Психологическая диагностика занимающихся физической культурой и спортом. Спортивное обследование и функциональное тестирование Теория психодиагностических измерений
О.В.Тиунова
(Тиунова, О.В. Психодиагностика в спорте: планирование, анализ, интерпретация [Текст] // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической подготовки, физической культуры и спорта: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука / Под ред.докт.пед.наук., проф. А.А.Обвинцева, докт.пед.наук, проф.В.Л.Пашута, докт.пед.наук. проф. Н.В.Романенко. - В 3-х ч. - Часть 1. - СПб.: МО РФ ВИФК, Изд-во "Маматов", 2016. - С.263-267).
Резюме. В данной статье представлен опыт работы Лаборатории физической культуры и практической психологии ВНИИФК по организации психодиагностики спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва в рамках углубленного медицинского, этапного и текущего обследования спортсменов, а также возможности использования диагностических методик в ходе индивидуальной работы со спортсменом. Особое внимание уделено вопросам интерпретации результатов тестирования и подготовки практических рекомендаций тренерскому составу и спортсменам.
Ключевые слова: система психологического обеспечения спортивной подготовки, диагностика, психологические тесты, интерпретация результатов тестирования, спортивная психология, консультирование спортсменов.
Введение
В соответствии с приказом Росспорта №777 от 27 ноября 2006 г.
в рамках Лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского НИИ физической культуры и спорта (г. Москва) была создана Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации . В ходе анкетирования членов сборных команд страны были определены наиболее важные (с точки зрения спортсменов) направления (формы) работы психолога в команде . Проведение психодиагностики, позволяющей выявить сильных сторон личности спортсмена и его «психологический ресурс», оказалось наиболее востребованным направлением психологического обеспечения спортивной подготовки.
Особое значение в этой связи приобретают вопросы рационального планирования психологического тестирования спортсменов, комплексного анализа полученных данных, интерпретации результатов исследования применительно к спортивной практике.
Несмотря на то, что психодиагностические методики в нашей стране широко издаются и тиражируются, многие из них можно найти в интернете, базовым пособием для психодиагностической работы спортивного психолога до сих пор является книга «Психодиагностика в спорте» . Однако ниже будут рассмотрены некоторые новые практически значимые аспекты планирования, анализа и интерпретации результатов углублённого психологического обследования (УПО), этапного психологического обследования (ЭПО), текущего психологического обследования (ТПО), также психодиагностики, проводимой в рамках индивидуального консультирования спортсменов. В основу данного материала положен 16-летний опыт работы Лаборатории .
Основные положения
В батарею тестов, используемую нами один раз в год в рамках УПО, включены 6-10 методик, которые в виде специальных бланков раздаются спортсменам для самостоятельного заполнения. Этой работе предшествует специальная «мотивирующая» инструкция . Практика показала, что именно бланковое (не компьютерное) тестирование позволяет получить наиболее точные ответы, а соответствующий предварительный инструктаж превращает рутинное заполнение бланков в полезный «психологический тренинг». Ниже представлена апробированная батарея тестов УПО для сборных команд (жирный шрифт), дополненная применительно к диагностике клубной команды, когда у психолог есть возможность провести это же исследование в несколько этапов (таблица 1, увеличение при клике на картинку ).
Систематизация, анализ и интерпретация полученных данных представляет собой достаточно сложный процесс. Однако от его качества во многом зависит возможность последующей реализации в команде остальных других форм психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Опыт нашей работы показывает, что наиболее удобной для тренерского состава формой предоставления данных психодиагностики является ранжированное графическое их изображение с обозначением авторских «нормы», а также среднего по команде результата и зоны сигмальных отклонений.
В таблице 2 представлен алгоритм подготовки практических рекомендаций по итогам командной психодиагностики и порядок её предоставления заказчику.
Блок этапного и текущего психологического тестирования был введён Федеральным Центром спортивной подготовки (г.Москва) в программы научно-методического обеспечения сборных команд в 2010 году. Комплексным научным группам (КНГ) было вменено в обязанность регулярно оценивать «психоэмоциональное» состояние спортсменов, а также регламентирована содержательная направленность такой оценки. В целом это стало важным шагом к возрождению системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации.
