Как уже говорилось, государство понимается в международном праве как единство трех элементов: население, территория, власть. При этом в прошлом население рассматривалось как придаток территории, что сказывалось на его статусе, на правах составляющих его лиц. Под населением понимаются все лица, находящиеся на территории государства, независимо от их правового статуса, т.е. граждане, лица без гражданства, иностранцы, лица, обладающие несколькими гражданствами, и др. Наряду с понятием «население» международное право использует понятиенарод 1 . Народ образуют граждане данного государства.

Статус населения и народа различен. Все население обладает основными правами, предусмотренными международным правом. Принцип уважения прав человека обязывает государства уважать права человека в отношении всех лиц на его территории. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. говорится, что каждое участвующее «государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся на его территории или под его юрисдикцией лицам права, признанные настоящим Пактом...» (ст. 2). Но только гражданин имеет право принимать участие в ведении государственных дел (ст. 25). Соответственно, правом на самоопределение обладает не население, а народ, что явно следует из Устава ООН и других международных актов. Все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право. Каждое государство обязано воздерживаться от каких*либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость.

Признание за народом высшего права самостоятельно решать свою судьбу является характерной чертой современного международного права и достижением человеческой цивилизации. Международное право защищает права и интересы народа не только непосредственно, но и через государство. Оно запрещает применение силы или угрозу силой, вмешательство во внутренние дела и др. Остановимся теперь на различных категориях лиц, образующих население государства.

§ 2. Гражданство

1. Понятие гражданства

Гражданство представляет собой правовую связь человека с государством, определяющую взаимные права и обязанности.

В приведенном определении подчеркивается наличие взаимных прав и обязанностей у человека и государства. В результате оно принципиально отличается от ранее принятого определения гражданства как принадлежности человека к государству. Новое понимание гражданства нашло отражение в законодательстве и международной практике, включая судебную 1 . В Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. гражданство РФ определяется как «устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» (ст. 3). В Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. говорится: «Гражданин и государство в Российской Федерации связаны взаимными правами, ответственностью

и обязанностями» 2 . Более того, речь идет о праве на гражданство3 .

В демократическом государстве гражданство представляет собой своего рода членство, дающее право участвовать в управлении государством и обеспечивающее гражданину гарантию его прав. Отечественная наука уделила гражданству значительное внимание. Следует прежде всего упомянуть работы О.И. Тиунова и С.В. Черниченко 4 .

Термин гражданство произошел от слов «город», «горожанин». В английском языке -city -citizenship . В немецком языкеB ь rger - это не только гражданин, но и городской житель. Объяснение видится в том, что первые республики заимствовали опыт самоуправляющихся городов.

В настоящее время в документах для обозначения гражданства используется иной термин - nationality (англ.),nationalite (фр.),nazionalita (итал.). Он понимается как принадлежность к государству. Дело в том, что терминnation в иностранных языках (английском, французском и др.) означает не «национальность» в этническом смысле, как это имеет место в русском языке, а «нация», «народ», «государство» в общественно&политическом смысле. В немецком языке это понимание выражено буквально -Staatsangehцrigkeit - государственная принадлежность.

Кроме гражданства употребляется термин подданство . Ранее он использовался для обозначения принадлежности к монархии. При этом в ряде монархий (например, в Бельгии, Испании,

Нидерландах) данный термин в конституциях и законодательстве вообще не применяется и заменен термином «гражданство».

В мировой литературе, законодательстве государств и в международной практике принят термин гражданство юридического лица . В соответствии с Кодексом о гражданстве Турции термин «гражданин» означает также «все юридические лица или ассоциации, статус которых в качестве таковых основан на находящемся в силе законе Турции».

В отечественной литературе используется термин национальность юридического лица . «Под национальностью юридического лица, - пишет М.М. Богуславский, - понимается его принадлежность к определенному гражданству». Иными словами, речь идет о той же правовой связи, которая в случае с индивидом именуется гражданством. Сознавая это, М.М. Богуславский отмечает, что термин применяется условно, «в ином смысле, чем он применятся к гражданам»1 .

В силу своего статуса гражданин пользуется всеми правами, предусмотренными законом, и несет соответствующие обязательства. Государство обеспечивает права гражданина и контролирует выполнение им своих обязанностей.

Находясь за рубежом, гражданин обязан соблюдать определенные законы своего государства, последнее обеспечивает ему дипломатическую защиту. Многие договоры предусматривают предоставление гражданам участвующих государств определенных прав и льгот.

В некоторых странах существуют различные виды гражданства. В Нидерландах лица, родившиеся

в голландских владениях (т. е. в колониях), обладают статусом голландских подданных в отличие от полноправных граждан, нидерландцев. Аналогичное положение существует и в Великобритании. В некоторых федерациях, например в США, помимо федерального гражданства существует и гражданство субъектов. А в Швейцарии кроме федерального гражданства имеются гражданства кантона и общины. В международном плане существует только федеральное гражданство.

Гражданство субъектов Федерации существует и в России. Такое гражданство носит внутригосударственный характер, означая правовую связь человека с соответствующей частью государства. Международного значения оно лишено1 .

Новым институтом является гражданство интеграционного союза государств . Маастрихтский договор об учреждении Европейского союза 1992 г. предусматривает гражданство Союза для граждан государств*членов2 . Гражданство означает связь с государством. Союз не является даже конфедерацией. Поэтому в данном случае речь идет о гражданстве особого рода. Гражданин Союза обладает правом свободного передвижения и пребывания в пределах территории государств*членов. Он может избирать и быть избранным в местные органы власти. В целом гражданство Союза имеет внутрисоюзное, а не международное значение. В международном плане учитывается лишь гражданство соответствующего государства*члена. На это положение не влияет и то обстоятельство, что гражданин Союза имеет право на дипломатическую защиту со стороны любого государства*члена

в стране, где его государство не представлено (ст. 20). По соглашению государств такая защита может предоставляться без всякого союзного гражданства. И в том и в другом случае необходимо получить на это согласие страны пребывания. Эта модель гражданства воспринята Союзом Белоруссии и России 3 . Каждый гражданин участвующих государств «является одновременно гражданином Союза». Гражданин Союза обладает правом на свободное передвижение и постоянное проживание в пределах территории участников. Постоянное проживание в другом государстве дает право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления. Предусмотрено и право на дипломатическую защиту

в третьей стране.

2. Правовое регулирование гражданства

На протяжении истории правовое регулирование гражданства было чисто внутренним делом государства. И сегодня внутреннему праву принадлежит в этом главная роль. В силу своего верховенства государство устанавливает права гражданина, порядок приобретения и утраты гражданства.

