Одно из самых трогательных, проникновенных и трагичных произведений о Великой Отечественной Войне. Здесь нет каких – либо исторических фактов, грандиозных сражений или величайших личностей, это простая и в то же время очень горькая повесть. Повесть о пяти отважных девушках, защитниц родины, которых не обошла стороной безжалостная война. Б.Л. Васильев в своем рассказе отражает силу и патриотизм русского народа, а в частности молодых женщин, которые бросили вызов судьбе и двенадцати немецким солдатам. Юным девушкам не удалось выдержать до конца жестокие удары войны, и они погибли в болотистых карельских лесах.

Повесть Б.Л. Васильева показывает нам всю беспощадность войны, которая не остановиться ни перед чем, даже перед слабыми женщинами. Женщина не должна вынуждать себя идти против жестокости, насилия, несправедливости, тщеславия, не должна позволять себе убийство, её удел счастливая и мирная жизнь под ярким солнцем.

Читать краткое содержание А зори здесь тихие... Васильева

Май 1942 год. Федот Евграфыч Васков, комендант железнодорожного разъезда, требует у руководства выслать ему ответственных солдат для охраны территории. И тут Федота Евграфыча ждет сюрприз, ему высылают женский зенитный взвод. Командиром женского войска является Рита Осянина, вдова, потеряла мужа на войне, эта потеря сделала ее твердой и беспощадной. У Риты есть сын Альберт, который живет у родителей, неподалёку от деревни куда она и была выслана (по собственной просьбе) под командование Васкова.

Вскоре к отряду женщин – бойцов присоединяется новенькая Женя Комелькова, очень красивая, добрая и веселая девушка. Рита и Женя чувствует себя родными, доверяют друг другу самое сокровенное. На глазах Жени расстреляли всех её родных – маму, маленьких брата и сестру. После их гибели она отправилась на фронт, где у нее случился роман с полковником Лужиным. Начальство узнало о связи полковника с Комельковой и она вынуждена была уехать в девичий отряд зенитчиц.

Овсянина Рита часто тайно выходит в городок, чтобы поведать сына и мать. После очередного похода возвращаясь на разъезд, Рита встречает неподалёку немецких солдат. Васков узнав новость от Риты, получает приказ от руководства остановить немецких солдат. Узнав, что лежит путь врагов на Кировскую железную дорогу, Федот Евграфыч решает пойти в боевую разведку и к нему присоединяются пять добровольцев – Рита, Женя, Лиза, Галя и Соня. Это самый эпичный и судьбоносный момент со словами Федота «Ввечеру воздух тут, плотный, а зори здесь тихие…».

Девушки вместе с командиром Васковым отправляются в разведку.

Дальше идет знакомство с Соней Гурвич. Соня выросла в большой семье. За время войны ничего о своей семье не слышала. Училась в институте, изучала немецкий язык. Так же мы знаем, что у Сони есть первая любовь, молодой человек, которых тоже ушел на фронт.

Следующий герой повести Галя Четвертак, выросла в детской доме. Пока не началась война, училась в библиотечном техникуме, успела закончить три курса.

Перед девушками и руководителем отряда лежит не легкий путь через болото. Все благополучно преодолевают препятствие. Теперь остается только дойти до озера и ждать проклятых врагов, которые должны быть там к утру.

А за это время автор расскажет о Лизе Бричкиной. Это девочка - лесник, которая не училась в школе, потому что ухаживала за больной матерью. Однажды она влюбляется в охотника, который останавливался в их доме. Лиза проявляет симпатии к Федоту. Смерть настигает девушку не вражеская, спеша обратно на разъезд, чтобы вызвать подкрепление она тонет в болоте.

Восков и девушки сидят в засаде, но видя немцев, решают поменять место расположения, в этот момент Восков забывает кисет, Соня возвращается за ним, а находит свою смерть. Девушку хоронят. Команде удается напугать противников и выиграть немного времени. Галя и Федот идут в разведку, Галя очень боится всего происходящего. Не выдержав и вскрикнув, она выдает себя, и ее убивают.

Отважный командир уводит врагов от Риты и Жени, они понимают, что помощь ждать уже не от кого, Лиза погибла. Вот и настал последний бой. Троим бойцам удалось одолеть несколько немецких солдат. Риту смертельно ранили, Женя погибла. Федот дает обещание Рите, позаботься о ее сыне. Восков хоронит девушек.

Восков находит остальных врагов, убивает одного, затем хитростью берет в плен остальных, он видит своих и теряет сознание. Федот Евграфыч заботиться о сироте Альберте.

Борис Васильев раскрыл нам судьбы женщин, которых ждало прекрасное будущие, но война отняла у них все.

Картинка или рисунок А зори здесь тихие...

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Малышка Симонова

    Замечательное произведение, которое называется «Малышка» написано русским поэтом Константином Симоновым. Краткое содержание данного литературного творения представлено в этой статье.