По новому положению психологический блок этапного комплексного обследования (ЭКО) должен включать регистрацию следующих показателей: уровень саморегуляции психических состояний и самоконтроля, волевой мобилизации, уровень притязаний и самооценки, потребности. Программа текущего обследования (ТО), реализуемая в условиях сборов, должна включать оценку уровня ситуативной тревожности, эмоционального состояния, агрессивности, психофизиологической работоспособности, мотивационного состояния, оценку самочувствия, активности, настроения и степени психического утомления.
Для реализации данной программы нашей Лабораторией предложена и апробирована достаточно простая и информативная технологию тестирования.
Любое ЭПО начинается с заполнения спортсменом личной карточки, содержащей основные сведения о спортсмене - ФИО, вид спорта, разряд, звание, главное спортивное достижение, название и дату последнего и ближайшего соревнование.
Начало тестирование должно предваряться вводной инструкцией, направленной на решение нескольких задач. Во-первых, установить доверительные рабочие отношения спортсмена с психологами, проводящими данное обследование, дать гарантии конфиденциальности получаемой информации. Во-вторых, познакомить с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик, предваряя возможные в этом случае затруднения. В-третьих, – мотивировать спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу, дать дополнительную информацию о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.
Всем заполненным анкетам присваивается соответствующий код, чтобы они стали «обезличенными» для всех, кроме психолога (члена комплексной научной группы), тренера и самого спортсмена.
Опросник «Оценка психической надежности» для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,
Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,
Опросник «Исследование самооценки» для оценки уровня притязаний и самооценки,
Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей».
При желании эту батарею можно дополнить восьмицветовым тестом М.Люшера и опросником «Степень хронического утомления».
Интерпретация полученных результатов может быть построена по алгоритму таблицы 2.
Для оценки «психоэмоционального» состояния спортсменов в условиях сборов (ТПО) мы предлагаем использовать набор показателей, которые условно можно отнести к трем условным блокам – функциональному, поведенческому и психологическому (Таблица 3):
В дальнейшем заданное ежедневным регламентом психологическое тестирование осуществляется за счет самооценки различных состояний по 10-бальной шкале (кроме ЧСС):
Уровень ситуативной тревожности – значение по шкале «Тревожность»,
Оценка самочувствия, активности, настроения – значения по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,
Уровень эмоционального состояния – суммарное значение по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,
Агрессивности – значение по шкале «Желание соревноваться»,
Психофизиологическая работоспособность – значение по шкале «Общая работоспособность», а также показатель ЧСС,
Мотивационное состояние – значение по шкале «Желание тренироваться»,
Степень психического утомления – значение по шкале «Психическое утомление», а также показатель ЧСС.
Вводная инструкция звучит следующим образом: «План проведения учебно-тренировочных сборов предполагает учет индивидуального психологического состояния участников. Для этого вам предлагается ежедневно утром осуществлять самооценку собственного состояния по заданным критериям (при условии, что минимальный балл – 1, а максимальный – 10)». В таблице 4 представлена рабочая часть бланка проведения мониторинга.
Получив такой бланк, спортсмен самостоятельно выполняет мониторинг своего состояния. Средств мобильной связи делает возможным ежедневную передачу психологу показателей текущего состояния спортсмена, его оценку и коррекцию за счет оперативного общения психолога со спортсменом и/или с тренерским составом.
Психолог может работать с получаемыми результатами и после возвращения команды. поскольку сданные спортсменами бланки позволяют оценить эффективность сбора и подготовить дополнительные рекомендации. Однако для получения более достоверной информации мы включили в бланк следующую итоговую и нейтральную по характеру формулировку: «Насколько системно в условиях сборов вам удавалось заполнять этот бланк? (Оцените в баллах от 1 до 10)».Результаты такого подхода позволяют психологу отсеять некачественные бланки и точнее интерпретировать полученные результаты.
Осуществлять мониторинг состояния спортсменов в условиях сборов или многодневных соревнований возможно также и по более простым методикам: с использованием самооценки по шкалам «Самочувствие, Активность, Настроение», выполнением одного из вариантов теппинг-теста и др.
Как групповая, так и индивидуальная работа со спортсменом, проводимая в рамках консультирования , будет более эффективной при использовании в качестве «объективной базы» для начала работы результатов тестирования по следующим методикам: «Отношение к предстоящему соревнованию», «Восьмицветовой тест Люшера», «Цветовой тест отношений», «Акцентуации характера», «Степень удовлетворения основных потребностей».
