Александр Блок - любимый поэт серебряного века

План

1.Биография и творческий путь поэта

2.Мои любимые произведения Блока

3.Мое впечатление о Блоке и его творчестве

Мой любимый поэт серебряного века - Александр Александрович Блок. Талантливый человек с непростой судьбой, переломленной войной, революцией и болезнью, прожил всего 40 лет. Он прославился как публицист, критик, драматург, но наиболее весомый след оставило богатое собрание стихов. Поэт умел завораживать словами, окутывая прозаичное и обыденное мистицизмом, погружая в таинственные глубины образов и фантазий.

Поэт родился в 1880 году в Санкт-Петербурге, в интеллигентной семье. Александр получил достойное образование, проучившись сначала в Введенской гимназии, а потом в Петербургском университете, сначала на юридическом, а потом на историко-филологическом факультете.

Годы студенчества сводят его с друзьями и будущими коллегами. Творческие способности Александра проявились очень рано: в 5 лет он написал первое стихотворение, а с 10 начал вести публицистическую деятельность в журналах. В 1904 году выходит первый изданный сборник «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный любимой жене Любови Менделеевой, чувства к которой Блок пронесет через всю жизнь, сквозь трудности и временные охлаждения, свойственные его мятежной душе.

В дальнейшем Александр продолжает развиваться на поэтическом поприще, путешествует по Европе, заводит новые знакомства. Данные впечатления продуктивно сказываются на его карьере. Новое дыхание ему дает Октябрьская Революция. Черпая вдохновение в народном бунте, Блок занимается журналистской деятельностью и пишет знаменитую поэму «Двенадцать», едкую, метафоричную и гениальную.

Финал жизненного пути поэта трагичен: Советская власть, которой он был всецело предан, не щадила его. В 1921 году сердечная болезнь обрывает жизнь еще молодого мужчины. До последнего часа рядом с ним остается его Прекрасная Дама, бессменная муза Любовь Менделеева.

Нельзя не отметить восхитительную «Незнакомку», одно из самых узнаваемых произведений поэта. Погрязший в жизненной суматохе Александр искал утешения и нашел его в образе дамы под вуалью. Не может не растрогать патриотическая поэма «на поле Куликовом», где поэт с большим трепетом выражает преданность своей многострадальной родине.

Стихотворение «Демон» (Иди, иди за мной — покорной…) покоряет пугающей красотой, к которой, тем не менее, очень хочется прикоснуться. Автор завлекает и удерживает читателя великолепным слогом столь же мастерски, сколь лирический и опасный герой - несчастную девушку.

Александр был человеком непростым, противоречивым, поддающимся страстям. Личностные особенности и талант, подаренный ему свыше, позволили представить заурядные проблемы и эмоции, знакомые каждому человеку, в новом, необычном свете. Поэзия Блока очень непроста: метафоры и символы заставляют размышлять над тем, что именно имеется в виду, но в этом и заключается ее ценность и очарование.

Серебряный век – это небольшой период развития русской литературы. По силе и энергии удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты Серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода удивительна и неповторима.
Символизм – одно из художественных течений серебряного века, которого придерживались многие поэты. Говоря о символизме, необходимо

Отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека. Из всех поэтов-символистов ближе всего мне творчество Александра Блока. Я считаю его одним из ярчайших представителей Серебряного века.
Блок – выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов-символистов. От символизма он не отступал никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий, понять прошлое.
Как утверждал сам поэт, его лирика во всем ее многообразии представляет собой единое произведение. Это произведение, создававшееся всю жизнь, является отражением его творческого пути. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось Блоком многие годы. По этому сборнику нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности. Переход, конечно, весьма условный, но заметный.
Стихи юного Блока поражают своей чистотой и нежностью. Безусловно, он не свободен от влияния предшественников и современников, но это не мешает ему создавать свое, неповторимое. Поэт вошел в мир людей с любовью и верой в светлый и чистый мир. Влюбленность – один из главных мотивов его лирики. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И именно это прослеживается в “Стихах о Прекрасной Даме”. Блок находится в поисках идеала, Вечной Женственности.
Предчувствую Тебя.
Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.
Он в своих посвящениях Прекрасной Даме уходит от окружающей действительности, запирается в свои думы.
Из более позднего творчества Блока мне нравится стихотворение “Незнакомка”. При первом прочтении просто поражаешься красоте и магнетизму созданного поэтом образа таинственной незнакомки:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Но мечты о Прекрасной Даме не могут оградить Блока от реальной жизни.
Действительность все же проникает в его мир. Появляются стихи “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге” и эти строки:
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим,
И об игре трагических страстей
Повествовать еще не жившим.
Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века.
Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего.
Блок отходит от мечтаний и все чаще смотрит в глаза реальности. На смену юношеской мечтательности приходит сознание своего гражданского долга, понимание ответственности перед своей страной. Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой – веру в прекрасное ее будущее и желание изменить к лучшему жизнь своего народа. Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме “Двенадцать”. Поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: “Черный вечер. Белый снег”. Черный цвет – зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый – чистота, духовность, свет. В поэме встречается и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это – цвет крови.
У Блока существует цикл стихотворений “На поле Куликовом”, где в каждом слове чувствуется огромная любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя!” – так обращается к ней поэт, то есть не только как к живому, но как к самому близкому существу на свете. Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина – женщина; она подобна “прекрасной незнакомке”, к которой поэт обращается в своих ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока – понятия неразделимые и одинаково значимые.
Несмотря на то, что творчество Александра Блока пришлось на довольно трудный период в жизни России, его искания и заблуждения в поисках светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, человечества и любви остаются актуальными и по сей день. Его ранние мечтания о Прекрасной Даме, о поисках Вечной Женственности дают повод для размышления нынешнему молодому поколению. Истинная любовь является и по сей день одной из движущих сил в жизни человечества. Блок рано ушел из жизни, но стихи его волнуют людей, они помогают нам жить.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Мой любимый поэт Серебряного века (А. А. Блок)

Другие сочинения:

  1. Мне очень нравится поэзия Серебряного века. Это тяжелое для России время подарило множество замечательных поэтов. Мне нравится творчество Гумилева, Цветаевой, Есенина. Но особое место в моем сердце занимает Александр Александрович Блок. Прекрасны его стихи о любви, интересны и замечательны произведения, Read More ......
  2. Серебряный век – особая веха в русской поэзии, подарившая миру большое количество талантливейших имен и прекрасной поэзии. Несомненно, имя Владимира Маяковского входит в сонм “звезд” этого времени. На мой взгляд, по силе эмоций, оригинальности и нестандартности этому художнику нет равных Read More ......
  3. Поэзия пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже в трагических обстоятельствах. Рифмованные строки заставляют задуматься о возвышенном, благородном, Read More ......
  4. О прекрасной даме Образцом неземной любви для А. Блока стала его жена Любовь Менделеева. В первых поэзиях автор тревожится, ожидая приход той единственной светлой, которую так просит душа. Предчувствуя ее появление, он молча ждет, в то же время тоскует и Read More ......
  5. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая – Ты. А. Блок Любовная тема всегда занимает одно из главных мест в творчестве большинства поэтов. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев Read More ......
  6. Период с 1890-ых годов до Октябрьской революции 1917 года в русской литературе принято называть Серебряным веком. Известно, что начало 19 века, когда творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов и другие поэты, вошедшие в классику мировой литературы, считается Золотым веком Read More ......
  7. О. Э. Мандельштам (1891-1938) – поэт “серебряного века”, дав­ший определение акмеизму как “тоски по мировой культуре”. Та­кое понимание акмеизма характеризует суть мировосприятия по­эта, для которого главным героем поэтических произведений становится образ времени, а самого себя Осип Мандельштам счита­ет “сыном века”, Read More ......
  8. “Серебряный век” в русской литературе – это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом “серебряного века” считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией. Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, Read More ......
Мой любимый поэт Серебряного века (А. А. Блок)

Прочитайте самостоятельно и попробуйте проанализировать по схеме, данной в предыдущих главах, стихотворения Александра Блока «Фабрика» и «Сытые». При анализе ответьте на следующие вопросы:

    Какие чувства вызвали у вас эти стихи?