  • Краткое содержание Лесков Тупейный художник кратко и по главам

    Рассказ «Тупейный художник» был написан не просто так. Его написанию предшествовал рассказ нянюшки младшего брата Лескова, которая в прошлом была актрисой орловского театра

  • Краткое содержание Цезарь и Клеопатра Бернарда Шоу

    Сюжет пьесы описывает события, произошедшие в Александрии в период царствования Клеопатры. Накануне Рождества Христова армия Цезаря захватила землю Египта. Жители Александрии начали паниковат

  • Краткое содержание Шукшин Срезал

    Василий Шукшин Макарович был советским кинорежиссером, сценаристом. Рассказ «Срезал», раскрывает мировоззрение самого автора. Глеб Капустин является главным героем рассказа. Глеб проживает в деревне Новая, работает на пилораме

  • Краткое содержание Шукшин Верую

    Максим – человек, который всегда пытается разобраться в своих чувствах. В данный момент, он никак не может понять, что за тоска такая мучает его изнутри. Болезнь души, еще опаснее телесной, как считает он

Серия «100 главных книг»

В оформлении переплета использованы фотографии: Анатолий Гаранин, Олег Кнорринг, С. Альперин, Ярославцев / РИА Новости; Архив РИА Новости

Фотография снайпера Розы Шаниной на корешке: фонд ГБУК «Архангельский краеведческий музей»

© Васильев Б.Л, наследники, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

* * *

А зори здесь тихие…

1

На 171-м разъезде уцелело двенадцать дворов, пожарный сарай да приземистый, длинный пакгауз, выстроенный в начале века из подогнанных валунов. В последнюю бомбежку рухнула водонапорная башня, и поезда перестали здесь останавливаться. Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.

Шел май 1942 года. На западе (в сырые ночи оттуда доносило тяжкий гул артиллерии) обе стороны, на два метра врывшись в землю, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград.

А здесь был курорт. От тишины и безделья солдаты млели, как в парной, а в двенадцати дворах осталось еще достаточно молодух и вдовушек, умевших добывать самогон чуть ли не из комариного писка. Три дня солдаты отсыпались и присматривались; на четвертый начинались чьи-то именины, и над разъездом уже не выветривался липкий запах местного первача.

Комендант разъезда хмурый старшина Васков писал рапорты по команде. Когда число их достигало десятка, начальство вкатывало Васкову очередной выговор и сменяло опухший от веселья полувзвод. С неделю после этого комендант кое-как обходился своими силами, а потом все повторялось сначала настолько точно, что старшина в конце концов приладился переписывать прежние рапорта, меняя в них лишь числа да фамилии.

– Чепушиной занимаетесь! – гремел прибывший по последним рапортам майор. – Писанину развели. Не комендант, а писатель какой-то!

– Шлите непьющих, – упрямо твердил Васков: он побаивался всякого громогласного начальника, но талдычил свое, как пономарь. – Непьющих и, это… Чтоб, значит, насчет женского пола.

– Евнухов, что ли?

– Начальству виднее, – осторожно говорил старшина.

– Ладно, Васков, – распаляясь от собственной строгости, сказал майор. – Будут тебе непьющие. И насчет женщин будет как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься…

– Так точно, – деревянно согласился комендант.

Майор увез не выдержавших искуса зенитчиков, на прощание еще раз пообещав Васкову, что пришлет таких, которые от юбок и самогонки нос будут воротить живее, чем сам старшина. Однако выполнить это обещание оказалось не просто, поскольку за две недели не прибыло ни одного человека.

– Вопрос сложный, – пояснил старшина квартирной своей хозяйке Марии Никифоровне. – Два отделения – это же почти что двадцать человек непьющих. Фронт перетряси, и то сомневаюсь…

Опасения его, однако, оказались необоснованными, так как уже утром хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. В тоне ее звучало что-то вредное, но старшина со сна не разобрался, а спросил о том, что тревожило:

– С командиром прибыли?

– Не похоже, Федот Евграфыч.

– Слава богу! – Старшина ревниво относился к своему комендантскому положению. – Власть делить – это хуже нету.

– Погодите радоваться, – загадочно улыбнулась хозяйка.

– Радоваться после войны будем, – резонно сказал Федот Евграфович, надел фуражку и вышел на улицу.

И оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат. Старшина было решил, что спросонок ему померещилось, поморгал, но гимнастерки на бойцах по-прежнему бойко торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из-под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.

– Товарищ старшина, первое и второе отделения третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта, – тусклым голосом отрапортовала старшая. – Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

– Та-ак, – совсем не по-уставному протянул старшина. – Нашли, значит, непьющих…

Целый день он стучал топором: строил нары в пожарном сарае, поскольку зенитчицы на постой к хозяйкам становиться не согласились. Девушки таскали доски, держали, где велел, и трещали, как сороки. Старшина хмуро отмалчивался: боялся за авторитет.

– Из расположения без моего слова ни ногой, – объявил он, когда все было готово.

– Даже за ягодами? – робко спросила плотненькая: Васков давно уже приметил ее, как самую толковую помощницу.

– Ягод еще нет, – сказал он. – Клюква разве что.

– А щавель можно собирать? – поинтересовалась Кирьянова. – Нам без приварка трудно, товарищ старшина. Отощаем.

Федот Евграфыч с сомнением повел глазом по туго натянутым гимнастеркам, но разрешил:

На разъезде наступила благодать, но коменданту от этого легче не стало. Зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина ежесекундно чувствовал, будто попал в гости в собственный дом: боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, теперь не могло быть и речи, и если он забывал когда об этом, сигнальный визг немедленно отбрасывал его на прежние позиции. Но пуще всего Федот Евграфыч страшился намеков и шуточек насчет возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие за последний месяц.

– Да не бычьтесь вы, Федот Евграфыч, – сказала хозяйка, понаблюдав за его общением с подчиненными. – Они вас промеж себя старичком величают, так что глядите на них соответственно.

Федоту Евграфовичу этой весной исполнилось тридцать два, и стариком он себя считать не согласился. Поразмыслив, он пришел к выводу, что все эти слова есть лишь меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она таки растопила лед комендантского сердца в одну из весенних ночей и теперь, естественно, стремилась укрепиться на завоеванных рубежах.

