Психология включает термины, которые определяют важные мыслительные и психические процессы. Забывание - один из таких процессов, который обычно путают с забывчивостью. Часто он несет отрицательную нагрузку, однако, это далеко не то же самое - так как сравнивать их нельзя. Процесс этот необходим, чтобы наш мозг мог правильно функционировать и работать, ведь перегрузка памяти чревата отрицательными последствиями, поэтому наряду с запоминанием параллельно происходит и процесс забывания.

Эббингауз о забывании

Немецкий психолог Герман Эббингауз в XIX веке открыл закономерность, с которой человек забывает. Благодаря экспериментам, которые психолог проводил всю жизнь, было установлено что процесс поддаётся конкретному закону. Кривая забывания Эббингауза и сейчас используется в современной психологии.

В ходе экспериментов выяснилось, что лучше человек запоминает информацию или материал, который располагается в начале и конце. Психолог экспериментировал с набором бессмысленных слов и отрывками из художественных произведений. И пришел к выводу, что осмысленная информация удерживается в памяти дольше и запоминается лучше, чем материал, не несущий никакой смысловой нагрузки.

Зависимость от характера информации и действий человека

Мы лишаемся способности воспроизводить и вспоминать усвоенную информацию - характер такой потери может быть мгновенный, но кривая эксперимента говорит, что он может идти и постепенно. Факторы, влияющие на забывание, различны (с одной стороны, зависят от качества, объема информации, с другой - от действий самого запоминающего) :

  1. характер и содержание полученных сведений (кривая забывания показывает, что бессмыслица забывается почти мгновенно);
  2. объем;
  3. частота использования полученной информации (чем чаще нужны конкретные данные, тем лучше мы запоминаем);
  4. эмоциональность (отрицательные события, факты часто более весомы и важны, чем положительные).

Причины забывания (о последних в психологии единого мнения нет - теории забывания разные, основанные на различных причинах):

  1. Отсутствие подкрепления информации. В психологии процесс носит названия угасания навыка.
  2. Вытеснение (такого мнения придерживаются некоторые направления психотерапии, например, психоанализ - согласно психоаналитической теории, это результат работы защитных механизмов человека, которые стремятся оградить его личность от отрицательных воспоминаний, представляющих угрозу для психического состояния).
  3. Согласно когнитивному подходу, причины забывания и процесс механизма зависят от вида памяти . Те, кто поддерживают эту теорию, выделяют три вида:
    • очень непродолжительная (сенсорно-информационная, материал забывается почти тут же впоследствии быстрых процессов нервного распада);
    • кратковременная (ограниченная, объем запоминаемого зависит от повторения последнего);
    • долговременная (ничем не ограничена).

Прочитанный материал начинает забываться уже практически сразу после чтения. Кривая забывания, которую выстроил Эббингауз в ходе многочисленных экспериментов, свидетельствует, что процесс идет неравномерно. Механически заученная информация забывается в течение первого дня (человек теряет 50 процентов материала), потом процесс этот замедляется. Спустя неделю он практически прекращается. К концу месяца у человека в памяти, согласно теории забывания, остается только пятая часть полученного месяц назад материала.

Осмысленность и повторение против забывания

Законы забывания, согласно экспериментам Эббингауза, свидетельствуют об обратных действиях, которые помогают запоминанию материала. Выше мы говорили, что информация без подкрепления (бессмыслица, негодная, пустая, сведения, которые ни разу не понадобилась) забудется быстрее, чем та, что несла смысловую или эмоциональную нагрузку для человека. Также большие объемы материала не способствуют быстрому сохранению в памяти.

Получаемые данные и процессы забывания и запоминания похожи на принятие пищи. Тщательно разжеванная еда, принимаемая небольшими порциями (осмысленно и не спеша), встроится в ткани организма эффективнее, чем наспех проглоченных кусок, который еще и имеет привычку застревать поперек горла.

Человек, «поглощающий» информацию осмысленную, забывает иначе - медленнее. Если заученный материал периодически повторять, он усвоится еще лучше, а забывание практически прекратится.

Интересный феномен - закон реминисценции . Это явление, ещё малоизученное в психологии - самопроизвольное внезапное восстановление забытых фактов, событий в памяти индивида. Как и по каким причинам оно происходит ещё неясно.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Можно выделить grosso modo две основные теории забывания (Ограниченные рамками данной главы, мы не имеем возможности in extenso и даже в общих чертах рассмотреть различные существующие теории. Для более углубленного изучения читатель может обратиться к специальным работам Мак-Геч и Айриона (1952), Хилгарда (1956) и Осгуда (1953). Монография ГомулисКи (1953) дает представление об истории развития учения о мнемических следах, начиная с античности и до наших дней ). Согласно первой, забывание - результат инактивации нейрофизиологических механизмов, лежащих в основе научения. Отсутствие упражнения является в таком случае главной причиной исчезновения мнемических следов, то есть органического субстрата памяти. Забывание в этом случае будет носить спонтанный характер: усвоенные ответы и соответствующие им связи, не активизируясь под воздействием повторяющейся стимуляции, с течением времени постепенно ослабляются. Основываясь на результатах экспериментальных психологических исследований, Кейсон (1924) и Мак-Геч (1932) высказали в адрес этой теории, сторонником которой в США был Торндайк (1921) (Именно в этом заключается основной смысл закона упражнения Торн-дайка: "Если в течение некоторого времени связь между ситуацией и ответом, имеющая изменчивый характер, не возобновляется, интенсивность этой связи ослабевает, и поэтому при прочих равных условиях вероятность возникновения связанного с ситуацией ответа уменьшается". ), ряд серьезных возражений. Основным недостатком теории эти авторы считают то, что она не может объяснить всех фактов забывания: запомненный материал может длительное время сохраняться без каких-либо изменений и при отсутствии упражнения, иногда отмечается даже улучшение памяти (явление реминисценции), и наряду с этим при ухудшении сохранения мнемических ответов забывание может объясняться не только инактивацией, но и некоторыми другими факторами.

Однако эти критические замечания, подчеркивая ограниченность данной гипотезы и возможность существования других механизмов забывания, отнюдь не умаляют ее достоинств. Несмотря на многочисленные исследования этой проблемы, проведенные за последние 90 лет, ни одна психологическая концепция до сих пор не в состоянии дать исчерпывающего объяснения изменений памяти во времени. При современном состоянии наших знаний процесс исчезновения биофизиологических следов научения не кажется a priori несовместимым с процессами торможения, реактивации или сохранения, ускоряющими или замедляющими исчезновение мнемического следа. Большинство современных нейрофизиологов и психологов, занимающихся этой проблемой, вовсе не отрицают подобной возможности.

