Опыт работы инструктора по физической культуре

«Детский сад №257 Самоцветы»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают, и оттого, какой пример (положительный или отрицательный) они подают своим поведением. Главным образом это члены семьи дошкольника. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

Здоровье детей связано с условиями их жизни, зависит от состояния здоровья их родителей, наследственности и даже профессии родителей. Поэтому укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию является особенно актуальным.В настоящее время ученые и врачи всех стран рассматривают физические упражнения и вообще движения как важное средство оздоровления организма и предупреждение заболеваемости.

В процессе работы с детьми я обратила внимание на то, что современные дети достаточно подвижны. Все моменты их повседневной жизни наполнены движениями. В то же время врачи и ученые всех стран доказывают, что уровень заболеваемости велик. Возможно причина их заболеваемости не в недостатке движения, а в неправильной организации двигательной активности, а также недостаточно сформированных знаниях о физической культуре среди детей и родителей.

Поэтому целью моей работы является формирование привычки к здоровому образу жизни у детей через различные формы работы. А предполагаемым результатом является – снижение уровня заболеваемости детей в группе. Для ее осуществления определила следующие задачи:

1. Формировать здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение. Формировать правильные навыки выполнения основных движений;

2. Развивать у детей гибкость, ловкость, быстроту, выносливость, силу, а также равновесие и координацию движений;

3. Поддерживать интерес к двигательной деятельности;

4. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни;

Для решения задач были созданы специальные условия: физкультурные уголки в группах, где сосредоточено стандартное и нестандартное оборудование (ребристые и профилактические дорожки, массажные коврики, кольца, кегли, и др.) Спортивная площадка на улице (дорожка здоровья, яма для прыжков в длину выносная мишень для метания и др.,)

Изучив начальные знания детей о здоровье человека, спланировала познавательные занятия для физкультурно- оздоровительного кружка

« Здоровячок» для детей старшего дошкольного возраста.

Для развития навыков движений и совершенствования физических качеств, провожу с детьми физкультурные занятия в зале и на воздухе, в зимнее время с выходом на зимний стадион. На занятиях использую различную мотивацию: «Маленькие спортсмены», «Олимпийцы». Неоценимую пользу для здоровья детей оказывают такие подвижные игры, как «Кот на крыше», «Мишка бурый», «Лев из камня» и «Черепашки ниндзя» др. Много интересных игр проводится с мячом, скакалкой и другими предметами. Подвижные игры благотворно отражаются на здоровье детей и общем развитии. Дети стали выносливее, лучше ориентироваться в пространстве, правильно прыгать на двух ногах, быстро бегать и ловить мяч.

Так же организую совместный с родителями праздник «День здоровья», «Папа может все», «Папа, мама, я-спортивная семья», « Моя мама лучше всех», где дети получают дополнительный заряд бодрости и здоровья, а также имеют возможность показать свои навыки.. Работаю в тесном контакте с семьей. Были проведены встречи-семинары «Здоровье детей в наших руках», «Игровые подражательные движения» в группе раннего возраста, «Двигаемся вместе», где порекомендовала родителям дополнительную литературу по оздоровлению детей. Родители делились семейным опытом по совместному отдыху вместе с детьми. Индивидуальные беседы с родителями помогли обратить их внимание на оздоровление своих детей. («Занимайтесь зарядкой», «Одевайтесь по погоде») и др. С целью изучения здорового образа жизни семей провела анкетирование среди родителей «Двигательный режим семьи». Анализ анкет показал, что количество семей, ведущих здоровый образ жизни, становится с каждым годом больше. Такая форма работы с родителями, как фотовыставка, позволяет наблюдать родителям работу инструктора по развитию двигательной активности детей. В ДОУ оформлен спортивный уголок «Спортивная жизнь», где размещаю дополнительную информацию по укреплению здоровья детей и др.) Физкультурные занятия совместно с родителями стали постепенно входить в нашу практику, способствовали гармонизации детско-родительских отношений, адаптировали родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания. Совместные физкультурные занятия родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой работы. Я разработала консультации и памятки для педагогов и родителей по физкультурно-оздоровительной работе с детьми:

«Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома»; «Гимнастика для глаз»; и др.

Самое главное для меня-что родители обратили внимание на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культурой. Таким образом, стало наблюдаться снижение заболеваемости. Совместная работа воспитателей, руководителя по физической культуре, психолога, музыкального руководителя и родителей привела к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи.

