Весь окружающий нас многообразный мир – это материя , которая проявляется в двух формах: вещества и поля . Вещество состоит из частиц, имеющих собственную массу. Поле – такая форма существования материи, которая характеризуется энергией.

Свойством материи является движение . Формы движения материи изучаются различными естественными науками: физикой, химией, биологией и т.д.

Не следует считать, что существует однозначное строгое соответствие между науками с одной стороны, и формами движения материи с другой. Необходимо иметь в виду, что вообще нет такой формы движения материи, которая существовала бы в чистом виде, отдельно от других форм. Все это подчеркивает трудность классификации наук.

Химию можно определить как науку, изучающую химическую форму движения материи, под которой понимают качественное изменение веществ: Химия изучает строение, свойства и превращения веществ.

К химическим явлениям относят такие явления, при которых одни вещества превращаются в другие. Химические явления называют иначе химическими реакциями. Физические явления не сопровождаются превращением одних веществ в другие.

В основе каждой науки лежит некоторый набор предварительных убеждений, фундаментальных философских установок и ответов на вопрос о природе реальности и человеческого знания. Этот набор убеждений, ценностей, разделяемых членами данного научного сообщества называется парадигмами.

Основные парадигмы современной химии:

1. Атомно-молекулярное строение вещества

2. Закон сохранения материи

3. Электронная природа химической связи

4. Однозначная связь строения вещества и его химических свойств (периодический закон)

Химия, физика, биология только на первый взгляд могут показаться далекими друг от друга науками. Хотя лаборатории физика, химика и биолога очень непохожи, все эти исследователи имеют дело с природными (естественными) объектами. Это отличает естественные науки от математики, истории, экономики и многих других наук, изучающих то, что создано не природой, а прежде всего самим человеком.

Близко к естественным наукам примыкает экология. Не следует думать, будто экология - это "хорошая" химия, в отличие от классической "плохой" химии, которая загрязняет окружающую среду. Нет "плохой" химии или "плохой" ядерной физики - есть научный и технический прогресс или его недостаток в какой-нибудь области деятельности. Задача эколога - использовать новые достижения естественных наук для того, чтобы при максимальной выгоде свести к минимуму риск нарушения среды обитания живых существ. Баланс "риск-выгода" является предметом изучения экологов.



Между естественными науками нет строгих границ. Например, открытие и изучение свойств новых видов атомов когда-то было принято считать задачей химиков. Однако получилось так, что из известных на сегодняшний день видов атомов часть открыта химиками, а часть - физиками. Это лишь один из многих примеров "открытых границ" между физикой и химией.

Жизнь является сложной цепью химических превращений. Все живые организмы поглощают из окружающей среды одни вещества и выделяют другие. Значит, серьезному биологу (ботанику, зоологу, врачу) не обойтись без знания химии.

Позже мы убедимся в том, что нет совершенно точной границы между превращениями физическими и химическими. Природа едина, поэтому мы всегда должны помнить о том, что невозможно разобраться в устройстве окружающего нас мира, углубившись только в одну из областей человеческого знания.

Дисциплина "Химия" связана с другими естественнонаучными дисциплинами межпредметными связями: предшествующими – с математикой, физикой, биологией, геологией и другими дисциплинами.

Современная химия – это разветвленная система многих наук: неорганической, органической, физической, аналитической химии, электрохимии, биохимии, которые осваиваются студентами на последующих курсах.

Знание курса химии необходимо для успешного изучения других общенаучных и специальных дисциплин.

Рисунок 1.2.1 – Место химии в системе естественных наук

Совершенствование методов исследования, прежде всего экспериментальной техники, привело к разделению науки на все более узкие направления. В результате количество и «качество», т.е. надежность информации возросли. Однако невозможность для одного человека обладать полными знаниями даже для смежных научных областей породила новые проблемы. Как в военной стратегии самые слабые места обороны и наступления оказываются на стыке фронтов, в науке наименее разработанными остаются области, не поддающиеся однозначной классификации. Среди прочих причин можно отметить и сложность с получением соответствующей квалификационной ступени (ученой степени) для ученых, работающих в областях «стыка наук». Но там же делаются и основные открытия современности.