В наше время растет роль международного права в определении прав гражданина. Это относится прежде всего к нормам о правах человека и о юрисдикции государств. Первой ласточкой в этом отношении явилась еще Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 г. В ней говорилось, что законы о гражданстве признаются другими государствами лишь «в той мере, в какой они соответствуют международным конвенциям, международным обычаям и общепризнанным принципам права в отношении гражданства». Это положение было подтверждено Международным Судом ООН в решении по делу Ноттебома 1955 г.1

Принципиально новый шаг был сделан Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., которая провозгласила право каждого человека на гражданство. Это вовсе не означает права требовать предоставления гражданства у конкретного государства. Главное состоит в том, что никто не может

быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство (ст. 15). В Конституции РФ сказано, что гражданин РФ «не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ч. 3 ст. 6).

Первым международно*правовым актом, кодифицировавшим принципы и нормы, относящиеся к гражданству, явилась Европейская конвенция о гражданстве, принятая Советом Европы в 1997 г.2 Прежде всего замечу, что положения Конвенции не являются самоисполнимыми. Государства должны привести свое внутреннее право в соответствие с ее принципами и нормами (ст. 1). Конвенция подчеркивает взаимность правоотношения гражданства. «...В делах, касающихся гражданства, во внимание должны приниматься законные интересы как государств, так и индивидов». Подтверждается право на гражданство. Предписывается избегать безгражданства.

Основными актами по вопросам гражданства в России являются Конституция и Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. В целом они отвечают международным стандартам. Согласно Конституции, гражданство России «приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения» (ч. 1 ст. 6).

3. Приобретение гражданства

Существует два основных способа приобретения гражданства - первоначальный и производный. Первый - приобретение гражданства при рождении (филиация ). Второй - приобретение гражданства после рождения (натурализация, укоренение ). Терминнатурализация обычно используется в узком смысле для обозначения приема в гражданство по заявлению. В широком смысле он охватывает все способы приобретения гражданства после рождения, включая вступление в брак,оптацию (выбор гражданства из двух или более возможных) и др.

Право государств в отношении способов приобретения гражданства придерживается различных принципов. Один из них - принцип права крови (jus sanguinis ), другой -принцип права почвы (jus soli ). В соответствии с первым ребенок приобретает гражданство родителей. В соответствии со вторым гражданство ребенка определяется местом рождения.

Каждый из этих принципов имеет свои недостатки. Поэтому получили распространение смешанные системы. Первыми ввели такие системы Великобритания и США. Их гражданство приобретают как дети собственных граждан независимо от места рождения, так и дети иностранцев, родившиеся на их территории.

Смешанной системы придерживается и законодательство России, но главная роль принадлежит все же принципу права крови. Согласно Закону о гражданстве РФ, ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения (п. 1 «а» ст. 12). Принцип права почвы применяется в тех случаях, когда один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранцем или лицом без гражданства, а также когда родители не имеют никакого гражданства (п. «в» и «г» ст. 12). Принцип права почвы применяется и тогда, когда у родителей*иностранцев родился ребенок на территории России при условии, что государство, гражданами которого они являются, не предоставляет ему своего гражданства.

На тех же основаниях приобретают гражданство дети, родители которых неизвестны (у нас таких детей обычно называют подкидышами, в документах на других языках используется термин «найденыш»).

Довольно часто вопрос о приобретении гражданства возникает при вступлении в брак с иностранцем. В прошлом было принято, что, вступая в брак с иностранцем, женщина утрачивает свое гражданство и приобретает гражданство мужа. В настоящее время все большее число государств становится на позицию равноправия полов и устанавливает, что вступление женщины в брак само по себе не влияет на ее гражданство. Вместе с тем зачастую предусматривается упрощенный порядок приобретения гражданства при вступлении в брак.

Эта практика следует Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., которая предусмотрела, что брак не влияет на гражданство жены, в равной мере как и его расторжение (ст. 1). Жена*иностранка может приобрести гражданство мужа в упрощенном порядке. Эти положения восприняты Законом о гражданстве РФ (ст. 8).

Гражданство не может предоставляться без желания соответствующего лица. Конституция Аргентины 1949 г. предусматривала возможность автоматического приобретения гражданства после пяти лет жизни в стране. Это вызвало протест многих правительств. В результате в 1954 г. Министерство иностранных дел Аргентины издало коммюнике, согласно которому упомянутое положение Конституции не означает принудительного наделения гражданством. Принудительное предоставление гражданства - достаточное основание для дипломатической защиты соответствующих лиц государством их гражданства.

Известны случаи предоставления гражданства лицам, находящимся вне территории государства, в порядке пожалования за особые заслуги. В 1934 г. болгарскому подданному коммунисту Г. Димитрову, подвергавшемуся преследованию в гитлеровской Германии, СССР пожаловал свое гражданство и вывез его на свою территорию. Возможность немедленного принятия в гражданство за особые заслуги перед РФ предусмотрена и Законом о гражданстве РФ (п. 3 ст. 13). Предоставление почетного гражданства государства или города не означает натурализации.

Европейская конвенция о гражданстве содержит следующие правила о приобретении гражданства. При рождении гражданство приобретают автоматически, в силу закона:

а) дети, хотя бы один из родителей которых обладает гражданством данного государства. Законодательство государства может предусмотреть исключения для детей, рожденных за рубежом;

б) дети, найденные или рожденные на территории государства, если в противном случае они окажутся лицами без гражданства.

Что касается натурализации, то здесь установлено самое общее правило в силу того, что проблема имеет серьезное социальное и экономическое значение для европейских государств. Согласно этому правилу, государства должны предусмотреть возможность натурализации для лиц, законно и обычно проживающих на их территории. Государства должны облегчить приобретение гражданства для следующих лиц:

супругов их граждан;

детей, один из родителей которых приобрел их гражданство;

детей, усыновленных одним из граждан;

лиц, родившихся на их территории, а также законно и обычно на ней проживающих;

лиц без гражданства и признанных беженцев, законно и обычно проживающих на их территории (ст. 6).

В целом Закон о гражданстве РФ отвечает требованиям Европейской конвенции.

Особым видом приобретения гражданства является реинтеграция , означающая восстановление

ранее утраченного гражданства, например в результате вступления в брак. Право многих стран предусматривает упрощенный порядок восстановления гражданства. Предусмотрена реинтеграция и Законом РФ о гражданстве (ст. 15).

4. Утрата гражданства

Вопросы утраты, прекращения гражданства решаются внутренним правом государства, и решаются по*разному. Гражданство может быть утрачено лицом по собственной воле или по инициативе государства. В последнем случае говорят о лишении гражданства . Оно может быть автоматическим, т. е. в силу закона, который предусматривает, что при определенных условиях гражданство прекращается, например в случае приобретения другого гражданства, длительного проживания за рубежом, поступления на службу в иностранные вооруженные силы. Иной вид лишения гражданства состоит в издании специального акта государства, декрета высшего органа или приговора суда.

Известна практика массового лишения гражданства за политическую деятельность. После Октябрьской революции в России на этом основании были лишены гражданства около 2 млн человек. Массовость этого явления вызвала протесты других государств, некоторые из них отказались признать законную силу актов Советского государства как противоречащих международному праву. Аналогичная ситуация имела место в 1941 г. после издания Германией 11*го декрета об имперском праве гражданства, лишившего гражданства германских евреев, проживавших за рубежом.