Опыт показывает, что в индивидуальном консультировании «необходимым и достаточным» инструментом для понимания личностных особенностей спортсмена и особенностей его актуального состояния является «Восьмицветовой тест Люшера». Нами разработана специальная форма упорядочивания полученных цифровых данных и словесных формулировок этого теста:
Заключение
Итак, выявив достаточно высокий интерес спортсменов к психодиагностике в рамках системного психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, в период с 2003 - 2016 гг. мы апробировали целый ряд психодиагностических методик, которые могут быть использованы в рамках проведения УПО, ЭПО и ТПО, а также в ходе индивидуальной консультативной работы со спортсменами.
Особое значение имеет практически ориентированная интерпретация полученных цифр и словесных формулировок, т.е. алгоритмы и формы предоставления результатов тестирования заказчику. В этом направлении могут быть реализованы разнообразные подходы, поскольку в существенной степени их выбор зависит от внутренней логики спортивного психолога, проводящего тестирование. Однако хочется надеяться, что наш опыт, представленный в этой статье, также окажется полезен.
Литература
1) Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)
2) Психодиагностика [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)
3) Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, Л.К.Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.
4) Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) // Спорт-35. – 2015.- №7(1). – С.24-25
5) Тиунова О.В. Мотивация достижений в спортивной деятельности. Методические рекомендации – М., ФГОУ ГШВСМ, М., ТрансЛит, 2007 - 32 с.
Тиунова О.В., Самохина А.Ю., Гортинская А.В. Диагностика личностных свойств и психических состояний у спортсмена ФГОУ "Государственная школа высшего спортивного мастерства - центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России", М., РКонсульт, 2006 – 32 с.
Практический опыт работы со спортсменами высокого класса и изучение существующей литературы по данной проблеме явились основой для создания карты личности спортсмена. Согласно этой карте, структура личности спортсмена включает социально-психологическую, психологическую, профессиональную и медико-биологическую подструктуры.
В каждую подструктуру входит несколько групп качеств. Группа качеств, в свою очередь, состоит из отдельных качеств, умений и навыков. Таким образом, структура личности спортсмена, состоящая из 4 подструктур, включающих несколько групп качеств в каждую, составляет многоуровневую иерархическую систему.
Самый высший уровень структуры – социальный, определяющий мировоззренческую зрелость, нравственные и моральные качества и побудительные мотивы деятельности. Этот уровень оказывает решающее влияние на все нижележащие подструктуры.
Тест для спортсменов (Методики психодиагностики в спорте. Карта личности спортсмена):
Стимульный материал.
Компоненты структуры потенциальной ценности личности спортсмена
Подструктура |
Группа качеств |
Отдельные качества, умения, навыки |
I. Социально-психологическая |
Отношение к себе |
Правдивость, честность |
Отношение к обществу |
Готовность прийти на помощь |
|
Отношение к труду |
Трудолюбие и интенсивность труда |
|
Интересы |
Интерес к спорту |
|
Способности |
Двигательные |
|
Интеллект |
Активность мышления |
|
II. Психологическая |
Психофизиологические качества |
Внимание (объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость) |
Эмоциональная сфера |
Отсутствие повышенной нервозности |
|
Волевые качества |
Самообладание |
|
Состояние анализаторов и их взаимодействие |
Абсолютный порог |
|
Психомоторика |
Скорость простых сенсомоторных реакций |
|
III. Профессиональная (спортивного мастерства) |
Спортивный результат |
Наивысшее спортивное достижение |
Техническое мастерство |
Арсенал технических приемов |
|
Тактическое мастерство |
Умение строить программы действий |
|
Специальная физическая подготовленность |
Состояние специальных физических качеств |
|
Восстанавливаемость |
Способность восстанавливаться во время соревнований |
|
IV. Медико-биологическая (спортивных возможностей) |
Анатомо-морфологические |
Росто-весовой показатель |
Физические качества |
Выносливость: |
|
Сила возбудительных процессов |
||
Компоненты оценки здоровья |
Острые и хронические заболевания |
|
Функциональные показатели энергетики (кардио-респираторной системы) |
Аэробная работоспособность (PWC-170) |
Ключи. Интерпретация.