    Как поэт выражает трагизм происходящего?

    Какими словами передает глубину социальных противоречий?

    Какова роль звука и цвета в создании атмосферы несправедливости, царящей в этих произведениях.

    Чем вызван мрачный колорит этих стихотворений: возмущением против социальной несправедливости, самодержавия (как считала критика XX века), мрачным предчувствием «хаоса» или чем-то другим.

    Прочитайте и определите характер стихотворений «Незнакомка», «О, весна...». Сопоставьте их с проанализированными вами произведениями.

Цикл стихов «На поле Куликовом». Стихи о прошлом, настоящем и будущем России.

От книги к книге растет поэтическое мастерство Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю всю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель», - писал Блок в 1908 году. В стихах Блока можно встретить живописные картины русской природы и великие образы прошлого, глубокие раздумья, волнующие рассказы о человеческих судьбах, романсы и песни, гневную сатиру, высокую гражданственность. Внимательно прочитайте стихотворения Александра Блока «Век девятнадцатый...», «Осенняя воля», «Река раскинулась».

Поразмышляйте над ними самостоятельно:

Каков тон настроения «Осенняя воля»?

Как говорит поэт о Родине?

Чем похожи стихи Блока на стихи Лермонтова («Выхожу один я на дорогу»)? (Тоном, жаждой активного действия, приобщения к земле родной, сожалением о напрасно растраченных силах и времени).

Прочитайте вслух стихотворения «Русь», «Россия», «На поле Куликовом». Обратите внимание на то, что у Блока сначала вырисовывается образ Родины - «таинственный», с «преданиями старины», а затем в его стихах возникает «живая, могучая и юная Россия», полная жизни, широкая, разноплановая. Поэта привлекают бесконечные российские просторы и дороги, полноводные реки и пылающие рябины, костры в лугах далеких, вечный стук в ворота, сельские церкви, серые избы, нищие деревни, расхлябанные колеи, верстовые столбы. Он чувствует грядущие перемены и предрекает родине своей «высокие и мятежные дни», верит в ее силы. Сравните с итоговым произведением Блока – поэмой «Скифы». Так в чем же видит поэт силу и могущество своей страны?

Основным средством художественной выразительности в стихах Блока является звукопись, он чутко прислушивается к звукам грядущих перемен. Обратите внимание на то, что через все стихи проходит ряд метафор и образов, воплощающих безудержное вихревое движение: ветер, снежная вьюга, метель...

Советую вам анализируемые стихотворения заучивать наизусть: это поможет вам лучше разобраться в них, понять их художественную ценность, а в себе воспитать настоящего читателя, потому что быть хорошим читателем – тоже талант.

Серебряный век – эпоха модернизма, запечатленная в русской литературе. Это период, когда новаторские идеи захватили все сферы искусства, в том числе и искусство слова. Хоть он и длился всего четверть века (начиная с 1898 года, заканчивая примерно 1922 годом), его наследие составляет золотой форд отечественной поэзии. До сих пор стихи того времени не теряют своей прелести и оригинальности, даже на фоне современного творчества. Как мы знаем, произведения футуристов, имажинистов и символистов стали основой многих известных песен. Поэтому чтобы разбираться в нынешних культурных реалиях, необходимо знать первоисточники, которые мы перечислили в этой статье.

Серебряный век ‑ один из главных, ключевых периодов русской поэзии, охватывающий период конца XIX ‑ начала XX века. Споры о том, кто же первый употребил данный термин, идут до сих пор. Некоторые считают, что «Серебряный век» принадлежит Николаю Авдеевичу Оцупу, известному критику. Другие склоняются к версии, что термин был введен благодаря поэту Сергею Маковскому. Но также существуют варианты относительно Николая Александровича Бердяева, известного русского философа, Разумникова Васильевича Иванова, российского литературоведа, и поэта Владимира Алексеевича Пяста. Но одно известно точно: определение было придумано по аналогии с другим, не менее важным периодом ‑ Золотым веком русской литературы.

Что касается временных рамок периода, то они условны, так как сложно установить точные даты зарождения Серебряного века поэзии. Начало обычно связывают с творчеством Александра Александровича Блока и его символизмом. Конец приписывают дате расстрела Николая Степановича Гумилева и смерти ранее упомянутого Блока. Хотя отголоски этого периода можно найти и в творчестве других известных русских поэтов ‑ Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама.

Символизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.

Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить. Теперь культура направлена на вечное развитие, постоянный прогресс. Но вся эта философия рухнула с приходом войн. Именно они навсегда изменили мировоззрение и мироощущение людей.

Футуризм

Футуризм ‑ одно из направлений модернизма, которое является составляющей частью русского авангарда. Впервые данный термин появился в манифесте «Пощёчина общественному вкусу», написанном членами петербургской группы «Гилея». В её состав входили Владимир Маяковский, Василий Каменский, Велимир Хлебников и другие авторы, которых чаще всего называли «будетляне».

Родоначальником футуризма считают Париж, но его основатель родом из Италии. Однако именно во Франции в 1909 году был издан манифест Филиппо Томмазо Маринетти, манкирующий место этого течения в литературе. Далее футуризм «дошёл» и до других стран. Маринетти сформировал взгляды, идеи и мысли. Это был эксцентричный миллионер, больше всего увлекающийся машинами и женщинами. Однако после аварии, когда мужчина несколько часов пролежал рядом с пульсирующим сердцем двигателя, он решил воспеть красоту индустриального города, мелодию грохочущего автомобиля, поэтику прогресса. Теперь идеалом для человека был не окружающий естественный мир, а именно урбанистический пейзаж, шум и рокот суетливого мегаполиса. Также итальянец восхищался точными науками и придумал сочинять стихи с помощью формул и графиков, создал новый размер «лесенку» и т.д. Однако поэзия его получалась чем-то вроде очередного манифеста, теоретического и безжизненного бунта против старых идеологий. С точки зрения художественности, прорыв в футуризме сделал не его основатель, а русский почитатель его открытия – Владимир Маяковский. В 1910 году новое литературное течение приходит в Россию. Здесь оно представлено четырьмя самыми влиятельными группами:

  • Московская группа «Центрифуга» (Николай Асеев, Борис Пастернак и т.д.);
  • Ранее упомянутая петербургская группа «Гилея»;
  • Петербургская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Петербургский глашатай» (Игорь Северянин, Константин Олимпов и т.д.);
  • Московская группа «Московские эгофутуристы» под контролем издательства «Мезонин искусства» (Борис Лавренев, Вадим Шершеневич и т.д.).
  • Так как все эти группы имели огромное влияние на футуризм, он развивался неоднородно. Появились такие ответвления, как эгофутуризм и кубофутуризм.

