронически говорит о всех помещиках. Среди них и Ноздрев – бойкий и неугомонный человек. Так почему же и он – мертвая душа? В характере Ноздрева Гоголь выделяет его бесцельную активность, постоянную готовность чем-нибудь заняться: «…он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все что хотите». Но ни одно начатое дело Ноздрев не доводит до конца, так как все начинания его бесцельны. Этот лихач просто, без всякого стыда хвастается и обманывает всех, кто встретится с ним. По его словам, в его конюшне стоит гнедой жеребец, «за которого Ноздрев боится, что заплатил десять тысяч». Но поле «русаков такая гибель, что земли не видно», одного он даже поймал сам «за задние ноги». Ноздрев – человек без принципов. Его появление всегда говорит о грядущем скандале: «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другими никак не будет». Автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком».

Говоря о мертвых душах, Гоголь подводит читателей к мысли, что настоящими «мертвыми душами» являются души помещиков, которые давно уже перестали мечтать о чем-то высоком, которые заботятся лишь о собственном существовании и обогащении любым способом. Таков и Собакевич. Он груб и неуклюж. Его внешность пугает: когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя…фрак на нем был совершенно медвежьего цвета… ступал он вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги». Подъезжая к деревне Собакевича, Чичиков обратил внимание на прочные строения. Хозяин не заботится о красоте, не зато все в доме устойчиво. Каждая вещь неуклюжа и как бы говорит: «И я тоже Собакевич!» В разговоре с Чичиковым он высказывает озлобленность к окружающим. Все, по его мнению, мошенники: «За копейку убьют». Автору противны оба героя. Каждый из них хочет надуть другого и боится, как бы не надурили его. Собакевич в отличие от предыдущих героев связан с хозяйственной деятельностью. Он хитрец, но Гоголь постоянно разоблачает его, уделяя особое внимание его ценностям. Интересы Собакевича ограничены. Цель его жизни – материальное обогащение и сытный обед. При всем этом Собакевич – неплохой хозяин, его мужикам живется неплохо. Рожден ли он медведем или «омедведила» его жизнь – это скоре беда, чем вина героя.

    Гоголь - великий писатель-реалист, творчество которого прочно вошло в русскую классическую литературу. Его своеобразие состоит в том, что он один из первых дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России. В своей поэме "Мертвые...

    При написании сочинения советую ответить на вопросы: Почему Гоголь вслед за изображением помещичьей среды обратился к изображению чиновничества? Чем отличаются способы изображения чиновников и помещиков? Какие пороки чиновничьей жизни разоблачает Гоголь?...

    План работы: 1. Вступление 2. Основная часть 2.1. Поместье Плюшкина 2.2. Чувства и эмоции Плюшкина, их проявление 2.3. Путь Плюшкина к полной деградации 2.4. Влияние близких людей на судьбу главного героя 2.5.Внешний облик...

    Капитан Копейкин - герой вставной новеллы об офицере, герое Отечественной войны 1812 г., потерявшем на ней ногу и руку и подавшемся от безденежья в разбойники. В вариантах «Повести» предполагалось бегство К. К. в Америку, откуда он ч направлял Александру...

    Манилов- персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Имя Манилов (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. (Историческим прототипом, по мнению...

    Чичиков у Манилова (роль эпизода в поэме «Мертвые души») В поэме "Мертвые души" Николай Васильевич Гоголь показал распад старого уклада жизни России и нарождение новых, капиталистических отношений. В образе Чичикова писатель раскрыл характер...


Поэма Гоголя "Мёртвые Души" является энциклопедическим произведением по широте охвата жизненных ситуаций, главной идеей которого становится показ истинного обличия помещиков в годы крепостного права, в годы дореволюционной России. Главными объектами поэмы являются: Чичиков, путешествующий по губернским городам с целью покупки мертвых душ; и помещики, которых он посещает, покупая у них умерших крепостных, это: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич и Плюшкин. Суть названия этого произведения заключается в скрытом сравнении помещиков с мёртвыми душами.

