Школьный орфографический словарь. Перечень существующих школьных орфографических словарей

Школьные орфографические словари созданы специально для учеников начальных, средних и старших классов.

1) О. Д. Ушакова

«Пиши без ошибок. Орфографический словарик школьника» (2002)

Это не просто орфографический словарь - в нем указаны склонения имен существительных и спряжения глаголов, что значительно облегчит процесс обучения для школьников.

2) М. О. Володарская

«Словарь для начальной школы "4 в одном": орфографический, толковый, фразеологический, строение слов» (2012)

В этой книге все словарные статьи подобраны в соответствии с программой начальных классов.

3) О. Е. Гайбарян

«Школьный орфографический словарь» (2010)

"Школьный орфографический словарь" содержит около 30 ООО слов современного русского языка, а также "Краткий орфографический справочник", содержащий комментарии, объясняющие написание или содержащие правила, согласно которым определяется написание тех или иных слов.

4) А. Н. Тихонов, М. Ю. Казак

«Школьный орфографический словарь русского языка» (2009)

Словарь отражает наиболее активную часть лексики современного русского языка - слова, грамматические формы слов, обороты речи, вызывающие орфографические трудности.

5) М. М. Баронова «Новый школьный универсальный словарь русского языка» (2009)

Данный словарь является универсальным школьным пособием, поскольку объединяет несколько справочников: "Орфографический словарь", "Орфоэпический словарь", "Слитно или раздельно", "С большой буквы или с маленькой", "Две согласные или одна" и т.д.

6) Н. Г. Ткаченко

«Орфографический словарь русского языка для школьников» (2010)

Орфографический словарь включает около 35 000 слов и охватывает большую часть общеупотребительной лексики современного русского языка. Адресован школьникам старших классов, а также абитуриентам.

Роль использования орфографических словарей на уроках русского языка

орфографический словарь письменный русский

Задача формирования прочных орфографических навыков у подрастающего поколения нашей страны возлагается на среднюю школу.

В русской орфографии выделяются следующие разделы:

· Правописание значимых частей слова (морфем) - корней, приставок, суффиксов, окончаний;

· Слитное, раздельное или дефисное написание;

· Употребление строчных и прописных букв;

· Правила переноса слов;

· Графические сокращения слов.

Орфография изучается в 5 - 7 классах по сквозному принципу на фонетико - грамматической основе в процессе усвоения понятий фонетики, морфемики и морфологии.

Цель обучения орфографии: на основе сознательного усвоения языковых понятий сформировать у учащихся прочные орфографические умения и навыки.

Задачи обучения орфографии (по М.Т. Баранову):

1) Познакомит учащихся с основными орфографическими понятиями (орфограмма, орфографическое правило, орфографическая ошибка и др.);

2) Сформировать у школьников орфографические умения и навыки на основе этих понятий;

3) Научить школьников писать слова с непроверяемыми орфограммами;

4) Научить учащихся находить орфографические ошибки и исправлять их;

5) Сформировать у школьников умение пользоваться орфографическим словарем.

Орфографический словарь должен стать настольной книгой ученика при выполнении всех письменных работ: подборе слов с определенной орфограммой, подборе однокоренных слов, подборе одноструктурных слов и др.

Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частного обращения к словарю у учащихся формируется зрительная и двигательная память.

Начиная с 1934 года «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова получил широкую «прописку» в средней школе. Его можно найти почти у каждого учащегося. Это обстоятельство дает возможность широко использовать этот словарь не только в качестве орфографического справочника, но и как дидактическое пособие для выполнения различных упражнений. Работа со словарем дает возможность еще в младших классах приобщить учащихся к справочной литературе.

В орфографическом словаре помещен алфавит и названия букв. В приложении дан список мужских и женских имен, употребляемых в современном языке и частично в литературных произведениях прошлого. Имена даются в их официально-светской форме. Например: Александр, Алексей, Мария, Светлана (а не Саша, Алеша, Маша, Света). В начале словаря дан краткий свод важнейших правил правописания (всего 112 параграфов).