Хочу отметить тесное сотрудничество с психологом ДОУ. С ее подачи я применяю на своих занятиях психологию телесности. Это очень помогает преодолеть проблемы неуверенности детей в собственных силах и возможностях своего тела. Формирование произвольности движений основывается на использовании творческого воображения. Возникает так называемая “осмысленная” моторика. Эффект развития “осмысленной” моторики может быть усилен на индивидуальном занятии, если ребенок вступает в своеобразный диалог с органами собственного тела как самостоятельно действующим “лицами”.Например, работаю с ребенком, испытывающим существенные трудности при подбрасывании мячика одной рукой и попытке его поймать – другой. “Не получается? Ничего страшного, – говорю я ему. – Ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Дай им имена. Они сестры или подружки? Во что они любят играть? Сколько им лет – пять, шесть? ... Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик...” Результат заключается в том, что эффект отдельной оздоровительной меры закрепляется в виде устойчивого, целостного психосоматического состояния, которое далее может воспроизводится в режиме двигательного саморазвития. Таким образом, междисциплинарные связи помогают мне решить свои профильные задачи. В сотрудничестве с воспитателями я осуществляю работу по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни, интереса к физической культуре и спорту.Каждый цикл завершается совместным досугом с родителями, где полученные знания и навыки демонстрируются детьми и закрепляются в играх и соревнованиях. Свою спортивную подготовку дети и их родители показывают на соревнованиях “Папа, мама и я – спортивная семья”.

В общении с детьми я создаю атмосферу доверия, доброжелательности и стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности, но в пределах разумного. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации.Разъясняю ребятишкам, что порой от умения бегать, прыгать, лазить, правильно упасть может зависеть сохранность их жизни. Использую игровые проблемные ситуации, подвижные игры-задания, коллективное взаимодействие. Пропаганду физкультуры и спорта я веду не только на занятиях с детьми, но и примером собственной жизни. Я глубоко убеждена, что приверженности к здоровому образу жизни можно добиваться от воспитанников только тогда, когда сам ведешь таковой.

Я люблю спорт, свободу и красоту движений. С молодости верна физкультуре. Спорт культивировался в нашей семье, и я с детства была на спортивных дорожках вместе с родителями. Лыжи, коньки, катание на санках зимой, а летом бег помогали поддерживать хорошую спортивную форму и здоровье маме и папе, а мне весело и полезно проводить время с родителями.

Мой девиз: “Если не я, то кто? А, если я, то все за мной!” Среди коллег и родителей воспитанников у меня немало единомышленников.

Конечно, хотелось бы добиться стопроцентного участия сотрудников ДОУ в спортивном движении. И привлечь к участию в семейных соревнованиях большее, чем сейчас, количество родителей с детьми. Выпускники ДОУ посещают школьные кружки и городские спортивные секции. Имеют хорошие спортивные достижения.

Таким образом, я стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а чтобы они полюбили спорт и движения на всю жизнь, так же, как и я. Чтобы дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной потребностью и тогда, когда они станут сами мамами и папами.Твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.

Рассуждение инструктора по физической культуре ДОУ "Призвание - педагог"

Солодова Марина Дмитриевна - инструктор по физкультуре в МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина» г. Анива, Сахалинская область.
Описание: раскрытие мотивации выбора профессии, отражение собственных педагогических принципов и подходов к образованию, смысл педагогической деятельности.
«Сердце отдаю детям»
Эти слова в качестве основополагающих в моей выбранной профессии я взяла у великого педагога-новатора В.А. Сухомлинского.

Я работаю в детском саду - инструктором по физкультуре. От меня зависит, какой «Багаж» знаний о здоровом образе жизни получат дети в результате общения со мной, как с педагогом. И если ребёнок с детства здоров душой и телом, то обязательно вырастит настоящим человеком, а физкультура и спорт помогут ему в этом.

Местом моей встречи с детьми является спортивный зал, в котором «Сердце я отдаю детям». Ребятам нужно тепло, внимание, осознание необходимости быть здоровыми. И если ты помогаешь им в этом, связь с ними становится многолетней.


Важную роль в выборе профессии сыграло моё увлечение спортом в подростковом возрасте, где я занималась лёгкой атлетикой, лыжными гонками, волейболом. Мне нравилось кататься на лыжах, бегать, прыгать, играть в спортивные и подвижные игры, принимать участие в различных спортивных соревнованиях. Были взлёты и падения, победы и поражения! Так пролетели одиннадцать лет! Настал момент мой выбора профессии и не задумываясь я пошла в САХГУ (Сахалинский Государственный Университет), на факультет физической культуры и спорта! Закончила с отличием его я. Помог мне в этом спортивный дух мой закалённый в спорте! В 2002 году пришла я в детский сад №1 им. Ю. А. Гагарина, и до сих пор тружусь там на благо всех ребят. И сейчас, работая инструктором по физкультуре в детском саду, я часто вспоминаю свои школьные годы.


Мне по-прежнему очень нравится играть с детьми в спортивные и подвижные игры, видеть их сияющие глаза, нравится доставлять детям удовольствие, с интересом и пользой удовлетворять их естественную потребность в движении. Я люблю свою профессию, я нашла своё призвание – призвание быть педагогом именно в детском саду.
Инструктор по физкультуре в детском саду, что же особенного в этой профессии?