    Футуризм повлиял не только на литературу. Огромное влияние он оказал и на живопись. Характерная черта таких полотен ‑ культ прогресса и протест против традиционных художественных канонов. Это течение соединяет в себе черты кубизма и экспрессионизма. Первая выставка состоялась в 1912 году. Тогда в Париже показали картины, на которых были изображены различные средства передвижения (автомобили, самолеты и т.п.). Художники-футуристы верили, что техника будет занимать лидирующие позиции в будущем. Основным новаторским ходом стала попытка изобразить движение в статике.

    Основные признаки данного течения в поэзии таковы:

    • отрицание всего старого: старого образа жизни, старой литературы, старой культуры;
    • ориентация на новое, будущее, культ изменений;
    • ощущение скорых перемен;
    • создание новых форм и образов, бесчисленные и радикальные эксперименты:
    • изобретение новых слов, речевых оборотов, размеров.
    • десемантизация речи.

    Владимир Маяковский

    Владимир Владимирович Маяковский (1893 ‑ 1930 гг.) ‑ известный российский поэт. Один из величайших представителей футуризма. Начал литературные эксперименты в 1912 году. Благодаря поэту, в русский язык были введены такие неологизмы, как «нате», «голоштанный», серпастый» и многие другие. Также Владимир Владимирович внёс огромный вклад и в стихосложение. Его «лесенка» помогает правильно расставить акценты при чтении. А лирические строки в творении «Лиличка! (Вместо письма)» стали самыми пронзительными любовными признаниями в поэзии XX века. мы подробно разобрали в отдельной статье.

    К наиболее известным произведениям поэта можно отнести следующие примеры футуризма: уже ранее упомянутую « », «В.И. Ленин», « », стихотворения «Я достаю из широких штанин», «А вы могли бы? (Послушайте!)», «Стихи о советском паспорте», «Левый марш», « » и т.д.

    К основным темам Маяковского относятся:

    • место поэта в обществе и его предназначение;
    • патриотизм;
    • воспевание социалистического строя;
    • революционная тема;
    • любовные чувства и одиночество;
    • целеустремленность на пути к мечте.

    После октября 1917 года поэт (за редкими исключениями) вдохновляется лишь революционными идеями. Он воспевает мощь перемен, большевистскую идеологию и величие Владимира Ильича Ленина.

    Игорь Северянин

    Игорь Северянин (1887 ‑ 1941 гг.) ‑ известный русский поэт. Один из представителей эгофутуризма. Прежде всего, он известен своей эпатажной поэзией, где воспевается его собственная личность. Творец был уверен, что он ‑ чистое воплощение гения, поэтому часто вёл себя эгоистично и высокомерно. Но это было лишь на публике. В обычной повседневной жизни Северянин ничем не отличался от других, а после эмиграции в Эстонию и вовсе «завязал» с модернистскими экспериментами и начал развиваться в русле классической поэзии. Самые известные его работы ‑ это стихотворения « !», «Соловьи монастырского сада», «Классические розы», «Ноктюрн», «В парке плакала девочка» и сборники «Громокипящий кубок», «Victoria regia», «Златолира». мы подробно разобрали в другой статье.

    Основные темы творчества Игоря Северянина:

    • технический прогресс;
    • собственная гениальность;
    • места поэта в обществе;
    • любовная тематика;
    • сатира и бичевание общественных пороков;
    • политика.

    Он был первым поэтом в России, который смело назвал себя футуристом. Но в 1912 году Игорь Северянин основывает новое, собственное течение ‑ эгофутуризм, для которого характерны употребление иностранных слов и наличие чувства «себялюбия».

    Алексей Кручёных

    Алексей Елисеевич Кручёных (1886 ‑ 1968 гг.) ‑ российский поэт, журналист, художник. Один из представителей русского футуризма. Творец прославился тем, что принес в русскую поэзию «заумь». «Заумь» — абстрактная речь, лишенная любого смысла, которая позволяет автору использовать любые слова (странные сочетания, неологизмы, части слов и т.п.). Алексей Кручёных даже выпускает собственную «Декларацию заумного языка».

    Самое известное стихотворение поэта ‑ «Дыр бул щыл», но существуют и другие произведения: «Железобетонные гири — дома», «Уехала», «Тропический лес», «В игорном доме», «Зима», «Смерть художника, «Русь» и другие.

    К основным темам творчества Хлебникова можно отнести:

    • тема любви;
    • тема языка;
    • творчество;
    • сатира;
    • тема еды.

    Велимир Хлебников

    Велимир Хлебников (1885 ‑ 1922 гг.) ‑ известный русский поэт, один из главных деятелей авангарда в России. Он прославился, прежде всего, тем, что был основоположником футуризма в нашей стране. Также не стоит и забывать, что именно благодаря Хлебникову начались радикальные эксперименты в области «творчества слова» и ранее упомянутой «зауми». Иногда поэта называли и «председателем земного шара». Основные труды ‑ это стихотворения, поэмы, сверхповести, автобиографические материалы и проза. К примерам футуризма в стихах можно отнести:

    • «Птичка в клетке»;
    • «Времыши ‑ камыши»;
    • «Из мешка»;
    • «Кузнечик» и другие.

    К поэмам:

    • «Зверинец»;
    • «Лесная тоска»;
    • «Любовь приходит страшным смерчем» и т.п.

    Сверхповести:

    • «Зангези»;
    • «Война в мышеловке».
    • «Николай»;
    • «Велик ‑ день» (Подражание Гоголю);
    • «Утёс из будущего».

    Автобиографические материалы:

    • «Автобиографическая заметка»;
    • «Ответы на анкету С. А. Вегнерова».

    Основные темы творчества В. Хлебникова:

    • тема революции и её прославление;
    • тема предопределения, рока;
    • связь времен;
    • тема природы.

    Имажинизм

    Имажинизм ‑ одно из течений русского авангарда, которое также появилось и распространилось в Серебряном веке. Понятие произошло от английского слова «image», что переводится как «образ». Данное направление является ответвлением от футуризма.

    Сначала имажинизм появился в Англии. Главными представителями были Эзре Паунд и Перси Уиндем Льюис. Лишь в 1915 году данное течение дошло до нашей страны. Но русский имажинизм существенно отличался от английского. По сути, от него осталось только название. Впервые русская публика услышала произведения имажинизма 29 января 1919 года в здании Всероссийского союза поэтов в Москве. Оно предусматривает, что образ слова возвышается над замыслом, идеей.

    Впервые термин «имажинизм» появляется в русской литературе в 1916 году. Именно тогда издается книга Вадима Шершеневича «Зеленая улица…»., в которой автор заявляет о появлении нового течения. Более обширного, чем футуризм.