В последние десятилетия наблюдается тенденция к ограничению права государства лишать гражданства. Конституция РФ установила, что гражданин не может быть лишен своего гражданства (ч. 3 ст. 6). Речь может идти лишь об отмене решения о приеме в гражданство в случае приобретения его на основе заведомо ложных сведений (гл. IV Закона о гражданстве РФ).

В Швейцарии гражданин в принципе не может быть лишен гражданства. Исключением является случай, когда швейцарец, имея двойное гражданство и проживая за рубежом, нанес значительный ущерб авторитету и интересам Швейцарии. Эта возможность часто использовалась в годы Второй мировой войны.

В ряде государств возможность лишения гражданства не предусмотрена законом (Дания, Китай, ФРГ, Япония, Эфиопия и др.). В некоторых государствах такая возможность предусмотрена лишь в отношении натурализованных граждан, т. е. получивших гражданство после рождения (Великобритания и члены Содружества). Это положение является дискриминационным в отношении натурализованных граждан. Конституция России закрепила единство и равенство гражданства независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6).

Международное право ограничивает право государства лишать гражданства не очень жестко. Государство не может лишить гражданства только произвольно.

На универсальном уровне ряд существенных норм об утрате гражданства содержится в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Если закон государства предусматривает утрату гражданства вследствие какого*либо изменения в личном статусе, как то: вступление в брак или его прекращение, узаконение, признание или усыновление, - такая утрата возможна только при условии приобретения другого гражданства (ст. 5). Это положение воспринято Законом о гражданстве РФ. Выход из гражданства не допускается, если гражданин России «не имеет иного гражданства в результате выезда, длительного проживания за границей, нерегистрации или иной подобной причины, если в результате утраты он станет лицом без гражданства».

Конвенция допускает возможность утраты гражданства лицом, длительно проживающим за границей, но устанавливает, что длительным считается проживание не менее семи последовательных лет. Это правило установлено, чтобы по возможности избежать случаев злоупотребления иностранным гражданством, когда его приобретают из соображений той или иной выгоды, не собираясь устанавливать реальную связь с соответствующей страной.

Конвенция 1961 г. закрепила общее правило, согласно которому государство не должно лишать лицо гражданства, если в результате этого оно становится лицом без гражданства. Вместе с тем государству предоставлено право делать определенные исключения из этого правила, если оно сделает соответствующую оговорку к Конвенции.

В таком случае законы государства могут предусмотреть право лишать гражданства по одному или нескольким из следующих оснований:

игнорируя прямое запрещение государства, лицо оказывало или продолжает оказывать услуги другому государству либо получило или продолжает получать от него вознаграждение;

поведение лица наносит существенный ущерб жизненным интересам государства;

лицо сделало заявление о верности другому государству.

Лишение гражданства в таких случаях может быть оспорено в судебном порядке. Недопустимо лишение гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).

В целом Конвенция направлена на обеспечение принципа непрерывности гражданства , в соответствии с которым утрата гражданства допускается лишь при одновременном обретении нового. Европейская конвенция содержит общее положение о том, что государство не может предусматривать в своем внутреннем праве лишение гражданства по закону или по инициативе государства. Однако это общее положение сопровождается рядом исключений, которые более существенны, чем приведенные основания для лишения гражданства по Конвенции о сокращении безгражданства.

К таким исключениям отнесены:

добровольное приобретение другого гражданства;

приобретение гражданства путем обмана;

добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

поведение, наносящее серьезный ущерб интересам государства;

отсутствие реальной связи между государством и гражданином, обычно проживающим за рубежом.

Нельзя не обратить внимания на то, как решается вопрос о выходе лица из гражданства.

Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о гражданстве признают право на изменение своего гражданства, а не на безусловный отказ от него. Аналогичную формулировку содержит и Конституция РФ, а также Закон о гражданстве РФ (п. 4 ст. 4).

5. Гражданство и правопреемство государств в отношении территории

При разделении государства, при переходе территории одного государства к другому вопрос о гражданстве населения обретает международный аспект. Особое значение вопросу придает то, что в таких случаях проблема гражданства имеет массовый характер.

Если определенные договоры и имущество переходят к новому суверену в порядке правопреемства, то в отношении гражданства правопреемство не имеет места. Соответствующие вопросы решаются государствами самостоятельно и по соглашению. Главное состоит в предотвращении массовой утраты гражданства населением вопреки его воле и, наоборот, в навязывании нежелаемого гражданства. Как показали события последнего времени, связанные с распадом ряда государств, возникающие проблемы гражданства затрагивают интересы миллионов людей.

Ряд правил по рассматриваемой проблеме содержится в Конвенции о сокращении безгражданства 1961 г. Каждый договор о передаче территории должен содержать постановления, которые гарантировали бы, что при осуществлении права на оптацию жители территории не окажутся без гражданства. При отсутствии таких постановлений в договоре государство, к которому

переходит территория, предоставляет свое гражданство жителям этой территории, если они не сохраняют прежнее гражданство или не имеют иного. Сохранение прежнего гражданства осуществляется на основе индивидуальных заявлений.

Европейская конвенция о гражданстве содержит лишь общие руководящие принципы по рассматриваемой проблеме (ст. 18). Прежде всего не следует допускать безгражданства. При решении вопроса о предоставлении или лишении гражданства в случае правопреемства государствам следует руководствоваться, в частности, следующими критериями:

наличие эффективной связи между лицом и государством;

обычное местожительство лиц;

воля лица;

место рождения лица.

При недостаточной урегулированности проблемы международным правом особое значение имеет практика государств. Она свидетельствует о том, что в целом государства следуют правилу, согласно которому население территории, переходящей от одного государства к другому, утрачивает свое прежнее гражданство и обретает новое. Но применяется это правило неединообразно.

В соответствии с указанным общим правилом был решен этот вопрос после Первой мировой войны Сен*Жерменским (1919 г.) и Трианонским (1920 г.) мирными договорами. Это же относится и

к мирному урегулированию после Второй мировой войны, например к Мирному договору с Италией. Что же касается германских территорий, перешедших к СССР и Польше, то вопрос о гражданстве населения решался законами этих государств. Новое гражданство предоставлялось в индивидуальном порядке.

При распаде Югославии законы новых республик предусмотрели, что лица, обладавшие бывшим республиканским гражданством, автоматически становятся гражданами нового независимого государства. Аналогичным образом был решен вопрос и при дезинтеграции Чехословакии.

После распада СССР Россия предоставила свое гражданство всем гражданам бывшего Союза, постоянно проживающим на ее территории, и тем, кто вернулся в ее пределы, а также служащим Вооруженных Сил России за рубежом. Белоруссия, Молдавия и Украина предоставили свое гражданство всем постоянно проживающим на их территории. Грузия и Киргизия признали своими гражданами лишь тех, кто обладал гражданством соответствующей советской республики. Отказались от применения общего правила только прибалтийские государства.