Главное дело в моей профессиональной деятельности - сохранение, укрепление и приумножение здоровья детей. Ведь дети – наше будущее, а здоровый ребёнок – это самая главная ценность общества, залог его успешного развития!
Учу ребят я бегать, прыгать, лазать, думать и играть! И вместе с тем, спортивный дух свой закалять! Учу, чтоб шли по жизни здравыми, чтоб цель достигнута была, чтоб их победы окрыляли, а неудачи закаляли!!!


В результате, даже маленький успех ребёнка становится и моим успехом, а первые их победы на дошкольных спартакиадах – моими большими победами. Конечно не все мои воспитанники станут спортсменами, но уже сейчас важным моим результатом моей деятельности является то, что дети проявляют активность в познании физкультуры и спорта, способны общаться в детском коллективе, осознают потребность ведения здорового образа жизни, демонстрируют высокий уровень физической подготовленности.
Но результативность занятий по физкультуре с дошколятами проявляется не только в стабильном овладении ими определённых навыков и умений, разучивании движений и другое (хотя и это очень важный показатель). Об успешности работы говорит желание ребят снова и снова посещать занятия по физкультуре, радость, полученная от физических упражнений, желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом. Видеть счастливые и здоровые лица детей – это огромная награда для педагога!


Важным условием своей профессиональной деятельности считаю сотрудничество с родителями воспитанников.
Считаю, что укрепление здоровья ребёнка невозможно без участия родителей. Я твёрдо уверенна в том, что личный пример родителей для ребёнка убедительнее всяких аргументов, лучший способ привить ребёнку любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним! Дети обладают индивидуальным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют их выражения лица. Это можно с успехом использовать для развития у малыша вкуса к физической культуре. Малыш, ежедневно видя перед собой энергичных, спортивных и весёлых родителей, учится верить в себя и быть оптимистом. Мы должны помнить о том, что преодолеть жизненные трудности намного легче, если мы будем едины.


Я считаю - в работе нельзя останавливаться на достигнутом… нужно постоянно расти, как растут дети, пришедшие в детский сад. Когда в свой труд вкладываешь частичку души, всё светлое и доброе, что имеешь – вот тогда появляется возможность добиться высоких результатов.
Своё эссе хочу закончить словами из текста песни: «Возьми своё сердце, зажги его смело - отдай его детям, чтоб вечно горело! Для общего счастья, для общего дела!»

Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ

Автор: Сотникова Людмила Михайловна, инструктор по физической культуре
Место работы: МДОАУ детский сад "Солнышко" п. Светлый Оренбургской области

Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий.
Острота проблемы состоит в том, что:
- анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого являются ДОУ;
- показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;
- многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
«Аэробика - инновационная технология в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ». В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей, координация их всестороннего физического и психического развития, реализация потенциальных умственных и двигательных возможностей.
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит»,- так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Возникает потребность организовать двигательный режим ребенка таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод». Это особенно актуально в связи с введением ФГОС.
В настоящее время я работаю по новым подходам к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:
1. Социально-психологическое направление на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.
2. Интеллектуальное направление, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валиологии в доступной форме. Для этого использую интеграцию современных программ по физической культуре дошкольников, новинки методической литературы, а так же проективный метод обучения.
3. Двигательное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала.
В нашем МДОАУ «Солнышко» п. Светлый с 2012 года я веду кружок спортивных танцев «Аэробика», который в ненавязчивой форме способствует формированию у детей желания и потребности жить в мире движений и наслаждаться красотой движений. Занимаются в нем 46 ребятишек среднего и старшего дошкольного возраста. Ребята с большим удовольствием исполняют танцы на праздниках и развлечениях в родном саду и на районном уровне. В процессе занятий аэробикой дети учатся получать удовольствие от занятий; учатся прикладывать волевые усилия и получать удовлетворение от достигнутых результатов. Систематические занятия аэробикой позволяют сформировать координацию движений, развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом и легко управлять им в движении. Современные музыкальные ритмы, сопровождающие комплексы аэробики способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, раскрепощенности, самостоятельности и творческой активности.
Аэробика является прекрасным дополнением к государственным программам дошкольного учреждения, в своей работе в основном я опираюсь на авторскую технологию Ж.Е. Фирилевой «Са-Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей.
Целью кружка является развитие двигательной активности через использование элементов аэробики, формирование творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Совершенствовать музыкально-ритмические способности детей с помощью элементов аэробики.
2. Способствовать формированию и коррекции осанки и плоскостопия.
3. Стимулировать развитие чувства темпа и ритма движений, внимание, пространственную ориентацию, фантазию, расширять эмоциональный опыт. 4. Способствовать развитию навыков взаимодействия друг с другом.
5. Способствовать улучшению психического состояния воспитанников: снижению тревожности, эмоционального и мышечного напряжения.
6. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
1) Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
2) Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
3) Развитие креативных способностей в двигательной сфере.
4) Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
5) Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.
В аэробике музыка и движения непрерывно связаны, так как музыка позволяет задавать нужный темп, музыкальный ритм, создаёт иллюзию развития движений. Аэробика является эффективным лечебным средством, задача которого состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как музыка является катализатором всех двигательных актов. Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулируется память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы. Исключительно важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы чётко дифференцированными с хорошо различаемым темпом и ритмом. Это позволяет ребёнку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма произведений должна быть простой или повторяемой. Относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу; более трудные разучиваются отдельно, без музыки, поэтапно, под счёт. Каждое движение имеет своё название – это реальные названия элементов аэробики: v-степ, «опен» степ, грэйпвайн, приставной шаг и др.
Режим занятий: 2 раза в неделю, время проведения занятий от 25-35 мин. Время проведения варьируется в зависимости от возрастной группы детей.
Условия успешного проведения занятий:
1. Занятия проводятся в спортивном зале, в яркой спортивной одежде, при наличии спортинвентаря, ковриков, разнообразной фонотеки.
2. Создание эмоционально-положительной непринужденной обстановки на занятии.
3. Учет нагрузки и дозировки в каждой возрастной группе.
Нагрузка от минимальной должна возрастать постепенно, т. к. в это время происходит начальный этап адаптации к ней организма. Сердце учится работать более эффективно, легкие привыкают дышать во время нагрузки не слишком часто, но более глубоко. После такой перестройки свершается чудо: нагрузка становится легкой, желанной, приносящей истинное удовлетворение. Каждое занятие строю по определенной схеме:
1. Начинаю занятие с разминки – это могут быть гимнастические упражнения, танцевальные комплексы, выполненные с небольшим объемом движений и меньшей интенсивностью.
2. Основная часть выполняется в высоком темпе, но обязательно соответствующем возрасту детей.
3. В заключительной части даются упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения.
4. Каждому комплексу или упражнению даю название. Новые упражнения выполняем в медленном темпе, затем постепенно увеличиваем амплитуду, количество повторений и только после этого ускоряем темп.
5. Разрабатывая комплекс, стараюсь, чтобы сложные упражнения чередовались с более простыми. Наиболее целесообразна смена комплексов через 6-8 занятий.
6. Каждому занятию стараюсь придать развивающий характер, продумать обеспечение активности детей самостоятельности, творчества, развитие индивидуальности и воспитание нравственности.
7. Учитываю интересы, потребности каждого ребенка. Провожу учет времени и длительности каждого занятия.
8. Широко использую игровые ситуации и игровые приемы.
9. Для развития самооценки детей представляем достигнутые результаты на спортивных праздниках, развлечениях, концертах для родителей.

Итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья детей. Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования данной технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной. Ребята получают приятные эмоции: от победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.

Как рассчитывается ставка инструктора по физкультуре детского сада, из чего складывается нормативное рабочее время и чем занят инструктор во время, которое не определяется в часах

Узнайте о работе физинструктора ДОО больше

С введением ФГОС в дошкольных организациях требования к квалификации инструктора по физкультуре определены достаточно категорично: профессиональное образование в области физкультуры и спорта. Наверняка в светлом будущем такие специалисты появятся в детских садах, однако, сегодня профессионалы на эту должность не стремятся. Несмотря на то, что инструктор по физической культуре относится к категории педагогических работников, прав на льготную пенсию по выслуге 25 лет как другие педагогические работники ДОО, например, воспитатель или музыкальный руководитель он не имеет.


Тем не менее основной работой инструктора по физкультуре является проведение физкультурных занятий, спортивных досугов и праздников с детьми, что, собственно входит в нормативное рабочее время, а также составление перспективных планов, конспектов занятий, ведение документации — то, что занимает все оставшееся время, не определенное в часах.

Как рассчитывается ставка инструктора по физкультуре ДОО

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 21.04.1993 № 88 в дошкольном учреждении, или как сейчас рекомендовано: в дошкольной образовательной организации на две группы детей в возрасте от трех лет положено 0,25 ставки инструктора по физкультуре, соответственно полная ставка физинструктора - восемь групп.
ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ




Продолжительность рабочего времени инструктора по физической культуре

В соответствии с Приложением №1 к приказу Министерства образования и науки РФ
от 22 декабря 2014г. №1601
«О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
Зарегистрированным в Минюсте России 25 февраля 2015 г. № 36204
Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников
Инструкторам по физической культуре согласно п. 2.6. за ставку заработной платы установлена норма часов педагогической работы 30 часов в неделю.
Из Комментария к приказу: «для всех педагогических работников (за исключением педагогических работников, предусмотренных подпунктами 2.8.1. и 2.8.2. пункта 2.8 приложения 1 к приказу № 1601) нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы одновременно являются и их рабочим временем . При увеличении или уменьшении объема педагогической работы против установленных норм часов за ставку заработной платы продолжительность их рабочего времени (как и размер заработной платы) увеличивается или уменьшается»
Настоящий Приказ наряду с статьей 333 РФТК РФ имеет очень важное значение для обеспечения стабильности правового регулирования вопросов, связанных с рабочим временем педагогических работников.