    Так же, как и футуризм, имажинизм оказал влияние на живопись. Наиболее популярными художниками являются: Георгий Богданович Якулов (художник ‑ авангардист), Сергей Тимофеевич Конёнков (скульптор) и Борис Робертович Эрдман.

    Основные признаки имажинизма:

    • главенство образа;
    • обширное употребление метафор;
    • содержание произведения = развитие образа + эпитеты;
    • эпитет = сравнения + метафоры + антитеза;
    • стихотворения выполняют, прежде всего, эстетическую функцию;
    • одно произведение = один образный каталог.

    Сергей Есенин

    Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925 гг.) ‑ известный русский поэт, один из самых популярных представителей имажинизма, выдающийся творец крестьянской лирики. мы описали в эссе о его в вкладе в культуру серебряного века.

    За свою столь короткую жизнь он успел прославиться незаурядным творчеством. Его проникновенные стихотворения о любви, природе, русской деревне читал каждый. Но также поэт был известен тем, что являлся одним их основателей имажинизма. В 1919 году он вместе с другими поэтами ‑ В.Г. Шершеневичем и А.Б. Мариенгофом ‑ впервые рассказал обществу о принципах данного течения. Главной особенностью было то, что стихотворения имажинистов можно читать снизу вверх. При этом суть произведения не меняется. Но в 1922 году Сергей Александрович понимает, что это новаторское творческое объединение очень ограниченно, и в 1924 пишет письмо, в котором объявляет о закрытии группы имажинистов.

    Основные труды поэта (необходимо отметить, что далеко не все они написаны в стилистике имажинизма):

    • «Гой ты, Русь, моя родная!»;
    • «Письмо к женщине»;
    • «Хулиган»;
    • « Ты меня не любишь, не жалеешь…»;
    • «Мне осталось одна забава»;
    • Поэма « »;

    Главные темы творчества Есенина:

    • тема Родины;
    • тема природы;
    • любовная лирика;
    • тоска и духовный кризис;
    • ностальгия;
    • переосмысление исторических преобразований 20 века

    Анатолий Мариенгоф

    Анатолий Борисович Мариенгоф (1897 ‑ 1962 гг.) ‑ русский поэт-имажинист, драматург, прозаик. Вместе с С. Есениным и В. Шершеневичем основал новое направление авангардизма ‑ имажинизм. Прежде всего, он прославился своей революционной литературой, так как большая часть его произведений восхваляет это политическое явление.

    К основным трудам поэта можно отнести такие книги, как:

    • «Роман без вранья»;
    • « » (1991 году вышла экранизация этой книги);
    • «Бритый человек»;
    • «Бессмертная трилогия»;
    • «Анатолий Мариенгоф о Сергее Есенине»;
    • «Без фигового листочка»;
    • «Витрина сердца».

    К стихотворениям-примерам имажинизма:

    • «Встреча»;
    • «Кувшины памяти»;
    • «Марш революций»;
    • «Руки галстуком»;
    • «Сентябрь» и многие другие.

    Темы произведений Мариенгофа:

    • революция и её воспевание;
    • тема «русскости»;
    • жизнь богемы;
    • социалистические идеи;
    • антиклерикальный протест.

    Вместе с Сергеем Есениным и другими имажинистами поэт участвовал в создании выпусков журнала «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и книги «Имажинисты».

    Символизм

    ‑ течение, во главе которого стоит новаторский образ-символ, пришедший на смену художественному. Термин «символизм» произошёл от французского «symbolisme» и греческого «symbolon» ‑ символ, знак.

    Родоначальником этого направления принято считать Францию. Ведь именно там, в XVIII веке, известный французский поэт Стефан Малларме объединяется с другими поэтами для создания нового литературного течения. Затем символизм «перекочевал» в другие страны Европы, а уже в конце XVIII века пришел и в Россию.

    Впервые данное понятие появляется в произведениях французского поэта Жана Мореаса.

    К основным признакам символизма относятся:

    • двоемирие – разделение на реальность и иллюзорный мир;
    • музыкальность;
    • психологизм;
    • наличие символа как основа смысла и идеи;
    • мистические образы и мотивы;
    • опора на философию;
    • культ индивидуальности.

    Александр Блок

    Александр Александрович Блок (1880 ‑ 1921 гг.) ‑ известный российский поэт, один из самых главных представителей символизма в русской поэзии.

    Блок относится ко второму этапу развития этого течения в нашей стране. Он «младший символист», который воплощал в своих работах философские идеи мыслителя Владимира Сергеевича Соловьева.

    К основным работам Александра Блока можно отнести следующие примеры русского символизма:

    • «На железной дороге»;
    • «Фабрика»;
    • «Ночь, улица, фонарь, аптека…»;
    • «Вхожу я в темные храмы»;
    • «Девушка пела в церковном хоре»;
    • «Мне страшно с Тобой встречаться»;
    • «О, я хочу безумно жить»;
    • поэма « » и многое другое.

    Темы творчества Блока:

    • тема поэта и его места в жизни общества;
    • тема жертвенной любви, любви-поклонения;
    • тема Родины и осмысление ее исторической судьбы;
    • красота, как идеал и спасение мира;
    • тема революции;
    • мистические и фольклорные мотивы

    Валерий Брюсов

    Валерий Яковлевич Брюсов (1873 ‑ 1924 гг.) ‑ российский поэт — символист, переводчик. Один из самых известных представителей Серебряного века русской поэзии. Стоял у истоков русского символизма наряду с А.А. Блоком. Успех творца начался со скандала, связанного с моностихом «О, закрой свои бледные ноги». Затем, после публикаций еще более вызывающих произведений, Брюсов оказывается в эпицентре славы. Его приглашают на различные светские и поэтические вечера, а его имя становится настоящим брендом в мире искусства.

    Примеры стихов символиста:

    • «Все кончено»;
    • «В прошлом»;
    • «Наполеон»;
    • «Женщине»;
    • «Тени прошлого»;
    • «Каменщик»;
    • «Мучительный дар»;
    • «Облака»;
    • «Образы времени».

    Основные темы в творчестве Валерия Яковлевича Брюсова:

    • мистика и религия;
    • проблемы личности и общества;
    • уход в вымышленный мир;
    • история отечества.

    Андрей Белый

    Андрей Белый (1880 ‑ 1934 гг.) ‑ российский поэт, писатель, критик. Так же, как и Блок, Белый считается одним из самых известных представителей символизма в нашей стране. Стоит отметить, что творец поддерживал идеи индивидуализма и субъективизма. Он считал, что символизм представляет собой определённое миропонимание человека, а не просто течение в искусстве. Язык знаков он считал высшим проявлением речи. Также поэт придерживался мнения, что все искусство — это некий дух, мистическая энергия высших сил.

    Свои произведения он называл симфониями, среди которых «Драматическая», «Северная», «Симфоническая» и «Возврат». К известным стихотворениям можно отнести: «А вода? Миг ‑ ясна…», «Асе (Лазурь бледна»), «Бальмонту», «Безумец» и другие.