Вторая концепция основывается на том, что забывание является результатом активных процессов, приводящих к уменьшению вероятности сохранения мнемических ответов. В рамках этой общей концепции следует различать две группы теорий. Одну из них составляют психологические теории, разработанные на уровне поведения: таковы, например, неоассоцианистские теории, объясняющие забывание по преимуществу внутренними интерференциями заучиваемого материала или деятельности, выполняемой до (проактивная интерференция) или после (ретроактивная интерференция) заучивания. Другие теории являются психофизиологическими, в них делается попытка на основании наблюдаемых поведенческих реакций сделать вывод о характере нейрофизиологических процессов, лежащих в основе памяти; учитывая современное состояние нейрофизиологических знаний в интересующей нас области исследования, можно сказать, что большинство этих теорий является недостаточно обоснованными, и тем не менее одна из них, а именно теория Мюллера и Пильцекера (1900), заслуживает внимания. Мы рассмотрим основные гипотезы, относящиеся к вышеупомянутым концепциям.

А. Психологические теории интерференции

а) Теория конкурирующих ответов. Теория Мак-Геч, модифицированная Мелтоном и Ирвином (1940), исходит из того, что эффекты интерференции - и, следовательно, забывания - объясняются исключительно конкуренцией ответов, относящихся к двум разновидностям запоминаемого материала. Эта конкуренция может возникать на двух уровнях:

1) В ситуации ретроактивной интерференции в момент воспроизведения и повторного заучивания первого задания А будут наблюдаться включения (intrusions) ответов, относящихся ко второму заданию Б и вытесняющих тем самым правильные мнемические ответы. Этими включениями объясняется одна часть воздействия ретроактивной интерференции. Аналогичным образом проактивную интерференцию можно объяснить появлением ответов, относящихся к предварительному заданию Б, в момент воспроизведения и повторного заучивания главного задания А.

2) В ситуации ретроактивной интерференции при заучивании второго задания Б всегда будут наблюдаться ответы, относящиеся к первому заданию А; поскольку эти ответы не являются в данном случае правильными, они не подкрепляются. Не подкрепление этих ответов способствует их торможению и уменьшает тем самым вероятность последующего припоминания этих ответов. Этим феноменом объясняется другая часть ретроактивной интерференции; в проактивной интерференции он не играет никакой роли (Логически следовало бы ожидать, что если пробы располагаются в порядке БАА (ситуации проактивной интерференции), то появление при заучивании основного задания А ответов, относящихся к интерферирующему заданию Б, должно было бы вызывать одновременно и торможение ответов Б. Однако в данном случае тормозятся именно интерферирующие ответы, что уменьшает вероятность их последующего появления, то есть в момент воспроизведения ответов А. И следовательно, этот феномен способствует уменьшению общей величины проактивной интерференции ).

Эти два вида включений были установлены экспериментально. Изучая ретроактивную интерференцию, Мак-Кинни и Мак-Геч (1935) показали, что влияние промежуточного задания Б на воспроизведение первоначального задания А проявляется значительно сильнее, чем влияние первоначального задания А на заучивание промежуточного задания Б.

Включения первого типа (Б -> воспроизведение А) позволяют объяснить лишь сравнительно небольшую часть забывания, обусловленного ретроактивной интерференцией (в упоминавшемся опыте - 25%). При изменении степени заучивания промежуточного материала Б количество таких включений возрастает, очень быстро достигая максимума, а затем уменьшается, по мере того как критерий усвоения задания Б становится все более и более строгим (Мелтон и Ирвин, 1940; Тьюн и Андервуд, 1943; Андервуд, 1945), однако при этом общая величина ретроактивной интерференции продолжает возрастать, уменьшаясь иногда лишь при избыточном заучивании материала Б (см. стр. 310). Такое расхождение между суммарной ретроактивной интерференцией и числом наблюдаемых ее проявлений, способных замещаться правильными мнемическими ответами, ставит определенную проблему перед теоретиками, которые склонны были допустить, что действительно наблюдаемые включения являются лишь частью общего числа включений, остальную же ее часть составляют имплицитные проявления ретроактивной интерференции (ответы, относящиеся к заданию Б, хотя и припоминаются субъектом, однако не называются вследствие того, что он считает их неправильными).

Включения второго типа (А -> заучивание Б) проявляются при первых пробах заучивания промежуточного материала Б; они немногочисленны и быстро исчезают (Тьюн и Андервуд, 1943; Осгуд, 1948). Ряд экспериментальных исследований (Мелтон и фон Лаккум, 1941; Мак-Геч и Андервуд, 1943; Андервуд, 1945; Бугельский, 1948) позволяет предположить, что эти включения объясняются торможением, возникающим вследствие отсутствия подкрепления.

Мелтон и Ирвин (1940) утверждают, что этот процесс, называемый ими "фактор X", лежит, по всей видимости, в основе той части ретроактивной интерференции, которая не может быть объяснена возникновением эксплицитных включений в момент испытания памяти. Однако, принимая во внимание незначительное количество и непостоянство таких включений, механизм этот играет, по-видимому, лишь второстепенную роль.

б) Теория генерализации - дифференциации. Достоинством теории конкуренции ответов является то, что она помогает понять сущность психологических процессов, действительно возникающих при ретроактивной интерференции, однако эта теория не может объяснить всю совокупность фактов, собранных к настоящему времени по данной проблеме. Определенным шагом вперед является в этом плане теория Гибсон (1940) не только потому, что она лучше концептуализирована, но также и потому, что она обладает большими прогностическими возможностями в отношении экспериментальных фактов.

В этой теории делается попытка объяснить явления заучивания и сохранения рядов, состоящих из последовательных стимулов или пар типа S-R, по аналогии с обусловливанием, при помощи понятий генерализации и дифференциации (см. гл. XI). Данная концепция объясняет возможность возникновения интерференции между стимулами, относящимися к одному или нескольким различным заданиям, прежде всего степенью взаимного сходства этих стимулов: эта возможность тем больше, чем сильнее сходство между стимулами, и она уменьшается при ослаблении последнего. Вероятность возникновения интерференции объясняется при помощи понятия генерализации.

Второй принцип теории - принцип дифференциации - используется для объяснения исчезновения эффектов генерализации. Чем продолжительнее упражнение, тем лучше дифференцируются заучиваемые стимулы. Точно так же, чем выше степень заучивания одного задания (предшествующего или последующего) по сравнению с конкурирующим, тем лучше это задание дифференцируется от другого.

Также по аналогии с обусловливанием эта теория исходит из того, что после окончания упражнения эффекты дифференциации будут уменьшаться под влиянием "самопроизвольного восстановления" эффектов генерализации, причем скорость последнего зависит от величины эффектов генерализации во время заучивания.