О рабочем времени инструктора по физкультуре:
Согласно документу в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (НОД) работа – нормируемая часть, а также воспитательная, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом: методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Должностные обязанности инструктора по физической культуре

Должностные обязанности физинструктора прописываются в должностной инструкции, которая разрабатывается на основании Трудового кодекса РФ, квалификационной характеристики инструктора по физической культуре образовательной организации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, Устава образовательной организации.

Инструктор по физической культуре

Должностные обязанности (соответствует ФГОС ДО)
Организует активный отдых обучающихся, воспитанников в режиме учебного и внеучебного времени образовательного учреждения. Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера. Осуществляет просветительскую работу среди родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, воспитанников, педагогических работников с привлечением соответствующих специалистов. Определяет содержание занятий с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов обучающихся, воспитанников. Ведет работу по овладению обучающимися, воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений, формирует их нравственно-волевые качества. Обеспечивает безопасность обучающихся, воспитанников при проведении физических и спортивных занятий, оказывает им первую доврачебную помощь. Постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием помещений. Совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья обучающихся, воспитанников и регулирует их физическую нагрузку, ведет мониторинг качества оздоровительной работы в образовательном учреждении с использованием электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок. При осуществлении физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками в плавательных бассейнах проводит совместно с педагогическими работниками работу по обучению их плаванию с учетом возрастного состава группы; составляет расписание занятий по плаванию для каждой группы, ведет журнал, фиксируя содержание занятий по плаванию и освоение его обучающимися, воспитанниками, организует предварительную работу с родителями (лицами, их заменяющими) по подготовке обучающихся, воспитанников младшего возраста к занятиям в бассейне, проводит беседы, инструктажи с обучающимися, воспитанниками, начинающими занятия в бассейне, о правилах поведения в помещении бассейна и их выполнении. С учетом возраста обучающихся, воспитанников младшего возраста оказывает им помощь при переодевании и принятии душа, приучает их к соблюдению требований гигиены; поддерживает контакты с медицинским персоналом, проверяет гигиеническое состояние бассейна. Консультирует и координирует деятельность педагогических работников по вопросам теории и практики физического воспитания обучающихся, воспитанников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Инструктор по физкультуре детского сада должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену; методику обучения на спортивных снарядах и приспособлениях; методику обучения игровым видам спорта, плаванию; правила поведения на воде; правила безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий; основы коррекционно-оздоровительной работы и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии); современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего распорядка (трудового распорядка) образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Образец типовой инструкции

В файле будет эта инструкция, есть новая исправленная под требования ФГОСДО, можно почитать здесь

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании квалификационной характеристики инструктора по физической культуре образовательного учреждения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения образования и социального развития РФ от 26.08.10 г. № 761н, Трудового кодекса РФ, Устава Учреждения.
1.2. Инструктор по физической культуре (далее – инструктор по физкультуре) относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОО.
1.3. Инструктор по физической культуре подчиняется непосредственно заведующему ДОО, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе.
1.4. В своей деятельности инструктор по физической культуре должен руководствоваться:
- Конституцией и федеральными законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, иными нормативно-правовыми актами законодательной и исполнительной власти РФ;
- Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы образования;
- Уставом и локальными актами ДОО, в т.ч.: правилами внутреннего трудового распорядка; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты; приказами и распоряжениями заведующего, настоящей должностной инструкцией; трудовым договором;
- Законодательными и нормативными документами по организации оздоровительной работы в ДОО;
- Нормативными документами и методическими материалами по вопросам профессиональной и практической деятельности.
1.5. Инструктор по физической культуре:
- работает по графику, утвержденному заведующим ДОО, с нагрузкой на одну ставку 30 ч. в неделю;
- в соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОО самостоятельно планирует свою деятельность на год и помесячно с утверждением плана заведующим ДОО;
- по необходимости привлекается администрацией ДОО к педагогической, методической или организационной работе в пределах установленного рабочего времени;
- получает от администрации ДОО информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами;
- систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками ДОО;
- подотчетен заведующему ДОО и Педагогическому совету учреждения.
2. Должностные обязанности
Инструктор по физкультуре:
- Организует и проводит с участием педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) физкультурно-спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера.
- Осуществляет просветительскую работу среди родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников, педагогических работников с привлечением соответствующих специалистов.
- Осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта.
- Определяет содержание непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию с учетом возраста, подготовленности, индивидуальных и психофизических особенностей, интересов воспитанников.
- Ведет работу по овладению воспитанниками навыками и техникой выполнения физических упражнений, формирует их нравственно-волевые качества.
- Обеспечивает безопасность воспитанников при проведении непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, оказывает им первую доврачебную помощь; постоянно следит за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состояний помещения.
- Совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья воспитанников и регулирует их физическую нагрузку, ведет мониторинг качества оздоровительной работы в образовательном учреждении с использованием электронных форм учета показателей здоровья и физических нагрузок.
- Консультирует и координирует деятельность педагогических работников по вопросам теории и практики физического развития.
- Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим.
- Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
- Содействует сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию на всех этапах дошкольного детства.
- Обеспечивает выполнение программы по физическому воспитанию детей с учетом возрастных и психофизических особенностей развития дошкольников; индивидуально-ориентированный подход к подбору и комплектованию групп дошкольников для проведения непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию и оздоровительных мероприятий; безопасность детей, охрану их здоровья, эмоциональный комфорт в период занятий физическими упражнениями.
- Планирует содержание работы в соответствии с образовательной программой, годовым планом работы ДОУ и определяет ее виды и формы исходя из имеющихся в образовательном учреждении условий.
- Внедряет в практику работы новые технологии и вариативные программы по физическому воспитанию детей.
- Два раза в год проводит мониторинг физического развития и физической подготовленности детей и на основе этого составляет перспективные планы физкультурных занятий для каждой возрастной группы, индивидуальную работу с детьми.
- Принимает меры по физической реабилитации воспитанников, имеющих отклонения в состоянии здоровья и слабую физическую подготовку.
- Отвечает за оснащение физкультурного зала и кабинета разнообразными пособиями и методическими разработками.
- Проводит обучающую работу среди воспитателей ДОО по вопросам физического воспитания: помогает в организации двигательной активности детей, распределении физических нагрузок; разрабатывает комплексы утренних гимнастик; составляет планы непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию на воздухе, оказывает помощь в организации и периодически осуществляет контроль их проведения.
- Осуществляет дифференцированный подход к физкультурно-оздоровительной работе на основе совместного перспективного планирования с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателями, с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии.
- Один раз в месяц проводит физкультурные досуги в каждой возрастной группе и два-три раза в год физкультурные праздники.
- Соблюдает режим физической нагрузки во время проведения непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию и физкультурно-оздоровительных мероприятий; правила техники безопасности при использовании спортивного оборудования и инвентаря.
- Представляет опыт своей работы в рамках ДОО, на окружных, городских и краевых мероприятиях.
- Осуществляет контроль состояния и эксплуатации спортивных сооружений и оборудования.
- Оформляет необходимую документацию в соответствии с нормативными требованиями.
- Организует работу кружков и спортивных секций.
- Проходит медицинский осмотр согласно графику.
- Ежедневно содержит в идеальном состоянии свое рабочее место.
- Инструктор по физкультуре обязан сообщать заведующему, заместителю заведующего по воспитательной и методической работе о невыходе на работу в связи с заболеванием и о начале работы после болезни, отпуска.
3. Инструктор по физкультуре должен знать
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- педагогику и психологию; возрастную физиологию, анатомию; санитарию и гигиену;
- методику обучения на спортивных снарядах и приспособлениях; методику обучения игровым видам спорта;
- правила безопасности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий; основы коррекционно-оздоровительной работы и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии), современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
- методы установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими работниками;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- основы работы текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
- правила внутреннего распорядка (трудового распорядка) образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Права
Инструктор по физкультуре имеет право:
4.1. На ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня (при условии работы в группах компенсирующего вида на одну ставку – 56 календарных дней).
4.2. Знакомиться с проектами решений заведующего ДОО, касающихся его деятельности.
4.3. Отказаться от выполнения распоряжений администрации ДОО в тех случаях, когда они противоречат профессиональным этическим принципам или основным задачам его работы.
4.4. Требовать от администрации ДОО создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей.
4.5. Совместно с заместителем заведующего по воспитательной и методической работе определять конкретные задачи работы с детьми, педагогами и родителями (законными представителями); выделять приоритетные направления деятельности в определенный период; выбирать и использовать современные методики физического воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с образовательной программой и годовым планом работы ДОО.
4.6. Участвовать в работе Педагогического совета ДОО.
4.7. Принимать участие, выступать с обобщением опыта своей работы на методических объединениях, педагогических советах, родительских собраниях, конференциях различных уровней и в средствах массовой информации.
4.8. Повышать свою квалификацию.
4.9. На иные права, предусмотренные законодательством РФ.
5. Ответственность
5.1. Инструктор по физкультуре в порядке, установленном законодательством РФ несет ответственность за:
- некачественную или не в полном объеме реализацию образовательной программы в соответствии с планом;
- жизнь и здоровье воспитанников во время образовательного процесса;
- нарушение прав и свобод ребенка;
- неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ;
- за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также ДОО, или причинение морального вреда действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ.
5.2. За применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника инструктор по физкультуре освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством РФ и Законом РФ «Об образовании».
5.3. За нарушение правил техники безопасности при эксплуатации аудио- и видео- оборудования, пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил инструктор по физкультуре привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
5.4. За виновное причинение ДОО или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей инструктор по физкультуре несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым законодательством РФ.

При приеме на работу стоит внимательно прочитать должностную инструкцию, не стесняясь обговорить с заведующим каждый пункт. В этом случае между Вами и руководителем не останется недомолвок, что позволит наладить деловые отношения, например, корректно отказаться от распоряжений руководителя не связанных с должностными обязанностями инструктора по физкультуре.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Радуга» г. Георгиевска

Опыт работы

Шульгина Я.О.

Инструктор по физической культуре

2016 год.

Я считаю, что на сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а так же технологиям обучению здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

________________________________________________________

Яна Олеговна разработала перспективное планирование занятий по физической культуре для детей младших, средних, старших и подготовительных групп, систематизировала разнообразный дидактический материал. Педагогом накоплен «банк» подвижных игр, развивающих ловкость, быстроту и выносливость. Собраны комплексы лечебной гимнастики по коррекции и профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата: плоскостопие и нарушения осанки. Собраны и систематизированы различные методы профилактики острых респираторных заболеваний и общего оздоровления детей.

Педагог постоянно осваивает инновационные методики и техники, которые он внедряет в свои занятия, технологии с использованием нестандартного оборудования

Обновлен и заново оформлен спортивный зал, пополнен спортивный инвентарь, создан информационно- текстовой стенд, в котором инструктор готовит тематические выставки по ознакомлению родителей и воспитателей с инновационными технологиями, предлагает им рекомендации по оздоровлению дошкольников и профилактические методы.

Яна Олеговна работает в тесном контакте с родителями, организовывая совместные праздники и развлечения для детей и родителей: спартакиада «Растим чемпионов», «Что мы знаем о природе?», «В стране веселых мячей».

Воспитанники Яны Олеговны умеют уверенно и активно выполнять основные элементы техники движений, порядковые упражнения и различные способы перестроения. Самостоятельно организовывают подвижные игры. Осваивают основные виды движения: бег, прыжки, ходьба, равновесие, метание, лазание, элементы спортивных игр. Результаты диагностики свидетельствуют о высоком физическом уровне развития детей, навыков нравственного поведения, физической и психологической готовности к обучению в школе.

Она является активным участником педагогических мастерских в дошкольном учреждении, и общегородских мероприятий .

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей и реальное ухудшение их физического, психического, нравственного и духовного состояния. Все мы несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию.

Начиная работать по данной проблеме, мною была изучена методическая литература по оздоровительной работе в ДОУ. А так же рассмотрены основные задачи, средства и литература по физическому воспитанию дошкольников и пути решения, которые предлагаются разработчиками методических пособий по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

В течение нескольких лет физкультурно-оздоровительное направление является основным направлением моей работы. Я не ставлю перед собой цель достичь высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

Для успешного выполнения задач по здоровьесбережению я разработала программу по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ. В программе отображено:

Внедрение новых здоровьесохраняющих технологий в деятельность ДОУ (реализация программы по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ), элементы фитбол - гимнастики;

Использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

Использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

Составила электронную картотеку мероприятий с детьми, педагогами и родителями, картотеку игр и упражнений различных форм двигательной активности, как дополнение к основной образовательной программе воспитания и обучения в детском саду. Материалы из опыта работы были опубликованы на международном интернет форуме педагогических работников «МААМ. RU ».

Кроме основной комплексной программы педагоги пользуются парциальными программами и методиками: Л. И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста», Л. И. Пензулаевой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 и 5-7 лет», С. Я. Лайзане «Физкультура для малышей», валеологической программой Н. В. Козлова «Я - человек», авторской программой К. К. Утробиной «Занимательная физкультура».

Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического и психического здоровья, профилактики простудных заболеваний, физического развития и оздоровления воспитанников в дошкольном учреждении имеется спортивный зал, оснащенный необходимым традиционным и нестандартным оборудованием, физкультурные уголки в группах, которые созданы с учётом возрастных особенностей детей. На прогулочных участках детского сада имеется спортивное и игровое оборудование, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.

В каждой группе созданы зона двигательной активности и зона уединения, в приёмной оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Во всех группах есть уголки природы. Они создают домашнюю, уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесохраняющую для детей атмосферу.

Ежегодно три раза в год для выявления физического развития детей в ДОУ провожу мониторинг с использованием программно-технологического комплекса (ПТК) – это компьютерная программа предназначенная для решения учебноаналитических, прогностических и информационных задач связанных с управлением образовательной деятельности в ДОУ. Программа нацелена на осуществление анализа реального результата образовательного процесса, помогает увидеть динамику развития каждого ребенка по основным признакам: социальному, познавательному, эстетическому и психофизическому.

Анализируя результаты мониторинга выяснилось, что дети испытывают «двигательный дефицит» из-за слабого физического развития детей при поступлении в детский сад, в связи с чем задерживается возрастное развитие всех физических качеств. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет осанки. Поэтому я пришла к выводу, что для полноценного физического развития детей необходимо использование здоровьесохраняющих технологий и здоровьеукрепляющих приемов, которые должны способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.

Анкетирование родителей детей, посещающих детский сад, выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребенка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадешь, посиди»), даже от здорового соперничества в подвижных играх. Мною разработана «электронная копилка» мероприятий в целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей: родительские собрания, консультации, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, дни открытых дверей, папки-передвижки, беседы. Информационно-просветительская деятельность выражается в формировании у родителей здорового образа жизни, как ценности, а так же в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка, привлечении родителей к участию в различных формах совместной деятельности: физкультурных досугах и праздниках.

Для успешной работы по приобщению родителей и педагогов к ЗОЖ, разработана программа по сохранению и укреплению здоровья детей в условиях ДОУ, в которой отражена перспектива здоровьесохраняюющей деятельности на пять лет.

Всю работа по физическому воспитанию детей строю с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики. В этих целях в ДОУ на каждого ребенка оформляю индивидуальные карты. Обработка данных позволяет выделить детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений. Это позволяет планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Я выделяю группы здоровья вновь прибывших детей, определяю уровень физических качеств детей, произвожу антропометрические замеры. В наше дошкольное учреждение приходят дети в основном со II и III группой здоровья и имеющие различные патологии. Проанализировав факты, я выявили противоречие между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и отсутствием в ДОУ разработанной целостной системы физкультурно-оздоровительной работы, основанной на современных оздоровительных технологиях и учитывающей местные условия, так и необходимость внедрения нетрадиционных подходов к работе с детьми.

Построенная мною образовательная деятельность предполагает проведение цикла бесед с дошкольниками: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. Забота о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесохраняющих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.

Пальчиковую гимнастику начинаю проводить с младшего возраста, индивидуально и с подгруппой, в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. У детей дошкольного возраста довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они и здоровы и чтобы повысить работоспособность коры головного мозга, улучшить артикуляционные движения, подготовить руку к письму необходимо систематически тренировать движения пальцев и всей кисти рук, которые выступают важнейшим фактором в развитии ребёнка. Наиболее часто использую в работе пальчиковой гимнастики стихотворный ритм, который помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Особенно нравится детям такая гимнастика, как: «Дом и ворота», «Гости», «Кто приехал?».

Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно. Одно из самых распространённых заболеваний современности – близорукость. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования использую специальную гимнастику для глаз. В своей работе применяю ряд различных игровых упражнений по методике профессора В.Ф. Базарного. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, что способствует несформированности нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна с детьми провожу специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.

В содержание утренней гимнастики включаю различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Детям предлагаю упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Гимнастика пробуждения выполняется лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения, сопровождающиеся текстом, который им особенно нравится («Киски просыпаются», «Крабик», «Змейка»). После гимнастики дети проходят по ребристой или массажной дорожке здоровья, что усиливает оздоровительный эффект. Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.

В своей практике обучения систематически применяю двигательные игры-разминки, которые позволяют снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровнях. Это в свою очередь способствует формированию и укреплению адаптивных механизмов.

Двигательные игры-разминки проводятся в начале, середине или конце непосредственно организованной деятельности, по мере утомляемости детей, продолжительностью 3-5 минут, в зависимости от возраста. Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, задействовать не включившиеся в процесс деятельности мышцы, расслабить работавшие. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту – к дополнительному утомлению и к тому уже уставших детей. Рекомендуется проводить для всех детей в качестве профилактики утомления плавные «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической и работоспособности, именно поэтому в начале разминки уделяется большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, а также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Анализ за последние три года показал, что динамика заболеваемости в детском саду снизилась, о чем свидетельствует сравнительный анализ ПТК. Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, образовательная деятельность сочетается с выполнением дыхательных упражнений, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесохраняющими технологиями.

Результаты убеждают в правильности и действенности выбранных мною мер в совершенствовании физкультурно-оздоровительной работы. Однако я не останавливаюсь на достигнутом уровне. Мой творческий поиск продолжается и сегодня. В 2016-2017 учебному году организовала работу оздоровительного кружка для детей дошкольного возраста «Школа фитбола».