    Темы в творчестве поэта это:

    • тема любви или страсть к женщине;
    • борьба против мещанской вульгарности;
    • этические и моральные аспекты революции;
    • мистические и религиозные мотивы;

    Константин Бальмонт

    Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 ‑ 1942 гг.) ‑ российский поэт-символист, литературный критик и писатель. Прославился своей «оптимистической самовлюбленностью». По словам известного русского поэта Аннинского, он ставил важнейшие философские вопросы в своих произведениях. Главные работы поэта ‑ это сборники «Под северным небом», «Будем как солнце» и «Горящие здания» и всем известные стихотворения «Бабочка», «В синем храме», «Нет дня, чтоб я не думал о Тебе…». Это весьма показательные примеры символизма.

    Основные темы в творчестве Бальмонта:

    • возвышенное место поэта в обществе;
    • индивидуализм;
    • тема бесконечности;
    • вопросы бытия и небытия;
    • красота и таинственность окружающего мира.

    Вячеслав Иванов

    Вячеслав Иванович Иванов (1866 ‑ 1949 гг.) ‑ поэт, критик, драматург, переводчик. Он хоть и намного пережил расцвет символизма, все равно остался верен своим эстетическим и литературным принципам. Творец известен благодаря своей идее о дионисийском символизме (он был вдохновлен древнегреческим богом плодородия и вина Дионисом). В его поэзии преобладали античные образы и философские вопросы, поставленные древнегреческими философами вроде Эпикура.

    Основные труды Иванова:

    • «Александру Блоку»;
    • «Ковчег»;
    • «Вести»;
    • «Весы»;
    • «Современники»;
    • «Долина ‑ храм»;
    • «Небо живет»

    Темы творчества:

    • тайна природной гармонии;
    • тема любви;
    • тема жизни и смерти;
    • мифологические мотивы;
    • истинная природа счастья.

    Акмеизм

    Акмеизм ‑ последнее течение, которое составляло поэзию Серебряного века. Термин произошёл от греческого слова «acme», что значит рассвет чего-либо, вершина.

    Как литературное проявление, акмеизм образовался в начале XX века. Начиная с 1900 года, в квартире поэта Вячеслава Иванова в Петербурге стали собираться молодые поэты. В 1906 ‑ 1907 году небольшая группа отделилась ото всех и образовала «кружок молодых». Он отличался рвением отойти от символизма и образовать нечто новое. Также большой вклад в развитие акмеизма внесла литературная группа «Цех поэтов». В неё входили такие поэты, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Адамович, Владимир Нарбут и другие. Возглавляли «Цех..» Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Спустя 5 — 6 лет из этой группы отделилась ещё часть, которая и стала называть себя акмеистами.

    Акмеизм нашёл свое отражение и в живописи. Взгляды таких художников, как Александра Бенуа («Купальня маркизы» и «Венецианский сад»), Константина Сомова («Осмеянный поцелуй»), Сергея Судейкина и Леона Бакста (все они входили художественную группу конца XIX века «Мир искусств») были схожи с взглядами писателей-акмеистов. На всех картинах мы можем увидеть, как современный мир противостоит миру прошлому. Каждое полотно представляет собой некую стилизованную декорацию.

    Основные черты акмеизма:

    • отказ от идей символизма, противопоставление им;
    • возвращение к истокам: связь с прошлыми поэтами и литературными течениями;
    • символ больше не способ влияния/воздействия на читателя;
    • отсутствие всего мистического;
    • соединение физиологической мудрости с внутренним миром человека.
    • Стремление к простоте и предельной ясности образа, темы, стиля.

    Анна Ахматова

    Анна Андреевна Ахматова (1889 ‑ 1966 гг.) ‑ российская поэтесса, литературовед, переводчик. Она же номинант на Нобелевскую премию в области литературы. Как талантливую поэтессу, мир узнал ее в 1914 году. Именно в этом году вышел сборник «Чётки». Далее ее влияние в богемных кругах лишь усиливалось, а поэма « » обеспечила ей скандальную известность. В советском союзе критика не жаловала ее талант, преимущественно ее слава ушла в подполье, в самиздат, зато работы из под ее пера переписывались от руки и заучивались наизусть. Именно она покровительствовала Иосифу Бродскому на ранних этапах его творчества.

    К значимым творениям можно отнести:

    • «Я научилась просто, мудро жить»;
    • «Сжала руки над тёмной вуалью»;
    • «Я спросила у кукушки…»;
    • «Сероглазый король»;
    • «Я не любви твоей прошу»;
    • «А ты теперь тяжелый и унылый» и другие.

    Темами стихотворений можно назвать:

    • тема супружеской и материнской любви;
    • тема истинной дружбы;
    • тема сталинских репрессий и страдания народа;
    • тема войны;
    • место поэта в мире;
    • размышление о судьбе России.

    В основном лирические произведения Анна Ахматовой написаны в направлении акмеизма, но иногда наблюдаются и проявления символизма, чаще всего на фоне какого-либо действия.

    Николай Гумилев

    Николай Степанович Гумилев (1886 ‑ 1921 гг.) ‑ российский поэт, критик, прозаик и литературовед. В начале XX века он входил уже в известный вам «Цех поэтов». Именно благодаря этому творцу и его коллеге Сергею Городецкому и был основан акмеизм. Они возглавили это новаторское отделение от общей группы. Стихи Гумилева понятны и прозрачны, в них нет напыщенности и зауми, поэтому их до сих пор перепевают и воспроизводят на сценах и музыкальных дорожках. Он просто, но прекрасно и возвышенно говорит о сложных чувствах и мыслях. За свою связь с белогвардейцами был расстрелян большевиками.

    К основным трудам можно отнести:

    • «Жираф»;
    • «Заблудившийся трамвай»;
    • «Ещё не раз вспомните»;
    • «Из букета целого сирени»;
    • «Утешение»;
    • «Побег»;
    • «Я сам над собой смеялся»;
    • «Мои читатели» и многое другое.

    Основная тема поэзии Гумилева ‑ преодоление жизненных неудач и препятствий. Также им были затронуты философская, любовная, военная темы. Любопытен его взгляд на искусство, ведь для него творчество – всегда жертва, всегда надрыв, которому отдаешься без остатка.

    Осип Мандельштам

    Осип Эмильевич Мандельштам (1891 ‑ 1938 гг.) ‑ известный поэт, литературовед, переводчик и прозаик. Он является автором оригинальной любовной лирики, много стихов посвятил городу. Его творчество отличает сатирическая и явно оппозиционная направленность по отношению к действующей на тот момент власти. Он не боялся затронуть злободневные темы и задать неудобные вопросы. За свое едкое и оскорбительное «посвящение» Сталину он был арестован и осужден. Тайна его смерти в трудовом лагере остается нераскрытой до сих пор.

    Примеры акмеизма можно найти в его работах:

    • «Notre Dame»;
    • «Мы живем, под собою не чуя страны»;
    • «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»;
    • «Silentium»;
    • «Автопортрет»;
    • «Вечер нежный. Сумрак важный…»;
    • «Ты улыбаешься» и многое другое.

    Темы в творчестве Мандельштама:

    • красота Петербурга;
    • тема любви;
    • место поэта в общественной жизни;
    • тема культуры и свободы творчества;
    • политический протест;
    • поэт и власть.

