К ФЕОДАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВУ.

ФРАНКИ: ОТ ВАРВАРСКОГО ГОСУДАРСТВА

ТЕМА 5.

ЗАВОЕВАНИЕ ГАЛЛИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА. Франки - племенной союз, сложившийся к III в.н.э. из германского населения низовьев Рейна и ближайшего побережья Северного моря. Известное в литературе толкование этнонима франк - "свободный " - возникло позднее, а первоначально он понимался как "стремительный ", “необузданный ". Первое римское упоминание francі относится к 275 г.

С IV в. франки стали постепенно продвигаться в северо-западную Галлию. Освоение ими всей Галлии растянулось на несколько столетий. К середине V в. там расселилось не более 200 тыс. франков (способных носить оружие мужчин - 50-100 тыс.), а галло-римлян тогда насчитывалось более 6 млн. Преобладание германцев отмечено с VII в., а превращение их в ведущий этнос - с IХ в. Но в первое время варвары селились в привычных для себя условиях - во влажных речных долинах, тогда как местное население, давно забывшее о подсечно-огневом земледелии, знавшее регулярный севооборот, жило на сухих и плодородных береговых террасах. Так что, первое время, находясь в меньшинстве, германцы не смешивались с коренным населением, жили своими кровнородственными группами и общинами.

В процессе расселения у франков росла роль военных дружин. Их предводители - конунги - постепенно становились главами новых территориальных образований на завоеванных землях. Складывались уже известные нам варварские королевства.

Еще во время хозяйничания вестготов в Италии воинственный Хлодион (ок. 427-447) объединил салических франков, подчинил всю территорию современной Бельгии, дошел до Соммы, но затем столкнулся с римлянами, был разбит Аэцием и франки стали федератами римлян, закрепившись в северо-западной Галлии Преемником Хлодиона стал Меровей (447-456), давший имя династии. При неясности происхождения Меровинги - один из древних знатных франкских родов, воплощавших единство франков, имевший сакральное могущество. Отсюда внешняя особенность членов этого рода - длинные волосы, в которых заключалась их королевская дееспособность. Сын и преемник Меровея - Хильдерик I (456-481), по легенде, отличался распутством, совращал дочерей свободных франков, за что и был изгнан подданными, отдавшимися под покровительство главы галло-римского государства Эгидия. Хильдерик бежал за Рейн, к тюрингам, соблазнил там королеву Базину, с которой и вернулся в свое королевство, когда его призвали разочаровавшиеся в Эгидии франки. Базина и стала матерью основатель франкской державы Хлодвига. Сам же Хильдерик, столь склонный к авантюрам в личной жизни, в политике честолюбием не страдал: примирился с галло-римлянами, продолжал оставаться римским союзником, даже помог, после смерти Эгидия, придти к власти в Париже Сиагрию.



В 481 г. единым конунгом франков становится пятнадцатилетний Хлодвиг . Спустя 10 лет он разгромил римлян при Суассоне, а в 496 г. завоевал земли соседей, германцев - алеманов. В итоге он подчинил своей власти почти всю Галлию, а резиденцию свою разместил посреди р.Сены на острове Сите (центр совр. Парижа). Так было положено начало самому могущественному государству раннесредневековой Западной Европы.

Среди причин успехов именно франков и Хлодвига следует выделить следующее. Как и все германцы, франки в борьбе с погрязшим в противоречиях, разобщенным римским обществом сохранили внутреннюю сплоченность. Но, в отличие от большинства германских племенных союзов, они оказались на окраине римских земель, в отдалении от европейского Средиземноморья, ставшего в эпоху Великого переселения народов проходным двором. Сказалась и многочисленность франков, сохранивших тесную связь со своими коренными землями на Рейне, то есть по соседству. Это способствовало постоянному притоку свежих сил в Галлию. После первых успехов дальнейшему возвышению Хлодвига помогала и христианская церковь, искавшая в наступившем хаосе сильного покровителя, ибо галло-римляне недостаточно интересовались христианством. Дальновидный Хлодвиг учел выгоды союза с церковью. Будучи язычником,он старался налаживать добрые отношения с католическими епископами. Хрестоматийный пример – история с суассонской чашей. Франки забрали ее после победы у Суассона из Реймского собора. Архиепископ Ремигий ее просил вернуть. Король попробовал исключить чашу из традиционного раздела добычи, попросив у войска отдать ему чашу сверх своей доли. Но нашелся среди воинов принципиальный защитник старых традиций и разрубил чащу, чтобы король не получил ничего сверх положенного. Хлодвигу осталось передать посланнику прелата лишь обломки. Лишь спустя год на смотре, придравшись к плохому состоянию оружия, Хлодвиг разрубил этому воину голову со словами: "Так поступил ты с чащей из Суассона!" И короля стали бояться. Духовенство же оценило добрую волю молодого монарха и Римигий письменно признал его власть в качестве администратора римской провинции.

Важнейшим событием дальнейшего правления Хлодвига стало крещение, которому предшествовал его брак с бургундской принцессой Клотильдой - истовой католичкой. Под влиянием жены и после победы над алеманами, о которой он просил Христа, 25 декабря 496 г. Хлодвиг крестился в Реймсе со своей трехысячной дружиной. Именно то, что они крестились в ортодоксальной форме (считавшейся религией императорского Рима) и выделило Хлодвига среди остальных германских конунгов. Церковь признала его единым конунгом франков.

Крещение, однако, не повысило нравственности Хлодвига. И у салических, и у рипуарских франков было по несколько королей из одного старого рода, и все они в начале VI в. им планомерно истреблялись. Он без всяких угрызений совести расправлялся со всеми королями-родичами: на правившего в Кельне короля рипуарских франков Сигеберта натравил его сына, а когда тот избавился от родителя, посланцы Хлодвига умертвили и сына. Присоединив земли Сигеберта, Хлодвиг заявил о своей непричастности к этим смертям. В других случаях он казнил побежденных королей с их детьми. Так, будучи внуком знатного франка Меровея, Хлодвиг основал династию Меровингов , которая просуществовала до 687 г.

БЫТ, ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ФРАНКОВ ПРИ МЕРОВИНГАХ. Франки были оседлыми земледельцами и животноводами. Жили они как в отдельно расположенных усадьбах-хуторах, так и в деревнях, о чем свидетельствует общее для таких поселений название вилла . Очевидно, что хутора возникали как выселки, создаваемые чаще всего молодыми семьями на свободных землях, при отсутствии таковых в родительских деревнях. Безусловное право расселения на свободных землях имели, очевидно, только местные жители, а для поселения пришельцев из других мест, где, очевидно, не хватало земли, требовалось общее согласие жителей деревни. Дома франков оставались простыми, с земляными полами, обычно заглубленными в землю до 20-30 см и более, площадью около 7-8 кв.м.

Принеся с собой традиции подсечно-переложного лесного земледелия, в Галлии под местным влиянием франки стали постепенно осваивать регулярный севооборот. При пахоте применяли усовершенствованное рало с железным наральником, от римлян восприняли тяжелый плуг, запрягавшийся одной-двумя парами волов. Появились у них сады и виноградники, что свидетельствовало о существенном прогрессе в агрикультуре.

Севооборот был принудительным: после снятия урожая убирались все изгороди между участками и пахотные наделы превращались в общее пастбище. Это называется системой открытых полей . В нашей литературе вслед за этой констатацией обычно следует утверждение: такая система предполагала, что верховная собственность на землю находилась в распоряжении территориальной организации - соседской общины. Но не все так просто.

Да, живущие по соседству земледельцы совместно решали вопросы организации пользования угодьями. Каждый франк имел право использовать неподеленные, общие луга, пастбища, водоемы, леса, участвовал в распределении свободных земель (для принятия переселенца со стороны - мигранта - требовалось единогласие всех жителей общины). Но основные земледельческие угодья уже находились в постоянном, переходящем по наследству пользовании отдельной семьи. По франкскому судебнику "Салической Правде " (записана в начале VI в.) пахотный надел безусловно закреплялся за большой семьей и назывался аллодом . Соседи на него не могли претендовать и лишь коллективно решали проблемы проезда к индивидуальным наделам, разбросанным в разных местах общинных земель в соответствии хозяйственными и наследственными потребностями. Такие участки огораживались и за нарушение ограды, за вхождение внутрь ее без разрешения хозяина полагалось наказание. Более того, судебник допускал и отказ от родства, то есть право выхода отдельной семьи из общины (путем отказа от взаимопомощи с другими родственниками). Так аллод превращался в отчуждаемую, передаваемую по наследству собственность. В дополнениях к "Салической Правде" конца VI в. аллод уже закреплялся в наследственное владение малой семьи. Вспомним, что индивидуальные хозяйства с земельными наделами в германской общине начали формироваться еще в первые века новой эры. Во франкском судебнике видно уже юридическое закрепление традиции индивидуальной хозяйственной деятельности с правами собственности на землю. Право аллодистов на выход из общины и декрет конца VI в. о наследственных правах малой семьи завершают у франков формирование частной крестьянской земельной собственности - аллода (он не мог лишь продаваться из-за отсутствия самого явления - купли-продажи земли в то время). Так что верховенство общины было не в правах собственности на землю, а в праве регулировать крестьянские права на нее . То есть община здесь выступает как юридическое учреждение при слабости, неразвитости раннегосударственных структур. Позднее, с развитием государственных органов, такие общины превратились в их низовые административные единицы.

Так сложился один из основополагающих признаков западноевропейского феодализма - частное землевладение. А сама франкская община превратилась в территориальную организацию, объединяющую землепользователей-соседей. Такая община, соединявшая вполне самостоятельных землевладельцев-аллодистов получила название - марка . При этом безусловной, частной собственности в современном понимании не было. В собственности общинника были только те участки, в которые был вложен труд (усадьба с постройками, садом и огородом, пахотная земля). В других случаях собственностью был не участок, в лишь то, что находилось на нем (напр., скошенное сено). Но права на помеченные деревья в общем лесу сохранялись только на 1 год.

Изложенное свидетельствует об изменении отношения варваров к земле. Раньше, в период германских завоеваний, право на землю определялось родовым обычаем, принадлежностью к конкретному племени, владевшему или захватившему определенную территорию. Отсюда, кстати, и право вождя управлять всей племенной территорией. Теперь же повышается роль труда, земледелия. Раньше основу своего существования варвары видели в захватах, использовании внешних ресурсов. Теперь, в условиях роста цивилизованности, в том числе под влиянием увиденного в римских землях, повышается роль собственной трудовой деятельности. Основой существования становится труд на земле - земледелие.

В условиях, когда семьи становились хозяйственно самодостаточными, то есть могли существовать за счет собственного труда, без помощи родственников и соседей (кроме экстремальных ситуаций), повышалась заинтересованность в обособлении - формируются дворы-усадьбы с аллодами и даже, как отмечалось, с правом отказа от родства. Это - переворот в варварском миропонимании. Земля остается основной ценностью, но именно та земля, в которую вложен свой труд. Она теперь воспринимается как своя, как собственность, на которую уже не может претендовать родич или сосед. От старых же, варварских, родовых традиций сохранились общинные права на остальные угодья, в которые труд не вложен.

По добавлению к "Салической Правде", сделанному в конце VI в., аллод наследовался только детьми владельца, то есть оставался за малой семьей. Причем, хотя женщина не могла наследовать землю, дочь аллодиста считалась законной наследницей любого его имущества и при отсутствии сыновей могла стать и владелицей земли.

В итоге деревня-вилла состояла из обособленных домохозяйств с ослабленными родственными связями, с усилением частных прав на землю, с чужаками - переселенцами. Обособление хозяйственной деятельности и наследственных прав порождало возникновение имущественного неравенства среди соседей. Об этом свидетельствует и разрешаемый в "Салической Правде" отказ от помощи бедным сородичам (процедура отказа от родства) и масса статей в ней с наказаниями за кражи.

Важно также иметь в виду, подчеркивал Ж. Ле Гофф, что у франков, как и у других германцев, приверженность к аллоду была даже сильней, чем у римлян к частной собственности, ибо только наличие аллода было доказательством личной свободы и общественного полноправия. Поэтому в V-VII вв. аллод воспринимался даже не столько как собственность, сколько именно как наследство, неотделимое от семьи. В такой форме, под римским влиянием, аллод возник у франков в Галлии. В общинах, наряду с полноправными франками жили и неполноправные - литыи даже рабы (сервы ). Вероятно, они обслуживали знатных. Вспомним, что знатными у германцев считались семьи, из которых выбирались военные вожди, старейшины и другие должностные лица. С формированием королевской власти общинные верхи превращаются в низший слой немногочисленной в то время королевской администрации. Аллод с правом отказа от родства способствовал выходу этого слоя из общины-марки и, в конечном счете, обособлению знати с ее земельными владениями от рядового населения. К тому же королевская власть как верховная получала право распоряжаться незанятыми, свободными общинными землями (герм. - альменда ). На эти земли короли сажали своих людей тоже на правах аллодистов. Для их поселения уже не требовалось согласие общинников. Это было оговорено и в "Салической Правде".

То есть, по сути, королевская, государственная власть присваивала себе право отчуждать альменду для формировавшегося слоя мелких земельных собственников, людей, служивших королю и не подчинявшихся общинным распорядкам - основы будущего рыцарства. В этом - суть процессов формирования господствующего сословия в эпоху Меровингов (VI-VII вв.). Уже по "Салической Правде" жизнь "сотрапезников короля" защищалась штрафами, в 9 раз превышавшими штраф за убийство рядового франка. С земельными владениями такие люди становились еще более значимыми.

Но, и в этом особенность меровингской эпохи, знать еще прямо не эксплуатировала рядовых общинников. В ее аллодах-поместьях трудились рабы и литы, то есть неполноправные. То же было и во владениях королей, герцогов. Основная же масса франков-общинников оставалась свободной и подчинялась королю лишь как верховному правителю: служила в ополчении, обращалась к королевской справедливости при межобщинных спорах и уголовных преступлениях, платила необременительные и нерегулярные налоги.

СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА. В результате рассмотренных изменений прежнее племенное управление перерастало в государственное. Король (точнее все еще конунг), хотя и был полным хозяином только в своих аллодах, но располагал самой многочисленной дружиной и управлял всей альмендой, то есть незанятыми угодьями франков и завоеванными землями. Ему поступали доходы в виде уцелевших от римской эпохи налогов, так же как штрафы и пошлины. Народные собрания сохранялись лишь на местном уровне (в общинах и их территориальных объединениях - сотнях). В масштабах всей франкской территории они становились нереальными и заменялись ежегодными военными смотрами - мартовскими полями. Управление же сосредотачивалось в королевской резиденции, то есть в его усадьбе - дворе. Сюда, на совет, созывались герцогии другие крупные землевладельцы. На места - в округа-графстваназначались королевские агенты - графы , превратившиеся в течение VI-VII вв. в полновластных местных чиновников, осуществлявших в округах-графствах от имени короля судопроизводство, сбор налогов, набор войска и командованием им. Примечательно, что часто графы, как и епископы (главы церковных округов) назначались из более опытных в управлении и грамотных представителей галло-римской знати. В государственных чиновников стали постепенно превращаться и личные слуги короля - т. наз. министериалы .

В VI в, однако, еще сохранялись местные судебные заседатели - рахинбурги , выбиравшиеся народом. Вмешательство графов в их дела каралось смертью, что свидетельствовало о медленном изживании родовых институтов при Меровингах. Хотя постепенно графы, имея практически полную власть в своих графствах, настолько укрепились и превратились в крупных землевладельцев, что вступили в борьбу с королями за автономное от них существование. Аналогично повели себя позднее герцоги и другие знатные.

Таким образом, процесс социальной дифференциации франкского общества привел к формированию особого аппарата управления, известного под названием государства. При Меровингах оно было слабым, аморфным. Власть в лице короля и знати еще не покушалась на основные права свободных франков, владевших аллодами, участвовавших в ополчении и выборах местных органов управления и существовала, прежде всего, за счет эксплуатации в своих владениях неполноправных - рабов и литов. Поэтому государство и общество в эту эпоху можно называть до- или протофеодальным .

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ . Все вышеописанные процессы начались при Хлодвиге. Свидетельством консолидации франкского общества и формирования государственности стала кодификация обычного права, выразившаяся в появлении "Салической Правды". В дальнейшем все государственные законодательные акты исходили уже от королей.

После смерти Хлодвига в 511 г. государство было поделено между его четырьмя сыновьями. По обычаю наследство было разделено равными долями без преимущества старшему. Не было еще и стольного города, хотя Хлодвиг понимал значение Парижа и был там похоронен. По разделу Париж отошел к среднему сыну. Владения братьев располагались чересполосно. Братья совместно вели завоевания. Но принцип равного раздела неизбежно приводил к распаду общего государства, предотвратить который могло тогда только насилие. После смерти одного из братьев наиболее свирепый из сыновей Хлодвига – младший - Хлотарь лично зарезал двух малолетних племянников, позже захватил еще одного племянника и сжег в хижине с женой и двумя дочерьми. Так он в середине VI в. объединил все франкские земли, но вскоре умер и снова пришлось делить страну, теперь уже между детьми Хлотаря I, затем их женами – в ходе так называемой войны двух королев . Помимо личных амбиций властителей, усобицы вызывались неравномерностями развития различных регионов королевства.

Быстрее в направлении складывания крупного землевладения продвигалась Нейстрия (северо-западная Галлия с центром в Париже). Здесь было значительным галло-римское население, сохранялось крупное светское и церковное землевладение. Молодая франкская знать имела хороший пример для подражания, чем и воспользовалась. Северо-восточная часть Галлии - Австразия примыкала к коренным франкским землям и заселена была преимущественно свободными общинниками-франками и подчиненными им другими германцами. Крупных земельных владений здесь еще не было. Наконец, южнее Австразии располагалась Бургундия , весьма близкая ей по общественному развитию. Каждая область имела своих королей, боровшихся за самостоятельность.

Упомянутая выше война двух королев была наполнена драматизмом и хорошо иллюстрирует тогдашние нравы. Среди наследников внука Хлотаря было распространено многоженство, браки между братьями и сестрами, хватало при их дворах и наложниц. Наконец, австразийский король Сигберт , оценив ситуацию, решил отказаться от своих многочисленных жен из числа родственников и приближенных и жениться на девушке королевской крови. Это бы обеспечило и ему самому, и, главное, его наследнику, более высокое положение в тогдашней правящей элите. Выбор пал на дочь одного из вестготских королей - Брунгильду . Торжественно было справлено бракосочетание, на котором присутствовали сопровождавшие невесту испанские готы, получившие римскую образованность и усвоившие их манеры, изысканные галлы, вежливые и вкрадчивые, суровые франки Нейстрии и одетые в звериные шкуры грубые австразийцы.

Король Нейстрии Хильперик решил не отставать от своего брата и тоже отправил послов в Испанию, к вестготскому королю, которые выпросили у того младшую дочь, сестру Брунгильды, юную Гелесвинту . Но, в отличие Сигберта Хильперик образцовым мужем пробыл недолго. От робкой, шокированной нравами нейстрийского двора, и, возможно оттого - фригидной Гелесвинты, он вскоре вернулся к одной из своих прежних любовниц, пылкой служанке Фредегонде . Та сумела убедить Хильперика в неверности Гелесвинты, которая и была убита. А коварная Фредегонда стала, наконец, королевой.

Брунгильда побудила своего мужа Сигберта отомстить вероломному Хильперику и между братьями, а равно между Австразией и Нейстрией разгорелась война. Фредегонде удалось подослать к Сигберту наемных убийц. Потеряв короля, первоначально успешные австразийцы отступили. Но в овдовевшую в 28 лет Брунгильду влюбился сын Хильперика и обвенчался с нею. По настоянию Фредегонды, заинтересованной в будущем собственного отпрыска, Хильперик был схвачен и убит.

После многочисленных столкновений, убийств, смерти Хильперика Нейстрийского борьба двух королев продолжалась с переменным успехом. Брунгильда от имени сына, затем внука правила Австразией и Бургундией. Королем Нейстрии стал, как и мечтала Фредегонда, ее сын, под именем Хлотаря II (613-629). Вскоре и Фредегонда умерла. Наконец Хлотарь II, поддержанный австразийской знатью, одержал победу над Брунгильдой, которую привязали за волосы к хвосту необъезженного коня и пустили в поле…

В этой, полной драматизма истории есть и социальный смысл. Брунгильда, в борьбе в Нейстрией вынуждена была опираться на австразийских крестьян, которые там составляли большинство. Поддерживали ее и соседние германцы, надеявшиеся на богатую добычу. Вооруженные же силы Нейстрии состояли, прежде всего, из магнатов и служилых людей, участвовавших в войне не из любви к своему королю, а из желания пограбить, что часто и делали. То есть объективно Брунгильда вела дело к сокрушению силы и размеров земельных владений магнатов, к сохранению общины и мелких крестьянских владений-аллодов от посягательств знати. Разумеется, месть за сестру сыграла роль катализатора конфликта, но спустя десятилетия едва ли была ведущей для отличившейся государственным умом Брунгильды. И погибла она в результате измены австразийско-бургундской знати, которая перешла на сторону более близкого ей по политике Хлотаря II.

Кстати, толчком к восстанию австразийской знати против своей королевы стала попытка Брунгильды впервые в Европе передать трон, чтобы воспрепятствовать дроблению королевства, исключительно старшему сыну, а не делить владения между всеми сыновьями по древнему обычаю. Ибо это и приводило обычно к борьбе сыновей умершего короля за обладание всем его наследством. В конце концов, через длительный кровавый опыт порядок престолонаследия, предложенный Брунгильдой, в Европе утвердился, что свидетельствует о государственном уме этой королевы. Но австразийской знати надоела диктаторская политика престарелой королевы.

Хлотарь II же за свою победу над Австразией расплатился серьезными уступками в пользу знати, серьезно ослабившими его собственную власть.

Итак, в войне двух королев к началу VII в. победа досталась Нейстрии, что отразило усиление роли знати у франков вообще и стремление правящего сословия Австразии укрепить свою поземельную власть по примеру нейстрийцев. Усиление знати означало очередное ослабление королевской власти. Начинается период правления слабых, как их тогда называли, "ленивых королей".

Прежние королевские военные слуги, оседая на землю, получая ее на правах аллодов, то есть в собственность, начинали тяготиться службой и превращались в практически независимых местных администраторов. Не имея сил властвовать, последние Меровинги потеряли интерес к активной политике, замкнулись в своих поместьях, предпочитая всему охоту и… вырождались как монархи. По обычаю Меровингов, получая корону в младенчестве, к 14-15 годам они уже становились отцами. Из-за излишеств бурной молодости они доживали обычно лишь до 24-25 лет. Никогда по родовой традиции не подстригавшиеся, они дичали, жили замкнуто в своих поместьях, ездили как крестьяне, в повозках, запряженных волами, и представления не имели о государственных делах. Страной же правили майордомы , которые обычно и способствовали такому губительному образу жизни своих господ-королей. Их тоже было 3 - в Нейстрии, Бургундии и Австразии.

Пользуясь апатией королей, знать начинает присваивать общинные земли и подчинять самих крестьян, заставляя нести себе службу и лишая их прав на землю. Слабым королям крестьянское ополчение было не нужно, и они крестьян не защищали, да и сил на это не имели. Но недовольством рядового населения воспользовался майордом Австразии Пипин Геристальский . Он сумел объединить всех франков и с 687 г. стал единым майордомом королевства. При нем меровингские принцы воспитывались в монастырях и содержались под надежным присмотром, ожидая, пока на них падет выбор майордома. Извлеченные на свет, они отращивали волосы и выполняли церемониальные функции. В качестве королей они жили в скромных поместьях, откуда доставлялись во дворец для приема иностранных послов или на ежегодные мартовские общенародные собрания под эскортом в простой повозке, запряженной парой волов.

Таким образом, в меровингскую эпоху во франкском обществе уже полностью выделилось правящее сословие и государственная, королевская власть. Но основная масса населения оставалась свободной, не подвергавшейся эксплуатации. Главной функцией правящего сословия явилось управление, консолидация населения, защита его и занимаемой территории, а также захваты других земель с целью увеличения богатств и влияния знати. И лишь постепенно правящее сословие, укрепившись в успешных войнах, начинает подчинять и собственных общинников.

Итак, благополучие правящего сословия зависело уже не от даров с королевского стола, а от земельных владений. Получив их, знать практически сравнялась с королями по наличию конкретных материальных благ и начинает тяготиться своим подчиненным положением. Отсюда - стремление к сепаратизму. Но возможности служилого слоя пока еще ограничивались их аллодами и королевскими пожалованиями. Однако вокруг лежали огромные массивы общинных земель, в принципе, никем и ничем не защищавшиеся, кроме старых первобытных традиций. И знать начала их постепенно прибирать к рукам. Это отмечается с середины VII в. Но какое-то время настойчивость знати уравновешивалась огромным численным превосходством крестьян, которые поддержали, в частности, Пипина Геристальского. Поэтому массового подчинения крестьян пока не было. Оно началось в следующем, VIII в., при другой династии.

Так за двухсотлетнюю эпоху Меровингов франки прошли путь от консолидации в рамках единого государства до начала формирования феодальных порядков.

B VI-VII вв. единственными центрами образования были епископские и монастырские школы. B монастырских скрипториях, (мастерских рукописных книг) переписывалась религиозная литература и произведения античных авторов (главным образом «Энеида» Вергилия).

Почти в каждой мастерской имелись местные отличия в письме и в украшении рукописей (цветные заставки, инициалы и np.).

Краткие записи событий (анналы) также велись преимущественно в монастырях. Вместе с тем в VI в.

еще не совсем исчезла античная историографическая традиция. Епископ Григорий Турский составил «Историю франков», где имеется краткая всемирная хроника и история Галлии. Особенно подробно описывает Григорий Турский события 573-591 гг. Это произведение написано не на литературном латинском языке, а на языке, приближавшемся к разговорной (вульгарной) латыни.

B VI в. в среде франков были распространены древние эпические предания и песни в честь вождей на франкском диалекте (их частично использовал Григорий Турский), а также агиография, т. e. жития святых.

Архитектура меровингского периода во многом повторяла приемы античного каменного зодчества. Виллы магнатов и епископов строились по образцу уцелевших римских вилл, церкви - по образцу раннехристианских базилик. Церкви украшались мраморными Колоннами из разрушенных античных строений, настенными росписями и мозаикой.

Памятники деревянного зодчества, принесенного германцами, не сохранились.

ЭПОХА КАРОЛИНГОВ

Франкское государство в конце VII - начале VII вв. представляло собой картину полной раздробленности. Несмотря на победу Пипина Геристаль- ского в битве при Третри, магнаты Нейстрии и Бургундии продолжали чувствовать себя достаточно независимыми от центральной власти. Совершенно отделилась и не признавала власти австразийского герцога Аквитания. Зарейнские племена - алеманны, фризы, саксы и бавары - также отпали. Ha юго- западе обнаружилась серьезная арабская опасность, которая переросла в прямую угрозу завоевания арабами всего Франкского государства.

Сын Пипина Геристальского Карл Мартелл («Молот»), который стал майордомом Франкского государства в 715 г. и правил до 741 г. совершил ряд походов за Рейн, в Тюрингию и Алеманию. Карл Мартелл подчинил обе эти области, которые сделались самостоятельными при «ленивых» королях Me- ровингов. Он заставил саксов и баваров вновь платить ему дань и присоединил к Франкскому государству Фризию, или Фрисландию (страну племени фризов).

B начале VIII в. в Южную Галлию с Пиренейского полуострова проникли арабы. Их целью было отторжение Южной Галлии от Франкского государства. Арабская легкая конница очень быстро продвигалась вперед по старой римской дороге, которая вела с юга на Пуатье, Тур, Орлеан и Париж. Карл Мартелл поспешно собрал военные отряды для отпора арабам. Арабы уже захватили Южную Галлию, долину Роны и приблизились к Лауре. Под Пуатье их остановило собранное Карлом Мартеллом ополчение из франков и других германских племен. B семидневной битве германские войны выдержали натиск арабской конницы и едва верили победе, когда оказалось, что арабы покинули лагерь и бежали. Хотя у арабов еще осталось несколько укрепленных мест в Галлии, но движение ислама на запад после этой битвы (732 г.) остановилось.

Через пять лет арабы вновь сделалй~попытку) захватить Южную Галлию, но Карл Мартелл^гвто= рично разбил их.

Борьба с арабами вызвала крупные изменения в военном строе франков. Старое войско германцев было главным ооразом пешее. Для отражения арабских нападений необходимо было создать конницу. Карл Мартелл увеличил число своих дружинников и требовал, чтобы они служили на коне или приводили по несколько всадников. Конный воин, хорошо вооруженный, способный совершать на коне далекие походы, Стал основной силой нового франкского войска.

Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для образования нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы и наиболее зажиточные свободные франки.

Карл Мартелл проводил особую земельную политику. Нуждаясь в хорошо вооруженных и обеспеченных материально воинах, он широко практиковал раздачу земель из государственного фонда (пополнившегося в результате завоеваний и конфискаций земель мятежной знати) в военные бенифиции. He ограничиваясь государственными землями, Карл Мартелл частично использовал для этой цели церковные земли. Он конфисковал поместья тех епископов и настоятелей монастырей, которые принимали участие в восстаниях против него. Таких было немало в Нейстрии и Аквитании. Конфискованные у духовенства земли были превращены в бенифиции. B истории Западной Европы это была первая крупная секуляризация, т. e. передача в светские руки церковного имущества.

Карл Мартелл свергал всех неугодных ему епископов. Освободившиеся епископские места он подолгу не замещал, присваивал доходы, раздавал имущество. Епископский сан часто получали люди, не имевшие церковных степеней, не умевшие даже читать и проводившие жизнь в охоте и пиршествах. При этом они должны были своевременно являться к королю с военной свитой. Открытой враждой ответило на эту политику духовенство. Распространилось сказание, будто святые люди видели Карла Мартелла на том свете в тяжких мучениях, а когда разрыли его могилу, то вместо тело нашли змея.

Пипин Короткий, который положил начало новой династии Каролингов на престоле франкских королей, был сыном Карла Мартелла. Свое прозвище он получил за маленький рост. Пипин Короткий вначале также носил титул майордома. Короли Меровинги продолжали обычным порядком следовать один за другим, не прйнимая никакого участия в управлении государством. Пипин счел возможным свергнуть потерявшую власть династию.

При Пипине арабы были окончательно изгнаны из Галлии.

Пипин искал опору в церкви. Он проводил христианизацию германских племен в зарейнских областях, где силен был культ Водана - бога войны и победы. Как божественный идеал предводителя дружины, Водан воплощал в себе воинскую доблесТь, ум, умение колдовать, красноречие и щедрость. B его небесные чертоги (Валгалу) попадал лишь тот, кто пал в битве. Умерший естественной смертью не мог претендовать на пребывание в Валгале, участвовать там в роскошных пиршествах и постоянных битвах; его уделом

было терпеть нужду B подземном царстве (Гэль),

B отдельных местах встречались еще человеческие жертвоприношения. Многие принявшие христианство германцы хотя и признавали первенство Бога няд другими своими богами, однако втайне продолжали им молиться и приносили жертвы. Иные священники сами совершали жертвоприношения, ели жертвенное мясо животных, а потом совершали христианские обряды. Другие писали на грамотках тексты из Библии и на шкурке вешали на шею в виде амулета против дурного глаза или болезни. Новые проповедники старались искоренить эти обычаи, улучшить нравы: они хотели укрепить семью, помешать легкому расторжению браков, внушить народу понятие о чистоте жизни, как они ее понимали.

Монастыри собирали людей для работы. Монахи, послушники и крестьяне, находящиеся под их покровительством, вырубали лес под пашни и поднимали нетронутые еще земли. Обители, похожие на большие поместья с обширными службами, амбарами, мельницами, объединяли вокруг себя поселенцев.

Дапа римский назначил архиепископом франков Бонифация. По поручению папы Бонифаций принимал участие в больших франкских синодах, на которые съезжались епископы и светские вельможи. Он проповедовал для духовенства более строгий образ жизни, запрещал клирикам ношение оружия, пиры, охоту и битвы.

B Гессене Бонифаций сам срубил священный дуб бога Водана, чтобы продемонстрировать бессилие языческих богов.

Священники и монастыри должны были подчиниться власти епископов, над епископами устанавливалась власть архиепископов, архиепископы подчинялись папе, который утверждал их в сане, пересылая им паллий - белую с черными крестами шерстяную ленту. Решено было также возвратить церкви имущество, конфискованное при Карле Мартелле. Ho это сделали лишь частично, потому что у военных нельзя было отнять участки, доставшиеся им в награду.

Правда о Меровингах, как и всё прочее прошлое наших предков, тоже не миновала судьба полнейшего искажения истины и почти полного забвения. Меровинги были северными Русами, которые пришли учить далёких предков европейцев - свободных Франков (слово «франки» означает - свободные) военному искусству, правлению страной, политике и науке, ведическому мировоззрению (так они шли во все остальные страны, будучи рождёнными для учения и блага остальных живущих людей). Русы учили не только будущих европейцев. Они передавали свет знаний всем народам, волею судьбы оказавшимся на нашей планете и выжившим после мировой войны и планетарной катастрофы около 13 000 лет назад. Они пытались помочь им подняться на новый, более высокий уровень эволюционного развития, и делились теми знаниями, которые эти народы были способны усвоить. И назывались они правильно - Меравингли , что означает мы-Ра-в-Инглии; мы, дети Ра, несущие Свет в родной Первозданной Инглии . Но, конечно же, потом это слово, как и многое другое, «упростили »... и оно стало звучать, как «Меровинги». Так создалась новая «история», в которой говорилось, что имя Меровинги произошло от имени короля Франков - Меровия. Хотя к королю Меровию это название ни малейшего отношения не имело . Тем более что король Меровий был уже тринадцатым по счёту из королей Меровингов. И логичнее было бы назвать всю династию именем первого из правящих королей, а не тринадцатого?!

Меравингли же были яркой, умной и одарённой династией северных Русов, добровольно покинувших свою великую родину и смешавших свою кровь с высшими династиями тогдашней Европы, дабы родился из этого новый могущественный Род магов и воинов, который смог бы мудро править странами и народами, населявшими в то время полудикую Европу. Они были чудесными магами и воинами, могли лечить страдающих и учить достойных.

Все без исключения Меравингли носили очень длинные волосы, которых ни при каких обстоятельствах не соглашались стричь , так как черпали через них Живую Силу. Но, к сожалению, это было также известно и Думающим Тёмным - это Тёмный Круг, в который входят «серые» Волхвы, «чёрные» маги, денежные гении - свои для каждого нового промежутка времени - и многое тому подобное. Простым языком — это объединение «тёмных» сил, как на Земле, так и во Вселенных. Именно поэтому самым страшным наказанием стал насильственный «постриг» последней Меравингльской королевской семьи.

После предательства королевского казначея-еврея, ложью и хитростью натравившего в этой семье брата на брата, сына на отца, ну а потом уже с лёгкостью сыгравшего на человеческой гордости и чести... Так впервые в королевской семье Меравинглей пошатнулась былая твердыня. И непоколебимая вера в единство Рода дала первую глубокую трещину...

Многовековая война Меравинглей с противоборствующим родом стала подходить к своему печальному завершению... Последний настоящий король этой чудесной династии - Дагоберт II (годы жизни: 650-679 н.э., годы правления: 675-679 н.э.), оказался, опять же, предательски убитым 23 декабря 679 года - он погиб на охоте от руки подкупленного убийцы, ударившего его в спину отравленным копьём.

Таким подлым способом, была истреблена самая одарённая династия в Европе, которая несла свет и силу непросвещённому европейскому народу.

Меравингли принесли с собой в Европу ведические знаки и символы, как, например, трёхлистник - боевой знак славяно-ариев.

Подпишитесь на нас

МЕРОВИНГИ

Первая королевская династия Франкского государства, представители которой занимали трон с конца V века по 751 год. Основателем данного рода считается полулегендарный Меровей, чье происхождение окутано тайной.

После того как франки разделились на две ветви - салическую и рипуарскую, первые утвердились на территории северной Галлии. По преданию, первым конунгом франков был Хлодион (правил в 426–447 годах); после него в середине V века королем салических франков, согласно легенде, стал Меровей (правил в 447–457 годах), от имени которого происходит название династии.

Эта легендарная личность могла похвастать совершенно неординарным происхождением: Меровей приходился сыном… морскому чудовищу! Во всяком случае, так утверждало древнее предание. Видимо, по этой причине в наиболее ранних произведениях искусства меровингского периода встречается мотив с изображением змеевидного монстра.

Однако хроники династии Меровингов, естественно, придерживаются иной версии. Они недвусмысленно утверждают, что данный род ведет свое начало от… Спасителя! Именно Иисус Христос, по мнению одного древнего автора, являлся предком Меровея. Долгие века эту версию считали не более чем красивой выдумкой. Но, возможно, скептики несколько поторопились со столь категорическим заявлением.

Несколько лет назад американский писатель Дэн Браун выпустил книгу «Код да Винчи» (она появилась у нас только в 2004 году). В книге, по словам автора, речь идет о «самом грандиозном заговоре последних тысячелетий», суть которого сводится к следующему: у Христа была… жена и дети! А значит, кровные потомки Спасителя в настоящее время живут рядом с нами, но церковь в течение двух тысяч лет просто скрывала этот факт.

Браун утверждает, что Иисус был женат на Марии Магдалине; вскоре после того, как Христос совершил свой последний путь на Голгофу, у него родился ребенок. Затем Мария бежала с младенцем в Галлию, где семья Христа и положила начало королевской династии Меровингов.

Браун, кстати, далеко не первый выдвинул идею существования потомков Спасителя. К тому же, его версия постоянно получает довольно серьезные подтверждения. В «Коде» утверждается, что во все века нашей эры существовал секретный орден, носивший название Приорат Сиона. В него обычно входили самые талантливые люди каждой эпохи. Так, членом ордена в свое время являлись Леонардо да Винчи, Виктор Гюго, Исаак Ньютон. Такие избранные хранили сведения о «тайне Христа» и передавали их своим преемникам. Правда, Леонардо да Винчи не смог удержаться от соблазна поведать миру столь впечатляющую информацию. Он закодировал секрет Приората Сиона во фреске «Тайная вечеря». Справа от Христа на картине художник разместил вовсе не апостола Иоанна, как было принято считать, а Марию Магдалину… Но это значит, что отношения Спасителя и «блудницы» были столь близкими, что Иисус привел женщину на Тайную вечерю!

Фигура человека, сидящего справа от Христа, и в самом деле сильно напоминает женскую. К тому же, идею Брауна весьма одобрили некоторые исследователи. Так, Виктория Хациел, которая считается одной из самых авторитетных «леонардоведов» мира, установила: на известной картине да Винчи «Мадонна в гроте» и справа от Христа на «Тайной вечере» изображен один и тот же человек, а именно - Мария Магдалина. Исследовательница уверена, что гениальный мастер писал именно женщину, а не юношу; причем прототипом ему служила вполне конкретная дама, и изображал он ее столь тщательно, что при сравнении обеих работ сомнений быть не может: перед нами - один и тот же человек. Подтверждение гипотезе Хациел нашлось и в записных книжках самого да Винчи. В них обнаружилась запись, где мастер размышляет, кого же привлечь для позирования при работе над персонажами «Тайной вечери». А ниже стоят слова: «Магдалина, Джованнина из больницы св. Катерины, лицо». Итак, на фреске изображена все же женщина?!

Американский историк Маргарет Стаберд также указывает, что в тексте евангелий содержатся намеки на то, что Спаситель был женат. Например, в Евангелии от Иоанна говорится: Мария Магдалина «помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими». Но, согласно иудейскому обычаю, отирать ноги мужчины волосами могла только его жена! А через три дня после распятия Магдалина пришла к склепу, где похоронили Христа. Если опять-таки обратиться к обычаям древней Иудеи, на третий день к могиле мужчины была обязана прийти именно вдова… Так что «блудницей» Марию в течение двух тысяч лет называли необоснованно. Да и в дословном переводе нет такого слова; правильно было бы говорить о Марии Магдалине как о «нечистой». Атак называли… забеременевших жен. По иудейской традиции, до рождения ребенка женщина покидала супруга.

Особенно много доказательств того, что хроники Меровингов не лгут, содержится в так называемых апокрифах - евангелиях, не признаваемых церковью каноническими. Их сохранилось несколько десятков, причем некоторые из апокрифических текстов церковь признает косвенно; например, православный праздник Успения Богородицы отмечается только благодаря одному из таких евангелий. Так вот, Евангелие от Филиппа прямо свидетельствует: Магдалина была другом и супругой Спасителя… Такая же информация проскальзывает и в других древних неканонических текстах. Их приводил в книге «Был ли Иисус женат» (1970) пресвитерианский пастор Филипс, утверждавший, что иначе и быть не могло, поскольку в то время неженатый взрослый мужчина-иудей становился в обществе едва ли не изгоем.

Сохранились свидетельства того, что Магдалина, бежав в Галлию, также описала житие своего необычного супруга. Однако спустя века иерархи раннехристианской церкви постарались предать этот документ забвению. Браун говорит, что те, кто знал истину, замалчивали ее, поскольку не хотели рисковать. «Историю человечества писали победители - те религии, которые одержали верх над соперниками и выжили. Многие века назад христианские священники решили: Божьему сыну не подобает иметь мирские устремления. Потому Магдалину с ребенком просто вычеркнули из жизни Христа», - утверждает автор скандальной книги. А хроники Меровингов никому не приходило в голову принимать всерьез. Но вполне возможно, что они не лгут, и Мария Магдалина, и ее ребенок, рожденный от самой великой и загадочной личности в человеческой истории, положили начало первой королевской династии Франкского государства.

Если у специалистов имеются серьезные причины сомневаться по поводу историчности фигуры Меровея, то Хильдерик (правил в 457–481 годах), поначалу вынужденный бежать из своего государства из-за восстания недовольных его политикой франков, является вполне исторической личностью. Этот человек в настоящее время считается фактическим основателем первой правящей династии Франции. История донесла до нас, в частности, упоминания о победе Хильдерика I над алеманнами в 471 году и о последовавшей затем борьбе между ним и Егидием. Честь же создания собственно Франкского королевства принадлежит сыну короля Хильдерика и Басины, королевы Тюрингии, - Хлодвигу I (466–511; правил в 481–511 годах).

Унаследовав от отца власть над салическими франками, которые жили в долине реки Маас, этот, пожалуй, самый известный представитель династии Меровингов развернул кампанию, направленную на подчинение себе рипуарских (рейнских) франков, некогда населявших среднее течение Рейна. Затем Хлодвиг решил избавиться и от остатков римских поселений в центральной Галлии. В 486 году королю удалось осуществить свой план, разбив в сражении при Суассоне войска бывшего римского наместника Сиагрия. Тот предпочел бежать от франков к королю Алариху в Тулузу; Хлодвиг, узнав, куда делся его поверженный противник, послал Алариху вежливое предупреждение: в случае, если римлянин не будет выдан ему лично, франки пойдут войной на вестготов. Монарх не рискнул спорить с воинственным соседом, настроенным весьма решительно. Он выдал посланцам Хлодвига связанного Сиагрия, и римлянин тут же был заключен под стражу.

Но, прибрав к рукам земли центральной Галлии, Хлодвиг не стал церемониться с пленником: Сиагрия тайно закололи мечом.

В 493 году король франков заключил брак с бургундской принцессой Клотильдой. Поскольку супруга Меровинга являлась ортодоксальной христианкой, она практически сразу начала склонять мужа к обращению в свою веру.

В 496 году Хлодвиг, который, кроме таланта полководца, отличался недюжинными способностями политика и дипломата, решил все-таки принять христианство по римскому обряду. Его примеру последовали три тысячи приближенных. На столь решительный шаг Хлодвига толкнуло стремление обеспечить себе поддержку римского клира. При помощи смены веры Меровинг закреплял за собой множество привилегий и защищал свои земли от посягательств других варварских королей: те в конце V века все еще являлись арианами либо язычниками, так что Хлодвига начали поддерживать римская церковь, Ремигий Реймсский (он, собственно, и крестил короля франков) и другие влиятельные епископы. Заручившись столь мощной поддержкой, Хлодвиг в 500 году нанес поражение Бургундии, отомстив тем самым брату своей жены за преследования и убийство ее родителей. Вслед за этим Меровинг значительно расширил собственные владения, отвоевав у Вестготского королевства изрядный кусок земель - от Луары до Гаронны. Столь же успешными оказались войны Хлодвига I с алеманнами. В 507 году король-воин сумел присоединить к своему государству еще и Аквитанию. После этого даже византийский император Анастасий I не стал спорить по поводу правомерности захвата Хлодвигом этих территорий. Он предпочел признать право воинственного и не в меру ретивого франка на завоеванные земли и даровал Меровингу титул консула.

Именно при Хлодвиге I был создан первый письменный свод франкских законов, получивший название «Салическая правда». Кроме того, самый выдающийся из Меровингов сделал своей резиденцией Париж; здесь его и похоронили - сначала в церкви Святых Апостолов, где находилась могила св. Женевьевы, а затем - в Сен-Дени, рядом с супругой короля Клотильдой. Впоследствии Клотильда была канонизирована.

Перед смертью правитель решил позаботиться о том, чтобы четверо его сыновей не конфликтовали друг с другом, и разделил свои владения между ними. Согласно решению Хлодвига, каждый из Меровингов этого поколения самостоятельно пользовался отведенным наделом и имел практически неограниченную власть. Однако государство франков, тем не менее, оставалось единым! Дело в том, что Хлодвиг распорядился, чтобы владения сыновей продолжали оставаться единым целым. Вообще, у Хлодвига I было пятеро детей, но дочери традиционно не наследовали престол франков; старший сын короля, Теодерик, также имел причины тревожиться относительно своего будущего, поскольку был рожден вне брака. Тем не менее, Хлодвиг настоял, чтобы Теодерик был признан его наследником наравне с законными сыновьями.

Однако после того как Хлодвиг I ушел из жизни, в истории королевства начался период феодальной раздробленности и правление братьев не отличалось спокойствием и благополучием, отношения их становились все более натянутыми. В результате почти все время, в течение которого у власти находились сыновья Хлодвига, в стране бушевали войны с внешними врагами и междоусобицы. Наконец в 558 году вся Галлия оказалась под властью Хлотаря I, который царствовал до самой смерти, наступившей в 561 году: объединение королевства произошло исключительно потому, что братья нового монарха умерли. Но уже в 561 году земли франков вновь оказались разделены между четырьмя сыновьями монарха.

После второго распада из состава королевства, созданного усилиями Меровингов, постепенно выделились три отдельных государства - Бургундия, Австразия и Нейстрия, которыми по-прежнему управляли представители данной династии. Что же касается Аквитании, то она еще долгое время считалась спорной территорией. А для самих Меровингов тем временем настала черная полоса: в 561–613 годах члены этого королевского дома погрязли в жестоких преступлениях, насилии и убийствах. Особенно «отличились» в этом две королевы - Брунгильда и Фредегонда, развязавшие кровавую войну. Об этих дамах, пожалуй, стоит рассказать отдельно.

Франкская королева, правительница Австразии, Брунгильда (ок. 534–613), приходилась дочерью королю вестготов Атанагильду. В 567 году она стала супругой короля Австразии Сигиберта I. Сестра Брунгильды вскоре сочеталась браком со сводным братом Сигиберта - королем Нейстрии Хильпериком. Однако этот союз оказался на редкость неудачным. Хильперик, подстрекаемый своей любовницей Фредегондой, поспешил избавиться от молодой супруги, убив ее. И место законной королевы Нейстрии заняла Фредегонда. Тогда Брунгильда заставила своего мужа предъявить претензии на те города, которые король Нейстрии получил в качестве приданого за убитой женой. Среди этих городов особое значение имели такие центры торговли, как Бордо и Лимож. Естественно, Хильперик отказался вернуть присвоенные территории, и тогда Сигиберт начал войну против потерявшего честь и совесть родственника. Поначалу перевес был на стороне Австразии, но в 575 году Сигиберт погиб в результате тщательно спланированного покушения. Считается, что за очередным убийством стояла все та же Фредегонда. Потерявшая супруга Брунгильда оказалась в плену у противника и была заключена в тюрьму в Руане. Чтобы обрести свободу, в 576 году вдова Сигиберта согласилась заключить брак с одним из сыновей Хильперика и Фредегонды - юным Меровеем, который, по сути, ей самой годился в сыновья. Но Хильперик отказался признать законным этот союз (зная свою родственницу, он прекрасно понимал, что такой шаг с ее стороны - не более чем банальная уловка). Тем не менее, после заключения брака Брунгильда все же получила определенную свободу, которой не преминула воспользоваться. Королева бежала в тогдашнюю столицу Австразии, Мец, где в тот момент царствовал ее сын от Сигиберта - Хильдеберт II.

Против Брунгильды и ее сына выступила австразийская знать, так что этим представителям Меровингов пришлось в течение многих лет бороться за власть. Аристократы несколько успокоились только после смерти Брунгильды. А она пережила собственного сына: в 595 или 596 году (точно не известно) Хильдеберт покинул сей мир, оставив после себя двоих наследников. Теодеберт II занял престол Австразии, а Теодорик II - престол Бургундии.

Для того чтобы сохранить в своих руках фактическую власть, «любящая» бабушка правителей… натравила внуков друг на друга! В 612 году конфликт наследников Хильдеберта II привел к свержению монарха Австразии. Правда, воспользоваться плодами своей победы Теодорик не успел: он ушел из жизни уже в следующем году. Тогда против тирании Брунгильды, не погнушавшейся фактическим уничтожением собственных внуков, в очередной раз восстала знать. Только теперь действия аристократов носили более жесткий и слаженный характер. Чтобы избавиться от кровавой королевы, австразийцы позвали на помощь наследника Хильперика - Хлотаря II. Потерпевшую поражение Брунгильду казнили…

Хлотарю II (правил в 584–629 годах, в Нейстрии - до 613 года), сыну Фредегонды, удалось утихомирить противников. В 613 году он снова объединил под своей властью все три королевства. Франкская держава в очередной раз стала единым государством. Однако именно со времени правления Хлотаря II власть Меровингов начала ослабевать. Уже в конфликте двух королев, который предшествовал воцарению Хлотаря II, явно проявилась возросшая самостоятельность знати. В 614 году король специальным эдиктом был вынужден предоставить крупным и мелким феодалам ряд привилегий. В частности, королевские управители на местах, носившие титулы графов, назначались теперь исключительно из числа местных землевладельцев; они получали значительные налоговые льготы. В результате, права короля ограничивались, а влияние магнатов начало заметно усиливаться. Наконец последние через правителей - майордомов - сумели захватить как верховную власть в королевстве, так и власть над войском.

В 629 году Хлотарь II скончался. Его преемниками стали двое сыновей монарха: Дагоберт (ок. 603–638) и Хариберт. Под власть Дагоберта I практически сразу перешли Австразия и Бургундия, а Нейстрию новый король сумел «убедить» в своем праве владеть всеми тремя государствами франков. Но после того, как Дагоберт произвел секуляризацию церковного имущества (этим он пытался найти выход из ситуации, в которую загнал его отец своим эдиктом), духовенство стало открыто выказывать недовольство правлением сына Хлотаря II, и Меровинги лишились своей последней опоры. Клир достаточно быстро сумел восстановить народ против монарха. Проблема осложнилась тем, что наследники монарха не обладали талантами полководца, политика и администратора. По сути, корона франков переходила теперь от одной посредственности к другой. Ни один из преемников Дагоберта (все они получили прозвище «ленивых королей») не показал себя человеком, способным править страной. Из-за этого снова стали набирать силу майордомы, которые все активнее начинали господствовать во всех трех государствах, постепенно сосредоточивая всю реальную власть в своих руках.

История рода Меровингов закончилась бесславно. В VIII веке майордом Пипин Короткий (714–768) окончательно избавился от них. Он подавил внешних врагов и практически уничтожил внутренних (по крайней мере, соперничать с Пипином никто не рискнул бы). Наконец этот достойный человек решил прервать правление Меровингов, давно превратившееся в фикцию, и занять трон совершенно официально. Для осуществления столь глобальных планов Пипину требовалась серьезная поддержка и - на всякий случай - отпущение грехов… Поэтому майордом поспешил заручиться благословением папы Захария II (тот никак не мог забыть о секуляризации владений церкви). Договорившись с понтификом, Пипин Короткий прошел обряд помазания и был провозглашен королем. А последнего из Меровингов, Хильдерика III, просто поставили перед фактом: корона предков ему больше не принадлежит… Так закончилась история правления потомков легендарного Меровея, и власть над тремя государствами франков перешла в руки первого представителя новой династии Каролингов.

Правда, Пипин Короткий не пошел на убийство неудачливого предшественника. Он просто позаботился о том, чтобы в ноябре 751 года Хильдерика II и его единственного сына заставили принять постриг, после чего последние из Меровингов были заключены в монастырь. Пострижение короля и его наследника не произвело на современников ровным счетом никакого впечатления. Низложенный Хильд ерик прожил еще долго, однако не имел сколько-нибудь сильных сторонников, которые помогли бы ему вернуть престол предков.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Меровинги представляют собой первую династию франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили территориями современной Франции и Бельгии с конца пятого века и до середины восьмого. Каждый из них происходил из рода салических франков, обосновавшихся в пятом веке в Камбре и Турне. Современники называют их не только Меровингами, но и длинноволосыми королями, собственно, в силу их внешнего вида.
С самых языческих времен и до падения, Меровинги предпочитали носить длинные волосы, которые были на тот момент ключевым атрибутом монарха, это подчеркивало соответствующий высокий статус. Франки, в свою очередь, были полностью уверены в том, что Меровинги обладают некоей сакральной магической силой. Она, по приданию, и заключалась в длинных волосах владельцев, выражавшейся в «королевском счастье», что в результате, по их мнению, олицетворяло благополучие и радость всего франкского народа, без исключения.
Подобная прическа отделяла Меровинга от его подданных, которые носили в большинстве своем исключительно короткие стрижки. Такая прическа пошла еще с давних римских времен, когда указывала на низкое положение человека, являющегося рабом или слугой. Отсечение же волос присутствовало у Меровингов, но оно являлось признаком потери прав на обладание властью у человека, как итог, было тяжелейшим оскорблением для представителя династии. В качестве показательного примера можно вспомнить сына Хлодомира Хлодоальда, который в дальнейшем стал известен, как святой Клод.

Появление Меровингов

Они стали первой королевской семьей на территории современной Франции. Название они получили от своего предка – Меровея. Следует отметить, что по поводу происхождения этой династии ходит огромное количество самых разных слухов, а некоторые из них – самые настоящие спекуляции. Даже в двадцатом веке челны семейства Меровингов продолжают оказывать свое влияние на положение дел в стране. Одна из теорий гласит, что оккультное сообщество «Туле» было создано исключительно для того, чтобы вновь вернуть Меровингам прежнюю власть, европейские троны. Свершиться этим планам помешал, как ни странно, Адольф Гитлер и его партия, которая развязала войну и попросту не дала воплотиться этим планам в жизнь.

Вообще существует огромное количество различных теорий о происхождении Меровингов, в том числе и самые удивительные и поразительные. Так, например, по мнению французского писателя Жерара де Седа, Меровинги были дальними потомками смешанных браков между пришельцами и древними израильтянами. Другая, не менее, интересная теория гласит о том, что их предком был Мерович – человек, рожденный от двух отцов, среди которых один был человеческого происхождения, а другой – мифологического. Если углубляться в эту легенду, то она гласит, что, когда мать уже носила в себе ребенка, зачатого от короля Хлойо, во время купания ее соблазнило некое мифологическое существо Кунотавр. В общем, это все лишь теории и недоказанные ничем высказывания.
Следует отметить, что сама династия Меровингов не была по-настоящему правящей в стране. Всем управляли советники, которых в простонародье именовали «мажордомами». Короли из династии Меровингов никогда не стригли своих волос, а на спине у каждого было родимое пятно в виде красного креста и носили одежды, отделанные кистями. Предание гласило, что эти кисти обладали целебными свойствами.

Правление Меровингов


Король Хлодвиг из династии Меровингов заключил договор с Римской церковью: он обязался сдерживать врагов церкви, но исключительно в том случае, если они признают его право на правление новой Римской империей в качестве «Новоизбранного Константина». Следует отметить, что это соглашение было в силе длительный период времени, причем даже после его смерти и гибели потомка Дагоберта Второго. В дальнейшем Рим признал право на престол, которые были предъявлены семьей убийцы, а Карл Великий бил коронован в качестве императора Священной Римской империи. Римская империя же полагала, что династия Меровингов была полностью уничтожена. Тем не менее, имеются записи о том, что сын Дагоберта, Сигеберд Четвертый все-таки был жив. Некоторые историки с уверенностью утверждают, что королевский род Меровингов продолжил в Септимании Гиллемм де Желлон, предок Годфруа Булонского.

Мифические и легендарные предки Меровингов

Длительное время считалось, что вождем франков из династии Меровингов был Фарамонд, сын Мракомира. Подобная версия и распространилась еще в средние века, но в дальнейшем историки не смогли найти никаких доказательств существования самого вождя. В результате они пришли к выводу о том, что его и вовсе не было.
Следует отметить, что средневековые хронисты полагали и были абсолютно уверены в том, что Фарамонд и последующие короли Франков вели свой род именно от троянцев, которые выжили и прибыли в незапамятные времена на территорию Галлии. Тем не менее, такая версия тоже не было утверждена в полной мере, так как имелись значительные и многочисленные расхождения. Так, например, чаще всего предками Меровингов назывались царь Приам или герой троянской войны Эней.

Исторически, именем своей династии Меровинги были обязаны Меровею, который правил с 448 по 457 года. Историки прошлого неоднократно подвергали сомнению сей факт, равно как и факт вообще его существования. Тем не менее, Меровинги были верны своему мнению и были убеждены в том, что он когда-то существовал. Собственно, они и гордились своим происхождением именно от него.

Загадка Меровингов

Вообще загадка этой династии еще более туманна, нежели чем тайна катаров или рыцарей Храма. Тут очень сильно переплетаются реальность и вымысел, поэтому в действительности утверждать о справедливости всех известных нам вещей со стопроцентной уверенностью просто нельзя. Меровингский род властвовал в течение пятого и шестого веков на весьма обширных территориях, которые впоследствии стали Францией и Германией. Собственно, этой же эпохе соответствуют рассказы о короле Артуре, что в совокупности стало большим фоном для возникновения романтического цикла о святом Граале.

Образование и культура в большей степени были своеобразной монополией католической Церкви того времени. Вся информация, которая имеется насчет этого времени исходит только от Церкви, другие же данные были, как мы знаем, ею уничтожены. Тем не менее, несмотря на огромную пелену тайны, покрывавшую эту эпоху, некоторые кусочки все-таки просочились и до нас, благодаря чему появилась возможность воссоздать более-менее реалистичную информацию, нежели чем преподает История того времени, которая как мы знаем, была создана опять же Церковью.

Другая же загадка подобной династии заключается в спорном происхождении. Все дело в том, что под династией принято понимать семью или «дом», царствующий на том месте, где когда-то они были угнетены или изгнаны. В истории Меровингов же, такого не наблюдается, а кажется, что они всегда правили Францией, были ее законными королями-владельцами. В их истории не было ни узурпации, ни грубости, ни угасания предшествующей династии. Историческая действительность, которая касается Меровея покрыта огромной пеленой тайны. Можно сказать, что это – вполне себе вымышленный, сверхъестественный персонаж, который принадлежит ни к чему иному, как мифам. Собственно, даже его имя покрыто некой мистикой, так как в нем находят отзвук французские слова "мать" и "море".

Можно сказать, что это весьма популярная и распространенная легенда времен античности и последующих европейских традиций. Разумеется, она, равно как и любая другая легенда далека от того, что является абсолютно вымышленной. Здесь присутствует некоторая историческая действительность, но лишь в некоторых, отдельных аспектах. Большая же часть является символической, вполне вероятно, вымышленной предками, даже само появление Меровея – предка Меровингов.