В связи с тем, что социально-психологическая подструктура с трудом поддается квалификации, ее оценка предполагает особенно внимательное, глубоко критичное обобщение результатов достаточно длительного наблюдения в реальной деятельности и, прежде всего, в сложных, экстремальных ситуациях. В данной работе предполагается также коррекция выставляемых оценок, что связано с динамикой качеств и навыков по ходу тренировок и соревновательной деятельности, с учетом их периодов.
Диагностика спортивных способностей помогает в определении задатков к физическим нагрузкам. При отборе спортсменов тренеры обращают внимание на то, как ведут себя игроки на тренировке. Однако это не всегда показательно. Очевидно, что более опытные спортсмены и увереннее чувствуют себя на площадке. Что не всегда указывает на лучшие спортивные способности. Комплексный многоуровневый подход к оценке данных позволяет точнее определить предрасположенность к видам спорта. Кроме того, диагностика предполагает и оценку рисков для здоровья будущего спортсмена.
Записаться на обследование можно через форму обратной связи
или по тел.: +7 495 735-88-99/ +7 495 735-88-77
- Клинический и ортопедический осмотр – общая оценка состояния здоровья с обязательным осмотром носоглотки, оценка состояния опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие и др.
- Электрокардиография с функциональными и нагрузочными пробами - электрофизиологические характеристики функции миокарда, выявление функциональных изменений сердца, патологические изменения в виде нарушений ритма и т.п.
- Спирография (Спирометрия) - исследование функции внешнего дыхания, измерение объёмных и скоростных показателей дыхания.
- Определение компонентного состава тела (анализ состава тела или биоимпедансный анализ) –выявление отклонений оценок состава тела от оптимальных значений в зависимости от пола, возраста и спортивной специализации; характеристика индивидуальной изменчивости параметров состава тела; оценка метаболических рисков (нарушения липидного, белкового и водного обмена); мониторинг эффективности тренировок и диетического режима.
- Эхокардиография - определение морфо-функционального состояния сердца и его клапанного аппарата.
- УЗИ брюшной полости и почек – оценка состояния гепатобилиарной системы /печень, желчный пузырь/, поджелудочной железы и почек.
- Цитохимическая экспертиза - оценка ферментов клетки, которые участвуют в энергообеспечении органов, для раннего выявления различных изменений органов и систем, а также для подбора метаболической коррекции; индекс устойчивости (переносимость стрессовых ситуаций, физических нагрузок) - ежемесячный прогноз на полгода.
- Биохимия: КФК, АЛТ, АСТ, Мочевина, магний, фосфор, АСЛО - выявление перетренированности, перенапряжения сердечно-сосудистой, гепатобилиарной и мышечной систем, выявление стрептококковой инфекции носоглотки /АСЛО/.
- Клинический анализ крови - общая картина состояния организма, не даст пропустить анемию, аллергию или воспаление.
- Спортивная генетика - предрасположенность ребенка к тем или иным видам спорта, состояние спортивной формы и степень готовности организма к физическим нагрузкам, состояние здоровья спортсмена и выявление факторов риска (артериальная гипертензия, гипертрофия миокарда, предрасположенность к тромбообразованию и др.), функциональное состояние и резервные возможности организма спортсмена для оптимального управления процессами тренировок.
- Консультация и заключение врача по спортивной медицине в день обследования - заключение о состоянии здоровья, функциональном состоянии и функциональной подготовленности спортсмена; рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса с включением метаболических и фармакологических препаратов.
При необходимости: дополнительные консультации узких специалистов и различные лабораторно-инструментальные исследования (в том числе рентгенологические исследования, ХМ ЭКГ, СМАД, КТ, МРТ, денситометрия, иммунологические, биохимические, вирусологические и т.д.)
Результаты диагностики спортивных способностей интерпретирует:
Профессор отделения спортивной медицины НИИ Профилактической педиатрии и восстановительного лечения научного центра здоровья детей РАМН,доктор медицинских наук,
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Контрольная работа
Диагностика и тестирование в физической культуре
Введение
1. Диагностика: виды, цели и задачи
2. Диагностика и тестирование в физической культуре
Список литературы
Введение
Физическое развитие - это комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленных внутренними факторами и жизненными условиями. Основные признаки физического развития - масса, плотность и форма тела, антропометрические показатели; критериями физического развития выступают особенности телосложения и конституция (тип телосложения) человека.