Применение этих гипотез к только что рассмотренным нами явлениям научения и памяти позволило сделать предположение о существовании следующих нашедших экспериментальное подтверждение закономерностей:

1. Чем сильнее сходство между стимулами ряда, тем большего времени потребует его заучивание и тем хуже будет его последующее сохранение. Стимулы, ранее уже использовавшиеся субъектом (например, слова), будут запоминаться быстрее, чем новые (слоги), поскольку в отношении этих стимулов уже достигнута определенная степень их дифференциации.

2. Если запоминаемые ряды состоят из последовательных элементов, то воспроизведение материала А при ретроактивной или проактивной интерференции будет ухудшаться в обратной зависимости от степени сходства между стимулами материала А и интерферирующего материала Б.

Однако обусловленный сходством стимулов эффект генерализации не всегда оказывает отрицательное влияние на мнемические процессы. Так, например, в случае ретроактивной интерференции, когда заучиваются ряды попарно организованных элементов S-R, можно предположить, что:

3. Если стимулы двух заданий обладают большим сходством, а ответы идентичны, то эффект генерализации будет способствовать сохранению первого задания А вследствие тенденции субъекта давать на стимулы этого задания А ответы, которые он только что давал на стимулы задания Б. В этом случае мы будем иметь дело уже не с ретроактивной интерференцией, а с эффектом облегчения, тем сильнее выраженным, чем больше степень сходства между стимулами.

4. И наоборот, руководствуясь теми же соображениями, можно предположить, что, когда стимулы сходны, а ответы различны, будет возникать ретроактивная интерференция, возрастающая с увеличением сходства стимулов.

Наряду с этим данная теория позволяет точно предвидеть эффекты, связанные с относительной продолжительностью выполнения основного и интерферирующего задания. Другие положения этой теории касаются изменения интерференции во времени, однако весьма противоречивые результаты, полученные в проводившихся до сих пор исследованиях, не дают возможности высказать определенное мнение по существу этого специфического аспекта данной проблемы.

в) Границы применения психологических теорий интерференции. Только что рассмотренная нами в общих чертах теория генерализации и дифференциации отнюдь не несовместима с теорией конкурирующих ответов. Она, скорее, дополняет эту последнюю, конкретизируя условия возникновения явлений конкуренции между ответами. В качестве теоретической модели теория генерализации и дифференциации сохраняет свою значимость при экспериментальном изучении процессов интерференции, относящихся к тому уровню реальности, для которого эта теория предназначалась, и в этом плане она могла бы быть дополнена положениями о явлениях генерализации и дифференциации, распространяющихся на континуум ответов (Современную оценку теории Гибсон можно найти в работе Кофера, (1961), в главе 8, написанной Андервудом; в главе 7, написанной Постманом, дается изложение современного состояния теорий интерференции ). Однако объяснительные возможности этой теории применительно к более высоким уровням поведения остаются весьма проблематичными. В самом деле, представляется маловероятным, чтобы мнемические процессы более высокого уровня организации - например, запоминание событий или идей, теорий - можно было в конечном счете свести к элементарным формам классического обусловливания.

И наконец, являясь последовательно бихевиористской, эта теория, с одной стороны, не принимает во внимание мнемическую деятельность субъекта в ситуации заучивания (перцептивная, ассоциативная, логическая организация запоминаемого материала) и последующее влияние этой деятельности на мнемические процессы и, с другой стороны, объясняет забывание исключительно явлениями интерференции, отрицая тем самым влияние психофизиологических факторов на эффективность и изменения мнемических-процессов (Полезно напомнить в этой связи, что основоположник теории конкурирующих ответов Мак-Геч считала забывание преимущественно результатом влияния процессов, связанных с ретроактивной интерференцией. Однако многие другие исследователи, развивающие ее идеи, не смогли удовлетворительным образом объяснить забывание только на основе ретроактивной интерференции. В связи с этим Андервуд (1957) сделал попытку по-другому сформулировать эту проблему, предположив, что главной причиной ошибок памяти является проактивная интерференция. В самом деле, вероятность того, что интерферирующие ответы будут относиться к одной и той же совокупности наличных (disponibles) ответов, усвоенных и уже использовавшихся субъектом в прошлом, статистически гораздо выше, чем вероятность влияния, по-видимому, довольно незначительного количества новых ответов, усваиваемых субъектом a posteriori, то есть за сравнительно короткий промежуток времени, отделяющий в лабораторных условиях заучивание от испытания памяти. Однако, на наш взгляд, эта концепция вызывает еще больше возражений вследствие недооценки влияния всех остальных факторов (психологических, психофизиологических, нейрофизиологических) на изменение во времени мнемической деятельности ).

Б. Психофизиологическая гипотеза Мюллера и Пильцекера

Согласно Мюллеру и Пильцекеру (1900), активность нервной системы, вызываемая любым научением, не прекращается сразу после его окончания; она продолжается еще некоторое время, вероятно небольшое, постепенно ослабевая. Этот процесс в нервной системе способствует консолидации только что возникших ассоциаций. Любая другая активность, возникающая в это время, мешает консолидации и способствует забыванию.

Эта гипотеза была использована для объяснения феноменов реминисценции (см. стр. 326) и благоприятных эффектов, связанных с распределением упражнений и ситуациями отдыха и сна. Она позволяет высказать предположение, что влияние ретроактивной интерференции будет максимальным, если упражнение, связанное с промежуточным заданием, происходит сразу после заучивания первого задания. Однако это предположение не получило неоспоримого подтверждения: некоторые исследователи не обнаружили никакой систематической связи между усилением ретроактивной интерференции и близостью или отдаленностью во времени второй задачи от первой (Робинсон, 1920; Арчер и Андервуд, 1951); результаты, полученные другими исследователями, говорят, что эффекты интерференции усиливаются, если промежуточное научение происходит непосредственно перед воспроизведением (Мак-Геч, 1933; Мюллер, 1917; Ньюмен, 1939; Ньютон и Уикенс, 1956).

Однако было бы неправильно сразу отвергать гипотезу Мюллера и Пильцекера, основываясь лишь на противоречивости этих данных. В действительности не исключено, что задачи, обычно используемые в лабораторных экспериментах, не связаны с деятельностью, которая в достаточной мере нарушала бы указанные Мюллером и Пильцекером физиологические явления, чтобы эффекты интерференции выявлялись на уровне поведения и тем самым косвенно доказывали бы правильность этой гипотезы.