    Сергей Городецкий

    Сергей Митрофанович Городецкий (1884 ‑ 1967 гг.) ‑ российский поэт ‑ акмеист, переводчик. Его творчество характеризует наличие фольклорных мотивов, он увлекался народным эпосом и древнерусской культурой. После 1915 года стал крестьянским поэтом, описывая нравы и быт деревни. Работая военным корреспондентом, он создал цикл стихов, посвященный геноциду армян. После революции занимался преимущественно переводами.

    Значимые произведения поэта, которые можно считать примерами акмеизма:

    • «Армения»;
    • «Береза»;
    • цикл «Весна»;
    • «Городок»;
    • «Волк»;
    • «Мое лицо ‑ тайник рождений»;
    • «Помнишь, вьюга налетала»;
    • «Сирень»;
    • «Снег»;
    • «Череда».

    Основные темы в стихотворениях Сергея Городецкого:

    • природное великолепие Кавказа;
    • тема поэта и поэзии;
    • геноцид армян;
    • тема революции;
    • тема войны;
    • любовная и философская лирика.

    Творчество Марины Цветаевой

    Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик. Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.

    Главные работы Цветаевой:

    • «Идешь, на меня похожий»;
    • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
    • «Тоска по Родине! Давно…»;
    • «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
    • «Я бы хотела жить с Вами»;

    Основные темы в творчестве поэтессы:

    • тема Родины;
    • тема любви, ревности, разлуки;
    • тема дома и детства;
    • тема поэта и его значимости;
    • историческая судьба отечества;
    • духовное родство.

    Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.

    Творчество Софии Парнок

    София Яковлевна Парнок (1885 ‑ 1933 гг.) ‑ российская поэтесса, переводчик. Известность она получила благодаря скандальной дружбе с известной поэтессой Мариной Цветаевой. Дело в том, что общению между ними приписывали что-то большее, чем приятельские отношения. Так же Парнок была удостоена прозвища «русская Сапфо» за свои заявления о праве женщин на нетрадиционную любовь и равные права с мужчинами.

    Основные труды:

    • «Белая ночь»;
    • «В земле бесплодной не взойти зерну»;
    • «Еще не дух, почти не плоть»;
    • «Люблю тебя в твоем просторе»;
    • «Как светел сегодня свет»;
    • «Гадание»;
    • «Слишком туго были сжаты губы».

    Главные темы в творчестве поэтессы – свободная от предрассудков любовь, духовная связь между людьми, независимость от общественного мнения.

    К определенному направлению Парнок не принадлежит. Она всю жизнь пыталась найти свое особенное место в литературе, не привязанное к определенному течению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

"…все и всегда были влюблены: если не в самом деле, то хоть уверяли себя, будто влюблены; малейшую искорку чего-то похожего на любовь раздували из всех сил", – писал о своих современниках-поэтах Владислав Ходасевич. И действительно – поэты Серебряного века жили в любви, дышали любовью. Их сложные взаимоотношения не позволяли заглушить самое важное – способность чувствовать, ощущать мир, таким противоречивым, какой он есть. Анна Ахматова и Николай Гумилев, Георгий Иванов и Ирина Одоевцева, Владимир Маяковский и Лиля Брик, Сергей Есенин и Айседора Дункан – читая эти любовные истории, в какой-то момент становится жутко от одной мысли, что человек может одновременно пережить, испытать столько неоднозначных эмоций.

Из серии: Кумиры. Истории великой любви

* * *

компанией ЛитРес .

Александр Блок

«Невозможное счастье»

«Я встретил впервые Блока весной 1907 года, в Петербурге. Высокий лоб, слегка вьющиеся волосы, прозрачные, холодноватые глаза и общий облик – юноши, пажа, поэта. Носил он низкие отложные воротнички, шею показывал открыто – и это ему шло. Стихи читал со своим оттенком, чуть гнусавя и от слушающих себя отделяя – холодком. Сам же себе туманил, как бы хмелел», – писал о поэте Александре Блоке Борис Зайцев (писатель и переводчик).

Александр Блок родился в Петербурге 16 (28) ноября 1880 года. С самого рождения его окружали бабушка, прабабушка, тетки, няни… Безграничное обожание. Друзья утверждали, что дороже матери он не знал никого: узы, соединявшие их, никогда не рвались, как и взаимная заботливость, а порой беспокойство. Для Блока отношение к каждой женщине было отголоском той «незащищенности» и юношеской нежности, которая так естественно выражалась в детском стихотворении, написанном в 5 лет:

Зая серый, зая милый,

Я тебя люблю.

Для тебя-то в огороде

Я капустку и коплю, -

а спустя годы, возможно, привело к ощущению ранимости и опустошенности.

В 1897 году Блоку исполнилось семнадцать лет, он отправился с матерью в Бад-Наугейм, водный курорт в Германии. Он был очень хорош собой, задумчив и молчалив, несколько старомоден. Ему, кстати, никогда не была свойственна любознательность, жажда знаний. Его мало увлекали чужие мысли – скорее собственные чувства. В Германии он познакомился с Ксенией Садонской, замужней красивой женщиной. В приятной обстановке светского курорта он пережил свою первую любовь. Однако юношеские стихи Блока – часто банальные, слишком мечтательные. И только к 1898 году он открыл для себя поэзию Владимира Соловьева, неразрывно связанную с образом Вечной Женственности.

Ко времени своей встречи с Любовью Менделеевой (дочерью знаменитого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева) Блок был сильно увлечен мистическими учениями. Однажды, будучи в состоянии близком к трансу, он увидел на улице ее, шедшую от Андреевской площади. Блок направился вслед за ней, стараясь оставаться незамеченным. Потом он описал эту прогулку в зашифрованном стихотворении «Пять изгибов сокровенных» – о пяти улицах Васильевского острова, по которым она шла. Потом еще одна случайная встреча – на балконе Малого театра. Для любого мистика совпадения не являются просто случайностью, они – проявление божественной воли. В ту зиму Блок бродил по Петербургу в поисках великой любви.

Реальный образ любимой девушки был им идеализирован и слился с соловьевским представлением о Вечной Женственности. Это проявилось в его произведениях, собранных потом в сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Такое слияние земного и божественного в любви к женщине не было изобретением поэта – и до него существовали трубадуры, Данте, Петрарка, немецкий романтик Новалис. Но только Блоку удалось действительно соединиться со своей возлюбленной – и на своем опыте понять, к какой трагедии это может привести.

Сама Любовь Дмитриевна, в отличие от своего идеализированного образа, была человеком трезвым и уравновешенным. Поговаривали даже, что она была хоть и красивой, но «слишком заурядной». Она так и осталась чужда мистике и отвлеченным рассуждениям и по своему складу характера была абсолютной противоположностью мятущемуся Блоку. Когда тот пытался привить ей свои понятия о «несказанном», могла хладнокровно заметить: «Пожалуйста, без мистики!» (О любимом слове поэта не могла умолчать и известная поэтесса, умная, едкая Зинаида Гиппуис: «Хотелось притянуть „несказанное“ за уши и поставить его на землю!») В общем, Блок оказался в досадном положении: Любовь Дмитриевна, та, кого он сделал героиней своей мифологии, отказывалась от предназначенной ей роли. Так продолжалось до ноября 1902 года.