Тема: Химия – естественная наука. Химия в окружающем мире.

Цель : заинтересовать учащихся новым для них предметом – химией;

раскрыть роль химии в жизни человека; воспитывать у детей

ответственное отношение к природе.

Задачи: 1. рассмотреть значение слова химия, как одна из естественных

2. определить значение и взаимосвязь химии с другими

3. выяснить какое влияние имеет химия на человека и

Оборудование и материалы: «Химия в книге рекордов Гиннеса»;

Химический рынок: статьи по теме; высказывание учёных о

химии; минеральная вода; хлеб, йод; шампунь, таблетки, зубная

паста, лак и тд.

Термины и понятия: химия; вещества: простые и сложные; химический

элемент; атом, молекула.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

І. Организационный этап.

Прозвенел звонок

Начался урок. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Здравствуйте ребята

ІІ. Актуализация и мотивация учебной деятельности . Сегодня, вы начинаете изучение нового предмета – химия.

С некоторыми понятиями химии вы уже знакомились на уроках природоведении. Приведите примеры

(Тело, вещество, химический элемент, молекула, атом). Какие вещества вы используете дома ?(вода, сахар, соль, уксус, сода, спирт и тд.) С чем вы ассоциируете слово химия ?(Еда, одежда, вода, косметика, дом) . Нашу жизнь мы не представляем без таких средства: как зубная паста, шампунь, порошки, средства гигиены, которые поддерживают наше тело и одежду в чистоте и опрятности- Предметы, которые нас окружают состоят из веществ: простых или сложных, а они в свою очередь, из химических элементов одного или многих. Наш организм так же включает в себя почти всю таблицу Менделеева например: в состав крови входит химический элемент Ферум (Железо) , которое соединяясь с Оксигеном входят в состав гемоглобина, образуя красные кровяные тельца – эритроциты, в желудке содержится Соляная кислота, которая способствует более быстрому расщеплению пищи, наш организм состоит на 70% из воды в без которой не возможна жизнь человека.. С этим и другими веществами мы с вами будем знакомиться на протяжении всего курса химии.

Конечно в химии, как и в любой науке, кроме, занимательного, будет встречаться и трудное. Но трудно и интересно- это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум наш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился и трудился. Поэтому тема первого урока это ознакомление с химией как одной из естественных наук.

Записываем в тетрадь:

Классная работа.

Тема: Химия – естественная наука. Химия в окружающем мире.

ІІІ. Изучение нового материала.

Эпиграф:

О вы, счастливые науки!

Прилежно простирайте руки

И взор до самых дальних мест.

Пройдите землю и пучину,

И степи, и глубокий лес,

И саму высоту небес.

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет…..

В земное недро ты, Химия,

Проникла взора остротой,

И что содержит в нём Россия,

Драги сокровища открой…

М.В. Ломоносов «Благодарственная ода»

Физ минутка

К небу ручки потянули (потягиваем вверх)

Позвоночник растянули(развести в стороны)

Отдохнуть мы все успели (потрясти ручками)

И за парту снова сели.

Слово «химия» происходит от слова «хими» или «хума» с древнего Египта, как чернозём, то есть чёрное как земля, которое имеет дело с разными минералами.

В повседневной жизни вы часто встречаетесь с химическими реакциями. Например:

Опыт: 1. На хлеб, картофель капнуть капельку йода - синий цвет, что является качественной реакцией на крахмала. Вы можете проверить самостоятельно на других объектах на содержание крахмала в них.

2. Открыть бутылку с газированной водой. Происходит реакция разложения Угольной или карбонатной кислоты на углекислый газ и воду.

Н2СO3 СО2 +Н2О

3. Уксусная кислота +сода углекислый газ+ Натрий ацетат. Бабушки и мамы вам пекут пирожки. Для того что бы тесто было мягким и пушистым, в него добавляют соду гашённую уксусом.

Все эти явления объясняет химия.

Некоторые Интересные факты, связанные с химией.:

Почему мимозу стыдливую так назвали?

Растение мимоза стыдливая известно тем, что его листья складываются после чьего-нибудь прикосновения, а через некоторое время опять распрямляются. Этот механизм обусловлен тем, что специфические области на стебле растения при внешнем раздражении выделяют химические вещества, в том числе ионы калия. Они воздействуют на клетки листьев, из которых начинается отток воды. Из-за этого падает внутреннее давление в клетках, и, как следствие, черешок и лепестки на листьях сворачиваются, причём данное воздействие может передаваться по цепочке и другим листьям.

Применение зубной пасты: отчищает налёт от чая на чашке, так как в ней содержится сода, которая её отчищает.

Расследование смерти императора Наполеона .

Взятый в плен Наполеон в сопровождении своего эскорта 1815 г прибыл на остров Святой Елены, в хорошем завидным здоровьем, но 1821 г он скончался. Ему поставили диагноз рак желудка. Пряди волос умершего были острижены и розданы преданным сторонникам императора. Вот они и дошли до нашего времени. В 1961 г были опубликованы исследования волос Наполеона на содержание мышьяка. Оказалось в волосах повышенное содержание мышьяка и сурьмы, которые постепенно были подмешены в пищу., что вызвало постепенное отравление. Таким образом, химия спустя полтора столетия после смерти помогла раскрыть некоторые преступления.

Работа с учебником с. 5 найдите и выпишите определение понятия химия.

Химия- это наука о веществах и их превращениях. Как наука является точной и экспериментальной, так как сопровождается опытами, или экспериментом при этом проводят необходимые расчёты и после этого только делают выводы.

Химики изучают разнообразие веществ и их свойства; явления, которые происходят с веществами; состав веществ; строение; свойства; условия превращений; возможности использования.

Распространение веществ в природе. Рассмотрите рис 1. Какой вывод можно сделать из этого. (Вещества существуют не только на Земле, но и за пределами её.) Но все вещества состоят из химических элементов. Некоторые сведения о химических элементах и веществах занесены в книгу рекордов Гиннеса: например

Самый распространённый элемент: в литосфере- кислород (47%), в атмосфере - Азот (78 %), вне Земли- Водород (90 %), самый дорогой- Калифорний.

Наиболее ковкий металл – Золото из 1г можно вытянуть проволоку длиной 2,4 км (2 400 м), самый твёрдый – хром, самый тепло – и электропроводный - серебро. Самое дорогое вещество- интерферон: одна миллионная микрограмма чистого препарата стоит 10 долларов.

Химия тесно связана с другими естественными науками. Какие естественные науки вы можете назвать?

Рассмотрите схему 1 с. 6

Экология Сельское хозяйство Агрохимия

Физхимия

Физика Химия Биология Биохимия Медицина

Математика География Астрономия Космохимия

Фармацевтическая химия

Но кроме этого можно ещё и классифицировать саму химию:

Классификация химии

Неорганическая Органическая Аналитическая

Общая химия

Всё это будете изучать на протяжении всего школьного курса химия.

Человек должен существовать в гармонии с природой, но в то же время он сам её и уничтожает. Каждый из вас может, как беречь, так и загрязнять природу. Бумагу, полиэтилен, пластик – необходимо бросать только в специальные урны, а не разбрасывать там, где вы находитесь, так как они не разлагаются. При горении пластика и полиэтилена выделяются очень токсичные вещества, которые влияют на человека. В осеннее время при горение листьев так же образуются токсические вещества, хотя их можно складывать для процесса гниения,а затем использовать как биологические удобрения. Применение бытовой химии приводит к загрязнению воды. Поэтому сохранением природы для будущих поколений зависит от бережного отношения к ней каждого из нас, от уровня культуры, химических знаний.

ІV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Продолжите определение:

Химия – это……………………………………………………………………..

2. Выберите правильные утверждения:

а. Химия – гуманитарная наука

б. Химия относится к естественным наука.

в. Знания химии необходимы только биологам.

г. Химические вещества распространены только на Земле.

д. Для жизни, дыхания человеку необходим углекислый газ.

е. Без кислорода не возможна жизнь на Планете.

3. Из приведённых наук, которые взаимосвязаны с химией выберите относящиеся к определениям.

Биохимия, Экология, Физическая химия, Геология, Агрохимия

1. Химические процессы происходящие в организме человека изучает наука- Биохимия.

2. Наука о защите окружающей среды называется Экология

3. Поиск полезных ископаемых – Геология

4.Превращение одних веществ в другие сопровождаются поглощением или выделением теплоты изучает наука Физическая химия

5. Изучение влияния удобрений на почву и растения занимается наука- Агрохимия.

4. Какое влияние имеет Химия на природу.

V. Подведение итогов урока.

Из изложенного материала следует, что Химия - это наука о веществах и их превращениях. В современном мире человек не представляет своей жизни без химических веществ. Не существует практически ни одной отрасли, где не нужны были бы химические знания. Влияние химии и химических веществ на человека и окружающую среду как положительные, так и отрицательные. Каждый из нас может сохранить частичку природы, такой как она есть. Берегите природу.

VІ. Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы на с. 10 . 1- устно, 2-4 письменно.

3. Подготовить сообщения на тему: «История развития химии как науки»

В результате изучения данной главы студент должен: знать

  • основные понятия и специфику химической картины мира;
  • роль алхимии в становлении химии как науки;
  • исторические этапы развития химии как науки;
  • ведущие принципы учения о составе и структуре веществ;
  • основные факторы протекания химических реакций и условия управления ими;
  • основные принципы эволюционной химии и ее роль в объяснении биогенеза; уметь
  • выявлять роль физики микромира для понимания оснований химической науки;
  • проводить сравнительный анализ основных этапов развития химии;
  • аргументировано показывать роль химии для объяснения структурных уровней системной организации материи;

владеть

  • навыками приобретения и применения знаний для формирования химической картины мира;
  • навыками использования понятийного аппарата химии для характеристики химических процессов.

Исторические этапы развития химической науки

Существует много определений химии, характеризующих ее как науку:

  • о химических элементах и их соединениях;
  • веществах, их составе и строении;
  • процессах качественного превращения веществ;
  • химических реакциях, а также о тех законах и закономерностях, которым эти реакции подчиняются.

Очевидно, каждое из них отражает лишь один из аспектов обширного химического знания, а сама химия выступает как высокоупорядоченная, постоянно развивающаяся система знаний. Приведем определение из классического учебника: «Химия - наука о превращениях веществ. Она изучает состав и строение веществ, зависимость свойств веществ от их состава и строения, условия и пути превращения одних веществ в другие» .

Химия - наука о превращениях веществ.

Важнейшая отличительная черта химии состоит в том, что она во многом самостоятельно формирует предмет исследования, создавая такие вещества, которых не было в природе. Как никакая другая наука, химия одновременно выступает и как наука, и как производство. Поскольку современная химия решает свои задачи на атомно-молекулярном уровне, она тесно связана с физикой, биологией, а также такими науками, как геология, минералогия и др. Пограничные области между этими науками изучает квантовая химия, химическая физика, физическая химия, геохимия, биохимия и др.

Более 200 лет назад великий М. В. Ломоносов выступил в публичном собрании Петербургской Академии наук. В докладе «Слово о пользе химии» читаем вещие строки: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания» . Свое «прилежание» химия начала распростирать еще в Египте - передовой стране Древнего мира. Такие отрасли производства, как металлургия, керамика, изготовление стекла, крашение, парфюмерия, косметика достигли там значительного развития задолго до нашей эры.

Сравним название науки химии в разных языках:

Все эти слова содержат корень «хем» или «хим », что созвучно словам древнегреческого языка: «химос» или «хюмос» означало «сок». Это название встречается в рукописях, содержащих сведения по медицине и фармации.

Существуют и иные точки зрения. По Плутарху, термин «химия» происходит от одного из древних названий Египта - Хеми («черпая земля»). В первоначальном смысле этот термин означал «египетское искусство». Химия как наука о веществах и их взаимодействиях считалась в Египте божественной наукой и находилась целиком в руках жрецов.

Одна из древнейших ветвей химии - металлургия. За 4-3 тыс. лет до н.э. начали выплавлять медь из руд, а позже изготовлять сплав меди с оловом (бронзу). Во II тысячелетии до н.э. научились получать из руд железо сыродутным процессом. За 1600 лет до н.э. начали применять для крашения тканей природную краску индиго, а несколько позже - пурпур и ализарин, а также приготовлять уксус, лекарства из растительных материалов и другие продукты, выработка которых связана с химическими процессами.

На арабском Востоке в V-VI вв. появляется термин «алхимия» путем добавления к греко-египетскому «химия» частицы «ал-». Целью алхимиков было создание «философского камня», способного все неблагородные металлы превращать в золото. В основе лежал практический заказ: золото

в Европе было необходимо для развития торговли, а известных месторождений золота было мало.

Факт из истории науки

Наиболее древними обнаруженными химическими текстами ныне считаются древнеегипетский «Папирус Эберса» (по имени нашедшего его немецкого египтолога) - сборник рецептов изготовления лекарственных средств XVI в. до н.э., а также найденный в Мемфисе «папирус Бругша» с фармацевтическими рецептами (XIV в. до н.э.).

Предпосылки к становлению химии как самостоятельной научной дисциплины формировались постепенно в течение XVII - первой половине XVIII в. Вместе с тем, несмотря на многообразие эмпирического материала, в этой науке вплоть до открытия в 1869 г. периодической системы химических элементов Д. И. Менделеевым (1834-1907) не было той обобщающей теории, с помощью которой можно было бы дать объяснение накопленному фактическому материалу.

Попытки периодизации химических знаний предпринимались еще в XIX в. По мнению немецкого ученого Г. Коппа - автора четырехтомной монографии «История химии» (1843-1847), развитие химии проходило под влиянием определенной руководящей идеи. Он выделял пять этапов:

  • эпоха накопления эмпирических знаний без попыток их теоретического объяснения (с древнейших времен до IV в. н.э.);
  • алхимический период (IV - начало XVI в.);
  • период ятрохимии, т.е. «химии врачевания» (вторая четверть XVI - середина XVII в.);
  • период создания и господства первой химической теории - теории флогистона (середина XVII - третья четверть XVIII в.);
  • период количественных исследований (последняя четверть XVIII - 1840-е гг.) 1 .

Однако по современным представлениям, эта классификация относится к тем этапам, когда химическая наука еще не конституировалась как системное теоретическое знание.

Отечественные историки химии выделяют четыре концептуальных уровня, в основе которого лежит способ решения центральной проблемы химии как науки и как производства (рис. 13.1) .

Первый концептуальный уровень - учение о строении химического вещества. На этом уровне проходило исследование различных свойств и превращений веществ в зависимости от их химического состава.

Рис. 13.1.

Нетрудно увидеть аналогию этой концепции с физической концепцией атомизма. Как физики, так и химики стремились найти ту первоначальную основу, с помощью которой можно было бы объяснить свойства всех простых и сложных веществ. Сформулирована эта концепция была довольно поздно - в 1860 г., на первом Международном съезде химиков в Карлсруэ в Германии. Ученые-химики исходили из того, что все вещества состоят из молекулу а все молекулы , в свою очередь, состоят из атомов. И атомы, и молекулы находятся в непрерывном движении, при этом атомы - мельчайшие, а далее - неделимые части молекул 1 .

Значение Съезда ясно выразил Д. И. Менделеев: «Приняв различие атома и частицы (так называли молекулу - Г. О.), химики всех стран приняли начало унитарной системы; теперь было бы большой непоследовательностью, признав начало, не признать его следствий» .

Второй концептуальный уровень - исследование структуры химических веществ, выявление конкретного способа взаимодействия элементов в составе конкретных химических веществ. Было установлено, что свойства веществ зависят не только от составляющих их химических элементов, но и от взаимосвязи и взаимодействия этих элементов в ходе химической реакции. Так, алмаз и уголь обладают различными свойствами именно вследствие различия структур, хотя их химический состав сходен.

Третий концептуальный уровень химии порожден потребностями повышения производительности химических производств и исследует внутренние механизмы и внешние условия протекания химических процессов: температуру, давление, скорость протекания реакций и др.

Четвертый концептуальный уровень - уровень эволюционной химии. На этом уровне более глубоко изучается природа реагентов, участвующих в химических реакциях, специфика действия катализаторов, значительно ускоряющих скорость их протекания. Именно на этом уровне осмысливается процесс происхождения живой материи из материи косной.

  • Глинка II. Л. Общая химия. 2б-е изд. Л.: Химия: Ленинградское отделение, 1987. С. 13.
  • Цит. по: Колтун М. Мир химии. М.: Детская литература, 1988. С. 7.
  • Менделеев Д. И. Соч. в 25 т. Л. - М.: Изд-во АП СССР, 1949. Т. 15. С. 171-172.

Химия – наука о превращениях веществ, связанных с изменением электронного окружения атомных ядер. В данном определении необходимо дополнительно уточнить термины «вещество» и «наука».

Согласно Химической энциклопедии:

Вещество – вид материи, которая обладает массой покоя. Состоит из элементарных частиц: электронов, протонов, нейтронов, мезонов и др. Химия изучает главным образом вещество, организованное в атомы, молекулы, ионы и радикалы. Такие вещества принято подразделять на простые и сложные (хим. соединения). Простые вещества образованы атомами одного хим. элемента и потому являются формой его существования в свободном состоянии, например, сера, железо, озон, алмаз. Сложные вещества образованы разными элементами и могут иметь состав постоянный.

В трактовке термина «наука» существует множество разногласий. Здесь вполне приложимо высказывание Рене Декарта (1596-1650): «Определите значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений». Наукой принято называть сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. Канадский философ Уильям Хетчер определяет современную науку, как «способ познания реального мира, включающего в себя как ощущаемую органами чувств человека реальность, так и реальность невидимую, способ познания, основанный на построении проверяемых моделей этой реальности». Такое определение близко к пониманию науки академиком В.И.Вернадским, английским математиком А.Уайтхедом, другими известными учеными.

В научных моделях мира обычно выделяются три уровня, которые в конкретной дисциплине могут быть представлены в различном соотношении:

* эмпирический материал (экспериментальные данные);

* идеализированные образы (физические модели);

*математическое описание (формулы и уравнения).

Наглядно-модельное рассмотрение мира неизбежно ведет к приблизительности любой модели. А.Эйнштейн (1879-1955) говорил «Пока математические законы описывают действительность, они неопределенны, а когда они перестают быть неопределенными, они теряют связь с действительностью».

Химия относится к числу естественных наук, изучающих окружающий нас мир со всем богатством его форм и многообразием происходящих в нем явлений. Специфику естественнонаучного знания можно определить тремя признаками: истинность, интерсубъективность и системность. Истинность научных истин определяется принципом достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Интерсубъективность означает, что каждый исследователь должен получать одинаковые результаты при изучении одного и того же объекта в одних и тех же условиях. Системность научного знания подразумевает его строгую индуктивно-дедуктивную структуру.

Химия – это наука о превращениях веществ. Она изучает состав и строение веществ, зависимость свойств веществ от их состава и строения, условия и пути превращения одних веществ в другие. Химические изменения всегда связаны с изменениями физическими. Поэтому химия тесно связана с физикой. Химия также связана с биологией, поскольку биологические процессы сопровождаются непрерывными химическими превращениями.

Совершенствование методов исследования, прежде всего экспериментальной техники, привело к разделению науки на все более узкие направления. В результате количество и «качество», т.е. надежность информации возросли. Однако невозможность для одного человека обладать полными знаниями даже для смежных научных областей породила новые проблемы. Как в военной стратегии самые слабые места обороны и наступления оказываются на стыках фронтов, в науке наименее разработанными остаются области, не поддающиеся однозначной классификации. Среди прочих причин можно отметить и сложность с получением соответствующей квалификационной ступени (ученой степени) для ученых, работающих в областях «стыка наук». Но там же делаются и основные открытия современности.

В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия играет исключительно важную роль. Нет почти ни одной отрасли производства, не связанной с применением химии. Природа дает нам лишь исходное сырье – дерево, руду, нефть и др. Подвергая природные материалы химической переработке, получают различные вещества, необходимые для сельского хозяйства, промышленного производства, медицины, быта – удобрения, металлы, пластические массы, лаки, краски, лекарственные вещества, мыло и т.д. Для переработки природного сырья необходимо знать законы превращения веществ, а эти знания дает химия. Развитие химической промышленности – одно из важнейших условий технического прогресса.

Химические системы

Объект изучения в химии – химическая система . Химическая система – это совокупность веществ, находящихся во взаимодействии и мысленно или фактически обособленно от окружающей среды. Примерами системы могут служить совершенно разные объекты.

Простейшим носителем химических свойств служит атом – система, состоящая из ядра и движущихся вокруг него электронов. В результате химического взаимодействия атомов образуются молекулы (радикалы, ионы, атомные кристаллы) –системы, состоящие из нескольких ядер, в общем поле которых движутся электроны. Макросистемы состоят из совокупности большого количества молекул – растворы различных солей, смесь газов над поверхностью катализатора в химической реакции и т.д.

В зависимости от характера взаимодействия системы с окружающей средой различают открытые, закрытые и изолированные системы. Открытой системой называется система, способная обмениваться с окружающей средой энергией и массой. Например, при смешении в открытом сосуде соды с раствором соляной кислоты протекает реакция:

Na 2 CO 3 + 2HCl → 2NaCl + CO 2 + H 2 O.

Масса этой системы уменьшается (улетучивается углекислый газ и частично пары воды), часть выделившейся теплоты тратится на нагрев окружающего воздуха.

Закрытой называется система, которая может обмениваться с окружающей средой только энергией. Рассмотренная выше система, находящаяся в закрытом сосуде, будет примером закрытой системы. В этом случае обмен массой невозможен и масса системы остается постоянной, но теплота реакции через стенки пробирки передается окружающей среде.

Изолированной системой называется система постоянного объема, в которой не происходит обмена с окружающей средой ни массой, ни энергией. Понятие изолированной системы является абстрактным, т.к. на практике абсолютно изолированной системы не существует.

Отдельная часть системы, ограниченная от других хотя бы одной поверхностью раздела, называется фазой . Например, система, состоящая из воды, льда и пара, включает три фазы и две поверхности раздела (рис. 1.1). Фаза может быть механически отделена от других фаз системы.

Рис.1.1 – Многофазная система.

Не всегда фаза на всем протяжении одинаковые физические свойства и однородный химический состав. Примером может служить атмосфера земли. В нижних слоях атмосфера концентрация газов выше, выше и температура воздуха, в верхних же слоях происходит разрежение воздуха и понижение температуры. Т.е. однородность химического состава и физических свойств на протяжении всей фазы в данном случае не соблюдается. Также фаза может быть прерывной, например, кусочки льда, плавающие на поверхности воды, туман, дым, пена – двухфазные системы, в которых одна фаза является прерывной.