В основном корпусе словаря зафиксировано около 13000 слов. В некоторых случаях в скобках после заглавного слова даются необходимые объяснения. Например, для того, чтобы учащиеся не смешивали два однокоренных, или близких по звучанию разных, или частично совпадающих по значению слова, в словаре кратко поясняется лексическое значение, дается грамматическая форма слова. Например: абонент (кто абонирует), австралиец (житель Австралии), австриец (житель Австрии), адресант (кто посылает), адресат (кто получает) и т.д.

Уже с первых лет обучения необходимо приучать школьников пользоваться орфографическим словарем в качестве справочника. Первые упражнения должны быть связаны с тем, чтобы учащиеся поняли сущность алфавитного принципа расположения слов в словарях с учетом не только первой, но и последующих букв. Для этого необходимо в первую очередь добиться твердого усвоения алфавита русского языка.

Особенно важно использовать словарь в качестве эффективного пособия на уроках русского языка и при выполнении домашних заданий. При этом задания должны быть максимально конкретны: необходимо четко и точно указать определенную букву или страницы словаря, откуда учащиеся должны выписать заданные слова. Это повысит эффективность работы учащихся и избавит их от необходимости непрерывно перелистывать страницы словаря. Широкую возможность для использования словаря могут дать задания на правописание приставок. Например: выпишите из словаря по 10 слов с приставками пре- и при-, в которых можно четко разграничить значения этих приставок.

Правильно организованная словарно - орфографическая работа обязательно предполагает систематическую, каждодневную работу со словарями.

При выполнении самостоятельных работ учащимся предоставляется возможность пользоваться учебником, таблицами, орфографическим словарем.

Ученики ведут также индивидуальные словари - справочники, которыми они могут пользоваться в своей работе. Но основным пособием для запоминания правописания трудных слов и предупреждения ошибок служит школьный «Орфографический словарь», который исключает возможность запоминания неверного написания и дает справку о правописании любого слова. Имея постоянно его под рукой, учащиеся быстро к нему привыкают и обращаются за справками даже без напоминаний учителя.

Нередко «Словарь» используется и для специальных упражнений. Так, при повторении правописания частицы не с различными частями речи проводится такая работа. На доске оформляется запись:

негодовать ненастье неугомонный нечаянно

недоумевать невзгоды непрестанный невзначай

невзлюбить невежа невзрачный неожиданно

Сначала учащиеся читают слова про себя. Затем вслух читается каждый столбик, указывается часть речи и объясняется слитное написание «не».

Все сосредоточенно работают со «Словарем», учитель следит за работой, оказывая помощь тем, у кого появляются на полях вопросы (в).

Когда работа закончена, она проверяется. Выполняя данное упражнение, ученики не только закрепили правописание не, но и повторили важнейшие части речи, обогатили свой словарный запас, узнали написание новых слов, потренировались в работе со словарем.

В методической литературе по русскому языку неоднократно подчеркивалась мысль о необходимости использовать в качестве справочного материала на уроках русского языка различного вида словари и справочники.

Анализ многократно проведенных диктантов и творческих работ подтвердил, что среди ошибок, допускаемых учениками, ошибки, которые можно было бы предотвратить с помощью словаря, занимают большое место: 40-50 % из всех допущенных ошибок.

В творческих работах процент таких ошибок еще выше.

Искоренение ошибок, которые можно ликвидировать обращением к словарю, намного повысит грамотность учащихся, поэтому встает вопрос о необходимости приучать детей пользоваться словарем во всех нужных случаях.

Желательным представляется официальное разрешение пользоваться словарями при выполнении различных контрольных работ, в том числе и экзаменационных.

Школа готовит учащихся к жизни. Ясно, что дать весь объем знаний по данному предмету за годы учения в школе невозможно.

Учителя, врачи, инженеры постоянно пользуются в своей работе различными справочными пособиями, и никто им не ставит это в вину.

Лишь ученики, которые только еще стоят у истоков наук, лишены этого права. А ведь учащиеся, особенно в старших классах, употребляют такие слова, строят такие синтаксические конструкции, с которыми они раньше не встречались. Что же лучше: ученик справится в словаре, напишет правильно и запомнит написание данного слова, возможно, на всю жизнь - или ученик, не имеющий возможности уточнить правописание слова, допустит ошибку в данной орфограмме, а потом повторит ее еще не один раз? Какой же ученик (из этих двух) окажется более приспособленным к условиям, в которых он окажется после школы? Пожалуй, первый. Обратившись к словарю, он способен самостоятельно решить сомнение, т.е. исправить допущенную ошибку.

Возникает вопрос об эффективности словарей. Отвечая на него, нельзя не учитывать психологические факторы, а именно: ученик, отыскавший в словаре нужное слово, увидел его правильно написанным (вступает в работу зрительная память), написал правильно. В процессе познания и запоминания зрительная память играет не меньшую роль, чем слуховая, поэтому знания, полученные путем самостоятельной работы со словарем, устойчивы.

Разумеется, работа со словарем не является единственным средством борьбы за грамотность учащихся. Попытаемся определить эту меру.

Учащиеся обращаются к словарю, когда они сомневаются в написании орфограммы. Но беда в том, что они не всегда сомневаются, хотя ошибки допускают Учащиеся не обращаются к словарю не потому, что не хотят работать со словарем, а потому что не видят орфограмм.

Следовательно, степень использования словарей равна приблизительно степени орфографической зоркости. Чтобы повысить роль словаря, необходимо работать над развитием орфографической зоркости.

Нужно научить ребят проверять по словарю не только слово, встретившееся в тексте, но и родственный слова других частей речи.

Учащиеся, например, пишут слово «ссыльное» с одним «с», так как в словаре этого слова нет. Но в словаре дано родственное слово «ссылка». Поэтому с самого начала работы со словарем необходимо объяснить учащимся, как пользоваться словарем, какие части слова нельзя проверить по словарю. В дальнейшей работе навыки, умение работать со словарем необходимо закреплять практически, то есть включать такие виды работ:

1) Найдите в словаре слово, с помощью которого можно проверить трудную орфограмму в словах: ссыльный, совещание, поселение, обратил, ссылка.

2) Найдите орфограммы, которые нельзя проверить с помощью словаря: в столице, на Волге, был на совещании, из соседнего села, озеро притаилось, в ветхом сарайчике и др.

Хотя действенность словарей и зависит от относительной орфографической зоркости, но в то же время систематическое использование словаря способствует в свою очередь росту орфографической зоркости, а значит, и повышению грамотности учащихся.

Работа со словарем - один из вопросов, требующих своего решения, необходимо продолжать поиски новых методов работы со словарем, выяснять новые пути его использования.

энциклопедические и лингвистические .

Объект описания лингвистических (языковых) словарей - языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления.


В зависимости от того, сколько признаков слова описаны в словаре, различают словари одноаспектные и многоаспектные .

Синхронические лингвистические словари отражают срез языка какого-то определённого времени (например, языка XVIII века, современного языка).

Диахронические (например, этимологические) - отражают развитие языка с течением времени.

Энциклопедические (др.-греч. enkyklios и paideia, - «обучение в полном круге ») словари содержат экстралингвистическую информацию об описываемых языковых единицах; эти словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п.

В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Особым лексикографическим жанром являются разнообразные словари, адресованные школьникам.

Автор Словарь
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.
Быстрова Е.А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный толковый словарь русского языка.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов.
Львова С.И. Краткий словообразовательный словарь школьника.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка.
Сост. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога.
Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка.

Такие словари составляются на основе тщательного отбора лексического материала: в них содержатся наиболее употребительные слова, а также слова, чаще других встречающиеся в речевой практике учащихся.

Сведения о значении, словообразовательной структуре, употреблении, происхождении слова подаются в простой и доступной форме; кроме того, эти сведения имеют целенаправленно обучающий характер.

Орфографический словарь русского языка. Дает признанное правильным написание слова, с ударением, часто с указанием «трудных » окончаний падежей.

Толковый словарь русского языка. В этом словаре дается краткое толкование слов и примеры их употребления.

Фразеологический словарь русского языка. Он отражает национальную специфику языка, его самобытность, служит повышению речевой культуры.

Словарь синонимов русского языка. Он помогает выбрать наиболее удачное слово или словосочетание из близких по значению для более точного выражения мысли.

Словарь антонимов русского языка. К каждому слову приводятся слова, противоположные по значению и синонимы к этим противоположным словам.

Этимологический словарь . Объясняет происхождение слова и историческое развитие.

С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари, онлайн-словари. Они, как правило, являются электронными аналогами «бумажных » словарей. Поиск слов осуществляется во много раз быстрее, слова можно искать по всему текста словаря.

Думаю, каждый человек, хотя бы раз в жизни открывал какой-нибудь словарь. Выясним, какими они бывают?

Словарь — это сборник слов с пояснениями, толкованиями. Слова, которые приводятся в сборнике, располагаются в алфавитном порядке , поэтому знающим алфавит пользоваться словарем гораздо проще.

Многие знают, что словарей много. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников. В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться.

  • Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю . Можно догадаться, что раз он назван ТОЛКОВЫМ, значит, растолкует все о слове, которое интересует, в том числе сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях.

Самый известный «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

  • Если у вас возникли трудности с ударением и произношением, обращайтесь к орфоэпическому словарю .

Самый известный орфоэпический словарь «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.

  • Понять значение того или иного фразеологического выражения поможет фразеологический словарь .

Самый известный «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым (под ред. Г. В. Карпюка).

  • Объяснение пословиц и поговорок, крылатых слов и образных выражений дадут словари пословиц, поговорок и крылатых слов.

Известные словари:

1)В. П. Жуков. «Словарь русских пословиц и поговорок».

2)С. Н. Зигуненко, А. Ф. Истомин. «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» .

  • Выбор подходящего синонима из синонимического ряда подскажет словарь синонимов .

Самый известный «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой.

  • Узнать о том, как правильно пишутся слова можно из орфографического словаря .

Самый известный «Орфографический словарь русского языка» Д. Н. Ушакова, С. Е. Крючкова.

Словари являются своеобразными «представителями» языка, показывая людям его богатство, разнообразие и красоту. Без словарей было проблематично изучать языки других народов, правильно понимать значения слов и разбираться в терминологиях.

Значение словарей в наше время

Во все времена жили и творили составители словарей. Без них грамотная письменная речь вряд ли бы когда-нибудь наступила. Сегодня ученые, изучающие древние языки, сталкиваются с такой проблемой, как недостаток словарного запаса. К счастью, нашим потомкам это не грозит.

Хотя современный человек получает в день информации больше, чем люди древности за всю свою жизнь, они по-прежнему нуждаются в словарях, и для этого есть причины. Сегодня просто неприлично говорить и писать безграмотно, так как невежды не достигают успеха в карьере, не становятся популярными и богатыми. Словарный запас человека и умение им правильно пользоваться – это ключик к достижению любых желаний, так как именно речь помогает привлечь к себе внимание и успех.

Как правило, все грамотные люди умеют пользоваться словарями. Зная список словарей русского языка и их авторов, можно легко найти и значение слова, и его синоним.

Виды словарей

Если первые словари русского языка были исключительно толковыми, то по мере распространения в стране грамотности возникла потребность в орфографических. Позже, с появлением новых профессий, начали выпускаться книги с узконаправленными терминами, например, словари для моряков, медицинские, технические и другие.

Наиболее востребованными сегодня являются:

  • орфографические словари;
  • толковые;
  • справочники синонимов;
  • словари иностранных слов;
  • фразеологические;
  • справочники по сочетаемости слов.

Все они раскрывают перед человеком слово и его понятие, и каким бы длинным ни был список словарей русского языка, их авторы – это те самоотверженные люди, которые посвятили свою жизнь их составлению.

Толковые словари

Изучение значения слов начинается у людей с раннего детства и продолжается до самой смерти. Это говорит о том, что русский язык – это постоянно изменяющийся живой «организм», в котором старые клетки (слова) отмирают, а новые все время появляются.

Первый толковый словарь русского языка был издан в 1860 году благодаря пятидесятилетнему труду этнографа и собирателя Владимира Даля. Будучи сыном обрусевших немки и датчанина, он увлекался непонятными словами, и впервые собирательством и их изучением он начал заниматься в пятнадцатилетнем возрасте.

Много путешествуя по стране, Даль разговаривал с людьми из разных городов и деревень, с грамотными обывателями и безграмотными крестьянами, занося все в свои дневники. Благодаря такому труду свет увидел «Толковый словарь русского языка Даля», равного которому нет до сих пор. Он неоднократно переиздавался, так как многие слова уже вышли из обихода, и их заменили новые понятия.

Не менее известен и «Словарь Ожегова», написанный на основе «Толкового словаря Даля» под редакцией Ушакова. Будучи советским лингвистом, Ожегов сделал труд своего коллеги более современным и дополненным. Если в первом издании автора насчитывалось чуть более 50 000 слов, то в последующих выпусках их количество постоянно росло. Последнее издание его «Словаря русского языка» вышло в 1992 году и насчитывало уже 70 000 слов.

Орфографические словари

Задача орфографического словаря показать человеку, как правильно писать слово в различных падежах или склонениях с примером использования его в речи.

Грамотная письменная речь в наше время – это своеобразная «визитная карточка» человека, общающегося с друзьями или ведущего бизнес в интернете. Такие функции, как SMS, чаты и сообщения в соцсетях «заставляют» людей много и часто писать.

Орфографический словарь русского языка должен быть настольной книгой как каждого школьника, так и просто грамотного человека. Как правило, труды подобные этому составляются учеными лингвистами, которым был, например, Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942).

Самым известным со школьной скамьи является «Орфографический словарь русского языка Ушакова», который так же как «Толковый словарь Даля», неоднократно переиздавался и редактировался следующими поколениями лингвистов.

Словарь синонимов

Как показывает время, список словарей русского языка и их авторов постоянно пополняется. Например, такой справочник, как фразеологический словарь, помогает людям понять обороты речи, которые употребляли в разговорах наши далекие предки. Без него понятия многих выражений уже давно бы были утеряны.

Словарь синонимов русского языка был вызван потребностью людей разнообразить свою речь. Сегодня, как никогда, много клише в речевых оборотах, чтобы этого избегать, грамотные люди ищут им замену. Вот для этого и необходим, например, «Словарь синонимов» под редакцией Бабенко.

Словари русского языка сегодня

На планете существуют действующие языки, которые не меняются тысячи лет, но, как правило, большинство из них время от времени претерпевают реформы. Не избежал этой «участи» и русский язык.

Как уже было сказано выше, он находится в непрерывном развитии, поэтому словари будут появляться до тех пор, пока оно не прекратиться. Вряд ли этого можно ожидать в ближайшее время, так как каждый год в мире происходят научные открытия, появляются новые слова и профессии, которые нужно толковать и грамотно писать.

Современные лингвисты отслеживают изменения в словарном запасе постоянно, поэтому никого не должно удивлять, что каждые 5-10 лет издаются новые словари русского языка.

В. Н. Сергеев

Все знают, что такое словарь. Это сборник слов (обычно в алфавитном порядке) с пояснениями, толкованиями или с переводом значений слов с другого языка.
Существуют разные типы словарей. Имеются словари для специалистов, для широкого круга читателей, для школьников.
В зависимости от задач словаря разным будет состав слов, по-разному они будут располагаться и объясняться. Чтобы получить настоящую помощь от словарей, необходимо не только знать, какие они бывают, но и как ими пользоваться.
Если вас интересует, что означает то или иное слово, в каких случаях его уместно употреблять, обращайтесь к толковому словарю . В толковых словарях, помимо объяснения значений слов, вы также найдете сведения об ударении в слове, о его правописании, наиболее типичных словосочетаниях, получите краткую справку о происхождении слова и другие сведения. В толковых словарях значения слов подтверждаются примерами из произведений художественной, научной, научно-популярной и другой литературы. Существуют многотомные и однотомные толковые словари русского языка.
Однотомный «Словарь русского языка» С. И. Ожегова – самый известный из толковых словарей – выдержал множество изданий. Первый раз словарь увидел свет в 1949 г., 9-е его издание, исправленное и дополненное, и последующие вышли под редакцией известного нашего языковеда Н. Ю. Шведовой.
Если у вас возникли трудности с ударением и произношением, обращайтесь к орфоэпическому словарю . В словарях правильного произношения даются сведения об ударении и других произносительных особенностях слов. Вот, например, некоторые из таких словарей: словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова (М., 1988); словарь-справочник «Современный орфоэпический словарь русского языка» (под ред. К. С. Горбачевича. Изд-во: АСТ, 2010); словарь-справочник «Школьный словарь по культуре русской речи» (сост. Л. И. Скворцов. Под ред. Г. В. Карпюка, Изд-во: Дрофа, 2010).
Понять значение того или иного фразеологического выражения поможет фразеологический словарь . В 2013 г. вышло в свет 7-ое переиздание «Школьного фразеологического словаря русского языка» В. П. Жукова в соавторстве с А. В. Жуковым (под ред. Г. В. Карпюка, Изд-во: Просвещение, 2010). Объяснение пословиц и поговорок, крылатых слов и образных выражений дадут словари пословиц, поговорок и крылатых слов. Вот лишь некоторые из них: В. П. Жуков. «Словарь русских пословиц и поговорок» (15-е изд., Изд-во: Дрофа, 2014); Э. А. Вартаньян. «Из жизни слов» (2-е изд., Изд-во: Просвещение, 2010); С. Н. Зигуненко, А. Ф. Истомин. «Уникальный иллюстрированный толковый словарь афоризмов и крылатых слов для детей» (Изд-во: СовА, 2011).
Выбор подходящего синонима из синонимического ряда подскажет словарь синонимов . Например, уже выдержавший множество переизданий «Словарь синонимов русского языка» 3. Е. Александровой (17-е изд., Изд-во: Дрофа, 2010).
Напомним, что существует целый ряд других словарей: орфографические , в которых можно узнать о том, как пишутся слова; словари иностранных слов , объясняющие смысл и происхождение заимствованных слов; этимологические словари , дающие сведения о строении и происхождении слов с древнейших времен; исторические словари , показывающие развитие и изменение лексики в определенный период времени; областные , или словари русских народных говоров , объясняющие диалектные слова; словари языка писателя , дающие описание всего словарного богатства писателя; словари трудностей словоупотребления , раскрывающие характер наиболее типичных языковых и речевых ошибок и неправильностей; топонимические словари , объясняющие историю и происхождение географических названий; словари сокращений слов русского языка , объясняющие сокращение слова; словари собственных имен , объясняющие происхождение употребляющихся или употреблявшихся в русском языке личных имен; словари антонимов, омонимов . Перечень словарей можно было бы продолжить.
Куда же помещаются новые слова и старые слова, у которых появились новые значения? Одни словари включают неологизмы сразу, как только они появляются, другие лишь по истечении определенного периода времени, когда неологизм, утратив свою новизну, становится обычным словом.
В первую очередь неологизмы входят в специальные словари и справочники, если они являются новыми терминами или профессионализмами; новые слова обязательно включаются в словари языка писателей , если они представляют собой писательские неологизмы; помещаются они и в словари новых слов и значений , первыми регистрирующие появление неологизмов. Став фактом общенародного языка, новые слова вводятся в толковые словари литературного языка. В толковых словарях, как мы уже говорили, о слове можно получить самые разнообразные сведения.