В январе 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию «Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств», которая рекомендует правительствам руководствоваться правилами, содержащимися в приложении к ней. При этом подчеркивается, что гражданство в основном регулируется внутренним правом в рамках, установленных международным правом. Основные правила сводятся к следующему.

Каждый индивид, который на день правопреемства обладал гражданством государства* предшественника, имеет право на гражданство по крайней мере одного из соответствующих государств. Презюмируется, что лицам, обычно проживающим на переходящей территории, обеспечивается гражданство государства*преемника.

Если лицо обладает гражданством государства*предшественника, то государство*преемник может обусловить предоставление своего гражданства отказом от имеющегося гражданства. Государство* предшественник может предусмотреть, что лицо, добровольно приобретающее гражданство государства*преемника, утрачивает его гражданство. Государство*преемник может предусмотреть, что лицо, добровольно приобретающее гражданство другого государства*преемника, утрачивает гражданство, приобретенное в результате правопреемства.

Государства гарантируют право избрания своего гражданства лицам, которые имеют соответствующую связь с ними, если в ином случае эти лица оказались бы не имеющими гражданства. Когда приобретение или утрата гражданства могут повлиять на единство семьи, государства принимают соответствующие меры, с тем чтобы семья оставалась вместе или воссоединялась. Ребенок, родившийся после даты правопреемства, который не приобрел ни одного гражданства, имеет право на гражданство государства, на территории которого он родился.

Правопреемство не сказывается на статусе лиц, обычно проживающих на соответствующей территории. Государства не должны лишать соответствующих лиц права на сохранение либо приобретение гражданства или права выбора путем какой бы то ни было дискриминации.

Решения государств относительно гражданства лица должны быть письменно оформлены, и лицо должно иметь возможность их обжалования в административном или судебном порядке.

При переходе части территории от одного государства к другому государство*преемник предоставляет свое гражданство лицам, обычно проживающим на этой территории, а государство* предшественник лишает их своего гражданства. При этом сохраняется право лица на оптацию любого

из этих гражданств. При слиянии государств государство*преемник предоставляет свое гражданство всем лицам, обладавшим гражданством государства*предшественника.

При прекращении существования государства и образовании на соответствующей территории новых независимых государств каждое из них предоставляет свое гражданство:

а) лицам, обычно проживающим на его территории; б) лицам, имеющим соответствующую юридическую связь с административно*территориальным

подразделением государства*предшественника, ставшим частью государства*преемника. Аналогичным образом решается и вопрос о предоставлении гражданства в случае образования на части территории государства*предшественника новых государств при сохранении государства предшественника. В таком случае государство*предшественник может лишить лицо своего гражданства, но не ранее того, когда лицо получит гражданство государства*преемника. Во всех этих случаях государство*предшественник и государство*преемник гарантируют право оптации гражданства всем перечисленным лицам.

Для приведенных положений характерны два момента. Первый состоит в стремлении предельно сократить потенциальные случаи безгражданства. Второй - предоставление человеку во всех случаях права на выбор гражданства, т. е. на оптацию.

Оптация - это выбор гражданства из двух или более возможных или имеющихся. Она может иметь место не только при переходе территории, но и в иных случаях, например при вступлении женщины в брак с иностранцем, при достижении совершеннолетия лицами, которые приобрели два гражданства при рождении.

В прошлом оптация не была обязательным условием. Постепенно она становится нормой. В своей практике СССР регулярно ее использовал. Оптация при территориальных изменениях была, например, предусмотрена в договорах с Чехословакией и Польшей 1945 г. Право на гражданство и его изменение требует признания оптации обязательной. В прошлом выбор гражданства государства* предшественника нередко связывался с обязательным выселением из государства*преемника. Ныне подобная практика неправомерна.

Закон о гражданстве РФ предусматривает право лиц, проживающих на территории, государственная принадлежность которой изменена, на выбор гражданства (оптацию) (ст. 17, 21).

6. Безгражданство

Безгражданство - юридическое состояние, при котором лицо не обладает гражданством какого бы то ни было государства. Закон о гражданстве РФ содержит следующее определение: «…лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства» (ст. 2).

Такие лица называют апатридами , аполидами. Лицо может оказаться в таком состоянии уже при рождении, если закон места рождения и закон страны гражданства родителей основаны на принципе права почвы. Гражданство может быть утрачено и впоследствии. В прошлом такие лица находились в бесправном состоянии. Да и сегодня безгражданство отрицательно сказывается на правах человека.

Современное международное право в целом отрицательно относится к безгражданству, направлено на сокращение случаев такого состояния и преследует цель всемерного сокращения такого рода случаев. Этому посвящена Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. Она обязывает государство предоставлять гражданство любому лицу, родившемуся на его территории, которое иначе стало бы апатридом. В таких случаях гражданство предоставляется либо при рождении в соответствии с законом, либо по ходатайству соответствующего лица или его представителя.

Генеральная Ассамблея ООН резолюцией от 30 ноября 1976 г. установила, что органом, к которому могут обращаться лица, считающие, что в отношении них не соблюдаются права, предусмотренные в Конвенции, является Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

Международное право в немалой мере содействовало улучшению правового статуса лиц без гражданства, который приближается к статусу иностранцев. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. обязывает уравнять этот статус со статусом иностранцев. Речь идет о статусе по внутригосударственному праву. Это еще не означает права на дипломатическую защиту со стороны отечественного государства, которым обладают иностранцы, а также прав, предусмотренных договорами с их страной.

7. Многогражданство

Вы когда-нибудь задумывались о том, как государство взаимодействует с населением? Зачем оно вообще людям нужно? Только чтобы налоги ему платить? На самом деле государство очень много делает для простых людей. Мы этого просто не замечаем. Одной из форм взаимодействия с населением является демографическая политика. Это огромная часть работы любого государства, заинтересованного в том, чтобы его население увеличивалось.

Предмет разговора

Демографическая политика является целым комплексом мер. Она осуществляется с целью роста народонаселения. То есть это целый список различных мероприятий, способствующих увеличению рождаемости. Только ведь детей заводить люди станут при условии, что смогут их прокормить. Следовательно, демографическая политика тесно связана с иными отраслями деятельности государства. Она рассматривается только во взаимосвязи с ними. Социальная политика государства тесно связана с демографической. То есть для увеличения населения правительство принимает всевозможные меры, направленные на поддержку семей. Таким образом, имеет место социально-демографическая политика. Она включает решения, принимаемые государственными органами, направленные на поддержку тех людей, кто стремится к увеличению населения. Только все это лишь часть демографической политики.

Смертность

Сколько ни заботься об увеличении народонаселения, а ведь оно естественным образом уменьшается. И правда, вечно же никто не живет. Только государство не может обойти стороной этот вопрос. Необходимо создавать условия для того, чтобы люди жили дольше. Это часть демографической политики. Принимаются программы, цель которых - улучшение условий жизни, медицинского обслуживания. То есть демографическая политика стран в целом затрагивает не только социальную сферу. Ведь сколько пособий ни плати, а если семья лишена нормального медицинского сопровождения, то деток вырастить трудно, тем более здоровых и активных. Так рассуждают практически во всех государствах.