Ночами зенитчицы азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам, а днем разводили бесконечные постирушки: вокруг пожарного сарая вечно сушились какие-то тряпочки. Подобные украшения старшина счел неуместными и кратко информировал об этом сержанта Кирьянову:

– Демаскирует.

– А есть приказ, – не задумываясь, сказала она.

– Какой приказ?

– Соответствующий. В нем сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах.

Комендант промолчал: ну их, этих девок, к ляду! Только свяжись – хихикать будут до осени…

Дни стояли теплые, безветренные, и комарья народилось такое количество, что без веточки и шагу не ступишь. Но веточка – это еще ничего, это еще вполне допустимо для военного человека, а вот то, что вскоре комендант начал на каждом углу хрипеть и кхекать, словно и вправду был стариком, – вот это было совсем уж никуда не годно.

А началось все с того, что жарким майским днем завернул он за пакгауз и обмер: в глаза брызнуло таким неистово белым, таким тугим да еще и восьмикратно помноженным телом, что Васкова аж в жар кинуло: все первое отделение во главе с командиром младшим сержантом Осяниной загорало на казенном брезенте в чем мать родила. И хоть бы завизжали, что ли, для приличия, так нет же: уткнули носы в брезент, затаились, и Федоту Евграфычу пришлось пятиться, как мальчишке из чужого огорода. Вот с того дня и стал он кашлять на каждом углу, будто коклюшный.

А эту Осянину он еще раньше выделил: строга. Не засмеется никогда, только что поведет чуть губами, а глаза по-прежнему серьезными остаются. Странная была Осянина, и поэтому Федот Евграфыч осторожно навел справочки через свою хозяйку, хоть и понимал, что той поручение это совсем не для радости.

– Вдовая она, – поджав губы, через день доложила Мария Никифоровна. – Так что полностью в женском звании состоит: можете игры заигрывать.

Промолчал старшина: бабе все равно не докажешь. Взял топор, пошел во двор: лучше нету для дум времени, как дрова колоть. А дум много накопилось, и следовало их привести в соответствие.

Ну, прежде всего, конечно, – дисциплина. Ладно, не пьют бойцы, с жительницами не любезничают – это все так. А внутри – беспорядок: «Люда, Вера, Катенька – в караул! Катя – разводящая».

Разве ж это команда? Развод караулов положено по всей строгости делать, по уставу. А это насмешка полная, это порушить надо, а как? Попробовал он насчет этого со старшей, с Кирьяновой, поговорить, да у той один ответ:

– А у нас разрешение, товарищ старшина. От командующего. Лично.

Смеются, черти…

– Стараешься, Федот Евграфыч?

Обернулся: соседка во двор заглядывает, Полина Егорова. Самая беспутная из всего населения: именины в прошлом месяце четыре раза справляла.

– Ты не очень-то утруждайся, Федот Евграфыч. Ты теперь один у нас остался, вроде как на племя.

Хохочет. И ворот не застегнут: вывалила на плетень прелести, точно булки из печи.

– Ты теперь по дворам ходить будешь, как пастух. Неделю в одном дворе, неделю – в другом. Такая у нас, у баб, договоренность насчет тебя.

– Ты, Полина Егорова, совесть поимей. Солдатка ты или дамочка какая? Вот и веди себя соответственно.

– Война, Евграфыч, все спишет. И с солдат и с солдаток.

Вот ведь петля какая! Выселить надо бы, а как? Где они, гражданские власти? А ему она не подчинена: он этот вопрос с крикуном майором провентилировал.

Да, дум набралось кубометра на два, не меньше. И с каждой думой совершенно особо разобраться надо. Совершенно особо.

Все-таки большая помеха, что человек он почти что без образования. Ну, писать-читать умеет и счет знает в пределах четырех классов, потому что аккурат в конце этого четвертого у него медведь отца заломал. Вот девкам бы этим смеху было, если б про медведя узнали. Это ж надо: не от газов в мировую, не от клинка в Гражданскую, не от кулацкого обреза, не своей смертью даже – медведь заломал. Они, поди, медведя этого в зверинцах только и видели…

Из дремучего угла ты, Федот Васков, в коменданты выполз. А они – не гляди, что рядовые, – наука. «Упреждение, квадрант, угол сноса…» Классов семь, а то и все девять: по разговору видно. От девяти четыре отнять – пять останется. Выходит, он от них на больше отстал, чем сам имеет…

Невеселыми думы были, и от этого рубал Васков дрова с особой яростью. А кого винить? Разве что медведя того невежливого…

Странное дело: до этого он жизнь свою удачливой считал. Ну не то чтоб совсем уж двадцать одно выпадало, но жаловаться не стоило. Все-таки он со своими неполными четырьмя классами полковую школу окончил и за десять лет до старшинского звания дослужился. По этой линии ущерба не было, но с других концов, случалось, судьба флажками обкладывала и два раза прямо в упор из всех стволов саданула, но Федот Евграфыч устоял все ж таки. Устоял…

Незадолго перед финской женился он на санитарке из гарнизонного госпиталя. Живая бабенка попалась: все бы ей петь да плясать да винцо попивать. Однако мальчонку родила. Игорьком назвали: Игорь Федотыч Васков. Тут финская началась, Васков на фронт уехал, а как вернулся назад с двумя медалями, так его в первый раз и шарахнуло: пока он там в снегах загибался, жена вконец завертелась с полковым ветеринаром и отбыла в южные края. Федот Евграфыч развелся с нею немедля, мальца через суд вытребовал и к матери в деревню отправил. А через год мальчонка его помер, и с той поры Васков улыбнулся-то всего три раза: генералу, что орден ему вручал, хирургу, осколок из плеча вытащившему, да хозяйке своей Марии Никифоровне – за догадливость.

Вот за этот осколок и получил он свой теперешний пост. В пакгаузе имущество кое-какое осталось, часовых не ставили, но, учредив комендантскую должность, поручили ему тот пакгауз блюсти. Трижды в день обходил старшина объект, замки пробовал, печати и в книге, которую сам же завел, делал одну и ту же запись: «Объект осмотрен. Нарушений нет». И время осмотра, конечно.

Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сего дня спокойно. А теперь…

Вздохнул старшина.

2

Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями-пограничниками. И хоть не было на этом вечере Карацупы, а собаку звали совсем не Индус, Рита помнила его так, словно вечер тот только-только окончился и застенчивый лейтенант Осянин все еще шагал рядом по гулким деревянным тротуарам маленького приграничного городка. Лейтенант еще никаким героем не был, в состав делегации попал случайно и ужасно стеснялся.

Рита тоже была не из бойких: сидела в зале, не участвовала ни в приветствиях, ни в самодеятельности и скорее согласилась бы провалиться сквозь все этажи до крысиного подвала, чем первой заговорить с кем-либо из гостей моложе тридцати. Просто они с лейтенантом Осяниным случайно оказались рядом и сидели, боясь шевельнуться и глядя строго перед собой. А потом школьные затейники организовали игру, и им опять выпало быть вместе. А потом был общий фант: станцевать вальс, и они станцевали. А потом стояли у окна. А потом… Да, потом он пошел ее провожать.

И Рита страшно схитрила: повела его самой дальней дорогой. А он все равно молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у нее разрешения. И от этой робости сердце Риты падало прямо в колени.

Они даже простились не за руку: просто кивнули друг другу, и все. Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. А она каждое воскресенье отвечала длинным. Так продолжалось до лета: в июне он приехал в городок на три дня, сказал, что на границе неспокойно, что отпусков больше не будет и поэтому им надо немедленно пойти в загс. Рита нисколько не удивилась, но в загсе сидели бюрократы и отказались регистрировать брак, потому что до восемнадцати ей не хватало пяти с половиной месяцев. Но они пошли к коменданту города, а от него – к ее родителям и все-таки добились своего.

Рита была первой из их класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира, да еще пограничника. И более счастливой девушки на свете просто не могло быть.

На заставе ее сразу выбрали в женский совет и записали во все кружки. Рита училась перевязывать раненых и стрелять из всех видов оружия, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. Через год она родила мальчика (назвали его Альбертом, Аликом), а еще через год началась война.

В тот первый день она оказалась одной из немногих, кто не растерялся, не ударился в панику. Она вообще была спокойной и рассудительной, но тогда ее спокойствие объяснялось просто: Рита еще в мае отправила Алика к своим родителям и поэтому могла заниматься спасением чужих детей.

Застава держалась семнадцать дней. Днем и ночью Рита слышала далекую стрельбу. Застава жила, а с нею жила и надежда, что муж цел, что пограничники продержатся до подхода армейских частей и вместе с ними ответят ударом на удар, – на заставе так любили петь: «Ночь пришла, и тьма границу скрыла, но ее никто не перейдет, и врагу мы не позволим рыло сунуть в наш, советский, огород…» Но шли дни, а помощи не было, и на семнадцатые сутки застава замолчала.

Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Ее гнали, силой запихивали в теплушки, но настырная жена заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу.

А старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Рита узнала об этом уже в июле, когда с павшей заставы чудом прорвался сержант-пограничник.

Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу – направить по окончании школы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Фронт тут попятился немного: зацепился за озера, прикрылся лесами, влез в землю и замер где-то между бывшей заставой и тем городком, где познакомился когда-то лейтенант Осянин с ученицей девятого «А»…

Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, обязанности и вполне реальные цели для ненависти. А ненавидеть она научилась тихо и беспощадно, и хоть не удалось пока ее расчету сбить вражеский самолет, но немецкий аэростат прошить ей все-таки удалось. Он вспыхнул, съежился: корректировщик выбросился из корзины и камнем полетел вниз.

– Стреляй, Рита! Стреляй! – кричали зенитчицы.

А Рита ждала, не сводя перекрестья с падающей точки. Но когда немец перед самой землей рванул кольцо, выбросив парашют, она плавно нажала гашетку. Очередь из четырех стволов начисто разрезала черную фигурку, девчонки, крича от восторга, целовали ее, а она улыбалась наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло. Помкомвзвода Кирьянова отпаивала чаем, утешала:

– Пройдет, Ритуха. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился, гад…

Кирьянова была боевой девахой: еще в финскую исползала с санитарной сумкой не один километр передовой, имела орден. Рита уважала ее за характер, но особо не сближалась.

Впрочем, Рита вообще держалась особняком: в отделении у нее оказались сплошь девчонки-комсомолки. Не то чтобы младше, нет: просто – зеленые. Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости; болтали взахлеб о лейтенантах да поцелуйчиках, а Риту это сейчас раздражало.

– Спать! – коротко бросала она, выслушав очередное признание. – Еще услышу о глупостях – настоишься на часах вдоволь.

– Зря, Ритуха, – лениво пеняла Кирьянова. – Пусть себе болтают: занятно.

– Пусть влюбляются – слова не скажу. А так, по углам лизаться, – этого я не понимаю.

– Пример покажи, – усмехалась Кирьянова.

И Рита сразу замолкала. Она даже представить не могла, что такое когда-нибудь может случиться: мужчин для нее не существовало. Один был мужчина – тот, что вел в штыковую поредевшую заставу на втором рассвете войны. Жила, затянутая ремнем. На самую последнюю дырочку затянутая.

Перед маем расчету досталось: два часа вели бой с юркими «мессерами». Немцы заходили с солнца, пикировали на счетверенки, плотно поливая огнем. Убили подносчицу – курносую, некрасивую толстуху, всегда что-то жевавшую втихомолку, легко ранили еще двоих. На похороны прибыл комиссар части, девочки ревели в голос. Дали салют над могилой, а потом комиссар отозвал Риту в сторону:

– Пополнить отделение нужно.

Рита промолчала.

– У вас здоровый коллектив, Маргарита Степановна. Женщина на фронте, сами знаете, – объект, так сказать, пристального внимания. И есть случаи, когда не выдерживают.

Рита опять промолчала. Комиссар потоптался, закурил, сказал приглушенно:

– Один из штабных командиров – семейный, между прочим, – завел себе, так сказать, подругу. Член Военного совета, узнав, полковника того в оборот взял, а мне приказал подругу эту, так сказать, к делу определить. В хороший коллектив.

– Давайте, – сказала Рита.

Наутро увидела и залюбовалась: высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца.

– Боец Евгения Комелькова в ваше распоряжение…

Тот день банным был, и когда наступило их время, девушки в предбаннике на новенькую как на чудо глядели:

– Женька, ты русалка!

– Женька, у тебя кожа прозрачная!

– Женька, с тебя только скульптуру лепить!

– Женька, ты же без лифчика ходить можешь!

– Ой, Женька, тебя в музей нужно! Под стекло на черном бархате…

– Несчастная баба, – вздохнула Кирьянова. – Такую фигуру в обмундирование паковать – это ж сдохнуть легче.

– Красивая, – осторожно поправила Рита. – Красивые редко счастливыми бывают.

– На себя намекаешь? – улыбнулась Кирьянова.

И Рита замолчала: нет, не выходила у нее дружба с помкомвзвода Кирьяновой. Никак не выходила.

А с Женькой вышла. Как-то сама собой, без подготовки, без прощупывания: взяла Рита и рассказала ей свою жизнь. Укорить хотела отчасти, а отчасти – пример показать и похвастаться. А Женька в ответ не стала ни жалеть, ни сочувствовать. Сказала коротко:

– Значит, и у тебя личный счет имеется.

Сказано было так, что Рита – хоть и знала про полковника досконально – спросила:

– И у тебя тоже?

– А я одна теперь. Маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили.

– Обстрел был?

– Расстрел. Семьи комсостава захватили и – под пулемет. А меня эстонка спрятала в доме напротив, и я видела все. Все! Сестренка последней упала: специально добивали…

– Послушай, Женя, а как же полковник? – шепотом спросила Рита. – Как же ты могла, Женя?

– А вот могла! – Женька с вызовом тряхнула рыжей шевелюрой. – Сейчас воспитывать начнешь или после отбоя?

Женькина судьба перечеркнула Ритину исключительность, и – странное дело! – Рита словно бы чуть оттаяла, словно бы дрогнула где-то, помягчела. Даже смеялась иногда, даже песни пела с девчонками, но сама собой была только с Женькой наедине.

Рыжая Комелькова, несмотря на все трагедии, была чрезвычайно общительной и озорной. То на потеху всему отделению лейтенанта какого-нибудь до онемения доведет, то в перерыве под девичьи «ля-ля» цыганочку спляшет по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начнет – заслушаешься.

– На сцену бы тебе, Женька! – вздыхала Кирьянова. – Такая баба пропадает!

Так и кончилось Ритино старательно охраняемое одиночество: Женька все перетряхнула. В отделении у них замухрышка одна была, Галя Четвертак. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки. Женька ее в бане отскребла, прическу соорудила, гимнастерку подогнала – расцвела Галка Четвертак. И глазки вдруг засверкали, и улыбка появилась, и грудки, как грибы, выросли. И поскольку Галка эта от Женьки ни на шаг не отходила, стали они теперь втроем: Рита, Женька и Галка.

Известие о переводе с передовой на объект зенитчицы встретили в штыки. Только Рита промолчала, сбегала в штаб, поглядела карту, расспросила и сказала:

– Пошлите мое отделение.

Девушки удивились, Женька подняла бунт, но на следующее утро вдруг переменилась: стала за отъезд агитировать. Почему, отчего – никто не понимал, но примолкли: значит, так надо – Женьке верили. Разговоры сразу утихли, начали собираться. А как прибыли на 171-й разъезд, Рита, Женька и Галка стали вдруг пить чай без сахара.

Через три ночи Рита исчезла из расположения. Скользнула из пожарного сарая, тенью пересекла разъезд и растаяла в мокром от росы ольшанике. По заглохшей лесной дороге выбралась на шоссе, остановила первый же грузовик.

– Далеко собралась, красавица? – спросил усатый старшина: ночью в тыл ходили машины за припасами, и сопровождали их люди, далекие от строевой и уставов.

– До города подбросите?

Из кузова уже тянулись руки. Не ожидая разрешения, Рита встала на колесо и вмиг оказалась наверху. Усадили на брезент, набросили ватник.

– Подремли, деваха, часок.

А утром была на месте.

– Лида, Рая, – в наряд!

Никто не видел, а Кирьянова узнала: доложили. Ничего не сказала, усмехнулась только:

– Завела кого-то, гордячка. Пусть ее, может, оттает.

И Васкову – ни слова. Впрочем, Васкова никто из девушек не боялся, а Рита – меньше всех. Ну, бродит по разъезду пенек замшелый: в запасе двадцать слов, да и те из уставов. Кто же его всерьез-то принимать будет?

Но форма есть форма, а в армии особенно. И форма эта требовала, чтобы о ночных путешествиях Риты не знал никто, кроме Женьки да Галки Четвертак.

Откочевывали в городишко сахар, галеты, пшенный концентрат, а когда и банки с тушенкой. Шальная от удач Рита бегала туда по две-три ночи в неделю: почернела, осунулась. Женька укоризненно шипела в ухо:

– Зарвалась ты, мать! Налетишь на патруль либо командир какой заинтересуется – и сгоришь.

– Молчи, Женька, я везучая!

У самой от счастья глаза светятся: разве с такой серьезно поговоришь? Женька только расстраивалась:

– Ой, гляди, Ритка!

То, что о ее путешествиях Кирьянова знает, Рита быстро догадалась по взглядам да усмешечкам. Обожгли ее эти усмешечки, словно она и впрямь своего старшего лейтенанта предавала. Потемнела, хотела ответить, одернуть – Женька не дала. Уцепилась, уволокла в сторону.

– Пусть, Рита, пусть что хочет думает!

Рита опомнилась: правильно. Пусть любую грязь сочиняет, лишь бы помалкивала, не мешала, Васкову бы не донесла. Занудит, запилит – света невзвидишь. Пример был: двух подружек из второго отделения старшина за рекой поймал. Четыре часа – с обеда до ужина – мораль читал: устав наизусть цитировал, инструкции, наставления. Довел девчонок до третьих слез: не то что за реку – со двора выходить зареклись.

Но Кирьянова пока молчала.

Стояли безветренные белые ночи. Длинные – от зари до зари – сумерки дышали густым настоем наливающихся трав, и зенитчицы до вторых петухов пели песни у пожарного сарая. Рита таилась теперь только от Васкова, исчезала через две ночи на третью вскоре после ужина и возвращалась перед подъемом.

Эти возвращения Рита любила больше всего. Опасность попасться на глаза патрулю была уже позади, и теперь можно было спокойно шлепать босыми ногами по холодной до боли росе, забросив связанные ушками сапоги за спину. Шлепать и думать о свидании, о жалобах матери и о следующей самоволке. И оттого, что следующее свидание она может планировать сама, не завися или почти не завися от чужой воли, Рита была счастлива.

Но шла война, распоряжаясь по своему усмотрению человеческими жизнями, и судьбы людей переплетались причудливо и непонятно. И, обманывая коменданта тихого 171-го разъезда, младший сержант Маргарита Осянина и знать не знала, что директива имперской службы СД за № С219/702 с грифом «ТОЛЬКО ДЛЯ КОМАНДОВАНИЯ» уже подписана и принята к исполнению.

Война – не место для женщины. Но в порыве защитить свою страну, своё отечество, даже представительницы прекрасной половины человечества готовы сражаться. Борис Львович Васильев в повести «А зори здесь тихие…» смог передать тяжёлую судьбу пятерых девушек–зенитчиц и их командира во время второй войны.

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Суть

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

Федот быстро собирает группу из пяти девушек. Они идут по местной тропе, чтобы опередить немцев. Однако выясняется, что вместо двух человек во вражеском отряде шестнадцать бойцов. Васков знает, что им не справиться, и он отсылает одну из девушек за подмогой. К сожалению, Лиза погибает, утонув в болоте и не успев передать послание.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Главные герои и их характеристика

  1. Федот Васьков – единственный выживший из команды. Впоследствии потерял руку из-за ранения. Храбрый, ответственный и надёжный человек. Считает неприемлемым пьянство на войне, рьяно отстаивает необходимость дисциплины. Несмотря на сложный характер девушек, заботится о них и очень переживает, когда осознает, что не уберег бойцов. В конце произведения читатель видит его с приёмным сыном. Что означает, что Федот сдержал обещание, данное Рите – позаботился о ее сыне, ставшем сиротой.

Образы девушек:

  1. Елизавета Бричкина – трудолюбивая девушка. Она родилась в простой семье. Её мать больна, а отец работает лесником. До войны Лиза собиралась переехать из деревни в город и учиться в техникуме. Она умирает при выполнении приказа: тонет в болоте, пытаясь привести солдат на подмогу своей команде. Погибая в трясине, она до последнего не верит в то, что смерть не даст ей реализовать честолюбивые мечты.
  2. Софья Гурвич – рядовой боец. Бывшая студентка Московского университета, отличница. Она изучала немецкий язык и могла быть хорошим переводчиком, ей прочили большое будущее. Выросла Соня среди дружной еврейской семьи. Умирает, пытаясь вернуть командиру забытый кисет. Она случайно встречает немцев, которые закалывают её двумя ударами в грудь. Хоть на войне у нее не все получалось, она упорно и терпеливо выполняла свои обязанности и достойно приняла смерть.
  3. Галина Четвертак – самая младшая из группы. Она сирота, выросла в детском доме. На войну идёт ради «романтики», но быстро понимает, что это не место для слабых. Васков берёт её с собой в воспитательных целях, но Галя не выдерживает давления. Она паникует и пытается убежать от немцев, но те убивают девушку. Несмотря на трусость героини, старшина говорит остальным, что она погибла в перестрелке.
  4. Евгения Комелькова – молодая красивая девушка, дочь офицера. Немцы захватывают её деревню, она успевает спрятаться, но всю её семью расстреливают у неё на глазах. На войне проявляет храбрость и героизм, Женя заслоняет собой сослуживцев. Сначала её ранят, а затем расстреливают в упор, ведь она отвела отряд на себя, желая спасти остальных.
  5. Маргарита Осянина – младший сержант и командир отделения зенитчиц. Серьёзная и рассудительная, была замужем и имеет сына. Однако муж погибает в первые дни войны, после чего Рита стала ненавидеть немцев тихо и безжалостно. Во время сражения её смертельно ранят, и она выстреливает себе в висок. Но перед смертью просит Васькова позаботиться о сыне.
  6. Темы

    1. Героизм, чувство долга . Вчерашние школьницы, ещё совсем молодые девушки уходят на войну. Но делают они это не из-за нужды. Каждая приходит по своей воле и, как показала история, каждая вложила все свои силы, чтобы противостоять немецко-фашистским захватчикам.
    2. Женщина на войне . В первую очередь в произведении Б. Васильева важен тот факт, что девушки находятся не в тылу. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. Каждая из них – это личность, у каждой были планы на жизнь, своя семья. Но жестокая судьба отнимает это всё. В устах главного героя звучит мысль о том, что война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа.
    3. Подвиг маленького человека . Ни одна из девушек не была профессиональным бойцом. Это были обычные советские люди с разными характерами и судьбой. Но война сплачивает героинь, и они готовы сражаться вместе. Вклад в борьбу каждой из них не был напрасным.
    4. Мужество и смелость. Некоторые героини особенно выделились на фоне остальных, проявив феноменальную отвагу. Например, Женя Комелькова ценой жизни спасла товарищей, обратив преследование врагов на себя. Она не боялась рискнуть, так как была уверена в победе. Даже получив ранение, девушка лишь удивилась, что такое произошло с ней.
    5. Родина. Васков винил себя за то, что случилось с его подопечными. Он представлял, что их сыновья поднимутся и выскажут упрек мужчинам, которые не смогли уберечь женщин. Он не верил, что какой-то Беломорканал стоит этих жертв, ведь его и так охраняли сотни бойцов. Но в разговоре со старшиной Рита пресекла его самобичевание, сказав, что отчество – это не каналы и дороги, которые они защищали от диверсантов. Это вся русская земля, которая требовала защиты здесь и сейчас. Именно так автор представляет родину.

    Проблемы

    Проблематика повести охватывает типичные проблемы из военной прозы: жестокость и человечность, смелость и трусость, историческая память и забытье. Также она передает специфическую новаторскую проблему – судьба женщины на войне. Рассмотрим самые яркие аспекты на примерах.

    1. Проблема войны . Борьба не разбирает, кого убить, а кого оставить в живых, она слепа и равнодушна, подобна разрушительной стихии. Поэтому случайно гибнут слабые и ни в чем не повинные женщины, а единственный мужчина выживает, тоже случайно. Они принимают неравный бой, и вполне естественно, что им никто не успел помочь. Таковы условия военного времени: везде, даже в самом тихом месте, опасно, везде ломаются судьбы.
    2. Проблема памяти. В финале старшина приходит на место страшной расправы с сыном героини и встречает молодых людей, которые удивляются тому, что в этой глуши происходили бои. Таким образом, выживший мужчина увековечивает память о погибших женщинах, устанавливая мемориальную плиту. Теперь потомки будут помнить их подвиг.
    3. Проблема трусости . Галя Четвертак не смогла воспитать в себе необходимую храбрость, и своим неразумным поведением она осложнила проведение операции. Автор не винит ее строго: девушка и так воспитывалась в тяжелейших условиях, ей не у кого было учиться вести себя достойно. Родители бросили ее, побоявшись ответственности, так и сама Галя испугалась в решающий момент. На ее примере Васильев показывает, что война – это не место для романтиков, потому что борьба всегда не красива, она чудовищна, и выдержать ее гнёт дано не каждому.

    Смысл

    Автор хотел показать, как русские женщины, издавна славящиеся своей силой воли, боролись с оккупацией. Он не зря рассказывает о каждой биографии в отдельности, ведь по ним видно, с какими испытаниями прекрасный пол сталкивался в тылу и на передовой. Пощады не было никому, и в этих условиях девушки принимали на себя удар противника. Каждая из них пошла на жертву добровольно. В этом отчаянном напряжении воли всех народных сил и кроется главная мысль Бориса Васильева. Будущие и настоящие матери пожертвовали естественным долгом – рожать и воспитывать будущие поколения – ради того, чтобы спасти весь мир от тирании нацизма.

    Разумеется, главная идея писателя – гуманистический посыл: женщинам не место на войне. Их жизни топчут тяжелые солдатские сапоги, как будто им на пути попадаются не люди, а цветы. Но если враг посягнул на родную землю, если он безжалостно истребляет все, что дорого сердцу, то даже девушка способна бросить ему вызов и победить в неравной борьбе.

    Вывод

    Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

    Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Книга «А зори здесь тихие...» представляет собой сборник повестей Бориса Васильева о войне. О ней всегда непросто читать, ведь это нельзя назвать обычной книгой. Это памятник всем тем, кто погиб, сражаясь за родину, кто воевал не только за своё будущее, но и за будущее своей страны, за жизни многих других людей. Когда читаешь, то и дело подступает комок к горлу, понимаешь, что ведь это всё происходило на самом деле, пусть писатель и изменил некоторые факты. И именно от осознания этой реалистичности и правдивости очень больно.

В повести «А зори здесь тихие…» рассказано о группе из пяти зенитчиц и их командире. Это своеобразный взгляд на войну глазами женщин. Многие привыкли думать, что воевать – дело мужское, но на самом деле война унесла жизни тысяч женщин, которые сражались не менее храбро и стойко. Перед читателями предстаёт история жизни каждой из зенитчиц, они становятся близкими и хорошо знакомыми. И поэтому терять их становится ещё тяжелее.

Повесть «В списках не значился» расскажет о молодом парне, который оказался в Брестской крепости в самом начале её осады. За короткое время ему пришлось сильно повзрослеть. Он обрел здесь друзей, но война забрала их у него. Он встретил девушку… Какой могла бы быть их судьба, если бы не война?

«Завтра была война» - повесть, в которой писатель говорит о жизни учеников 9 «Б» класса. Они взрослеют, дружат, впервые влюбляются. Они учатся принимать решения и делать правильный выбор. Они молоды и готовы безоглядно идти вперёд. Только у них не так много времени, чтобы жить и любить, ведь завтра была война…

На нашем сайте вы можете скачать книгу "А зори здесь тихие..." Васильев Борис Львович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Если коротко, то все они, кроме командира, как и в повести (и в одноименном фильме Станислава Ростоцкого), погибли. Только главный военный у прототипов героинь был вовсе не старшиной. Да и павшие в неравном сражении бойцы оказались представителями противоположного пола.

Все не так, не с теми и не там

Борис Васильев, вдохновившись опытом своих коллег писателей-фронтовиков, хотел, как он сам признавался в интервью, написать что-то свое. Произведение, в котором была бы отражена именно его война, «лесная». Война без тылов и передовых, артиллерийской и авиационной поддержки. Война, где один на один с противником, в лесу, и отряд (группа, подразделение) самостоятельно должен решать, как действовать в схватке с врагом, выстраивать стратегию и тактику, не надеясь на скорую помощь со стороны.

Писатель вспоминал, что долго вынашивал «туманный» (его формулировка) замысел будущего произведения, пока не прочел маленькую заметку в газете «Известия» об обороне узловой железнодорожной станции на направлении Петрозаводск-Мурманск. Сам Петрозаводск был оккупирован финскими подразделениями. В заметке говорилось, что немецкие диверсионные группы стремились взорвать рокаду, используемую советскими войсками для переброски живой силы, техники и боеприпасов. Большую часть диверсантов наши спецподразделения уничтожили, но одному отряду все же удалось просочиться. По стечению обстоятельств это случилось на участке обороны того самого сержанта.

Силы были определенно неравны, эта история чем-то походила на сюжет «9 роты» Бондарчука, только реальность оказалась пожестче – у наших в наличии семеро раненых бойцов, включая сержанта, и только один пулемет. Сержант единственный остался в живых, его, отстреливавшегося из пулемета, всего изрешетило пулями и осколками. Но до подхода подкрепления малочисленная группа советских бойцов фрицев к ж/д полотну не подпустила.

Заметка в «Известиях», судя по интервью Бориса Васильева, вышла уже после войны. В ней коротко сообщалось, что сержант, чье имя писатель так и не вспомнил, выжил и даже был удостоен медали «За боевые заслуги». К слову, весьма почетной в солдатской среде – за «бэ зэ» на той войне «за просто так» не награждали.

Причем тут женское подразделение

«Вот сюжет!» – подумал будущий автор замечательной повести Борис Васильев, и начал работать с темой. Одну страницу написал, две, три, семь – не идет повествование. И все хорошо, да что-то нехорошо – частная история, никакой новизны. Очерк – пошел бы, а для художественного произведения не хватает чего-то главного, что могло бы сыграть на пронзительности образов героев повести.

И Борис Васильев придумал, что героинями его произведения должны стать молоденькие девушки, воюющие под началом опытного, обстрелянного старшины. Дальше написание текста пошло как по маслу.

На самом же деле истории, легшей в основу повести и фильма, в жизни никогда не происходило. Было много других с участием женщин на фронте, не менее жестоких и суровых – сотни тысяч представительниц слабого пола в том или ином качестве воевали на фронтах Великой Отечественной, и им было определенно труднее, чем мужчинам. И никто, за редким исключением, их судьбы не описывал.

А были ли диверсанты в тех местах?

Были, и вели они себя довольно активно. В фильме С. Ростоцкого упоминается, что диверсионная группа немцев пыталась взорвать шлюзы Беломоро-Балтийского канала, чтобы застопорить судоходность этой стратегически важной водной артерии. Действительно, прямо с первого дня войны с территории Финляндии началась переброска диверсионных финских (не немецких!) групп на территорию СССР.

Правда, они не чувствовали себя так свободно, как это показано в фильме Станислава Ростоцкого, зори для финнов там были отнюдь не тихими: диверсантов на первых же этапах десантирования засекали спецвойска НКВД, опергруппы обнаруживали их резиновые лодки, спрятанные боеприпасы и продовольствие. За лазутчиками охотились и весьма результативно.

Подобные вылазки с финской стороны были многочисленными, но всегда встречали организованное сопротивление со стороны Красной Армии. Существенных диверсий финнам осуществить на нашей территории так и не удалось.