В ночь с 7 на 8 ноября курсистки устраивали в зале Дворянского собрания благотворительный бал. Любовь Дмитриевна пришла с двумя подругами, в парижском голубом платье. Как только Блок появился в зале, он, не раздумывая, направился к тому месту, где она сидела. После бала он сделал ей предложение.

В Главном здании университета на Менделеевской линии и поныне располагается небольшая университетская церковь. Здесь обручился Александр Блок. Молодой поэт с детства жил в ректорском домике, а когда решил жениться, писал прошение на имя ректора, своего дедушки: «Честь имею покорнейше просить ваше превосходительство о разрешении мне вступить в брак с Любовью Менделеевой. Студент второго курса историко-филологического факультета Александр Блок».


В январе 1904 года, через полгода после свадьбы, молодые супруги переехали в Москву. Всем они казались дружной парой. Однажды изящная юная дама и кудрявый молодой человек с «крепко стянутой талией» позвонили в дверь квартиры, где жил поэт Андрей Белый с матерью. Истинный петербуржец, светский, несколько заторможенный Блок был введен в гостиную, где, ненужно суетясь, подпрыгивая, весь изгибаясь, то вырастая, то на глазах уменьшаясь, их шумно приветствовал Белый. После целого года постоянной переписки, двух лет, в течение которых они обменивались стихами, поэты сразу же стали ближайшими друзьями, духовными «братьями». По старинному обычаю, они даже обменялись рубашками, и теперь Белый расхаживал в расшитой лебедями красивой сорочке, которую Любовь Дмитриевна вышила для мужа. Она же оказалась центром обоюдного внимания. В малейших ее поступках оба друга усматривали пророческий смысл. Была ли она сегодня в красном? Сменила ли прическу? Вообще, в Любовь Дмитриевну влюблялись все поэты, поддерживая культ Вечной Женственности и того образа, который Блок создал собственными стихами.

Андрей Белый отличался редкой непосредственностью. Просто и трезво он признавался в собственных грехах, осознавал свою главную слабость – неумение сказать «да» или «нет». А также торопился признаться Блоку в своих чувствах к Любови Дмитриевне. Атмосфера сгущалась. Гармония нарушилась, но дружба не распалась. Прошло лето. Перед отъездом Андрей Белый с бесконечными объяснениями изливал душу. Все, что мог посоветовать Блок, – поскорее покончить с влюбленностью. Так считала и Любовь Дмитриевна. Белый пообещал.

А Блоку уже было двадцать шесть лет. В его письмах, стихах, статьях сквозила постоянная тоска. Невзрачные шахматовские пейзажи, грязные перекрестки Петербурга служили щемящим фоном его новым стихам. В этом угаре он встретил другую женщину, Незнакомку, – на сей раз доступную, которую каждый мог видеть, прикасаться, любить. Блок не на шутку увлекся Натальей Волоховой, актрисой театра Мейерхольда. «Снежная маска» и «Фаина» – стихи, посвященные ей.

Блок вновь и вновь увлечен. О своих женщинах он откровенно, даже в чем-то по-детски, писал матери: «Мама… я провел необычайную ночь с очень красивой женщиной… Я же, после перипетий, очутился в 4 часа ночи в какой-то гостинице с этой женщиной, а домой вернулся в девятом». С 1906 года Блок часто посещал «субботы» в театре Комиссаржевской, а Любовь Дмитриевна получила ангажемент, выступала с частью труппы в провинции. Блок написал «Балаганчик», свою первую пьесу, в которой Прекрасная Дама уже сделана из картона, а печальный Пьеро ждет свою Коломбину, которую отнимает у него Арлекин. Теперь Блок и Любовь Дмитриевна жили «каждый своей особой жизнью». Вечера встреч в их доме, однако, продолжались, но уже были лишены прежнего очарования. Блок часто оказывался рассеян, нередко пьян, посещения Белого его не радовали, семейная жизнь разладилась. Любовь Дмитриевна признавалась Белому, что «многое перенесла в предыдущем году, и что не знает сама, как уцелела». Блок же с горечью говорил о том, что «они перешли рубикон». Презирая старомодные условности, Любовь Дмитриевна и Наталья Волохова отлично ладили между собой, даже откровенно признавались, что они хорошие подруги. Провинциальному москвичу Белому это совершенно не нравилось, он считал, что Блок превратил свою жизнь в театр. Белый и Блок часто ссорились, 1906 – 1907 годы – время постоянных разладов и примирений, Белый однажды даже вызвал друга на дуэль, затем потребовал объяснений, чтобы простить и получить прощение.


Озерки… Озерки – один из исторических районов Петербурга и поныне, сейчас весьма благоустроенный, с одноименной станцией метро. Но в начале XX века в этом месте располагался лишь скромный дачный поселок, где не было даже железнодорожной станции. А между тем именно здесь часто прогуливался Александр Блок. Из письма поэта, написанного летом 1911 года: «Вдруг увидел афишу в Озерках: цыганский концерт. Почувствовал, что здесь – судьба… – я остался в Озерках. И действительно, они пели, бог знает что, совершенно разодрали сердце; а ночью в Петербурге под проливным дождем на платформе та цыганка, в которой, собственно, и было все дело, дала мне поцеловать руку – смуглую, с длинными пальцами – всю в броне из колючих колец. Потом я шатался на улице, приплелся мокрый в „Аквариум“, куда они поехали петь, посмотрел в глаза цыганке и поплелся домой».

И гортанные звуки

Понеслись,

Словно в серебре смуглые руки

Обвились…

Бред безумья и страсти,

Бред любви…

Невозможное счастье!

В России век девятнадцатый стал веком трагических судеб, а двадцатый – веком самоубийств и преждевременных смертей. Нет среди русских поэтов спокойных лиц. Кто умер от разрыва сердца, кто от пули. Кондратий Рылеев был повешен. На пороге смерти в семидесятилетнем возрасте Афанасий Фет пытался распороть себе живот. Аполлон Григорьев погиб от нищеты и пьянства. По словам Нины Берберовы, «пьянство Блока разительно отличалось от григорьевского. Григорьев пил горькую, чтобы забыть свою бедность. У Блока же голова всегда оставалась ясной. Его разрушало не вино, а отчаяние. В его стихах, письмах, статьях, дневниках и даже фотографиях сквозит постоянно нарастающая, смертная, неотступная тоска, словно все двадцать четыре года его жизни были постоянным душевным надрывом. Cмолк его смех, исчезла и улыбка».

Символизм, как и другие направления в поэзии и литературе начала XX века, создавал новую модель жизни и культуры, но «парадокс заключался в том, что эта же культура свидетельствовала о погружении века во тьму». Поэты страдали, ощущая гибель, при этом принимали гибель, как и трагическое ощущение себя «последними в ряду». По словам Блока, «был человек – и не стало человека, осталась дрянная вялая плоть и тлеющая душонка». Возможно, это объяснялось и тем, о чем Анна Ахматова написала в стихах 1911 года «Я пришла сюда, бездельница…». «Тайномудрое безделье», грандиозное метафизическое безделье – обратная сторона поэзии. Впрочем, разве не является подобное признание себя поэтами отчаянным криком о себе самих, самоотверженно принесших себя в жертву своему искусству? Задача, которая ставилась символистами, грандиозна по своим масштабам – не только привнести новое направление в стихосложении, а изобрести систему символов, которая бы воссоздавала действительность не словами, а мифами, обращалась к религии, искала смыслы в иных сферах.