Антропометрический показатель - это объективные данные о физическом развитии; степени выраженности антропометрических признаков:
1) соматометрические - длина и масса тела, окружности грудной клетки, бедра, голени, предплечия и т.д.;
2) физиометрические (функциональные) - жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная.сила рук, становая сила;
3) соматоскопические - состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, развитие мускулатуры), степень жироотложения и полового созревания.
Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечную, центральную нервную, выделительную, обмена веществ и энергии, пищеварительную.
Возможность отслеживать состояние физического развития человека, намечать программу его совершенствования, своевременно вносить коррективы в реализацию программы дает диагностика физического развития, физической подготовленности.
Цель данной работы: изучить особенности диагностики и тестирования в физической культуре.
1. Диагностика: виды, цели и задачи
Слово «диагностика» (греч: diagnosis - распознание) - употребляется в двух значениях. Во-первых, это раздел клинической медицины, изучающей содержание, методы и последовательные ступени распознания различных физиологических состояний или болезней; во-вторых, процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.
Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза.
Состояние организма и отдельных его систем в зависимости от формы движения, мощности, длительности, ритма, объёма и интенсивности работы можно оценить с помощью дозированных нагрузок и функциональных проб.
Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты диагностического тестирования с аналогичными данными прошлых лет.
Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.
Основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, вр а чебно-педагогический контроль и самоконтроль.
Врачебный контроль - это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физкультурой и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок.
Основная форма врачебного контроля - врачебное обследование - призвано определить показания и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом и решить вопрос о допуске к занятиям. Оно состоит из общего клинического обследования, антропометрических измерений, проведения функциональных проб и медицинского заключения.
Результаты обследования заносятся во врачебно-контрольную карту.
Углубленные диспансерные обследования проводятся 1-2 раза в, год и включают обследование физического развития по таким показателям, как рост, масса, толщина жировой прослойки, цвет кожи, осанка, форма спины, ног, окружность грудной клетки.
Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.
Задачи педагогического контроля:
Оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;
Выполнить план тренировки;
Установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;
Выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;
Отобрать талантливых спортсменов.
К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся и тренеров-преподавателей; анализ рабочей документации учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.
Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям. Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.
Обязательным условием правильно организованного процесса физического воспитания является самоконтроль . Эти проводимые самими студентами простейшие наблюдения над состоянием своего организма в процессе занятий физическим воспитанием и использования природных факторов - ценное дополнение к врачебному контролю.
Самоконтроль позволяет ощутить оздоровительное значение занятий и целеустремленно относиться к использованию средств физической культуры. Кроме того, дает возможность избежать неблагоприятного влияния занятий физическими упражнениями, что может происходить при передозировке, а также при использовании нагрузок без учета текущего функционального состояния организма студентов.
В процессе самоконтроля регистрируются субъективные и объективные показатели функционального состояния своего организма.
К субъективным показателям относят самочувствие, сон, аппетит, оценку работоспособности, отношение к занятиям физическими упражнениями, а также наличие каких-либо болей или неприятных ощущений.
Из объективных показателей регистрируют частоту пульса, массу тела, показатели динамометрии кисти, потоотделение и другие признаки.
Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий.
Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.
2. Диагностика и тестирование в физической культуре
Программа диагностики включает функционально-диагностическое обсл е дование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических с и стем и функций: центральной нервной системы, вегетативной нервной системы, сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, вну т ренней среды, физического развития, соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте), психофизиологического состояния.
Для решения всех этих задач разработаны специальные программы иссл е дования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся как в состоянии покоя , так и при в ы полнении физических нагрузок. Так, комплекс программ исследований в сост о янии покоя включает:
- врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;
Электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);
Ультразвуковое исследование сердца (при необходимости внутренних органов: печени, почек и т.д.);
Биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);
Антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.
При программах диагностики важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки . В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:
Ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы « до отказа»;
Предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);
С переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;
Моделирование соревновательной деятельности.
При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели контроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, д ы хание, вес, антропометрические данные .
Диагностика применяется для определения тренированности занимающегося. Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению ч а стоты сердечных сокращений (пульса) , которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80. У женщин пульс на 7-10 удар/мин чаще, чем у мужчин.
Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца либо следствием патологии.
Тренированность организма можно определить по разнице пульса, если измерить его лежа, а через минуту стоя. Разница пульса 0-12 говорит о хорошей тренированности, 12-18 - о средней, 19-25 - об отсутствии тренированности.