Ведь мало иметь большую численность народа, нужно, чтобы он работал на благо страны. Простые люди не знают, как именно это достигается. Нам в лучшем случае приводят статистические данные. А за ними стоит огромная работа государства по развитию больниц, медицинских центров и так далее.

Экономические условия

Семейно-демографическая политика любой страны имеет целью создать условия для роста населения. Но сами подумайте, разве люди станут рожать детей, когда точно знают, что у них средств нет их содержать? Такое, конечно, случается. Только государство не заинтересовано в том, чтобы детки появлялись в неблагополучных семьях. Ему нужно образованное и трудоспособное население.

Вот в этом направлении оно и работает. Для этого стимулирует предпринимателей, чтобы они создавали рабочие места. Ведь если есть работа, то есть и зарплата. Здесь уже можно и о детках подумать. Получается, что экономическая политика государства тесно связана с демографической. Хотя одна другую заменить не сможет. Демографическая и семейная политика все же направлены на развитие населения. А экономическая – на рост благосостояния государства. Однако цели их пересекаются, когда речь заходит о семье. Именно для ее стабильного существования и роста работают правительство и иные органы.

Как стимулируют рождаемость

Кто готовился к появлению ребенка, тот на собственном опыте убедился, что государство и тут не дремлет. Оно не пускает дела на самотек. Ведь мамочке нужны специальные условия, чтобы выносить плод, заботится о появившемся малыше. Вы скажете, что женщины сами со своими проблемами справляются. Это совсем не так. В этом случае вступает в действия демографическая политика семьи. Она заключена в том, что мамочка получает всяческие блага. А именно отпуска, которые, кстати, оплачиваются. Это работа государства. Оно вводит в действие законы, позволяющие женщине спокойно готовиться к родам.

Мы считаем отпуск делом естественным. Однако следует вспомнить, что больничные до и после родов не выдаются во многих странах. Далее мамочка имеет право попросить у государства денег в особых случаях. Ее обеспечат, пусть минимально. Здесь следует сказать, что в некоторых европейских странах таковое пособие имеет гигантские по нашим меркам размеры. Население старее, рожать никто не хочет. Вот и приходится государству придумывать всякие стимулы для своих граждан. С другой стороны, есть страны, которым приходится преследовать иные цели. Китай, к примеру. Там, наоборот, борются с рождаемостью.

Специальные программы

Для того чтобы женщины захотели рожать, много всего делается государством. Целые институты исследуют ситуацию, чтобы понять, чего людям не хватает, почему они не заводят детей. Так, в России выяснили, что одна из причин - отсутствие жилья. Это вполне реальная проблема. Многие молодые семьи не имеют возможности обзавестись собственными хоромами. Приходится ютиться у родителей. Какие тут дети, если самим негде разместиться? Такое положение вещей не может устраивать государство. Оно же без граждан может остаться.

Демографическая политика Российской Федерации направлена в иную сторону. Стране нужен народ. Поэтому была придумана и принята программа, в соответствии с которой семьи получают сертификат на кругленькую сумму.
Денежки эти можно потратить на разные нужды. В том числе и на строительство и приобретение жилья. Кстати, большая часть граждан именно на это свои деньги тратит. Решено сразу две проблемы: население растет да еще и домами обзаводится.

О качестве населения

Уже вскользь говорилось о том, что государство желает, чтобы народ был довольным, трудоспособным, воспитанным и образованным. Это еще одна большая часть его политики. Необходимо создавать условия для того, чтобы детвора могла развиваться, а родители этому способствовали. Если вы думаете, что не так уж и важно это для государства, то ошибаетесь. Любая страна развивается благодаря своим гражданам. А если население думает только о том, где украсть или как напиться, то государство в упадок быстро придет. Ему нужно, чтобы люди работали, создавали новые производства, рождали идеи и воплощали их. Тогда государство развивается и богатеет. Демографическая политика РФ именно так и строится. Мало денег мамочкам на жилье дать. Нужно еще построить школы, открыть секции, побудить деток спортом заниматься. Это тоже часть демографической политики. Население должно быть развитым, творческим.

Об инвалидах

Часть демографической политики направлена на то, чтобы люди с ограниченными возможностями себя чувствовали комфортно. Ведь они такие же граждане, как все остальные. Для них создаются условия для получения образования и реализации талантов. Не секрет, что инвалидов не очень охотно на работу принимают. Государство стимулирует предпринимателей, создавая им льготы при трудоустройстве таких граждан.

Миграция населения

Вот мы все о рождаемости говорим, а ведь этого мало. Ну, нарожают женщины деток, государство им даст образование, а они возьмут и за границу уедут. Стране от этого ущерб. Ведь уезжают по большей части образованные и творческие люди. Их переманивают большими зарплатами. Государство с этим борется, ему совсем не нужно, чтоб люди уезжали в иные страны. Делается это разными способами. К примеру, есть идея, чтобы выпускников ВУЗов заставлять отрабатывать определенное время на страну. А лучше создавать для специалистов такие условия, чтобы они сами никуда не стремились.

О важности пропаганды

Мы с вами все больше о материальном стимулировании говорим. Однако есть и иная сторона у демографической политики. У людей необходимо сформировать такое отношение к семье, чтобы они ее уважали и ценили. Этим занимается пропаганда. К примеру, средства массовой информацию уделяют внимание освещению жизни многодетных семей. Не надо считать, что они сами так решили.

Есть программа, подталкивающая их к этому. Кроме того, в образовательных учреждениях регулярно проводятся мероприятия, направленные на укрепление уважения к институту семьи. Все это части демографической политики. Вот вы ходите на праздники, устраиваемые в вашем городе? Они проходят не всегда по инициативе местных властей или активистов. Это часть политики государства. Правительство направляет указ на места с тем, чтобы там проводили праздники и семью воспевали. Так и поступают.

Защита детства

Есть еще один немаловажный вопрос. Родить, как говорят, любая женщина способна. Только деток же нужно воспитывать, ухаживать за ними, кормить в конце концов. К сожалению, есть женщины, не желающие выполнять свои обязанности. Государство предпринимает меры, чтобы такового не происходило. А именно им созданы специальные органы, контролирующие выполнение мамами и папами своих обязанностей. Если женщина пьет и гуляет, к ней приходят сотрудники определенных служб, проверяют, что с ребенком, как он живет и так далее.

Потом они стараются ее призвать к ответственности. В крайнем случае ребенка отбирают. Но в этом государство не заинтересовано. Ведь всем понятно, что детки должны в семье расти. Там им комфортнее. Есть органы, следящие за исполнением обязанностей учителями и врачами. В общем, всеми, кто с детьми работает. Подрастающему поколению нужно много всего. Ему необходимо давать знания, создавать условия для радостной и счастливой жизни. За это люди определенных профессий деньги от государства получают. Оно, естественно, имеет право контролировать их работу. Это тоже большая часть демографической политики. Вся она многопланова и охватывает практически все сферы работы государства.