Напротив, многочисленные клинические наблюдения свидетельствуют о том, что если сразу же после перцептивного акта (в результате которого в обычных условиях сохранилось бы воспоминание о воспринятом) нервная система подвергается каким-либо сверхсильным воздействиям, то наблюдаются значительные нарушения памяти. Таковы, например, случаи ретроградной амнезии после травм мозга или электрошоковой терапии, характеризующиеся часто полным забыванием всего происшедшего за несколько секунд или минут перед несчастным случаем или шоком (Примеры, иллюстрирующие эти положения, можно найти в работах Делея (1950) и Ритчи Рассел (1959). Случаи амнезии наблюдаются также во время эпилептического припадка или кислородного голодания ). Правомерно считать, что эти физические воздействия, нарушая на нейрофизиологическом уровне фазу образования следа, необходимую для окончательного закрепления в памяти запомненного, играют большую роль в этиологии вышеупомянутых нарушений памяти.

Недавнее исследование Пирлмена, Шарплесса и Ярвика (1961) является наиболее показательным в этом отношении. 10 групп крыс тренировали нажимать на рычаг для получения воды. После завершения этого упражнения 8 групп животных (7 экспериментальных и одна контрольная группа А) помещали в ситуацию, в которой они научались реакции избегания при действии электрического тока, который пропускался через рычаг и трубу, предназначенную для подачи воды в экспериментальную клетку. Животных остальных двух групп (контрольные группы Б и В) не ставили в такие условия, но их подвергали наркозу либо эфиром (группа Б), либо содовым пентобарбиталом (группа В). Животных 7 экспериментальных групп подвергали такому же наркозу при одном из следующих условий:

Через 24 часа после электрического удара крыс экспериментальных групп и контрольной группы А (не получавшей наркоза) помещали в клетку для исследования сохранения реакции избегания. Животных же контрольных групп Б и В через 24 часа после инъекции наркотика также помещали в клетку для исследования возможного действия наркоза на сохранение реакции нажатия на рычаг.

В таблице XXVII приводится процент реакций нажатия на рычаг, полученных на животных различных групп на последней фазе эксперимента. Этот процент вычислен по отношению к среднему числу реакций нажатия за 4 последние тренировки (следовательно, до электрического удара и наркоза). Существует обратная зависимость между процентом этих реакций и сохранением реакции избегания: иными словами, увеличение процента реакций нажатия на рычаг означает, что реакция избегания претерпела значительные изменения; уменьшение же его свидетельствует о том, что последняя в значительной мере сохраняет свою силу.

Анализ этих результатов показывает: 1) что наркоз не оказывает никакого влияния на сохранение приобретенной и хорошо закрепленной реакции (контрольные группы Б и В); 2) что превосходное сохранение реакции избегания имеет место в том случае, когда животные после удара электрического тока не подвергаются наркозу (контрольная группа А); 3) что анестезирующие вещества отрицательно влияют на реакцию избегания, если они вводятся спустя 10 сек., с увеличением продолжительности временного интервала это влияние уменьшается. Последний результат согласуется с гипотезой Мюллера и Пильцекера: анестезирующие вещества мешают усвоению определенного ответа, если они вводятся в период консолидации последнего; однако если они вводятся после окончания этого периода, то указанного эффекта не наблюдается (Последние обзоры по этому вопросу можно найти в статьях Гликмена (1961) и Флореса (1962) ).

Что такое забывание в психологии? Оно является одним из основных процессов памяти. К ним также относится запоминание и воспроизведение, сохранение и узнавание. Они неразрывно связаны между собой, что означает, что ни один из них нельзя воспринимать отдельно от другого.

Но темой данной статьи является непосредственно забывание. Будут рассмотрены его причины, особенности и протекание самого процесса, факторы, на него влияющие, виды, рекомендации по борьбе с этим явлением.

Что такое забывание?

В психологии принято давать следующее определение забыванию. Это потеря возможности воспроизведения и узнавания ранее запомненного. Одна уже дает понять, что забывание зависит как минимум от трех процессов, указанных выше. Наиболее тесно его связывают с запоминанием. Это легко объясняется: одно невозможно без другого. Пока информация не запомнена, ее нельзя забыть. Это очень важный момент для идентификации процесса.

Классификация

Существует две равнозначных классификации забывания, каждая составлена по своему признаку.

По первой выделяют явление частичное (это означает, что такое забывание в психологии трактуется неполным или ошибочным воспроизведением ранее запомненного) и полное (абсолютную потерю информации). Считается, что забывается то, что мозг (сознание) фильтрует как незначительное, неважное.

Вторая классификация определяет временное (объясняется торможением нервных связей) и длительное (их угасание) проявление рассматриваемого процесса.

Почему оно возникает?

В общем случае причины забывания делят на две отдельные группы. Первая рассматривает данный процесс как естественный. Это, к примеру, плохо запомненная информация или забытые вечерние мысли, которые человек обдумывал непосредственно перед тем как лечь в постель. Также нам свойственно забывать плохие воспоминания: сон отлично стирает их из памяти. Отсюда и пошла поговорка: "Утро вечера мудренее".

Вторая группа менее масштабна. По существу, это все случаи неприродного забывания: например, следствия психологических проблем. Но и эта причина основана на принципе того, что человек чаще говорит "я забыл" по поводу неприятностей, а не радостных событий.

Процесс забывания

Процесс забывания имеет неравномерный характер. "Не помню" - это утверждение того, что информация не может быть воспроизведена. Но психологам свойственно рассматривать не уже совершенный процесс, а то, каким образом он происходил.

Тенденция забывания такова, что сначала оно идет быстрыми темпами, а затем все медленнее. На примере запоминания чего-либо: в первые 5 дней заучивания данные будут стираться скорее, чем по истечении этого срока. Конечно, стоит учитывать и то, что память у всех разная, и потому такие строгие рамки определяют еще не все.

Особенности забывания

Интересной особенностью забывания является улучшенное отсроченное воспроизведение: то есть наиболее точно заучивание проявляет себя спустя пару-тройку дней. Это явление в психологии называют реминисценцией.

Забывание как основная проблема памяти человека

Механизмы памяти часто связывают с запоминанием. Но некоторые ученые утверждают, что для того, чтобы она была изучена в полной мере, стоит сосредоточиться именно на забывании, а не запоминании.

Механизмы забывания

На вопрос о механизмах забывания существует сразу несколько ответов.

Первый из них не является даже по сути забыванием: человек утверждает: "Я забыл" не потому, что информация стерлась из его сознания, а потому, что она и не была туда помещена. В тот момент, когда данные передавались, они не были услышаны, приняты во внимание, а вследствие и запомнены. Пример: ученик на уроке, который совершенно искренне не помнит о том, что задали в прошлый раз, тогда, когда это говорилось, отвлекался на что-то другое: например, на товарища по парте.

Второй ответ ставит ударение на мимолетных событиях. Это полученная информация, но она в итоге так и не была передана ни в кратко-, ни в Скорей всего, мозг счел ее не столь значительной, и в большей степени так и есть.

Классификация причин забывания

Чуть ранее в этой статье уже были рассмотрены две большие группы причин забывания. Но специалисты также выделяют и основные из них, конкретизированные.

Вытеснение

Вытеснение - вид забывания, происходящего исключительно на подсознательном уровне. Оно становится инструментом адаптации, когда человек неосознанно блокирует ужасные воспоминания, которые могут травмировать его. По мнению Фрейда, глубоко в подсознании эта информация остается, и ее можно "вытащить" оттуда при помощи гипноза или выявить в сновидениях.

Амнезия, крайняя степень рассматриваемого вида, определяется как психическое расстройство. Она характеризируется полной или частичной потерей личных воспоминаний. У амнезии есть свои интересные особенности: известно, что хотя человек и не помнит, кто он есть, привычки и умения у него остаются. Это означает, что жертв амнезии не требуется заново учить писать, читать, одеваться, есть и готовить себе пищу.

Формы амнезии

Истеричная амнезия является самой известной из форм данного психического расстройства. Она не вызывается физиологическими или органическими причинами. Зачастую такая амнезия есть часть Кроме того, она временная, а значит, память человека в скором времени полностью восстанавливаются. Кроме того, при лечении такой амнезии врачи, родные и близкие пострадавшего способствуют ему: назначаются специальные медикаменты, окружающие рассказывают о прошлом, человек привыкает к тому, кто он, постепенно вспоминая это.

Физиологические причины амнезии - это алкоголь и различные психотропные и наркотические вещества, заболевания и травмы, в особенности, повреждения мозга. Такое забывание может быть как временным, так и длительным. Его называют органической амнезией.

Рассеянность и забывчивость в быту - признаки амнезии у людей преклонного возраста. Это детальное воспроизведение прошлого, но крайне пространное ориентирование в настоящем. Такая форма амнезии, которая чаще всего оказывается постоянной, называется глобальной деменциальной. Психологи соотносят ее с законом Рибо, или законом обратного хода памяти. Также актуально название - закон регрессии. Он назван так в честь психолога, который его сформулировал еще в девятнадцатом веке. Закон Рибо характерен для пожилых людей или пациентов с определенными болезнями. Забывание (разрушение воспоминаний) начинается с недавних вещей, все более и более поражая прошлое. Последний этап - забывание привычек, навыков и умений. Этот процесс касается разрушения личности и инстинктивной памяти - самой стойкой ее части.

Если забывание по закону Рибо происходит вследствие болезни, оно поддается лечению, причем в том порядке, в котором наблюдается потеря воспоминаний. Однако если причина - старость, то остается только поддерживать текущее положение вещей (регрессия продвигается в медленном темпе).

Интересно, что, несмотря на то, что СМИ часто освещает случаи амнезии, встречается она далеко не так часто, как можно было бы подумать. В случаях забывания она и вовсе занимает малый процент.

Подавление

Подавление - вторая основная причина забывания. В отличие от вытеснения, она, в свою очередь, сознательна. Человек может пытаться забыть человека или событие, поступок, о котором он жалеет и действие, за которое ему стыдно, и т. п.

Угасание и искажение

Как угасание, так и искажение встречаются куда чаще, чем подавление или вытеснение.

Невостребованные знания рано или поздно начинают угасать: к примеру, человек знает, что какой-то момент уже сохранен в памяти его телефона, а значит держать это в своей памяти уже не столь важно, достаточно только понимать, где эта информация. Навыки и умения почти не подвержены угасанию, в отличие от конкретных данных. Кроме того, известно, что чем раньше получены знания, тем лучше они запоминаются. Пример: выученный в раннем детстве иностранный язык останется в памяти прочнее, чем будь он изучен в подростковом, а то и в зрелом возрасте.

Однако угасание нельзя однозначно считать основной причиной забывания. Ведь часто случается так, что человек без уловок говорит "не помню" о значимых вещах, используемых им не единожды, а в то же время бесполезные мелочи находятся в его сознании постоянно.

Интерференция

Искажение, или интерференция, - это смешивание новых событий (данных, знаний, информации) со старыми воспоминаниями. Это приводит к последующему частичному забыванию. Кроме этого, интерференция также мешает запоминанию. Нетрудно заметить, как связаны между собой запоминание и забывание. Даже факторы, влияющие на них, порой аналогичны, связаны или взаимно порождают друг друга. Конкретно в данном рассматриваемом случае важны таких два фактора, как проактивная и ретроактивная интерференция.

Ретроактивная интерференция

Ретроактивная интерференция - это явление, при котором при получении новых знаний блокируется воспроизведение старых. При этом данные должны быть схожи чем-то между собой: например, два иностранных языка. Человек, знающий английский и приступивший к изучению немецкого столкнется с трудностями воспроизведения английских слов, которые совсем недавно не вызывали у него никаких проблем. В то же время немецкие аналоги будут вспоминаться гораздо проще.

Еще один пример: подготовка к экзаменам. Ретроактивная интерференция не станет помехой, когда изучаются одновременно физика и химия, а вот одна за другой прочитанные темы по экономике вполне могут блокировать друг друга.

Проактивная интерференция

Проактивная интерференция - явление, противоположное предыдущему. В этом случае старые знания, напротив, мешают усвоению новых. Они смешиваются между собой и искажаются.

Проактивную интерференцию легко рассмотреть на примере заучивания параграфа: начало легко запоминается вследствие эффекта первичности, конец - потому, что знания свежи и их легко достать их памяти, они, так сказать, на поверхности. А вот середина либо исказится, либо вовсе сотрется. На нее-то в большей мере и повлияет проактивная интерференция.

Психологические теории о забывании

Процессы памяти в психологии объясняются и мышлением. С этой точки зрения, забывание представлено как распад ассоциаций. Для поддержания целостности связей рекомендуется повторение и использование запомненной информации.

Эббингауз о забывании

Г. Эббингауз, психолог из Германии, еще два века назад исследовал закономерность, с которой человек забывает информацию. Закон забывания Эббингауза с годами не потерял актуальности и по-прежнему используется даже в современной психологии. Пример, указанный выше для проактивной интерференции, наглядно отображает также и рассматриваемый закон, ведь ученый выяснил, что именно информация в начале и в конце запоминается лучше всего. Свои выводы Эббингауз сделал вследствие многочисленных экспериментов. Его же изобретением является кривая забывания, иллюстрирующая закономерность этого процесса. Коротко ее можно описать так: чем больше проходит времени с момента запоминания, тем меньше влияние этой информации.

Также Эббингауз выяснил, что данные, имеющие смысл, запоминаются человеком лучше, чем те, которые не несут никакой смысловой нагрузки.

Как уменьшить забывание?

  • При запоминании необходимо осмысливать информацию (исходя из указанного выше вывода, сделанного Г. Эббингаузом). То есть, если необходимо что-то запомнить, лучше воспользоваться старой доброй мудростью - лучше учить это и понимать, а не зубрить.
  • Повторение информации, причем время между заучиванием и первым повторением должно составлять не менее сорока минут. Количество повторений максимально в первые дни и постепенно уменьшается.

Рекомендации наводят на мысль, что для качественного запоминания и во избежание забывания для усваивания информации необходимо уделять времени больше, чем один день. "Победа любит подготовку", качественную и длительную.

Забывание: а так ли это плохо?

На вопрос, что такое забывание в психологии, дается очень точный и научный ответ без эмоциональной окраски, только дефиниция. Но если спрашивать о нем у простого обывателя, он придаст ему также и свое отношение, и чаще всего негативное. Мы считаем, что память, забывание - понятия противоположные. Помнить - хорошо, не помнить - плохо. Конечно, забывание может вызывать трудности и препятствия, но в нем есть и положительные стороны. Подобно жесткому диску, человеческая память очищается, что дает больше пространства для новой информации. Более того, как было рассмотрено выше, такие явления, как амнезия, могут быть полезны, так как блокируют воспоминания, травмирующие сознание. В конечном итоге все процессы памяти помогают четко функционировать этому сложному механизму, включая и запоминание, и забывание, и узнавание, и воспроизведение.

Человеческий фактор

Забывание в психологии изучается в связи с остальными процессами памяти, но все-таки в общем смысле. Законы забывания работают с определенной, но не абсолютной точностью. Важен у кого-то память лучше, у кого-то хуже. Некоторые методики и инструкции приходится "подгонять под себя", учитывая особенности организма и мышления, вот почему забывание - процесс, свойственный всем, становится индивидуальным для каждого.

Память впервые привлекла внимание исследователей, когда психология еще не выделилась в самостоятельную науку. Ею интересовались Аристотель и Платон, Блаженный Августин и Фома Аквинский, Юм и Гартли. В настоящее время пользуются популярностью несколько теорий забывания, хотя ни одна из них не может исчерпывающе ответить на вопрос, почему оно происходит.

Многочисленные идеи относительно сохранения, воспроизведения и забывания впервые были ассоциированы в ассоциативной теории памяти. Ключевым принципом объяснения динамики процессов памяти стал принцип ассоциации. Основное понятие учения, ассоциацию, можно определить как связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Забывание же объяснялось распадом ассоциаций. Наиболее значительный вклад в исследования забывания в рамках ассоциативной теории внес Г. Эббингауз. В своем классическом исследовании «О памяти» он вывел общее правило возникновения и распада ассоциаций: «Если какие-либо душевные образования когда-нибудь заполняли сознание одновременно или в близкой последовательности, то впоследствии повторение одних членов этого переживания вызовет представления и остальных членов, хотя бы первоначальные причины их и отсутствовали. С течением времени ассоциативная связь…ослабевает, взаимное воспроизведение членов связи уже не происходит с прежней быстротой и точностью и может вовсе прекратиться». Эббингауз Г. О памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова - М., 1979. - С..9

Важнейшим фактором, влияющим на образование, сохранение и распад ассоциаций, является повторение. Чем чаще переживаются впечатления, образующие ассоциацию, тем с большей точностью и уверенностью они воспроизводятся и тем дольше сохраняются в памяти. Однако общее правило для оптимального количества повторений сформулировать крайне трудно: простые, но яркие события могут удерживаться много лет даже после однократного появления; события менее интересные и более сложные могут не остаться в памяти даже после многократного переживания. Кроме того, противоречит этому правилу явление реминисценции, обнаруженное ассоцианистами. Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях без дополнительных упражнений и повторений заученного. «Реминисценция происходит под воздействием механизма, названного нами restitutio ad integrum (Восстановление до целого)» Жане П. Эволюция памяти и понятия времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - М., 1979. - С.86 и не является собственно социальным видом памяти. Усилия для такого воспроизведения минимальны. «Память, в понимании Жане, не воспроизводит факт, а рассказывает о нем, и это так же похоже на воспроизведение воспринятого факта, как книга похожа на тот предмет, который является ее темой». Блонский П.П. Основные предположения генетической теории памяти // Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net

Кроме того, имеет значение принадлежность элементов запоминаемого ряда к единому целому. Если впечатления, образующие ассоциативную связь, не организованы посредством ритма или рифмы, то они заучиваются медленнее и сохраняются на более короткое время, т.е. быстрее забываются. Также на образование ассоциативной связи влияют внимание и интерес. Вклад внимания часто не может быть возмещен никаким числом повторений, сколь много бы их ни было. Ослабевание длительного интереса и внимания к предмету приводит к утрате ассоциативных связей с течением времени.

Экспериментальные исследования Г. Эббингауза, посвященные изменению памяти во времени, стали и первыми исследованиями забывания. Именно Г. Эббингауз в результате экспериментальных исследований построил «кривую забывания». Материалом для исследования послужили специально изобретенные им бессмысленные слоги - сочетания двух согласных и гласной между ними, образованные так, чтобы они не вызывали смысловых ассоциаций. Г. Эббингауз придумал 2300 таких слогов, составлял из них ряды, которые затем заучивал сам или предлагал заучивать испытуемым. «Кривая забывания» отражает изменения, которые происходят в ассоциационной связи со временем - сначала она круто снижается, что соответствует быстрому забыванию заученного, затем ее падение замедляется и останавливается по истечении месяца на уровне 20% - сбереженный материал. «Мы можем видеть, что сразу после первичного заучивания кривая резко падает, но в дальнейшем темп забывания замедляется и через два дня запоминание удерживается почти на одном уровне, без дальнейших потерь». Бартлетт Ф. Человек запоминает //Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net Классическая «кривая забывания» представлена на рис 1.1.

Рис. 1.1

Главной целью Эббингауза было нахождение «чистых» законов памяти, которые не зависели бы от индивидуальных различий, установок испытуемых и экспериментаторов, т.е. носили бы всеобщий характер. В настоящее время закономерности забывания, установленные Г. Эббингузом учитываются при построении учебного процесса в учебных заведениях. Результаты, полученные Г. Эббингуазом, были уточнены, и даже, отчасти, опровергнуты А. Пьероном. Если кривая Эббингауза начинает снижаться сразу по окончании заучивания, то «кривая забывания» А. Пьерона имеет в начале стабильную площадку, соответствующую 100% сохранению материала в течение некоторого времени. В общем и целом кривая А. Пьерона снижается плавнее. Кроме того, Дженкинс и Далленбах обнаружили зависимость скорости забывания от повседневной деятельности. Повседневная деятельность ускоряет забывание, в то время как сон способствует лучшему сохранению материала.

Теория мотивируемого забывания утверждает ведущую роль цели и мотивации человека в процессах памяти, в том числе и в забывании (например, человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). По мнению З.Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, забывает иностранные слова, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний. «Я различаю забывание впечатлений и переживаний, или забывание того, что знаешь, от забывания намерений, т. е. упущения чего-то. Результат всего этого ряда исследований один и тот же: во всех случаях в основе забывания лежит мотив неохоты». Фрейд З. Забывание впечатлений и намерений. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова - М., Из-во МГУ, 1979. - С. 107-108 В классической работе «Психопатология обыденной жизни» З.Фрейд анализирует множество конкретных случаев, в том числе и из своей жизни, и приходит к выводу, что обыденное, повседневное забывание - это результат действия скрытых бессознательных мотивов. Так в жизни каждого конкретного человека сказывается бессознательное, «ищущее» в очитках, описках, забывании намерений и слов, забывании впечатлений, ошибочных действиях выход в сознание человека. Бессознательное как бы сигнализирует о скрытом нежелании. Забывание для З.Фрейда это проявление личностных защитных механизмов, и, прежде всего, механизма вытеснения (подавления). «…Подавленный элемент постоянно стремится каким-либо иным путем пробиться наружу, но удается это ему лишь там, где имеются соответствующие благоприятные условия». Фрейд З. Психология бессознательного. - СПб: Питер, 2007. - С. 186 К благоприятным условиям забывания имен З.Фрейд относит

  • 1) известное предрасположение, благоприятное для забывания;
  • 2)незадолго перед тем происшедшее подавление;
  • 3)возможность установить внешнюю ассоциативную связь между соответствующим именем и подавленным элементом.

З.Фрейду удалось показать, что забывание происходит не случайно, оно есть результат вытеснения в сферу бессознательного тех представлений, которые вступают в конфликт с цензурой, с Я или Сверх-Я, которые не могут находиться в сознании, так как являются травмирующими, мешающими, неприятными.

Когнитивные теории памяти, в частности структурная теория, утверждает, что память делится на несколько подструктур, которые отличаются по времени хранения информации, способу ее кодирования, объему удерживаемой информации. Забывание в кратковременной памяти вызвано самими ее функциями - сохранять информацию короткое время с целью передачи ее в долговременную память. Препятствует забыванию в этой структуре постоянное повторение. В долговременной памяти затухание информационных следов объясняется интерференцией, т.е. влиянием конкурирующей информации на запоминание.

Существует два типа интерференции: ретроактивное торможение и проактивное торможение. В случае ретроактивного торможения на запоминание старого материала отрицательно влияет новый, а в случае проактивного торможения предшествующий материал отрицательно влияет на запоминание нового. Фактически, в экспериментальных группах происходило забывание выученного списка А под влиянием заучивания следующего за ним списка Б. Это объясняется структурной теорией памяти механизмом ретроактивного торможения. Забывание списка Б под влиянием заучивания предыдущего списка А названо проактивным торможением. С этими видами торможения связаны «эффекты края». Эти эффекты выявлены при исследовании процесса противоположного забыванию - воспроизведения. «Эффекты края» демонстрируют, что лучше всего воспроизводятся элементы из начала и конца ряда, а остальные, из середины, заметно хуже. Особый вид интерференции описан Р. Клацки - это влияние предыдущего опыта личности на запоминаемый ею материал. Она обнаружила, что знания человека, убеждения, приводят к серьезным искажениям в запоминании и воспроизведении. Личность немедленно забывает ту информацию, которая несовместима с ее опытом и знаниями.

Проанализировав несколько экспериментов, например, эксперименты Бартлетта и Сакс, выполненных с использованием естественного языка), Р. Клацки утверждает: «Забывание «естественного» текста, по-видимому, очень мало связано с забыванием, вызванным интерференцией, которое наблюдается в экспериментах с проактивным и ретроактивным торможением. Описанное здесь забывание предложений и отрывков можно отнести на счет каких-то явлений, близких к интерференции, но лишь в том случае, если существенно расширить это понятие. То, к чему мы при этом приходим, имеет мало общего с гипотезами угасания, конкуренции реакций и конкуренции наборов реакций. Против интерференционной теории забывания говорит и то, что в некоторых случаях «забывающие» что-то испытуемые на самом деле помнят, по-видимому, больше, а не меньше по сравнению с первоначально предъявленным материалом» Клацки Р. Забывание и естественный язык. Хрестоматия по психологии памяти. - Режим доступа: www. psychology Online. Net. Таким образом, долговременная память, «настроена» на сохранения смысла, следовательно, при воспроизведении, прежде всего, проявятся показатели забывания формы изложения, а не смысла.

Культурно-историческая теория и теория деятельности рассматривают память, прежде всего, как высшую психическую функцию, как психическую деятельность. Память как высшая психическая функция развивается из натуральной памяти с помощью процессов интериоризации и является произвольной, опосредствованной и социальной. Память как деятельность имеет свои мотивы и цели. В общем и целом, память имеет структуры такую же как и любая другая деятельность. Она не может функционировать без смысла, мотивации, специальных «внутренних» средств запоминания, а иногда и забывания. С.Л.Рубинштейн исследовал запоминание и забывание в связи с речевой формой, что предполагало осмысленность запоминаемого материала. К тому моменту уже была известна роль слова как особого внутреннего инструмента запоминания.

Его эксперимент был построен по типу эксперимента запоминания бессмысленных слогов Г. Эббингауза, с той разницей, что «мы решили предъявлять небольшие афоризмы (по размеру приблизительно равные количеству слогов, которые давал своим испытуемым Г. Эббингауз). Задача исследования заключалась в том, чтобы выяснить зависимость прочности запоминания как смыслового содержания, так и речевой формы» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2001. - С..285.. Результаты исследования С.Л. Рубинштейна показали, что текстуальное заучивание осмысленного материала дает кривую забывания, принципиально отличную от эббингаузовской. Испытуемые в данном эксперименте разделились на две группы: в одной оказались люди с высоким процентом сохранения (даже спустя неделю после заучивания), в другой - испытуемые, которые тратили больше времени на доучивание, чем на заучивание. Они довольно точно воспроизводили смысл текста, но никак не могли соблюсти требование формулировать изложение в тех же формулировках, в которых текст был предъявлен. В итоге, С.Л. Рубинштейн обнаружил, что характер запоминания и ход забывания существенно зависят от того, что господствует у данного испытуемого: смысловое содержание и его речевое оформление в их единстве или преимущественно одно из них с недоучетом другого. Главный вывод из этого эксперимента следующий: чем менее осмыслен текст при запоминании, тем он быстрее забывается.

Иногда бывает необходимость организовать забывание как особую деятельность. Такой ярко выраженный случай был описан А.Р. Лурией в «маленькой книжке о большой памяти». Память мнемониста Шерешевского стала предметом его исследований на долгие годы. Все проблемы, связанные с его мощной эйдетической, образной памятью были известны А.Р. Лурии. Когда Шерешевский стал зарабатывать на жизнь, демонстрируя свою особенную память, то главной задачей для него стало не запомнить, а забыть ряды цифр, так как предыдущие ряды мешали воспроизведению последующих. Решение, которое нашел мнемонист для забывания вполне объяснимо, если рассматривать память (в том числе и забывание) как деятельность. «Однажды, - это было 23 апреля - я выступал 3 раза за вечер. Я физически устал и стал думать, как мне провести четвертое выступление. Сейчас вспыхнут таблицы трех первых... Это был для меня ужасный вопрос... Сейчас я посмотрю, вспыхнет ли у меня первая таблица или нет... Я боюсь как бы этого не случилось. Я хочу - я не хочу... И я начинаю думать: доска ведь уже не появляется, - и это понятно почему: ведь я же не хочу! Ага!.. Следовательно, если я не хочу, значит, она не появляется... Значит, нужно было просто это осознать». Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - Режим доступа: www. psychology.ru Именно произвольность памяти как деятельности, возможность волевым образом регулировать собственные процессы, и обнаружил Шерешевский.

Первым изменения памяти во времени начал изучать Г. Эббингауз; результаты его исследований подробно изложены в разделе 3. Многочисленные эксперименты подтвердили характер полученной им кривой (как кривой с отрицательным ускорением), однако были выдвинуты возражения относительно других ее особенностей. Наиболее обоснованное возражение сформулировал А. Пьерон еще в 1913 году. На рис. 4 приведены для сравнения две кривые: кривая Эббингауза (а) и Пьерона (б). Кривая Эббингауза начинает резко снижаться сразу же по окончании заучивания; на кривой Пьерона имеется площадка в начальной фазе, которая соответствует 100%-му сохранению материала в течение некоторого времени. Кроме того, снижение кривой несколько меньше и она приближается к гиперболической функции.

Результаты А. Пьерона являются более приемлемыми по следующим причинам. Г. Эббингауз заучивал за каждый сеанс 8 рядов по 13 слогов; каждый испытывал тормозящее влияние со стороны других рядов, и после окончания заучивания 8-го ряда первый уже практически забывался. Поэтому спад на кривой Эббингауза столь ярко выражен. В эксперименте А. Пьерона заучивались 5 рядов по 50 цифр (т.е. в общей сложности, не меньшее количество элементов, чем у Г. Эббингауза), повторное заучивание осуществлялось через 7, 14, 28, 60 и 120 дней, причем для каждого интервала заучивался один и тот же ряд.

Полученные Пьероном результаты лучше согласуются с другими данными опыта и с феноменом реминисценции. Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях без дополнительных упражнений и повторений заученного. Это явление противоречит предположениям Г. Эббингауза, что сохранение ухудшается сразу после заучивания.

В опыте Бэлларда испытуемые должны были заучивать разный материал за время, недостаточное для достижения критерия полного усвоения. Первое воспроизведение осуществлялось сразу же после прекращения заучивания, второе – через различные интервалы времени. На рис. 5 представлены результаты исследования, из которых явствует, что наилучшее воспроизведение приходитсяна второй-третий день после заучивания (за 100% принято воспроизведение в первый день).

Бэллард пришел к выводу, что реминисценция является процессом, противоположным забыванию и способным активизировать мнемические процессы. Дальнейшие исследования показали, что это улучшение не является следствием скрытого повторения – даже те испытуемые, которые воздерживались, по всей вероятности, от повторения, обнаружили практически такую же степень реминисценции.

На сохранение и забывание влияет также уровень активации субъекта в период между заучиванием и проверкой запоминания. В исследовании Дженкинса и Далленбаха (1924) обобщены полученные в этой области результаты (рис. 6).

Оказывается, что повседневная деятельность уменьшает вероятность сохранения мнемических ответов и ускоряет забывание, в то время как сон способствует улучшению памяти благодаря отсутствию деятельности, а также, возможно, в результате присущей сну способности упрочивать следы памяти.

Реконструкция материала. Она происходит по многим причинам. Основные:

· образование новых систем временных связей под влиянием нового опыта, приобретенного уже после запоминания данного материла;

· доминирование тех или иных раздражителей в зависимости от интересов, эмоций и других особенностей личности, а также под влиянием различных задач деятельности.

При этом обычно происходит:

Перестройка последовательности запомненного материала;

Обобщение и схематизация, или, наоборот, конкретизация и детализация;

Иногда искажение подлинника. Чаще всего имеют место два феномена ошибок воспроизведения: различают контаминацию и конфабуляцию. При контаминации происходит перепутывание, например, смешение двух и более событий при их описании. Конфабуляция представляет домысливание при возникновении пробелов в воспроизводимом материале. При стойком нарушении памяти (становится разновидностью парамнезии), человек заполняет пробелы фантастическими выдумками. Процесс обучения изобилует примерами обоих феноменов.

Реминисценция. Реминисценция – факт улучшения отсроченного воспроизведения, то есть воспоминание первоначально забытого материала.

С реминисценцией мы очень часто сталкиваемся у детей, если запоминаемый материал разный по эмоциональному воздействию (при первом воспроизведении они описывают лишь то, что было для них сильно в эмоциональном плане), если запоминаемый материал был сложным, и если ребенку предлагают свободное изложение материала. По данным С.Я.Рубинштейна до 65% информации в детской памяти подвержены реминисценции. На возникновение реминисценции влияет отношение заучивающего к материалу и степень овладения им содержанием материала.

Каков механизм реминисценции?

При непосредственном воспроизведении заученного материала имеет место в основном попытка восстановить этот материал, используя при этом, в основном, внешние ассоциативные связи. При отсроченном воспроизведении человек опирается главным образом на смысловые связи. Поэтому для реминисценции характерна бóльшая гибкость. Во время непосредственного воспроизведение забывание приводит к остановке воспроизведения, при воспроизведении с помощью смысловых связей мы обходим слабые места.

Забывание. Блок забывания также определяется как относительно независимый. До сих пор на уровне дискуссий идет объяснение механизма и причин забывания. Немецкий психолог Герман Эббингауз, первый среди современных психологов, обратившихся к этой проблеме, определял забывание как функцию времени.

Предполагается, что точность забывания зависит, в первую очередь, от стратегий, которые использовались на предыдущих этапах, особенно при запоминании. Динамика забывания определяется эмоциональным и общим физическим состоянием запоминающего. Конечно, на запоминание влияет осмысленность, привычность запоминаемого материала. Не в меньшей степени забывание связано с качественными характеристиками этого материала: является он вербальным, образным и т.п.

Уточнение: от забывания в собственном смысле слова надо отличать выпадение материала при воспроизведении, обусловленное отбором материала, который определяется логикой смыслового содержания выполняемой мыслительной задачи.