Оценить нагрузку можно по изменению ёмкости лёгких . Если после занятий жизненная ёмкость лёгких осталась без изменения или немного увеличилась, значит, вы занимались легкой работой, если снизилась на 100-200 смі - средней, на 300-500 и более - тяжелой.
Определить величину нагрузки можно по частоте дыхания : после легкой работы частота дыхания составляет 20-25 раз в минуту, после средней - 25-40, после тяжелой - более 40 дыханий в минуту. При росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.
Важным показателем является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление в зависимости от возраста равняется 100-125 мм рт.ст., минимальное - 65-85 мм рт.ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм рт.ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм рт.ст. и ниже. Быстрое восстановление показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.
Определить величину нагрузки можно:
по изменению массы тела до и после физических упражнений (при малой нагрузке масса тела может уменьшиться на 300 г, при средней - на 400-700 г, при большой нагрузке - 800г и более). А также по изменению силы мышц сгибателей кисти (ручная динамометрия) и разгибателей спины (становая динамометрия). Если показатель силы кисти после занятия остался без изменения или незначительно изменился, значит, нагрузка была малая, если снизился на 3-5 кг, то средняя, если на 6-10 кг и более - нагрузка большая. По становой динамометрии: если показатель мало изменился, то нагрузка была легкой, при средней нагрузке он уменьшается на 5-15 кг, при тяжелой нагрузке - на 16-20 кг и более.
п о задержке дыхания на вдохе и выдохе - (так называемая проба Штанге). После 2-3 вдохов и выдохов сделать полный вдох и задержать дыхание. Если вы способны задержать дыхание на 65-75 с, то у вас средняя функциональная подготовленность, менее 50 с - слабая, более 80 с - хорошая. То же сделать на полном выдохе. Слабая подготовленность - менее 20 с, средняя - 35-40 с, более 45 с - хорошая подготовленность.
Проверить состояние центральной нервной системы можно при помощи ортостатической пробы , отражающей возбудимость нервной системы. Подсчет ведется следующим образом: в течении 15 с измеряется частота пульса в положении лежа, затем через 3-5 мин - в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 мин определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая 0-6, нормальная, средняя 7-12, живая 13-18, повышенная 19-24.
Тест К. Купера позволяет определить физическую работоспособность человека по результатам 12-минутного бега и 12-минутного плавания .
Для проверки быстроты достаточно провести «эстафетный тест» и выяснить скорость сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края линейки. 3 попытки - засчитывается лучший результат. 13 см для мужчин и 15 см для женщин считается хорошим.
Быстроту можно определить и по показателю кистевой темпометрии. Если студентка выполняет за 5 с 45 и больше постукиваний, а студент 55 и больше, то считается, что они имеют хорошие скоростные возможности.
Гибкость оценивается так. Стоя на гимнастической скамейке, испытуемый выполняет наклон, сохраняет позу не менее 2 с. из трех раз засчитывается лучший результат. Если касание зафиксировано на нулевой отметке, гибкость удовлетворительная, если на 5-10 см ниже - хорошая.
О степени утомления можно судить по внешним субъективным признакам: изменения окраски кожи, движения, внимания, самочувствия, появления потливости.
Еще один способ оценки физического состояния - тестирование как прим е нение контрольных нормативов. Так, в практике физического воспитания в учебных заведениях используются обязательные тесты: бег на 100 м (показатель качества быстроты ), подтягивание для мальчиков, поднимание и опускание туловища из положения лежа для девочек (показатель силовой подготовленности ) и бег на 2000 м для девочек и на 3000 м для мальчиков (показатель выносливости ). В начале учебного года тесты проводятся как контрольные, в конце -- как фиксирующие изменения за прошедший учебный год.
Итак, регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров-преподавателей, но и самих физкультурников, т.е. самоконтроль.
тренированность диагностика физическое тестирование здоровье
Список литературы
1. Гонохов А.Г. Физическая культура: учебно-методический комплекс. Ч. 2 / А.Г. Гонохов и др. - Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. - 172 с. С.57-69.
2. Люлина Н.В. Физическая культура: конспект лекций / Н.В. Люлина, Т.А. Шубина, Л.В.Захарова. - Красноярск: КГТЭИ, 2008. - 100 с. С.77-85.
3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с. С.301-328.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2007. - 408 с.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Современная система физического воспитания студентов. Обновление, углубление содержания образования в сфере физической культуры. Мотивационный компонент в физической культуре. Модульная педагогическая технология обучения. Приоритет физической подготовки.