Государство на протяжении своего исторического развития не остается неизменным: изменяются его дели, задачи, функции и пр.

Однако можно выделить общие признаки, свойственные всем государствам прошлого и настоящего. 1,

Государство обладает территорией.

На территории государства проживает население данного государства. Государственная власть распространяется на всю его территорию. 2,

Не может существовать государство без населения. Население - это человеческое общество, которое проживает на территории данного государства. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным, Государственная власть распространяется на все население страны (государства). 3.

Государство обладает специальным аппаратом управления обществом, который составляют государственные органы. Эти органы постоянно занимаются управлением обществом. Особую роль в системе государственных органов всегда занимали органы, осуществляющие принудительные функции (армия, милиция, тюремные учреждения и т.п.). 4. Наличие системы права. Без права государство не может надлежащим образом руководить обществом. Право позволяет государству делать свои веления общеобязательными для всех лиц, проживающих на его территории. 5.

Государство обладает суверенитетом. Суверенитет - это верховенство и независимость государственной власти гго отношению к любым лицам н организациям внутри общества, а также в области межгосударственных отношений. Верховенство государственной власти означает, что государство самостоятельно решает все вопросы жизни общества внутри страны. Независимость - означает самостоятельность государства в межгосударственных отношениях. 6.

Налоги. Налоги - это обязательные и безвозмездные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет, в установленных размерах и в определенные сроки.

Налоги необходимы для содержания государственного аппарата и осуществления государством своих функций. j ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА j Территория » Население I Государственный

аппарат Право Суверенитет f і Налоги

На основании перечисленных признаков можно сформулировать понятие государства*

«Государство - это единая политическая организация об- Теория государ сгвд

щества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом»1.

§ 7. Сущность государства

Определить сущность государства - означает выяснить, почему общество не может существовать без государства. Государство существует на протяжении длительного времени и во все времена оно служило, прежде всего, средством организации жизни общества. Государство выражает и защищает интересы членов общества: как личные, так и общие.

Если марксистское определение сущности государства сводилось к тому, что государство есть машина для угнетения одного класса другим, т. е. государство выражало и защищало интересы экономически и политически господствующего класса, то в настоящее время представления о сущности государства изменились. Государство превратилось в силу, служащую интересам всего общества, в средство примирения социальных конфликтов и противоречий.

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, народ, расположенное на определенной территории, и представляемое органом высшей власти. В этом значении, например, говорят о французском государстве, немецком, японском, российском государстве. В древности, примерно до XVI – XVII веков, государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества, которое оно представляет и организует. Одним из первых широкое и узкое понимание термина «государство» разграничил Макиавелли. До него для обозначения государства использовали самые разнообразные более конкретные понятия: княжество, королевство, республика и так далее. Макиавелли ввел в научный оборот специальный термин «стато» для обозначения государства независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества.

В узком собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории. Пожалуй, нет более спорного вопроса в политической, юридической науки, чем вопрос о государстве, его природе, его роли в общественной жизни.

В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства. Существует множество определений понятия «государство» и такое многообразие взглядов объясняется в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное и исторически меняющееся явление. Множественность определений понятия государства не может быть оспорена. В разных определениях отражаются различные стороны государства как сложного явления.

Всем государствам истории и современности присущи общие признаки, которые отличают государство от других политических организаций общества, например, политических партий, политических клубов, ассоциаций и так далее:

1. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.



Территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, воздушное пространство, континентальный шельф и так далее. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени, например, уменьшаться в результате поражения в войне, или наоборот увеличиваться в процессе экспансии. Территория государства занята его населением. Население – это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ или нация понятия не тождественные. Народ или нация – это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как подданный, гражданин, лицо без гражданства, иностранец. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению пространственных пределов государства – государственной границы, – которая отделяет одно государство от другого. Таким образом, государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ.

2. Государство – это особая организация политической публичной власти, которая располагает специальным аппаратом или механизмом управления обществом.

Политическая публичная власть – это определяющий признак государства. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воли, навязывать ее подвластным. Такие отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет – их иначе называют чиновниками, бюрократами, управленцами, политической элитой и так далее. Власть политической элиты имеет институализированный характер, то есть осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Аппарат или механизм государства является материальным выражением государственной власти. К важнейшим государственным органам относятся законодательные, исполнительные, судебные органы, однако особое место в аппарате государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе карательные функции – армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения. Отличительным признаком государственной власти от других видов власти (политической, партийной, семейной) является ее публичность или всеобщность, универсальность, общеобязательность ее указаний.

Признак публичности означает, во-первых, что государство является особой властью, которая не сливается с обществом, а стоит над ним. Во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество. Универсальность государственной власти означает ее способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы. Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения, проводить их в жизнь, зависит от ее легитимность. Легитимность власти означает, во-первых, ее законность, то есть установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными, во-вторых, ее поддержка населением и, в-третьих, ее международное признание.

3. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативно-правовые акты.

Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом. Право позволяет власти сделать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направлять поведение народа в нужное русло. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях требования правовых норм с помощью специальных органов – судов, администраций и так далее.

4. Только государство взимает с населения налоги и сборы.

Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленные сроки в определенных размерах . Налоги необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы, для создания резервов на случай чрезвычайных ситуаций и на выполнение других общи дел.

5. Государство представляет собой суверенную организацию власти.

Государственный суверенитет можно определить как политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящая в праве государства самостоятельно и свободно решать свои дела . Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона выражается в независимости государственной власти от всякой иной власти внутри страны, самостоятельной организации государственного аппарата, издания и отмены юридических норм и так далее. Внешняя сторона выражается в самостоятельном выступлении государства вовне, во взаимоотношениях с другими государствами. Однако международным правом предусмотрены случаи вмешательства во внутригосударственные дела извне в определенных ситуациях.

Государственный суверенитет как особенность или свойство государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета. Народный суверенитет означает верховенство народа, его право своей волей определять свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти . Таким образом, народный суверенитет – это само содержание демократии и основа народовластия.

Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства .

Рассмотренные признаки государства получили всеобщее признание, однако некоторые ученые, например Венгеров, выделяют такие признаки государства, как наличие единого языка для общения на территории того или иного государства, наличие единой оборонной и внешней политики, транспортной, информационной, энергетической системы, права личностей. По мнению профессора Коваленко, это не признаки государства. Признаками государства могут быть только те, которые отличаю его как особую политическую реальность от других социальных явлений. Сущность предмета и явления может быть открыта только через существенные признаки. Существенным признаком может быть только тот, который характеризует природу рассматриваемого явления. Для того, чтобы установить существенный признак, следует руководствоваться положением, по которому между явлением и его существенным признаком существует неотъемлемая двусторонняя зависимость, а именно, отсутствие указанного признака неизбежно влечет за собой и отсутствие явления, признаком которого оно является. В свою очередь, без явления и не может существовать и такой признак. Например, неотъемлемым признаком человека является сознание, и было бы неразумным полагать, что человек без этого существенного признака мог являться вполне нормальным человеком, как и сознание вне человека немыслимо. Точно также между языком и государством нет двусторонней и неотъемлемой связи, ибо язык как средство общения между людьми способен существовать и без государства.

Всеми учеными отмечается, что определить понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки, свойства государства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Вместе с тем, как доказала мировая наука, любое государство обладает набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Эти же признаки были определены выше.

Обобщая, их можно сформулировать определение понятия государства. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом .

Президент Института национального проекта «Общественный договор», завкафедрой прикладной институциональной экономики экономического факультета МГУ Александр Аузан пытается найти хоть какую-нибудь проблему, для решения которой нужно государство.

Попробуйте перевести русское слово «государство» на другие языки, например на английский. Вряд ли у вас что-нибудь получится. Ведь «государство» - это не «state», потому что «state» - это некое территориальное образование. Это не «government», потому что «government» - это «правительство». Это не «authority», потому что «authority» - это «власть». Государство - это все сразу. Отсюда возникает мощное искажение в русском общественном сознании. Задайте любому человеку вопрос: - Что может чиновничество? - Ой, да они ничего не могут! - Что может правительство? - Да они там только какими-то своими разборками занимаются! - А что может государство? - Государство может все! - Что должно делать государство? - Государство должно делать все! Потому что государство - это и чиновники, и правительство, и местные администрации, и граждане страны. А поскольку оно включает в себя всех, то и должно заниматься всем. Начиная с уровня языка, идет трансляция таких ценностей, которые не позволяют разобраться в вопросе.

Государство в России сакрализировано.

Но что если поставить вопрос самым страшным образом: а нужно ли вообще государство? Лет двести на него отвечали определенно: да, государство безусловно нужно - для того чтобы строить дороги, печатать деньги, обеспечивать порядок, а иначе кто будет всем этим заниматься? Двести лет для экономистов государство фактически было естественной монополией по производству общественных благ. Раз нужны общественные блага - значит, нужно и государство. Однако в последние десятилетия этот вопрос не имеет столь очевидного ответа. Дуглас Норт, замечательный институциональный экономист и нобелевский лауреат, как-то сказал: «По вопросу о необходимости государства для экономики суд удалился на совещание и пока не вернулся».

Почему вопрос вдруг оказался открытым, причем не только для экономики? Дело в том, что не только в российском, но и в мировом общественном сознании существовало множество мифов, связанных с государством. И в какой-то момент эти мифы стали проверять. Например, все великие английские экономисты - Давид Рикардо, Джеймс Миль, Джон Мейнард Кейнс - приводили один и тот же пример в пользу государства: если бы не правительство, кто бы строил в Англии маяки? А ведь нации нужны маяки - чем была бы Англия без судоходства? И вот еще один нобелевский лауреат, Рональд Коуз, пошел в архив Британского адмиралтейства и стал смотреть, кто же в действительности строил маяки. Выяснилось, что ни один маяк в Англии не был построен правительством. Кто их только не строил - гильдии капитанов, местные общины, корпорации судовладельцев, но только не правительство. Разумеется, потом маяки передавались в управление адмиралтейству, потому что всю систему необходимо было координировать, но само строительство было исключительно негосударственным. Коуз написал статью под названием «Маяк в экономической теории» и на этом поставил точку, не делая никаких глобальных выводов. Он просто показал, что двести лет люди исходили из неправильных фактов.

Еще один нобелевский лауреат, Фридрих фон Хайек, проверил, как обстоят дела с денежными системами. Выяснилось, что, разумеется, разные государства в разное время создавали свои казначейские системы денежных ассигнаций, но все они погибли. Денежные знаки, которыми мы пользуемся сейчас, - это так называемые банкноты, то есть системы частных расписок между банками. Стали смотреть на полицию, пожарную охрану, армию, и опять неоднозначные ответы. Кто создал современную систему уголовного розыска? Агентство Пинкертона в США - частное детективное агентство второй половины XIX века. Конан Дойль, конечно, придумал Шерлока Холмса, но именно в то время стало ясно, что расследованиями может заниматься отнюдь не только государственная полиция. Что же касается пожарной охраны, то она может быть государственной, может быть добровольной, то есть гражданской организацией, а может быть и страховой, то есть, по сути, происходящей от бизнеса. Частные армии сейчас на вполне законных основаниях существуют в России - у Газпрома, у Роснефти. А ведь есть еще частные армии, которые закон не разрешает.

Вывод, который можно из всего этого сделать, таков: если государство и нужно, то вовсе не для того, для чего считалось раньше. У государства всюду есть заменители. Любой вопрос, который решает государство, можно решить без его участия. Причем существует множество исследований и примеров, которые показывают, как это делается на практике.

Удивительная история произошла в Калифорнии в XIX веке. Присоединение этой территории к Североамериканским Соединенным Штатам совпало с открытием там золота, и в результате этого совпадения в течение 18 лет крупнейший штат США жил вообще без государственной власти. Происходило там вот что: приезжал назначенный из Вашингтона губернатор с федеральными войсками; через неделю он обнаруживал, что у него нет солдат - они разбежались мыть золото; он еще неделю управлял так, без солдат, а потом отправлялся мыть золото сам. Раза три федеральное правительство посылало в Калифорнию людей, но потом перестало - так же можно всю армию перекачать за государственный счет на золотые прииски. В таком режиме Калифорния жила с 1846 по 1864 год. Но это не было какое-нибудь первобытное общество.

Мы хорошо знаем по документам, как в этот период там решались вопросы собственности, каким образом люди закрепляли права на участки, как происходил суд. Когда жителям Калифорнии стало ясно, что нужна защита торговых путей и размещение денежных средств, штат сам сказал Вашингтону: присылайте вашего губернатора, уже можно. Но ведь почти 20 лет Калифорния жила без государства - и ничего страшного. Масса подобных примеров есть и в России - от староверских общин до обширнейших территорий, до которых центральное правительство попросту не добирается.

В общемировом масштабе довольно много случаев, когда люди прекрасно обходились и продолжают обходиться без государства. Классический пример - это китобойный промысел. Государства не могли его регулировать: во-первых, потому что все происходило в мировом океане, а во-вторых, потому что правительства попросту были очень далеки друг от друга и были очень разными. И ничего - китобои сами выработали систему правил для своего сообщества: как считать, кто загарпунил, кому принадлежит добыча и тому подобное. А ведь есть еще такие вещи, как интернет - криптоанархия, живущая в значительной степени без госрегулирования. Там есть свое, внутреннее регулирование, общественные блага в виде правил производятся, и это крайне плодотворная среда для появления инноваций, ведь она предполагает огромное количество схем и вариантов решения различных задач.

Надо менять саму постановку вопроса: если государство необязательно, то оно должно существовать по запросу - там, где оно сравнительно эффективнее остальных. Это, собственно, и называется общественным договором или социальным контрактом. Однако тут нет твердых формул, которые позволяют одинаково для всех решить этот вопрос. В разные периоды и в разных экономиках это будет разный спрос, и определяется он необходимым количеством общественных благ. Чем больше вам нужно общественных благ, тем больше вы делаете государства. Сравним, к примеру, ситуацию в Северной Европе и США.

В скандинавских странах огромное перераспределение налогов, государства там вроде бы много, но почему его много? Потому что на вопрос «Сколько мне нужно общественных благ?» - скандинавы ответили: «Много». Для этого нужно довольно много денег, а собрать их с помощью налогов легче, чем с помощью пожертвований или лотереи. А вот кто будет эти бюджетные деньги тратить на производство услуг - это уже другой вопрос. Может быть, их нужно передавать частным компаниям или некоммерческим организациям, и производить услуги будут они, а не государство. Скажем, в Нидерландах 17% ВВП создается некоммерческим сектором, потому что он наиболее эффективен в оказании бюджетных социальных услуг. В Скандинавии и Нидерландах государство во многом используется как машина для сбора налогов - это оно делает эффективнее. А с инвалидами и пенсионерами чиновники работают неэффективно, поэтому эти деньги должны от них перейти в аутсорсинг.

У американцев все устроено не так. Долгие века они говорили: «Мне от государства не нужно ничего, кроме обеспечения правопорядка. Я готов платить небольшие налоги, чтобы был правопорядок, а уж остальные проблемы - образование, здравоохранение и прочее - я решу сам». Так было до прихода Барака Обамы. Драматизм нынешней ситуации в США связан с тем, что Обама ломает традиционный социальный контракт. Он говорит: «Американцам нужно больше общественных благ». И потому не очень значительный, на первый взгляд, спор о том, например, насколько широка и обязательна должна быть система медицинского страхования, вызывает дискуссии по всей стране - происходит принципиальная перемена взгляда на то, что нужно от государства.

Не существует чисто либерального ответа: маленькое государство - хорошо, большое государство - плохо. Плохо - это когда государство не соответствует спросу на общественные блага. Потому что тогда начинается принуждение. Ведь у государства есть ровно одно конкурентное преимущество: еще Макс Вебер сто лет назад писал, что государство - это организация со сравнительным преимуществом в осуществлении насилия. Поэтому государство хорошо не тем, что оно заботится о людях, а тем, что оно эффективнее, чем кто-либо другой, может принуждать или угрожать. Именно поэтому его родной сестрой является мафия. Организованная преступность - это ближайший конкурент государства, потому что она тоже специализируется на применении насилия. Больше того, в подавляющем большинстве случаев государство возникало из организованной преступности. И только по прошествии времени оно было вынуждено вступать в определенный контракт с населением, а потом вертикальный социальный контракт превращался в горизонтальный, возникали демократические режимы, разнообразные методы контроля над государством и так далее.

Согласно неоинституциональной теории, государство выводится из модели так называемого «стационарного бандита». Это очень убедительно доказывали как исторически, так и математически Мансур Олсон и Мартин Макгир на примере Китая первой половины XX века. С 1899 года, когда началось восстание боксеров, до 1949 года, когда закончилось военное противостояние между коммунистами и гоминьдановцами, страна жила в состоянии непрерывных гражданских войн. В течение десятилетий по Китаю бродили воинские части - с генералами, но без правительств. Когда какой-нибудь полк захватывал город, обычно он грабил его дочиста, понимая, что никогда туда не вернется. Но вот некая воинская часть запирается конкурентами в городе, и солдаты понимают, что им там придется задержаться. Именно в этот момент начинается переход от модели бандита-гастролера к стационарному бандиту, который осознает, что грабить некоторую территорию ему нужно будет регулярно. А чтобы это можно было делать, нужно, чтобы люди, которые занимаются хозяйственной деятельностью, имели некоторые гарантии. Попадая в ситуацию запертого уезда, те же самые грабительские полки вынуждены создавать государственность - чтобы изымать свою ренту, они вынуждены создавать общественные блага в виде правил, правопорядка, судов.

Зарождение российской государственности, кстати, происходило ровно по этой модели - в роли стационарных бандитов выступали варяги. Впрочем, так далеко уходить в историю ради российских примеров вовсе не обязательно, достаточно вспомнить недавние события в Чечне. Вторая война там началась с конфликта между бандитом-гастролером по имени Шамиль Басаев, который говорил о необходимости продвижения на новые территории, и формирующимся стационарным бандитом - президентом Ичкерии Асланом Масхадовым, который говорил: нас все равно запрут федеральные войска, и нам на этой территории надо что-то сделать, чтобы тут можно было жить.

Теория Олсона-Макгира ставит и другой весьма интересный для современной России вопрос: как от режима стационарного бандита происходит переход к более цивилизованным формам государства? Вся история российской приватизации в терминах теории институциональной экономики выглядит так: группы интересов, приближенные к правительству или, говоря по-русски, использующие административный ресурс, делят активы. Когда все уже поделено, они оказываются перед развилкой. Первый путь - они могут захватывать активы друг у друга. Но это совсем не то же самое, что забирать активы у государства или у населения. Это война, это тяжело, это очень дорого. Второй путь - надо менять систему правил, и от тех правил, которые способствуют захвату, переходить к правилам, которые способствуют эффективному использованию ресурсов.

То, что происходило в России в 1999-2003 годах и что должно было произойти в 2008 году, мне представляется именно такой развилкой, когда те, кто захватил активы, начинают думать: так, чтобы их эффективно использовать, нужна автономная судебная система (потому что необходимо как-то защитить свои права собственности от новых претендентов), долгосрочные правила (потому что надо инвестировать), защита контрактов. И все это нужно, заметьте, тем людям, которые выросли из вполне бандитской ситуации. Однако олигархические группы в России повели себя по-разному. Если ЮКОС и, например, «Альфа-Групп» пытались предъявить спрос на некие новые правила, то другие группы осторожно оставались в прежней системе, и было понятно, что конфликт неизбежен. С одной стороны, ЮКОС произвел совершенно фантастическую операцию: он стоил $500 млн в 1999 году и $32 млрд летом 2003 года, то есть вырос в 60 с лишним раз, причем за счет перехода на новые правила, а не только за счет роста цен на нефть. А с другой стороны, как раз в силу этих изменений платить ренту чиновникам прежним способом он уже не мог.

В теории Олсона-Макгира есть одна оговорка: переход от одного типа социального контракта к другому происходит, только если не появляется новых голодных групп. Но в России 2003-2004 годов такие группы появились, и они начали новый передел. Передел закончился в 2008 году, и перед бывшими голодными группами встал ровно тот же вопрос об установлении новых правил. Однако кризис вызовет еще один передел: захватывать чужие активы во время стагнации не интересно, нужно, чтобы стагнация подошла к концу - тогда и завершаются переделы