Система, состоящая из веществ, находящихся в одной фазе, называется гомогенной . Система, состоящая из веществ в разных фазах и имеющая хотя бы одну границу раздела, называется гетерогенной .

Вещества, из которых состоит химическая система – компоненты. Компонент может быть выделен из системы и существовать вне ее. Например, известно, что при растворении хлорида натрия в воде он распадается на ионы Na + и Cl – , однако эти ионы не могут считаться компонентами системы – раствора соли в воде, т.к. они не могут быть выделены из данного раствора и существовать по отдельности. Компонентами будут вода и хлорид натрия.

Состояние системы определяется ее параметрами. Параметра могут быть заданы как на молекулярном уровне (координаты, количество движения каждой из молекул, валентные углы и пр.), так и на макроуровне (например, давление, температура).

Строение атома.


Похожая информация.


Химия - естественная наука. Химия в окружающем мире. Краткие сведения из истории химии

Химия относится к естественным наукам. Химия - это наука о веществах, их свойствах и преобразования. Предметом химии являются химические элементы и их соединения, а также закономерности, по которым протекают химические реакции. Современная химия весьма разнообразна как по объектам, так и по методам их исследования, поэтому многие из ее разделов является самостоятельными науками. Сейчас основными разделами химии считаются неорганическая химия, органическая химия и физическая химия. Вместе с тем, значительные разделы химии возникли на границе с другими науками. Так, взаимодействие химии и физики дало, кроме физической химии, химической физике. Одним из передовых направлений химии является биохимия - наука, изучающая химические основы жизни. Почти каждое научное исследование требует использования физических методов для установления структуры вещества и математических методов для анализа результатов.

Химия играет важную роль в научно-техническом прогрессе. Она нашла применение во всех отраслях науки, техники и производства. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в ценные продукты. Химия имеет значительное влияние на производительность сельскохозяйственного производства. Не менее значительна роль химии в производстве пластмасс, красок, строительных материалов, синтетических тканей, синтетических моющих средств, парфюмерно-парфюмерных средств, фармацевтических препаратов. Изучение химии помогает человеку не только повышать общую эрудицию, но и познавать себя и окружающий мир.

Термин "химия" впервые появился в трактате египетского грека Зосимуса в 400 годах нашей эры, в котором Зосимус говорит, что "химии" людей научили демоны, которые сошли на землю с небес. Название "химия" происходит от слова "Хеми" или "Хумана", которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозем.

Первыми учеными-химиками были египетские жрецы. В третьем веке до нашей эры уже были собраны и описаны значительный экспериментальный материал. В известной Александрийской библиотеке насчитывалось около семи сотен рукописных книг, хранившихся много работ по химии. Греческий философ Демокрит, который жил в пятом веке до нашей эры, впервые высказал мысль, что все тела состоят из маленьких невидимых неделимых частиц твердой материи, движущиеся. Он назвал эти частицы "атомами". С третьего века нашей эры в истории химии начался период алхимии, целью которой были поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (серебро и золото) с помощью философского камня. На Руси алхимия не имела широкого распространения, хотя трактаты алхимиков были известны. В начале шестого века алхимики стали применять свои знания для нужд производства и лечения. В период семнадцатом-восемнадцатом века в химических исследованиях начали использовать экспериментальные методы.

Первой теорией научной химии была теория флогистона (невесомой вещества, которое выделяется из вещества при горении веществ), предложенная Г. Шталь в восемнадцатом веке. Эта теория оказалась ошибочной, хотя и просуществовала почти век. Французский химик А. Лавуазье и русский химик М. В. Ломоносов применили точные измерения при изучении химических реакций, опровергли теорию флогистона и сформулировали закон сохранения массы. С 1789 до 1860 года продолжался период количественных химических законов (атомно-молекулярного учения). Современный этап развития химической науки, начавшийся в двадцатом веке, продолжается и до наших дней. Любые успехи практической химии настоящее основываются на достижениях фундаментальной науки.