Любовь Дмитриевна все больше времени проводила на гастролях. В редкие свободные дни она приезжала в Петербург, где ее ждал муж. Он готовился, покупал цветы, «наводил порядок в своей душе». Его жена появлялась оживленная, до ночи они болтали, весело ужинали. Но иногда он ждал напрасно. «В моей жизни все время происходит что-то бесконечно тяжелое. Люба опять обманывает меня», – писал в этом время Блок. В годы ее отсутствия он часто бывал в Театре музыкальной драмы. Здесь он познакомился с Любовью Дельмас. Высокая, худощавая, с рыжими волосами, зелеными глазами, необыкновенной осанкой. Блок влюбился в нее с первого взгляда, посвятил певице «Кармен» – одну из частей третьей книги стихотворений. Эта любовь была непохожа на прежние увлечения Блока. Если с Натальей Волоховой – цыгане, безумства, музыка, разрыв (они разошлись даже не попрощавшись), то теперь вместо безумных страстей – преданная дружба, мирные прогулки, тихие вечера.


В июле 1916 года Блока призвали в армию. Километрах в десяти от фронта он командовал подразделением саперов. Затем – революция. Любовь Дмитриевна была с ним, но он по-прежнему чувствовал себя все более потерянным, стареющим. А женщины восхищались им по-прежнему. Дельмас навещала его, приятельницы, незнакомые дамы писали письма. Каждую ночь странные женские тени маячили под окнами. Но они уже мало его интересовали. «Л. Дельмас прислала Любе письмо и муку́, по случаю моих завтрашних именин. Да, личная жизнь превратилась уже в одно унижение, и это заметно, как только прерывается работа», – писал Блок.

В эпоху разрухи и смерти он в чем-то остался самим собой. По словам современников, он заставил себя услышать даже «музыку революции», а его новой дамой сердца стала уже Россия. В поэме «Двенадцать» Блок со странным рвением описывает не только солдат (которые в то время действительно маршировали по улицам, крушили, убивали, насиловали), а «ставит впереди них» все тот же «женственный призрак» – Иисуса Христа. «В белом венчике из роз – впереди – Исус Христос», – заканчивается поэма. Зинаида Гиппиус, со свойственной ей проницательностью, считала, что Блок «даже не понимал кощунства своей поэмы», «ему даже нельзя было поставить это в вину». Многие современники были настолько возмущены революционной лирикой Блока, что перестали с ним здороваться. Увидев Зинаиду Гиппиус в трамвае, Блок спросил: «Подадите ли вы мне руку?» «Лично – да. Только лично. Не общественно», – ответила она.

Были и другие мнения насчет поэмы. Борис Зайцев, например, писал:

«Появление Христа, ведущего своих двенадцать апостолов-убийц, Христа не только „в белом венчике из роз“, но и с „кровавым флагом“ – есть некоторое „да“. Можно так рассуждать: идут двенадцать разрушителей старого (и грешного), тоже грешные, в крови, загаженные. Все же их ведет – хоть и слепых – какой-то дух истины. Сами-то они погибнут, но погибнут за великое дело, за освобождение „малых сих“ – и Христос это благословляет. Он простит им кровь и убийства, как простил разбойника на кресте. Поэтому им „да“ и „да“ их делу. Чем не мысль и чем не тема для поэмы?»

Владислав Ходасевич вспоминал, как Блок присутствовал на одном из вечеров, в «Доме литераторов», где устроили чествования в память Пушкина. Речам предшествовали краткие заявления разных организаций о том, в какой форме предполагают они в будущем отмечать Пушкинские дни. В числе делегатов явился и официальный представитель правительства, некий Кристи, по должности – заведующий так называемым академическим центром. Когда ему предоставили слово, он встал, покраснел и произнес следующее: «Русское общество не должно предполагать, будто во всем, что касается увековечения памяти Пушкина, оно не встретит препятствий со стороны рабоче-крестьянской власти». По залу пробежал смех. Блок поднял лицо и взглянул на Кристи с кривой усмешкой. Свое вдохновенное слово о Пушкине он читал последним. Ходасевич вспоминал, что на нем был черный пиджак поверх белого свитера с высоким воротничком. Весь жилистый и сухой, с обветренным красноватым лицом он был похож на рыбака. Говорил глуховатым голосом, отрубая слова, засунув руки в карманы. Повернув голову в сторону Кристи, Блок отчеканил: «Чиновники суть наша чернь, чернь вчерашнего и сегодняшнего дня». Побелевший Кристи ерзал на стуле, а перед уходом громко сказал: «Не ожидал я от Блока такой бестактности». По мнению же Ходасевича, «в устах Блока речь прозвучала не бестактностью, а глубоким трагизмом, отчасти покаянием. Автор „Двенадцати“ завещал русскому обществу и русской литературе хранить последнее пушкинское наследие – свободу, хотя бы „тайную“. И пока он говорил, чувствовалось, как рушится стена между ним и залом. В овациях, которые его провожали, была просветленная радость, которая всегда сопутствовала примирению с любимым человеком».

В своей пушкинской речи, ровно за полгода до смерти, Блок говорил: «Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и воля тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. И поэт умирает, потому что дышать ему больше нечем: жизнь потеряла смысл».

Блок был исключительно правдив, говорили даже, что от него «несло правдой». Окружающая жизнь была для него, по словам современников, недосказана, не закончена, непонятна. Возможно, именно поэтому он изобрел свой собственный язык, смысл которого не в словах, а «между словами или около них».

Александр Блок пользовался огромным уважением и влиянием у поэтов-современников. Сергей Есенин просил его рекомендаций в литературный мир, Георгий Иванов постоянно одалживал деньги, многие останавливался в его доме. Русские поэты боготворили его творчество.


Последние годы жизни Блока были страшными. Он тяжело болел. Как говорили современники, казалось, что ему «не хватало воздуха». Как будто после «Двенадцати» наступила тьма и пустота. В одно из выступлений (в коммунистическом Доме печати) ему прямо кричали: «Мертвец! Мертвец!» – после чего он прожил уже недолго. В августе 1921 года на Никитской, в окне Лавки писателей, появился траурный плакат: «Скончался Александр Александрович Блок. Всероссийский Союз писателей приглашает на панихиду в церкви Николы на Песках, к 2.30 часа дня». По словам Бориса Зайцева, «этот плакат глядел на юг, на солнце. На него с улицы печально взирали барышни московские».

По иронии судьбы, вернее, по божественному умыслу, наверное, имя Блока связано с самым светлым, чистым, красивым в русской поэзии. Его образ так и остался странной, загадочной, трагической тенью, какими и были его стихи.

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке,

Одно-единственное движенье губ,

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое – ах, нельзя! -

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим – сон глубок.

Марина Цветаева

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Любовь поэтов Серебряного века (Нина Щербак, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -