Рассказывает польский журналист А. Донимирский, автор книги "Один ли раз мы живем?":

"Инженер Стефан Янкович в 1964 году попал в тяжелую автомобильную катастрофу. Он был выброшен из машины и найден на дороге без сознания. Будучи возвращенным к жизни, инженер описал свои "видения" начиная с момента потери сознания. Янкович говорит о трех фазах этого "сна".

Первая фаза началась сразу после потери сознания, в образе пребывания вне тела. Янкович был убежден, что умер, однако не ощущал никакого страха, а скорее интерес, что же сейчас произойдет? Чувствовал, что как бы плывет, а также слышит разные голоса, видит фигуры и т. д. Янкович рассказывает:

Казалось, что кто-то меня несет, кто-то заботится обо мне и управляет мной, проводя все выше, в иной мир, поскольку я был там абсолютным новичком.

По мере вознесения вверх инженера наполнял покой, возвращалось чувство равновесия, утраченное в момент автокатастрофы.

Вторая фаза. Теперь он парил над местом автомобильной аварии.

Я видел свое тяжко израненное, безжизненно лежавшее тело. Видел машину и людей, собравшихся вокруг нее. Я мог хорошо слышать, о чем они переговаривались между собой. Врач сделал мне какой-то укол. Я слышал, как он говорил, что у меня сломаны ребра и поэтому нельзя сделать массаж сердца. Обратил внимание и на то, что он разговаривал со смешным итальянским акцентом. Наконец врач сказал: "Ничего нельзя поделать. Он уже мертв".

Третья фаза. Янкович вспоминает ее как своего рода фантастический спектакль, состоявший из ряда образов и сцен из прожитой им жизни. Каждая сцена или каждый фрагмент жизни воспроизводились с мельчайшими подробностями.

Однако у "режиссера", - говорит Янкович, - имелся свой особенный способ "инсценировки", поскольку сначала я видел последнюю сцену, то есть момент моей смерти. А уже потом наблюдал другие сцены - одну за другой, вплоть до дня моего рождения. Очередность демонстрации сцен, следовательно, была противоположной истории моей жизни. В этом "спектакле" был я не только главным актером, но одновременно и зрителем. Это очень трудно объяснить. Я как бы "плавал" в некоем пространстве, где раздвоился и видел себя со стороны, слышал все, что говорил…

Укол прямо в сердце, сделанный врачом, вернул инженера Янковича к жизни".

"Веками люди, находившиеся на волосок от смерти - бывшие в состоянии глубокого беспамятства, возвращались потом к жизни и рассказывали, что пережили. По их словам, они видели свое безжизненное тело, потом видели некий ослепительный свет, вслед за этим - прекрасный пейзаж, на фоне которого появлялись духи умерших дорогих им людей" - так начинается книга М. Сэмбона "Воспоминания о смерти. Медицинские исследования" (Нью-Йорк, 1986).

Как видно по названию, эта книга - не эссе и тем более не роман. Это рассуждения хирурга из штата Джорджия, записавшего рассказы людей, которые побывали на пороге смерти.

Сорокатрехлетний служащий говорит:

Я проник в светящийся круг. Навстречу мне вышли дедушка с бабушкой, отец и дядя, недавно покончивший жизнь самоубийством. Все они были одеты в белые халаты и улыбались. Никогда прежде я не видел их такими здоровыми и счастливыми. Я потянулся обнять их, но они дружно отстранились от меня. Отошли в сторону, молчаливыми кивками прощаясь со мной. Бабушка обернулась, уходя, и сказала: "Вскоре мы встретимся вновь".

А вот еще один рассказ из книги "Воспоминания о смерти" - сообщение менеджера из штата Флорида, который в 1970 году попал в автокатастрофу. Его привезли в операционную, и там он потерял сознание.

Я оказался в темном черном тоннеле, - вспоминает менеджер, - но в глубине тоннеля был виден свет, как будто кто-то держал там в руке зажженную лампу. Я двинулся по направлению к свету. И тут вдруг обнаружил, что несусь вперед по воздуху со страшной скоростью. Свет становился все ярче. Все вокруг было уже не черного, а голубого цвета прекрасного оттенка, которого я никогда ранее не видел… Потом я почувствовал, как кто-то погладил меня по голове, и услышал приказывающий голос: "Возвращайся. Твое дело на Земле еще не закончено…" Голос был столь громким, что напоминал гром.

От капусты до обезьяны

Интересно, уважаемый читатель, помните ли Вы впервые услышанный официальный миф о происхождении себя? Откуда Вы появились - из капусты или со спецпочтой от аиста? Возможно, Вам повезло, и Ваши продвинутые родители не загружали Ваше детское сознание всякой ерундой. Человек произошёл от человека. В семье Сидорова-кассира может родиться другой кассир (Сидоров-младший), кондуктор или даже начальник вокзала. Одесситка Зайдерман родит другого одессита, если не уедет в Америку (там это произведение назовут Mr.Zaiderman). У московского геолога Саши и красивой чукчи родится новый оленевод или звезда балета. Кем бы ни стали эти дети, они всегда будут человеками, так называемыми хомосапиенсами.

Но Вы знаете, что так было не всегда. В какой-то момент истории нашими прародителями были примитивные балбесы-питекантропы, неандертальцы и просто обезьянки. Эволюция, господа… Эволюция! Чем-то напоминает нашу иммиграцию с последующим значительным улучшением вида. Ну а если быть серьёзным, верите ли Вы, уважаемый читатель, во впитанную с молоком матери теорию о происхождении человека от обезьяны? А если нет, то откуда же мы могли материализоваться?

- Досье

Майкл Кремо родился 15-го июля 1948 г. в Шенектеди, штат Нью-Йорк. Увлечение исследовательской наукой и, одновременно, несогласие с аргументацией дарвинизма относительно истории и происхождения человечества в Майкле Кремо зародились еще в детстве. Его отец был офицером разведки ВВС США, и поэтому детство будущего исследователя истории археологии прошло в постоянных переездах и путешествиях. С 1965 года Майкл серьезно заинтересовался восточной философией, пытаясь в ней найти корни нашей цивилизации.

Позже Кремо переехал в Лос-Анджелес, где приступил к работе в издательстве "Бхактиведанта Бук Траст" (ББТ). Где-то с 1980 года Кремо уже считался состоявшимся писателем. На сегодняшний день книги, написанные и изданные им и другими писателями ББТ, разошлись тиражом более чем десять миллионов экземпляров и переведены на многие языки мира.

Совместно с математиком Ричардом Томпсоном Кремо написал серии книг, предназначенных как для ученых, так и для широкой публики. Первой книгой в этой серии стала "Запретная археология: неизвестная история человечества". Эта книга о том, что за последние 150 лет археологи и антропологи накопили обширные знания, подтверждающие, что представители человечества, вроде нас с вами, существуют на этой планете уже: около десяти миллионов лет! С помощью неоспоримых фактов авторы доказали, что эта информация тщательно скрывалась, ее не принимали всерьез, а со временем и вообще забыли, потому что находки Кремо и Томпсона шли вразрез с общепринятой теорией человеческой эволюции.

Помимо мировых бестселлеров в области археологии, книг "Запретная археология" и "Неизвестная история человечества", Майкл Кремо также автор таких книг, как "Влияние запретной археологии", "Божественная природа: духовная альтернатива в кризисе окружающей среды", ряда других научных трудов, статей и публикаций на эти темы.

Майкл Кремо всегда на острие научных и культурных вопросов. Переходя дисциплинарные границы науки, он представляет своей аудитории убедительные аргументы для того, чтобы составить новое единое мнение о природе действительности.

Майкл Кремо - член Всемирного конгресса археологов, Европейской ассоциации археологов, Общества истории науки, Ассоциации философии науки, Американской ассоциация антропологов, Общества антропологии сознания, Центра теологии и естественных наук.

М. Кремо прочитал сотни лекций и провел десятки конференций по всему миру.

Разговор

Г.М.: Майкл, известно, что всё гениальное очень просто. Изложите нам, пожалуйста, в простой и понятной форме суть Ваших многолетних исследований и выводов.

М.К.: Общепринятая теория Дарвина утверждает, что человек произошёл от более примитивной формы жизни - обезьяноподобной - около 100 тысяч лет назад. И ещё - что человечество - это только материальная субстанция.

Я с этим не согласен. Очень большое количество археологических находок подтверждает, что человек в таком виде, как мы с Вами, существовал миллионы лет. Но это запрещённая археология. В моих книгах "Запрещённая археология" и "Деволюция человека" мы помогаем увидеть читателям, что человек не произошёл от обезьяны, а существовал параллельно с ней. Просто этот вид обезьян со временем практически исчез, как и многие другие виды животных и растений. Но одно не исключает другое. В ведическом философском трактате "Падма Пуране" говорится, что в нашей Вселенной существует 400 000 различных форм человеческой жизни. В Рамаяме, в частности, описываются ванары - люди из леса. Они похожи на героев некоторых наших фантастических фильмов (типа "Планеты обезьян"), рассказывающих о жизни разумных человекоподобных обезьян вместе с хомосапиенсами.

Но прежде чем задавать вопрос: "Когда появилось человечество?", следует задать вопрос: "Кто такой человек?" Большинство учёных считает, что человек просто состоит из химических элементов. Я придерживаюсь мнения, что мы состоим из трёх разных энергий: материальной (самой грубой), энергии разума (более тонкой) и сознания (совсем нематериальной энергии). Чтобы было понятнее, сравню с компьютером. Наше тело - материальная энергия, компьютерная программа - тонкая энергия и пользователь компьютером - разумная самоуправляющаяся энергия, в данном случае человек. Мы видим и ощущаем лишь наше физическое тело. Мы не можем видеть энергию ума, как, например, ветер: мы можем лишь наблюдать результаты действия этого самого ветра - волны. И тем более мы не можем потрогать руками и увидеть наше сознание.

Г.М.: Сознание - это и есть наша мистическая вечная душа?

М.К.: Можно сказать и так.

Г.М.: А чем можно подтвердить существование души? Тело мы видим. Ум ощущается. А как подтвердить существование того, что мы не можем потрогать?

М.К.: Как учёный, я приведу факты научных исследований. Американский кардиолог Майкл Сабом (Michael Sabom) более 20 лет изучал опыт людей, переживших клиническую смерть. Он детально записывал ощущения пациентов после того, как они умирали. Затем всю информацию о том, что они "видели" после смерти он сверял с показаниями врачей и медсестёр. Всё сходилось. Детали операции, слова и поступки тех, кто продолжал оставаться с безжизненным телом, совпадали весьма точно. Выводы ученого очевидны: увиденное было информацией не на уровне ума (ум и тело умирали), а более высокой инстанции - нашей души, которая продолжает жить.

Если душа не умирает, естественно предположить, что она вселяется потом в новое тело (реинкарнирует). Это, к примеру, подтверждается многолетними опытами психиатра из университета Вирджинии Айна Стивенсона (Ian Stevenson) и его коллег. Начиная с 1961 года, они детально анализировали детей (возраст от двух до семи лет), которые помнили свою предыдущую жизнь. Исследованы более 1 000 случаев, написаны книги и статьи. Эти дети помнили удивительные детали предыдущих воплощений, которые проверялись учёными и полностью совпадали. Например, девочка Шукала из Индии смогла узнать свой дом (она никогда раньше не бывала в этой части страны) и даже точно указать, что на втором этаже Вы сможете в таком-то сундуке найти моё старое платье. Такие дети узнавали своих ещё живых бывших родственников. А родимые пятна могли с точностью совпадать со следами пулевой раны - причины их смерти. Они могли помнить и причину своей смерти, которая потом подтверждалась архивами врачей и другими свидетелями. Интересно, что после семи лет такая феноменальная память, как правило, исчезала.

Это ведёт нас к другому вопросу: "Откуда мы появились?" Я утверждаю, что мы, как золото, пришедшее к нам из шахты, тоже появились из одного источника. Я называю его Источником Всего Сознательного.

Г.М.: Можно ли для этого Источника использовать другие синонимы? Например, Единый Разум, Космос или Бог?

М.К.: Думаю, что да. И хочу предложить Вам один из главных выводов моих исследований: человек не эволюционировал из материи, а деволюционировал из чистого сознания.

Г.М.: Объясните это.

М.К.: Чтобы переместиться в водную стихию, нам нужен водолазный костюм или подводная лодка. Также и наше тело в этой жизни является лишь средством для существования души. Многие люди спрашивают: "Какая разница, кто я и откуда пришёл?" Разница колоссальная, так как она и определяет цель индивидуальной и коллективной жизни. Например, если я американец, то живу по законам своей страны. Так вот, за последние 100 лет дарвинисты дали свой ответ на вопрос, кто мы. По их теории, мы произошли от обезьян и являемся всего лишь машинами, сделанными из химических элементов, без Бога и высших ценностей. Отсюда и появилась материальная концепция жизни, в которой главная цель - производство и потребление как можно большего количества материальных ценностей. В этих условиях люди воспитываются и живут в постоянном противоборстве за выживание, якобы как их примитивные предки.

Поймите меня правильно. Я вовсе не против материальных ценностей, но излишняя концентрация на производстве товаров и их потреблении, с одной стороны, разрушает нашу психику, так как не насыщает душу, с другой стороны, приводит к экологическому уничтожению Земли. Если бы все другие страны на планете обладали такой же, как мы, американцы, ментальностью потребителей, мы все бы давно погибли. Из-за этого конфликта у нас проблемы на всех других уровнях жизни: в противоборстве и политике стран, социальном и семейном укладе, личностных конфликтах и дисбалансах.

Г.М.: Вы изменили моё представление о важности правильного понимания истории. Это очевидно, что истинное осознание того, что мы - не дети обезьян, поможет нам разобраться в том, куда нужно идти в поисках истины и счастья.

М.К.: Что, если мы поменяем свою историю? Это поможет нам понять, что мы все едины, и наша цель - не увеличение потребления, а поиск радости путём развития своих божественных человеческих качеств. Но если мы не знаем, кто мы, мы не можем ничего понять и не можем жить, как свободные люди. Мы не должны жить по принципам первобытного человека. Увы, сейчас большинство живёт вне баланса и вне духовности, с явным креном в материальную сторону. Материальное не надо отменять, его надо просто сбалансировать.

К сожалению, лидеры нашего правительства не очень заинтересованы видеть нас свободными людьми. Поэтому они спонсируют науку, которая работает на производство товаров. Такая наука быстро развивается на всех уровнях - в университетах, лабораториях, научных центрах, - так как приносит конкретную выгоду. Поэтому истинная археология пока остаётся вне закона, как и многие учёные и их находки, преданные анафеме и забвению.

Эпилог

Я уверен, что если бы наша встреча с Майклом Кремо проходила в нашем Клубе "Баланс" или в Вашем доме, уважаемый читатель, мы ещё долго не отпускали бы друг друга. Согласитесь, что тема нашего происхождения не самая популярная в нашей жизни. И всё же я хочу, чтобы мы её продолжили. Мы обязательно пригласим Майкла в Клуб вместе с Вами. А пока подумайте о сказанном и поговорите об этом со своими близкими и единомышленниками. Напишите нам, поделитесь своими мыслями и секретной информацией о своих дальних-дальних родственниках.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о теории возникновения цивилизаций, истории человечества и о вселенной вы можете найти там, где вам максимально удобно

Несколько свидетельств подтверждающих продолжение жизни после смерти физического тела человека.
Рассказы о пережитом “ ” искренни и похожи между собой, отличны лишь в деталях; люди с разным уровнем образования, различных профессий, национальностей, пола, возраста и т. д. рассказывают об одном и том же. Это поражало всех исследователей, которые занимались этим вопросом. Малообразованная женщина видит и переживает то же самое, что и академик. Как правило часть человека, выходившая из тела, могла видеть свое тело со стороны, часто сверху, видела медиков, пытавшихся оживить его, и все, происходящее вокруг, а немного поздней воспринимала и многое другое.

Несмотря на искренность, такие сообщения все же не были совершенно доказательными, так как в большинстве своем они основывались на рассказах людей, которые прошли через временную смерть. Не доставало объективной научной проверки – в действительности ли существует феномен продолжения жизни после смерти физического тела.

Следующий шаг был сделан доктором Сабом. Им были организованы проверочные наблюдения подтвердившие, а по сути доказавшие, что не выдумки и что личность после смерти тела в действительности продолжает свое существование, сохранив способности думать, видеть, слышать и чувствовать.

Доктор Михаил Сабом – профессор медицинского факультета в университете Эмори в США. Он специалист-кардиолог, член Американского общества кардиологов и у него имеется большой практический опыт в области реанимации (оживления).

С книгой “Жизнь после жизни” он познакомился в 1976 г. и описываемым там случаям вначале не придал серьезного значения. Книжный рынок в те времена, как и теперь, был переполнен самой диковинной фантастикой. Рассказанное Моуди с легкостью можно было принять за любопытную выдумку, но все же Сабом заинтересовался и решил расспросить своих пациентов. Рассказанное ими подтверждало то о чем писал Моуди, и доктора Сабома поразила искренностью людей, которые прошли через временную смерть, и схожестью пережитого ими.

Его пациенты, побывавшие на пороге жизни и смерти, как правило никому до него о пережитом не говорили, между собой были не знакомы, и все же рассказанное ими говорило об одном и том же. Так, к примеру, пациенты рассказывали, что, выйдя из тела, они без труда, свободно перемещались, куда им хотелось, и видели и слышали то что происходило в других палатах и коридорах больницы, на улице и т. д. Они делали это тогда, когда их физическое тело лежало без признаков жизни на операционном столе. Они видели со стороны свое тело и все реанимационные мероприятия проводимые с ним в операционной.

Доктор Сабом захотел проверить эти невероятные сообщения, взглянув на них со стороны глазами объективного исследователя. Он начал проверять, совпадает ли рассказанное больными с происходящим в это время в действительности. На самом ли деле применяли те медицинские аппараты и методы реанимации, которые описывали люди, бывшие тем временем мертвыми, в действительности ли в других комнатах, отдаленных от той, в которой лежал умерший, происходило то, что последний видел и описывал.

Михаил Сабом насобирал и опубликовал 116 случаев, проверенных им лично. Он сверял рассказанное больными с историями болезни, расспрашивал людей, которых видели и слышали его больные, вернувшиеся после смерти, опять-же сверяя показания тех и других. Так, к примеру, он проверял, в действительности ли описанные люди были в комнате для ожидающих и в какое именно время. Он вел точные протоколы учитывая место, время, участники, произнесенные слова и т. д. Для своих исследований он отбирал лишь психически здоровых и уравновешенных людей.

Эта проверка полностью подтверждала существование изучаемого феномена. Было подтверждено, что после смерти физического тела существование личности продолжается. Некая часть человека остается жить, она способна видеть, слышать, думать и чувствовать, как и раньше.

Тогда когда тело было мертвым, люди видели не только включенные аппараты, но и стрелки их манометров в тех положениях, в которых они были фактически, они в деталях и точно давали описания машин и приборов, которых они ранее не видели и о существовании которых не знали. Они пересказывали разговоры медиков; наблюдая сверху, они описывали их прически и головные уборы, видели, происходящее за стенами комнаты, в которой находилось их тело, и так далее. Все эти удивительные сообщения были достоверно подтверждены. Для наглядности приведем несколько примеров из сообщений доктора Сабома.

Тяжелый сердечный приступ с остановкой сердца у 44-х летнего мужчины. Для оживления было применено несколько электрических шоков. Умерший следил за происходящим с позиции вне своего физического тела и в последствии дал детальное описание.

“Я был как-то отдельно, находился в стороне. Я ничего не участвовал, а наблюдал безучастно, мне это был не очень интересно… Вначале впрыснули что-то через резинку, которая там для вливания… после они меня подняли и уложили на доску. И тогда один доктор стал бить по моей груди. Они раньше давали мне кислород – такая резиновая трубка для носа, а потом они ее вытащили и положили на лицо маску. Она закрывает рот и нос. Она для давления… светло-зеленого цвета…

Я видел, как они закатили столик, на котором лежало что-то, как лопасти. И на нем находился манометр, квадратный, с двумя стрелками. Одна стояла, а другая двигалась… она двигалась медленно, не прыгала сразу, как на вольтметре или другом приборе. Первый раз она дошла до… между третью и половиной шкалы. И они повторили это, и она прошла больше половины, а в третий раз почти три четверти. Неподвижная стрелка дергалась всякий раз, когда они толкали эту штуку и кто-то возился с ней. И я думаю, они ее починили и она остановилась, а другая двигалась… И были две лопасти с проводами от них; это – как два круглых диска с ручками. Они держали а руках по диску и клали мне на грудь. На ручке были маленькие кнопочки… я видел, как меня дергало…”.

Персонал, принимавший участие в реанимации, подтвердил сказанное во всех деталях.


Второй случай: 60-ти летний рабочий, который пережил остановку сердца, говорил: “…умирая, я увидел там мое тело и мне было жалко оставлять его… я видел все, что делали… вначале не знал, кто это был, и тогда я посмотрел с близкого расстояния и увидал самого себя и не мог этого понять… как же это? Я смотрел сверху тихо поднимаясь все выше”.

После он описал, что делали медики с его безжизненным телом: “Я все осознавал…, и я видел моих родственников в приемном покое госпиталя… абсолютно ясно… они находились там – моя жена, мой старший сын, моя дочь, и доктор… нет, было невозможно, чтобы я находился где-то там, мне же в это время делали операцию… но я видел их и очень хорошо знаю, что я был там… я не знал, что произошло и почему они плачут. А после я отправился дальше, я попал в другой мир”.

Доктор Сабом позднее расспрашивал жену и дочь больного. Жена полностью подтвердила рассказанное мужем. Дочь также помнила, что тогда они втроем находились в комнате для ожидающих и говорили с доктором ее отца.

Больной находился , под глубоким наркозом, с остановившимся сердцем. Его с головой укрыли операционными простынями и физически не мог ничего увидеть или услышать. Позднее он рассказал о своих переживаниях. Он наблюдал в деталях операцию на своем собственном сердце, и его рассказ соответствовал тому, что в действительности происходило.

Вот небольшие выдержки из его длинного рассказа: “Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку (внутривенно). Я, вероятно, уснул, я ничего не припоминаю, как они перевозили меня из этой комнаты в ту, где делают операции. А потом неожиданно я увидал, что комната освещена, но не так ярко, как я мог ожидать. Мое сознание возвратилось… но они уже что-то сделали со мной… моя голова и все тело были закрыты простынями… и тогда я неожиданно стал видеть то, что происходит… я как бы был на пару футов над моей головой, словно был еще одной персоной в операционной… я видел двух врачей, как они зашивали меня… они пилили грудную кость… я смог бы нарисовать вам пилу и вещь, которой они раздвигали ребра… она была завернута вся вокруг и была из хорошей стали, без ржавчины…”.

Он описал ход операции: “…много инструментов… они (врачи) говорили на них зажимы… я был удивлен, я думал, что везде должно быть много крови, а ее было очень мало… и сердце выглядит не так, как я думал. Оно большое; большое сверху и узкое к низу, как африканский континент. Вверху оно розовое и желтое. Даже жутко. А одна часть была темней, чем остальное, вместо того чтобы все было одного цвета… Доктор С. стоял с лева, он отрезал кусочки от моего сердца и вертел их так и этак и долго рассматривал… и они много спорили, надо ли делать обвод или нет. И решили этого не делать… У всех врачей, кроме одного, ботинки были в зеленых чехлах, а этот чудак был в белых ботинках, покрытых кровью… это было странным и, по-моему, антигигиенично…”.

Описание хода операции пациентом, совпадало с записью в операционном журнале, сделанной, разумеется, другим стилем.
В истории болезни отмечалось, что восстановить кровообращение было трудно – подтверждением тому, больной в действительности пережил состояние клинической смерти.
Очень любопытно самое начало рассказанного, когда больной, сам не думая и не пытаясь понять, описывает простыми словами два абсолютно разных состояния: глубокого наркоза и клинической смерти. В первом случае потеря сознания, полное “ничто”; во втором возможность со стороны наблюдать за своим собственным телом и за всем окружающим, способности думать, видеть, слышать и чувствовать, находясь вне своего тела.

Повторяю его слова: “Анестезист обезболил эту часть и вставил туда эту штуку. Я, вероятно, заснул, я ничего не припоминаю, как они перевозили меня из этой комнаты в ту, где делают операции”. Это – действие наркоза. Многие из нас точно так, но ошибочно, представляют себе и смерть – абсолютное ничто, отсутствие каких-то восприятий. Однако пациент продолжает: “А потом я неожиданно я увидал… мое сознание возвратилось… я видел двух врачей, как они зашивали меня, я слышал их разговоры, я мог понимать… я был вне моего тела”. Это уже не наркоз, а продолжение жизни души после смерти тела, в этом случае после временной смерти физического тела.

Конечно, многие по другому представляют себе смерть. Тем кто отошел от христианства и от Бога, и о душе вообще не вспоминают, тем трудно принять факт, что после смерти тела какая-то часть человека продолжает осознанное существование.
Это имеет отношение и к многим врачам. Появлялись сомнения и у ученых, изучавших феномен “жизни после смерти”.

Конечно, рассказанное выше, когда вы о подобном слышите впервые, может показаться простой выдумкой. Поверить в это вот так, сразу, трудно, и не только вам или мне. Не сразу поверили в это и ученые: Моуди и Сабом.
Они – люди далекие от какой-то фантастики, спокойные и серьезные ученые. Их книги написаны сухим, точным языком, без каких либо прикрас. Их целью было не удивлять или развлекать читателя, а объективно проверить новые данные. Все сомнительное они отбрасывали и выводов по сути не делали, ограничиваясь изложенными фактами.

Приложение Критика учения о перевоплощении Библиография
Введение

«Я лежал в кабинете скорой помощи (intеnsivе cаrе) в Сеаттлийской детской больнице, – рассказывает шестнадцатилетний мальчик Деан, у которого перестали работать почки, – как вдруг я почувствовал себя в стоячем положении, двигающимся с невероятной скоростью вдоль какого-то темного пространства. Я не видел вокруг себя стен, однако мне казалось, что это было что-то вроде туннеля. Ветра я не ощущал, однако чувствовал, что несусь с огромной скоростью. Хотя я не понимал, куда я лечу и зачем, однако чувствовал, что в том конце моего стремительного полета меня ждет что-то очень важное, и мне хотелось скорее достичь цели.

Наконец я попал в место, наполненное ярким светом, и тут я заметил, что кто-то находится около меня. Это был некто высокого роста, с длинными золотистыми волосами, в белой одежде, перехваченной посередине поясом. Он ничего не говорил, однако я не чувствовал страха, потому что от него веяло большим миром и любовью. Если это не был Христос, то, наверно, был один из Его ангелов.» После этого Деан почувствовал, что он вернулся в свое тело и очнулся. Эти краткие, но очень яркие и светлые впечатления оставили глубокий след в душе Деана. Он стал очень религиозным молодым человеком, что благотворно повлияло и на всю его семью.

Это один из типичных рассказов, собранных американским доктором-педиатром Мелвином Морзом (Меlvin Моrsе) и опубликованных в книге Clоsеr tо the Light . Впервые с подобным случаем временной смерти он столкнулся в 1982-ом году, когда оживил девятилетнюю Екатерину, утонувшую в спортивном бассейне. Екатерина рассказывала, как во время своей смерти она повстречалась с некой милой «дамой,» назвавшей себя Елизаветой, – должно быть ее Ангелом-хранителем. Елизавета очень ласково встретила душу Екатерины и беседовала с ней. Зная, что Екатерина еще не готова перейти в духовный мир, Елизавета разрешила ей вернуться в свое тело. В этот период своей врачебной карьеры д-р Морз работал в больнице в городке Покатело штата Айдахо. Рассказ девочки произвел на него, дотоле скептически относившегося ко всему духовному, такое сильное впечатление, что он решил поглубже изучить вопрос о том, что происходит с человеком сразу после его смерти. В случае с Екатериной доктора Морза особенно поразило то, что она довольно подробно описала все, что происходило во время ее клинической смерти – как в больнице, так и у нее дома – как будто она там присутствовала. Д-р Морз проверил и убедился в правильности всех внетелесных наблюдений Екатерины.

После того, как его перевели в Сеаттлийский детский ортопедический госпиталь, а потом в Сеаттлийский медицинский центр, д-р Морз занялся систематическим изучением вопроса умирания. Он расспрашивал многих детей, переживших клиническую смерть, сверял и записывал их рассказы. Кроме того, он продолжал поддерживать контакт со своими молодыми пациентами по мере того, как они взрослели и наблюдал их умственное и духовное развитие. В своей книге «Ближе к свету» доктор Морз утверждает, что все известные ему дети, пережившие временную смерть, мужая, становились серьезными и верующими, морально чище обычных молодых людей. Все они воспринимали, пережитое ими как милость Божию и указание свыше, что надо жить для добра.

Еще до сравнительно недавнего времени подобные рассказы загробной жизни помещались лишь в специальной религиозной литературе. Светские журналы и научные книги, как правило, избегали подобных тем. Подавляющее количество докторов и психиатров отрицательно относились ко всяким духовным явлениям и не верили в существование души. И вот каких-то двадцать лет тому назад, при самом, казалось бы, триумфе материализма, некоторые доктора и психиатры серьезно заинтересовались вопросом бытия души. Толчком к этому послужила нашумевшая книга д-ра монда Муди (Rаymоnd Мооdy) «Жизнь после жизни» (Life Аftеr Life) , вышедшая в 1975 году. В этой книге д-р Муди собрал ряд рассказов от лиц, переживших клиническую смерть. Рассказы некоторых знакомых побудили Муди заинтересоваться вопросом умирания, и когда он стал собирать сведения, то к своему удивлению обнаружил, что существует немало людей, которые во время своей клинической смерти имели внетелесные видения. Однако они не рассказывали об этом, чтобы их не осмеяли и не объявили бы сумасшедшими.

Вскоре после появления книги д-ра Муди падкая на сенсации пресса и телевидение широко раструбили собранные им данные. Началось оживленное обсуждение темы жизни после смерти и даже публичные диспуты на эту тему. Тогда ряд докторов, психиатров и духовных лиц, посчитавших себя задетыми некомпетентным вторжением в их специальность, задались целью проверить данные и выводы д-ра Муди. Велико было удивление многих из них, когда они убедились в достоверности наблюдений д-ра Муди, – а именно в том, что и после смерти человек, не прекращает своего существования, но его душа продолжает видеть, слышать, мыслить и чувствовать.

Среди серьезных и систематических исследований вопроса умирания следует указать на книгу д-ра Михаила Сабома (Мichаеl Sаbоm) «Воспоминания о смерти» (Rеcоllеctиоns оf Dеаth) . Д-р Сабом является профессором медицины при университете Эмори и штатным врачом в госпитале для ветеранов в городе Атланта. В его книге можно найти подробные документальные данные и глубокий анализ данного вопроса.

Ценно также систематическое исследование психиатра Кэннета Ринга (Кеnnеth Ring), опубликованное в книге «Жизнь при смерти» (Life аt Dеаth) . Д-р Ринг составил стандартный лист для опроса людей, переживших клиническую смерть. Имена других врачей, занимавшихся этим вопросом, приведены нами в отделе библиографии. Многие из них начинали свои наблюдения, будучи скептиками. Но видя все новые случаи, подтверждающие существование души, меняли свое мировоззрение.

В этой брошюре мы приведем несколько рассказов людей, переживших клиническую смерть, сравним эти данные с традиционным христианским учением о жизни души в том мире и сделаем соответствующие заключения. В приложении рассмотрим теософское учение о перевоплощении.

Книга из библиотеки Российской ассоциации инструментальной

Транскоммуникации (РАИТ)

Наш сайт в интернете: эгф.рф

Я в глубоком долгу у многих личностей за их помощь в прохождении данного исследования и в подготовке этой книги - у

Докторов и медсестер из Университета Флориды и из Atlanta Veterans Administration Medical Center за направление

Пациентов, переживших клиническую смерть; у доктора Кеннета Ринга, доктора Раймонда Муди, Джр. и Джона Audette за

Безграничное ободрение и поддержку; у Джона Игла, публициста из Mockingbird Books, за его руководство в

Ее редакционную помощь; и у Лейни Шоу за набор рукописи.

Я особенно обязан Cаре Kreutziger, которая представила мне эту тему и работала со мной в первые годы изучения. Сара

В конце желаю поблагодарить Диану, мою жену, за ее долгие и стимулирующие часы, которые провели мы в обсуждениях

Околосмертного опыта, за ее важные переработки ранних набросков рукописи, и, сверх того, за ее постоянную поощрение

Продолжать изучение и публиковать книгу.

++++++++++++++++++++++=

«Есть некоторые странности в человеческом умирании, которые, в любом случае, несопоставимы с представлением о

Конечном страдании. Люди, которые почти умерли и потом вернулись описать свой опыт, никогда не упоминали муку или

Боль, или даже отчаяние; наоборот, они описывали странное, необычное ощущение спокойствия и мира. Акт умирания

Кажется ассоциирующимся с несколько иным событием, возможно, фармакологическим, которое превращает его в нечто

Совершенно отличное от того, что большинство из нас привыкли ожидать. Мы можем узнать больше об этом… Что-то,

Возможно, происходит, о чем мы еще не знаем». (Льюис Томас, президент M.D., Sloan-Kettering Cancer Institute, New

England Journal of Medicine, June 1977)

++++++++++++++++++++++=

Предисловие

На протяжении веков, разнообразие опытов пересказано людьми, которые чуть не умерли. Ослепительный свет,

Прекрасные ландшафты, души умерших близких - все поняли, в чем были переданы видения смерти. Родственники

Окружают умирающее лицо, чтобы попрощаться и услышать его последние слова. Если человек чудесным образом

Возвращался, он описывал ощущение плавания, а затем - возвращения.

Теперь, как никогда раньше, люди возвращаются от смертного порога. Благодаря последним достижениям медицинских

Технологий, сердца могут быть перезапущены, дыхание восстановлено, кровяное давление может прийти в норму.

Пациенты, которые в недалеком прошлом однозначно могли умереть, теперь возвращаются к продолжению своего

Земного существования. Они вспоминали многое из своего опыта, а мы слушали. «Если кто-то считает смерть континуумом

Или процессом, - говорит доктор Джордж E. Burch, почтенный кардиолог, - то, конечно, те из пациентов, кто был

Реанимирован в течение нескольких минут после остановки сердца, пережили и извлекли медицинскую информацию из

Глубин этого континуума, насколько это возможно… Введение эффективных методов сердечной реанимации…

Предоставило врачу уникальную возможность исследовать связанные с умиранием и смертью медицинские опыты».

В моей личной практике кардиологии, в последние пять с лишком лет, я проводил широкое исследование среди тех

Опытов, с которыми столкнулись люди, близкие к смерти. Множество из этих людей, жертв остановки сердца и других

Опасных для жизни кризисов, описывало ряд экстраординарных событий, имевших место в то время, пока пациенты были

Без сознания и при смерти. Некоторые считали этот опыт преимущественным представлением другой области

Существования.

Эта книга исследует природу и значение околосмертного опыта. Моей целью является не повторение ранее сказанного по

Этой теме или травление анекдотов ради них самих, а предоставление свежих наблюдений над содержанием опыта, над

Людьми, сталкивающимися с ним, и над клиническими параметрами, при которых он происходил. Во свете этих

Наблюдений, я пересмотрел различные объяснения, появляющиеся в научных журналах и желтой прессе. Воспоминания

Об умирании, которыми наполнены эти страницы, в свою очередь, должны приобрести новый смысл.

Что я узнал у постелей больных и в клиниках во время этого изучения, привело меня к переосмыслению собственных

Базовых верований относительно природы человека, процесса умирания и практики медицины. Я представляю свои

Находки Вам в надежде на Ваше соучастие в трепете и пленении, которые я испытал, углубляясь в эти вопросы - вопросы,

Касающиеся глобальной сущности и смысла жизни. (M.B.S., Decatur, Georgia, March 1981)

++++++++++++++++++++++++=

В июле 1970го я начал свою медицинскую интернатуру в Университете Флориды. Моя первая ночь по вызову нашла меня

Охватывающим минимальный медицинский уровень в главном госпитале и поддерживающим других интернов,

Назначенных в приемный покой. Мои ранние вечерние часы были проведены в рутинных обязанностях - получая истории

Болезней и проводя медицинских осмотров на трех выбранных приемах, возобновляя четвертый и делая

Электрокардиограмму пациенту с болями в груди. В полночь я прилег почитать о последних вопросах в медицинсклм

Журнале и мгновенно заснул. В 3-15 утра я вскочил на статистической странице: «Код 99, приемный покой, первый этаж…

Код 99, приемный покой, первый этаж». Я сбежал вниз по лестнице.

Так начался ритуал, который я повторял бесчисленное количество раз. Как вы могли догадаться, «Код 99» - это

Медицинская стенография для пациента в тяжелом состоянии. Это знакомый звонок для помощи, вызывающий докторов

И медсестер к постели пациента, чье состояние разительно развилось в худшую сторону. По существу, это обозначает

Предсмертное состояние пациента.

В тот момент своей жизни (и на некоторые дальнейшие годы) я был слишком занят обычными требованиями своего

Медицинского обучения для того, чтобы много задумываться о том, на что похожа смерть. Я был обучен сохранять людей в

Живых; это было не для меня - созерцать судьбу тех, кто этого не делал. Думаю, если б кто-то спросил меня, что я думаю о

Смерти, я бы ответил, что со смертью вы умираете - и это конец всего. Хотя я вырос в воцерковленной семье, я всегда

Старался разделять религиозные доктрины от научных. Как я в то время считал, христианские верования в жизнь после

Смерти служили целям исправления надлежащего мирского поведения и снятия тревоги вокруг смерти и умирания, но

Подобные учения оставались субъективными и ненаучными.

Ненаучным - вот кем я никогда не был. Годы медицинского обучения убедили меня, что если кто последует научному

Методу - использование лабораторных протоколов и научных исследований - большинство, если не все, неразрешимых

Вопросов вселенной получат, в конце концов, ответы в той или иной форме. Не существует, таким образом, необъяснимых

Феноменов, но есть просто научные факты, ожидающие открытия. Сформировать правильное научное исследование - и

Ответ может быть найден.

Наблюдений, известных как «данные». Только данные, собранные и представленные строго и беспристрастно, имеют

Право на поступление в общепринятую массу научного знания. В медицине клиническое применение подобных,

Основанных на фактах, знаний несет широкомасштабную ответственность перед современными достижениями

Медицинской диагностики и лечения. Более того, врач, сумевший наиболее эффективно освоить и применить знание

Научных фактов относительно течения болезни, будет иметь самый большой шанс успешного лечения данной болезни,

Когда та появляется у пациента.

На ранних порах своего обучения в медицинской школе я с силой обнял этот основной логический и научный метод

Относительно диагностики и лечения болезни. Я особенно увлекся теми аспектами медицины, которые касаются сбора и

Использования измеряемых физиологических данных. Таким образом, в последние годы своего обучения я был обращен

На узкую специальность кардиологии - точную технологичную дисциплину, в значительной мере опирающуюся на запись

И интерпретацию физиологических данных и их применение при болезнях и дисфункции сердца. При доступных

Инструментах современного кардиолога болезни сердца похожи на паззл, кусочки которого - измеряемое давление в

Четырех сердечных камерах, математические формулы, использующие эти измерения для вычисления сердечной

Функции, и специализированные рентгеновские технологии, позволяющие анатомически описать сердечную болезнь.

Более того, я признал, что верные утверждения, учитывающие все природные феномены, начинаются с бережного сбора

Соответственных фактов, из которых можно делать выводы или гипотезы.

В 1976 году я завершил свой первый год кардиологии во Флоридском Университете в Гейнсвилле. Я был глубоко влюблен

В изучение нюансов клинической кардиологии и предпочитал определенные исследования в данном поле. В то же время,

Я со своей женой присоединился к местной методистской церкви. Одним весенним воскресеньем, Сара Kreutziger,

Психиатр-соцработник из Университета, представила в нашей воскресной школе для взрослых книгу, попавшуюся ей на

Глаза. Книгу «Жизнь после жизни» Раймонда Муди, наполненную несколькими странными свидетельствами людей,

Бывшими при смерти. Огромный интерес вызван был среди участников школы. Лично я, однако, воспринял ее без особого

Энтузиазма. Мое принципиальное научное сознание просто не могло серьезно относиться к таким размытым описаниям

Духов из загробной жизни и сему подобному. Будучи единственным представленным в то утро врачом, я был спрошен о

Своем мнении в конце урока. Самое умное, что я нашел ответить в тот момент, было: «Я не верю в это».

Через неделю Сара позвонила мне. Она была приглашена представлять книгу Муди общецерковной аудитории и просила

Меня участвовать в программе в качестве медицинского консультанта. Я напомнил ей, насколько скептически я относился

К находкам Муди, но она настаивала на том, что мое участие в программе, по большей части, - это отвечать экспромтом на

Медицинские вопросы, связанные с темой подобного рода. Несколько неохотно, я согласился.

Во время подготовки к нашей беседе Сара позаимствовала мне свою копию «Жизни после жизни», только-только

Вышедшей книги и еще не доступной в книжных лавках Гейнсвилля. Я изучил ее от корки до корки, но остался при своем

Мнении, что она была публицистским материалом. Немного спустя, Сара и я встретились, чтобы спланировать

Презентацию. Для придания беседе содержательности мы решили провести краткое обследование некоторых наших

Госпитализированных пациентов, переживших клиническую смерть, схожих с теми - из книги Муди. Мы имели

Возможность расспросить их, имели ли они некоторый опыт в то время, пока были при смерти и без сознания. Если б никто

Такого опыта не имел (в чем я был полностью уверен), по крайней мере, мы могли б сообщить аудитории о том, что,

Действительно, «Мы спрашивали». Если ж вдруг опыт будет описан, это может быть использовано в качестве основы

Нашей презентации.

Найти переживших клиническую смерть пациентов было простым вопросом для нас обоих - Сары и меня. Она ежедневно

Контактировала с пациентами из отдела диализа почек. Многие из них встречались с клинической смертью не раз на

Протяжении длительного времени их почечной болезни, требующей ныне диализа в госпитале. Я, с другой стороны,

Заботился о разнообразных пациентах, реанимированных после остановки сердца. Мы начали наш опрос.

Третьим пациентом, к которому я приступил, была средних лет домохозяйка из Темпы, которая, судя по медицинским

Записям, претерпела несколько клинических смертей различного рода. Она была в госпитале на анализах. Я встретился с

Ней на ее квартире однажды вечером в восемь часов, и мы долго обсуждали медицинские детали ее прежних

Заболеваний. В конце я спросил ее, имела ли она какой-либо опыт в те разы, когда была без сознания и смертельно

Болела. Как только она убедилась в том, что я не подпольный психиатр, прикидывающийся кардиологом, она начала

Описывать опыт клинической смерти, который я слышал впервые за всю свою карьеру. К моему величайшему изумлению,

Детали соответствовали описанным в «Жизни после жизни». Еще больше я был впечатлен ее искренностью и глубоко

Личностным значением ее опыта для нее самой. По завершении интервью у меня было отчетливое чувство, что то, чем эта

Женщина поделилась со мной той ночью, было глубоко личным взглядом на ту сторону медицины, о которой я ничего не

В начале следующего дня я информировал Сару о своей находке. У нее были подобные вести - от пациента с хронической

Недостаточностью печени и почек. Мы решили произвести аудиозапись этих сообщений для нашей предстоящей

Презентации. Оба пациента согласились на записывание своих историй до тех пор, пока не раскроются их сходства.

Наша презентация «Жизни после жизни» с записанными на аудиокассеты случаями наших двух пациентов была

Восторженно принята переполненной общецерковной аудиторией. Для меня это просто означало, что моя

Признательность Саре была больше чем оправданной. Еще в течение ближайших нескольких недель я часто думал об

Интервьюируемой мною женщине и о том эффекте, который произвел тот опыт на всю ее последующую жизнь. Выражаясь

По-медицински, ей сильно посчастливилось выжить в ее близких столкновениях со смертью. Но более важным для нее,

Нежели факт выживания, был опыт, который она приобрела в коме. Я задумался о смысле всего этого для меня.

Я вернулся к книге Муди. Некоторые вещи продолжали беспокоить меня относительно его материала и метода подачи. С

Одной стороны, случаи в «Жизни после жизни» были собраны в весьма небрежной, несистематичной манере. Множество

Отчетов было от людей, ознакомивших Муди со своим жизненным опытом после одной из его презентаций по теме. Не

Было никакого способа доказать, были ли эти подобные свидетельства подлинными или были просто сфабрикованными

Переигрываниями. Более того, Муди утверждал, что 150 человек были опрошены для его книги, но лишь малая часть этого

Числа была включена в нее в качестве примеров. Опыты всех ли 150 людей хорошо подходили к моделям, им описанным,

Или были основаны эти основные модели на избранном меньшинстве от целой группы, которое не представляло опыта в

Целом? Кто были люди, описывающие свой опыт, и каковы были их социальные, образовательные, профессиональные и

Религиозные предпосылки? Плюс ко всему, как врач я хотел знать медицинские детали кризисных явлений, которые

(предположительно) привели к околосмертному опыту. Я был обеспокоен этими опущениями в его книге. Муди сам

Признал множество подводных камней его книги в конце «Жизни после жизни»: «При написании книги я остро осознал,

Что мои цели и перспективы могут легко быть понятыми неправильно. В частности, мне хотелось бы сказать научно

Исследованием».

Ради получения ответов на мои вопросы «научное исследование» должно было бы состояться. Я решил попытаться. Я

Связался с Сарой, и она отреагировала. Из нашего первоначального опыта интервьюирования мы поняли, что с нашим

Непосредственным доступом к широкому разнообразию пациентов с опасными для жизни заболеваниями мы оба были в

Идеальных условиях для проведения такого расследования. Мы активно участвовали в любой терапии или

Консультировании этих пациентов, и мы не нуждались в специальном разрешении контактировать с ними

Непосредственно для интервью. Более того, оба пациента и персонал воспринимали нас как важнейших участников

Медицинской команды, а не как посторонних исследователей, которые внезапно появляются на сцене ради несколько

Необычной цели.

Я рассмотрел с Сарой свои основные возражения против работы Муди, и, исходя из этого, мы разработали форму нашего

Исследования, основанного на шести вопросах, на которые мы желали получить ответы. Во-первых, мы хотели

Подтвердить, что эти околосмертные опыты реально происходили у пациентов в то время, как они тяжело болели и были

Близки к смерти. Мы были воодушевлены имеющимися у нас почти готовыми двумя случаями, но нам было нужно

Намного больше, прежде чем быть уверенными в том, что последовательный опыт действительно имел место быть. Нашей

Изначальной идеей было опросить 20 или 30 пациентов, а потом опубликовать наши находки в качестве предварительного

Отчета в медицинском журнале.

Во-вторых, мы хотели тщательно изучить содержание собранных лично случаев и сравнить наши находки с

Анекдотичными описаниями Муди околосмертного опыта в «Жизни после жизни». Следуют ли эти пережитые опыты

Последовательной модели - или же они значительно отличаются у разных людей?

В-третьих, насколько всеобщим является предсмертный опыт? Чтобы ответить на этот вопрос, группа предсмертных

Выживших должна была быть опрошена без Сариного и моего ведома, заблаговременно ли или нет произошел

Околосмертный опыт. Частота встречаемости околосмертного опыта могла затем быть определена путем сравнения числа

Людей, описавших околосмертный опыт, с полным числом интервьюируемых околосмертных выживших. Такой подход

Называется проспективным изучением.

В-четвертых, каковы были образовательные, профессиональные, социальные и религиозные предпосылки людей,

Описывающих подобный опыт у смертной черты. Даст ли данная информация ключ к разгадке, почему некоторые люди

Сталкиваются с предсмертным опытом, а некоторые - нет? Кроме того, медицинские вопросы (такие как тип присмертного

Критического случая, продолжительность потери сознания или метод реанимации) влияют ли на вхождение в

Околосмертный опыт?

Медицинских деталей предсмертного состояния? Например, только ли истовые религиозники описывали пребывание во

Свете и прекрасную загробную среду? Могли ли правдоподобные внетелесные описания техник реанимации быть

Описанными лишь хорошо образованными, информированными личностями, которые имели кое-какое знание о

Только ли персоны, проведшие без сознания долгое время, сталкивались с загробным миром?

Наконец, снижение страха смерти, высказанного опрошенными Муди людьми, было ли результатом околосмертного

Опыта самого по себе - или просто результатом выживания при близком столкновении со смертью?

Следующая мысль мучила меня с тех пор, как я прочитал книгу Муди. Он заметил, что много людей были способны

Впоследствии пересказать специфические события, которые происходили в непосредственной близости от их физического

Тела в то время как они полагали, что находились без сознания. Что еще важнее, этот пересказ состоял из визуальных

Деталей. Тем не менее, Муди не пытался обосновать эти доклады медицинскими записями или другими доступными

Способами. Ныне большинство пациентов, которых я собирался опрашивать, были реанимированы после остановки

Сердца. В тот период своей карьеры я лично направлялся и участвовал в более чем тысяче подобных реанимаций. Я знал,

Из чего состоит реанимирование, на что оно похоже. Я с нетерпением ждал момента, когда пациент заявит, что он ВИДЕЛ

То, что происходило в его палате во время его собственной реанимации. На такой встрече моим предназначением было

Бы дотошно исследовать детали, которые обычно не могли быть известными непричастным к медицинскому персоналу.

По существу, я противопоставлял свой опыт обученного кардиолога поведанным мне визуальным воспоминаниям

Непрофессиональных лиц. При этом я был убежден, что будут проявляться очевидные несоответствия, которые позволили

Бы приуменьшить значение этих предполагаемых визуальных наблюдений до не более чем догадок со стороны пациента.

Приняв решение о целях нашего исследования, Сара и я обсудили критерии отбора пациентов. По причине высоко

Субъективного характера материала, мы решили исключить нескольких пациентов с известной психической болезнью или

С любым значительным психическим нарушением. По крайней мере, нам нужно было перестраховаться, чтоб наши

Субъекты были психически адекватны, прежде чем их свидетельство будет допущено в наше исследование. Кроме сего

Единственного исключения, любой претерпевший предсмертное состояние пациент (см. ниже) имел право быть

Опрошенным. Я должен был нести ответственность за контакт с пациентами, выжившими в околосмертном кризисе в

Отделениях интенсивной медтерапии этих двух госпиталей Университета Флориды - Shands & Veterans Administration. Сара

Бы обследовала случаи, допущенные к отделам диализа почек в Shands и случаи, с которыми она сталкивалась в своих

Генеральных консультативных обходах критически больных лиц.

Что касается критического состояния как такового, оно могло содержать в себе любую болезнь или эпизод, в котором

Пациент терял сознание и физически был при смерти. Но каковым было наше определение отсутствия сознания и как оно

Могло быть определено? Я задумался над этим вопросом по причине отсутствия общепризнанного медицинского или

Научного определения потери сознания, которое последовательно было б проверено использованием объективных

Научных техник. Анестезиологи, имеющие все клинические навыки и технологии (включая электроэнцефалограмму) в

Своем распоряжении, часто не способны точно определить уровень осознанности (или сознания) у внимательно

Обследуемых пациентов под общим наркозом. Считанные свидетельства в медицинской литературе были описаны

Пациентами, предположительно находящимися под глубокой хирургической анестезией, которые впоследствии могли

Вспоминать интенсивную боль и страх при нахождении на операционном столе частично бодрствующими. Более того,

Психологи и физиологи в доклинических ситуациях имели одинаковую сложность в четком определении статуса человека

Без сознания. Для успешности нашего исследования мы решили, как бы то ни было, использовать термин «отсутствие

Сознания» для выражения какого-либо специфического периода времени, в течение которого лицо полностью теряет

Субъективное осознание окружающей среды и себя. Проще говоря, это то, что чаще всего называют потерей сознания.

Дополнительно к потере сознания, каждый пациент должен был быть физически при смерти. Можете задаться вопросом,

То же ли это самое, что и клиническая смерть. К сожалению, термин «клиническая смерть» применялся в последние годы

Настолько безразборно, что потерял свое ясное значение. Годы спустя, профессор Неговский, русский ученый, определил

Термин в серии физиологических экспериментов, проведенных в Лаборатории Экспериментальной Физиологии

Реанимации в Академии Медицинских Наук СССР. Используя экспериментальную модель смертельно тяжелой

Кровопотери у собак, он определил «клиническую смерть» так:

«Клиническая смерть - это состояние, когда все внешние признаки жизни (сознание, рефлексы, дыхание и сердечная

Деятельность) отсутствуют, но организм в целом еще не мертв; метаболические процессы его тканей продолжают

Продолжаются, и в определенном состоянии возможно перезапустить все его функции; то есть, это состояние обратимо

При соответствующем терапевтическом вмешательстве. Если организму в состоянии клинической смерти попущен

Естественный ход событий, то за состоянием клинической смерти следует необратимое состояние - биологическая смерть.

Переход из состояния клинической смерти в биологическую смерть - это одновременно и разрушительный, и

Непрерывный процесс, потому что в его начальных стадиях уже почти невозможно полностью вернуть активность

Организма во всех его функциях, в том числе ЦНС, но все еще возможно восстановить организм с измененными

Функциями коры головного мозга, то есть, такой организм, который не будет функционировать в натуральных условиях

Существования. Впоследствии становится возможным восстановить в искусственных условиях активность лишь некоторых

Организма деградация метаболической активности. Важный экспериментальный материал, собранный несколькими

Которого кора головного мозга взрослого организма может выжить с последующим восстановлением всех своих

Функций».

Определение этого русского ученого клинической смерти - это точное описание специфического физиологического

Состояния. Сегодня этот термин используется для описания широкого спектра медицинских и немедицинских состояний:

Остановки сердца при отсутствии сердцебиения и дыхания, пациентов в коме с сохраняющимися сердцебиением и

Дыханием, найденных на уличном закоулке «не реагирующих» из-за простого неосложненного обморока или

Алкогольного оцепенения и т.д. Осложню задачу тем, что смерть мозга - популярный теперь термин, используемый для

Обозначения необратимого распространенного церебрального бездействия (т.е., “flat EEG”) в пациенте, считающимся

Медицински необратимым - даже в условиях продолжающейся сердечной активности. Используя определение

Клинической смерти Неговского, жертва смерти мозга не является клинически мертвой по причине сохраняющейся

Нормальной сердечной активности, но, с другой стороны, она часто считается «достаточно мертвой» для того, чтобы не

Гарантировать характерных мер медицинского жизнеобеспечения. По причине этой очевидной путаницы в терминологии,

Мы решили отобрать пациентов, которых мы определили как физически околосмертных - то есть, в каком-либо телесном

Состоянии в результате экстремальной физиологической катастрофы, случайной или нет, которая разумно считается

Приводящей к необратимой биологической смерти в большинстве случаев и, при наличии, требует неотложной

Медицинской помощи. Вообще, эти состояния могут включать в себя остановку сердца, тяжелое травматическое

Повреждение, глубокие коматозные ситуации от метаболического расстройства или системных заболеваний, и тому

Подобное.

Как оказалось, несколько человек на этой стадии до того близко приблизились к смерти, что на самом деле на них

Поставили крест. Поразительным примером сего был случай с американским солдатом (интервью 69, табл. I), получившим

На поле боя многочисленные травмы одним ранним утром во Вьетнаме. Настолько болезненно искромсанным было его

Тело, что все, кто что-либо должен был сделать с ним, считали его мертвым: (1) северо-вьетнамские солдаты, снявшие с

Него обувь и напоясный пистолет; (2) американские солдаты, положившие в мешок его тело и водрузившие на грузовик

Вместе с другими трупами; и (3) гробовщик, сделавший разрез в левой части паха, чтобы найти вену, в которую можно

Было бы ввести жидкость для бальзамирования. Струящаяся из сделанного гробовщиком разреза кровь была первым

Признаком того, что этот мужчина еще не умер.

Наши методы интервьюирования были стандартизированы, дабы свести к минимуму любые предубеждения, которые мы

Могли передать в словесных описаниях наших интервьюируемых пациентов. Впервые приступая к пациенту, мы могли

Уклоняться от упоминаний о своей заинтересованности в околосмертном опыте и могли действовать так, будто ищем лишь

Обычные медицинские детали. Пациента могли попросить реконструировать события, которые могли быть запомнены

Непосредственно перед потерей сознания, а потом вспомнить те, что были непосредственно по пробуждении. Далее

Дознание могло быть сделано о воспоминаниях периода нахождения без сознания.

Как оказалось, пациенты абсолютно не подозревали о реальном намерении интервью до тех пор, пока мы не спрашивали

О некоем опыте в течение пребывания без сознания. На этой стадии некоторые пациенты утверждали, что не было

Воспоминаний, и просто заявляли снова о том факте, что они были полностью без сознания, вырубленными и не

Подозревающими ни о чем, что в это время происходило. Другие пациенты, однако, могли колебаться, смотреть на нас

Сдержанно и отвечать: «Почему Вы спрашиваете?». Обычно мы давали такой ответ: «Я заинтересован в опытах и реакциях

Пациентов, выживших при критической медицинской болезни. Некоторые пациенты показали, что пережили

Определенные события во время пребывания без сознания совершенно больными. Я искренне заинтересован в любых

Подобных опытах, без разницы, в чем они проявляются». После чего такой пациент обычно начинал раскрывать свой

Околосмертный опыт, предварив свои ремарки так: «Вы не поверите этому…»; «Я никогда никому не говорил об этом,

Но…»; «Это звучит по-дурацки, но…» и т.д.

Как только становилось ясным, что пациент имел опыт во время нахождения без сознания, мы спрашивали разрешение

Записать на аудиокассету остаток интервью. Редко когда обстоятельства интервью (например, шумная среда госпиталя в

Открытом отделении интенсивной терапии) могли препятствовать разумному использованию магнитофона и могли быть

Сделаны обширные примечания для документирования опыта, насколько то возможно, с собственных слов пациента.

Выбалтывание околосмертного опыта могло затем продолжаться далее без нашего вмешательства. Когда пациент

Описывал свой опыт в целом, мы спрашивали его о деталях, требующих прояснения. Нашей целью было собрать

Достаточно информации о каждом опыте для того, чтобы позже ее можно было б оценить по базовым десяти отдельным

Пунктам, полученным из описаний опыта Муди в «Жизни после жизни». Эти десять пунктов были следующие:

1. Субъективное чувство пребывания мертвым. Описывал ли пациент опыт так, как если бы он был мертв, или

Предоставлялись иные интерпретации? С чем сопоставлялся околосмертный опыт - с личными сновидениями или

С наркотическими галлюцинациями, с которыми пациент мог столкнуться при получении медицинских наркотиков

При предшествующих болезнях?

2. Преобладающее эмоциональное содержание. Чувствовал ли пациент спокойствие и/или мир, испуг и/или

Огорчение, или же не испытывал эмоций в течение околосмертного опыта? В частности, если видно было

Физическое тело в муках реанимации, был ли этот опыт пугающим и болезненным?

3. Ощущение отделения от тела. Описывал ли пациент чувство отдельного от физического тела пребывания во

Время околосмертного опыта? Если так, как описывалось это отдельное «я»?

4. Наблюдения над физическими объектами и явлениями. Утверждал ли пациент, что видел и/или слышал

Происходящее в палате в период физической бессознательности? Если да, то откуда эти наблюдения осознавались

Из физического тела или из отдельной от тела точки? Каковы были специфические детали этих наблюдений?

5. Область тьмы или пустота. Ощущал ли пациент прохождение через область тьмы или вакуума в какой-либо

Момент околосмертного опыта?

6. Обзор жизни. Ощущал ли пациент быстрое воспроизведение предыдущих жизненных событий? Если да, то как это

Воспроизведение происходило и какова была природа вспоминаемых событий?

7. Свет. Ощущал ли пациент явление ослепляющего источника света, и если да, то было ли связано с этим светом

Некоторое значение или отождествление?

8. Вхождение в трансцендентальный мир. Ощущал ли пациент иную область или измерение кроме окружения

Своего физического тела и области тьмы или вакуума? Какова была природа таковой среды? Содержала ли она

Границы или пределы, которые представлялись им, как в случаях Муди, «точкой невозврата» в физическое тело?

9. Столкновение с другими. Чувствовал ли пациент или видел ли явление иных «духов» во время околосмертного

Опыта? Если да, то как идентифицировались эти «духовные сущности»? Осознавали они себя мертвыми или

Живыми в это время, и была ли какая-либо коммуникация между пациентом и этими другими персонажами? Если

Да, то какова была природа и содержание любой подобной коммуникации?

10. Возвращение. Ощущал пациент свое возвращение от смертной черты как добровольное или спонтанное

Происшествие? Была ли определенная причина для возвращения?

Структурированная часть интервью могла заканчиваться кратким набором определенных биографических пунктов:

Возраст, пол, национальность, годы официального обучения, профессия, место жительства, религиозная принадлежность и

Частота посещения церкви. Мы могли также узнавать, знал ли пациент что-либо об околосмертном опыте из других

Ресурсов до его личного столкновения с ним. Наконец, каждый пациент мог быть спрошен оценить эффект, если таковой

Имеется, который кризисное происшествие (с околосмертным опытом или без него) произвело на его страх смерти и его

Веру в загробную жизнь.

По завершении интервью, мы могли уделить время каждому пациенту на обсуждение любых вопросов или чувств,

Которые он мог иметь. Как оказалось, почти каждый пациент, имевший околосмертный опыт, тем или иным путем

Высказывал нам огромную благодарность за уделенное время и интерес к прослушиванию его опыта. Многие не имели

Возможности обсудить это со своими ближайшими друзьями или родственниками из-за страха насмешек и, таким

Образом, нашли обнадеживающим то, что Сара или я выслушали их в некритической манере.

Время интервьюирования было значительным. Если пациент недавно претерпел околосмертный кризис, мы хотели

Интервьюировать его столь часто после события, насколько это было возможным, пока детали были свежи в его сознании.

Как бы то ни было, раннее интервью уменьшало вероятность влияния на содержание опыта пациента обсуждений с

Членами семьи, чтения материалов по теме и т.д. Однако, состояние здоровья пациента должно было быть относительно

Стабильным для того, чтобы мы посчитали уместным начинать наше интервью. Пересказ околосмертного опыта был очень

Эмоциональным событием, которое могло иметь неблагоприятный эффект для критически больного и нестабильного

Пациента.

Определение места для интервью зависело от состояния здоровья пациента. Нашей целью было создание приватной и

Непрерываемой атмосферы, насколько то возможно при интервьюировании и аудиозаписи. Если пациент был

Амбулаторным, интервью могло проводиться в наиболее приемлемой приват-комнате госпиталя или в офисе. Многие

Интервью по необходимости были проведены у больничной койки. Запись делалась на месте и могла иногда прерываться

Из-за постоянного потока клинических процедур, связанных с типичной рутиной госпиталя (администрирование лечения,

Проверка кровяного давления и т.д.). Подчас слабость пациента вынуждала заканчивать интервью совершенно и

Продолжать на следующий день. В начале, Сара и я признали, что в отношении госпитализированных пациентов,

Оправившихся от около-фатального происшествия, длинное интервью не практично. Соответственно, мы ограничили

Количество основных вопросов до нескольких особо необходимых и сфокусировали наши главные усилия на содержании

Околосмертного опыта как такового.

Наши интервью серьезно начались в мае 1976. Вовремя другие врачи и парамедицинский персонал узнали о нашем

Исследовании и начали направлять к нам своих пациентов, имевших околосмертный опыт. Более того, мы начали

Проводить беседы с местными церквями и группами граждан и неизменно приобретали несколько новых случаев от

Нашей аудитории. Мы опрашивали этих лиц тоже и делали все усилия, чтобы получить их медицинские записи для

Документирования деталей их критических происшествий. С тех пор, как эти случаи попадали в поле нашего внимания, они

Не вписывались в форму проспективного изучения, как было описано ранее в этой главе. Большинство из тех вопросов по

Поводу околосмертного опыта, на которые мы хотели получить ответ (например, частота встречаемости), требовали

Проспективного подхода. Поэтому при анализе наших данных эти переданные на рассмотрение случаи хранились строго

Отдельно от проспективных, внутригоспитальных интервью. Когда проспективные и переданные на рассмотрение случаи

Будут позже изображаться в сей книге для описания различных аспектов околосмертного опыта, каждый из них будет

Помечен номером интервью в Таблице I приложении.

При прогрессе интервьюирования, становилось очевидным, что пациенты, имевшие околосмертный опыт во время их

Критического происшествия, теряли изрядную часть своего страха смерти; результат сей отсутствовал у пациентов,

Переживших подобные критические события без подобного опыта. Мы решили документировать дальше это очевидное

Различие в отношении к смерти между пациентами, имевшими и не имевшими околосмертный опыт, путем написания

Писем каждому лицу в исследовании двух шкал смертельной тревоги - Темплера и Дикштейна. Эти шкалы были отдельно

Меньшей мере шесть месяцев после даты интервью.

В июле 1978, я завершил свое обучение во Флориде и переехал в Атланту, вступая в свое нынешнее положение ассистента

Профессора медицины в Университетской Школе Медицины в Эмори и штатного врача в Athlanta Veterans Administration

Medical Center. Сара переехала в Луизиану, чтобы закончить свои докторские занятия по соцработе. Моя должность в

Эмори и в Veterans Administration Hospital увеличила мой доступ к околосмертным выживальщикам до такой степени, что

Я ежедневно контактировал с пациентами в общемедицинских палатах и в отделах интенсивной терапии. Более того,

Врачи и парамедицинский персонал других госпиталей Атланты направляли ко мне своих пациентов, сообщающих об

Околосмертном опыте. Таким образом, мое исследование продолжается. Эта книга представляет собой набор данных,

Генеральные характеристики околосмертного опыта

В августе 1977, шестидесятилетний белый мужчина-охранник был госпитализирован с прогрессирующей слабостью и

Сонливостью. Вскоре после приема, он получил диагноз острой интермиттирующей порфирии, редкого тяжелого

Нарушения обмена веществ, связанного с синдромом Гийена-Барре (парализующее неврологическое расстройство

Неясной этиологии). Его состояние быстро ухудшалось, и он был переведен в отдел интенсивной медтерапии 29 августа.

Не смотря на все усилия медиков, мужчина впал в кому и бесчувствие второго сентября. Его кровяное давление требовало

Поддержки внутривенных лекарств. Его дыхание полностью контролировалось вентилятором на автоматическом цикле.

Его глаза были закрыты повязкой, чтобы избежать изъязвления роговицы от продолжительного пребывания на воздухе (он

Не мог сомкнуть своих век). Спустя четыре дня, его состояние не улучшалось. Электроэнцефалограмма была проведена для

Определения, стоит ли продолжать меры жизнеобеспечения. В отчете воспроизведено: «EEG с сильными отклонениями от

Нормы с диффузной медленноволновой активностью» - то есть, некоторая мозговолновая активность все еще

Обнаруживалась. Систему жизнеобеспечения поддерживали. Десятого сентября мужчина начал проявлять некоторую

Реакцию на болевые раздражители, и кома начала подниматься. 34 дня спустя, он был выписан из отдела интенсивной

Терапии, пережив эпизоды полной почечной недостаточности, желудочно-кишечных кровотечений, требующих

Нескольких переливаний крови, и рецидивирующей пневмонии. Первого ноября 1977, я опросил его в его палате об его

Недавнем периоде нахождения без сознания. Он мог говорить только шепотом по причине повреждения голосовых связок

От недавно удаленной эндотрахеальной трубки (вставленной в легкие через рот и позволяющей дышать через

Искусственный вентилятор). С великим напряжением он начал свою историю:

Все, что я Вам говорю, действительно произошло. Это очень таинственно. Я читал несколько красивых старых

Историй про это, но я действительно честен… Это был опыт, которого до того у меня никогда не было. Он был

Таким ясным... Думаю, как только Вы проникнете в Большой Секрет хоть на чуточку, как я, этого будет достаточно

Для того, чтобы убедить Вас… Если кто-либо спросит меня об этом, я скажу: «Эй, посмотри. Вот оно». (I-23)

И затем раскрыл замечательный опыт, в продолжение которого мужчина наблюдал за медицинской командой,

Работающей над его бессознательным телом. При этой неожиданной встрече он чувствовал, что был допущен к

«большому секрету» жизни и смерти. Когда мы исследовали описываемые этим мужчиной и другими в той же стадии

Околосмертные опыты (NDEs), выяснилось число общих характеристик.

Невыразимость

Большинство людей, столкнувшихся с NDEs, высказывали огромную трудность в нахождении верных слов для описания их

Опыта. При рассмотрении записей наших интервью мы были поражены попыткой людей описать «неописуемое». Многие

Старались делать сравнения между их NDE и сновидениями или другими личными опытами, лишь под конец говоря, что

Подобные аналогии были явно неполноценными. Эта невыразимость NDE была обычно высказана следующими

Способами: «Я никогда не смогу объяснить это» (I-44); «Не существует такого чувства, которое Вы бы испытывали в Вашей

Нормальной жизни и которое было бы несколько похоже на это». (I-3)

Чувство безвременья

Все лица описывали свой NDE происходящим в безвременном измерении. Как были восприняты события в течение опыта,

Все интуитивное чувство длительности опыта было утеряно. Так: «Вы как будто в состоянии анабиоза» (I-53); «Я не могу

Определить время в подобной ситуации. Это могло быть одной минутой» (I-23); «Не было измерения времени. Я не знаю,

Была ли это одна минута или 5-10 часов» (I-3).

Ощущение реальности

Глубокое чувство реальности переполняло опыт и тогда, когда он происходил, и позже, в воспоминаниях. Большинство

Лиц, по крайней мере, однажды за все интервью подчеркивало, что их NDE был реален, «так же реален, как Вы и я

Были эти комментарии: «Это реальность. Я знаю по себе, что я не фантазировал. Это не было так называемым

Сновидением или небытием. Те вещи реально произошли со мной. Это произошло. Я знаю. Я прошел через это» (I-15); «Я

Смотрел с потолка вниз, и не было никаких «если» или «но» на этот счет» (I-14); «Это было реальным. Если хотите, я вполне

Готов, чтоб Вы дали мне пентотал натрия… Это адски реально» (I-19); «Я знаю, что это было реальным. Я знаю, что я был

Там. Я знаю это. И я знаю, что видел себя там. Я мог бы поклясться на Библии, что был там. Я видел вещи так же, как вижу

Их сейчас» (I-63-2) (примечание: когда лицо сообщало более чем только NDE, номер интервью “I” составлялся из двух

Чисел - номера интервью (т.е., 63) и номерного обозначения частного NDE (т.е., 2), из которого приводится

Выдержка).

Один мужчина даже чувствовал, что его NDE был «реальнее, чем здешняя реальность. После этого мир кажется насмешкой

Над реальной жизнью - выдумкой. Как люди, играющие в игры. Как будто готовимся к чему-то, но не знаем, к чему» (I-5).

Ощущение смерти

NDE интерпретировался почти всеми лицами как «опыт смерти» - то есть, они думали, что умерли или умирают. Это

Ощущение смерти было сильным интуитивным чувством, рано проявляющимся в опыте. Во многих случаях, физическая

Бессознательность была внезапным и неожиданным происшествием, например, при остановке сердца. В NDE чувство

Смерти как бы раскрывалось без времени, предоставленного лицу, чтобы сознательно предвидеть близость смерти до

Потери сознания. Один сорокапятилетний, выживший при неожиданной остановке сердца в маленьком общественном