То есть, речь идет не об умерших людях, которых так аморально скупает Чичиков, а о самих помещиках, продающих их. В ходе поэмы Н. В. Гоголь предоставляет каждому помещику отдельную главу, где раскрывает всю их сущность: пороки, скаредность, глупость, необразованность. У каждого из помещиков есть свои различия, но есть и черты, которые их сближают, и самая главная сближающая черта всех этих людей, и главная причина, по которой их можно ценить, как "мёртвых душ"- это отсутствие стремления к развитию, отсутствие всякого просвета в их умах, отсутствие мышления, благих помыслов и дел.

Таким образом, все помещики города NN это люди полностью опустевшие, отстающие в моральном развитии, неживые, с точки зрения благих помыслов, что и дает право назвать их "мёртвыми душами".

Обновлено: 2017-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Смысл названия.

Формально «мертвыми душами» считаются умершие крестьяне, которые все еще числятся в «ревизских сказках». Однако к ним ли отсылает читателя Николай Васильевич Гоголь, называя свое поэму «Мертвыми душами»? Вряд ли. Смысл названия и заключается в том, что несмотря на то, что умерших крестьян и можно назвать мертвыми душами, по-настоящему лишены души как раз те самые помещики, которые продают их Чичикову. В помещиках и чиновниках, поддерживающих крепостничество, умерли все лучшие качества живого человека: гуманизм, трудолюбие, возвышенные помыслы и идеи. Для их образа жизни, напротив, характерен покой, неподвижность и полный застой взглядов и идей. Мертвенность редко бывает противопоставлена движению и обновлению жизни. И подлинную живую души мы находим в тех людях, которых продают и покупают как товар.

Образ Чичикова.

Чичиков — это один из самых главных образов поэмы, характер неоднозначный и способный к развитию, чем он выгодно отличается от помещиков и чиновников, изображенных в поэме. Чичиков не имеет наследственного капитала, отец оставил ему всего полтину, поэтому ему приходится применять определенную энергию и труд (хоть и очень сомнительный), а значит он вовсе не мертвая душа.Но все его хорошие качества поставлены на службу приобретательства. Девизом его жизни становится отцовское наставление: «Береги и копи копейку».

Отношение к деньгам у Чичикова не такое, как у помещиков. С одной стороны он знает им цену, а с другой богатство для него не самоцель, как для Плюшкина, а средство утверждения в обществе.

С самого начала автор избегает четких и понятных характеристик Чичикова, показывая, с одной стороны, его заурядность, а с другой — умение мгновенно перевоплотиться в зависимости от обстоятельств. Почти с каждым Чичиков умеет говорить на его языке и всех способен очаровать. Автор не случайно подчеркивает такую разносторонность героя. По замыслу Гоголя Чичиков должен был пройти через три тома поэмы, и в конце концов преобразиться. Так, чтобы его хорошие качества, наконец, были поставлены на службу государству и добродетели.

Очень важно обратить внимание на имя Чичикова — Павел. Павел — это один из апостолов, который сначала был гонителем Христа, а потом стал святым. Вот она — идея возрождения, которую автор собирался пронести через все произведение.

Образы помещиков.

Создавая образы помещиков, Гоголь не рисует цельный, полный характер героев, он выделяет в каждом одну-две главные черты. Например, Манилов — это слащавость и прожектерство, Коробочка — дубиноголовость, Ноздрев — хамство, Собакевич — грубость, Плюшкин — жадность. Именно поэтому каждого героя можно характеризовать всего несколькими словами.

Есть несколько версий, объясняющих, почему помещики расположены в таком порядке. Первую, традиционную версия выражает Герцен, руководствуясь словами самого Гоголя. Согласно этой версии, композиция романа строится на убывании в человеке человеческого. То есть, согласно этой версии, самым человечным среди помещиков является Манилов, Плюшкин же застыл в неизменяемом нечеловеческом состоянии. Вторая версия, напротив, предполагает, что Плюшкин самый человечный из всех помещиков, тогда как Манилов таковым называться не может. Ведь «не согрешивши, не покаешься». Третья же версия предполагает концепцию шахматного расположения помещиков. Чичиков едет от нехозяйственного Манилова к хозяйственной Коробочке. От нехозяйственного Ноздрева к хозяйственному Собакевичу.