реферат , добавлен 28.11.2008
Врачебный контроль и врачебно-педагогические наблюдения как важная составная часть медицинских обследований. Определение воздействия тренировочных нагрузок на организм, занимающегося физической культурой. Самоконтроль в процессе физического воспитания.
контрольная работа , добавлен 17.04.2015
Значение физической культуры и спорта в формировании всесторонне развитой личности. Врачебный-педагогический контроль в процессе физического воспитания. Самоконтроль в процессе физического воспитания и спортом. Объективные и субъективные данные.
контрольная работа , добавлен 15.03.2009
Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль, его основные методы, показатели и оценки. Физическое воспитание в высших учебных заведениях. Методы врачебного обследования.
реферат , добавлен 12.02.2014
Организация работы по физическому воспитанию. Педагогический и врачебный контроль при занятиях физической культурой и спортом: содержание, цель, место. Самоконтроль за состоянием здоровья в процессе самостоятельных занятий. Ведение дневника самоконтроля.
реферат , добавлен 19.12.2009
Задачи нравственного, умственного и трудового воспитания на занятиях физической культурой и спортом. Некоторые особенности развития тренированности в связи с возрастом. Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики. Проведение соревнований по шашкам.
контрольная работа , добавлен 23.12.2009
Двигательная активность как залог здоровья и жизни современной молодежи. Роль и значение легкой атлетики в укреплении здоровья и повышении уровня физической подготовленности студентов вуза, методы ее оценки и определение динамики основных показателей.
дипломная работа , добавлен 08.09.2012
Общая характеристика физиологических состояний организма при занятиях спортом. Особенности строения женского организма. Сравнительный анализ физиологических процессов, происходящих в организме при занятиях видами спорта с различной структурой движения.
курсовая работа , добавлен 30.07.2011
Физические тренировки – эффективный способ борьбы с гипокинезией, гиподинамией и их последствиями. Повышение обменных процессов в организме человека с помощью активных занятий физической культурой и спортом. Влияние внешней среды на организм человека.
реферат , добавлен 24.12.2011
Система организации врачебного контроля при физических нагрузках. Содержание и основные этапы проведения обследования. Цели физического воспитания в высшем учебном заведении и педагогический контроль. Методы и показатели самоконтроля, его стандарты.
Спортивная психодиагностика – раздел психологии спорта, основной целью которого является измерение и контроль психических особенностей спортсменов, ориентированные на решение текущих прикладных задач. (СНОСКА: См.: Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В.М.Мельникова. – М., 1987.)
Практическое использование психодиагностики позволяет сократить время и затраты на спортивную подготовку, повысить ее эффективность, снизить бесконтрольный отсев спортсменов, поднять уровень и стабильность спортивных результатов.
Теория психодиагностических измерений
Тестирование – специфический метод измерения индивидуально-психологических различий.
Метод тестов возник в конце XIX в. С самого начала он мыслился как разновидность экспериментального подхода к характеристике психических процессов и особенностей личности с помощью объективных измерений. Эксперимент в этом случае носит испытательный и измерительный характер: направлен на выяснение не только наличия, но и уровня того или иного психического свойства. Тесты перед применением на практике необходимо освидетельствовать по степени соответствия, согласно следующим требованиям психометрии: надежность; валидность; стандартизация; практичность; прогностическая ценность. Только в этом случае могут быть получены адекватные количественные оценки, отражающие психические особенности спортсменов.
Надежность
Результаты психодиагностических измерений всегда содержат ошибки, которые могут быть существенными или ничтожными. В процессе психодиагностики, как при любом измерении, возникают три основных класса ошибок:
- промахи – следствие грубых нарушений процедуры измерения; они могут быть легко выявлены и устранены путем отбрасывания значений, резко отклоняющихся от нормы;
- систематические ошибки могут оставаться постоянными или закономерно меняться от измерения к измерению; в силу этих особенностей они могут быть предсказаны заранее; к этой группе относятся ошибки, возникающие в связи с использованием различных методов сбора данных;
- случайные ошибки встречаются, когда при последовательных измерениях постоянной характеристики получаются различные числовые оценки (когда измеряемая характеристика не изменяется во времени, а все отклонения обусловлены неточностью измерений).
В практике при оценке надежности измерений используются три основных метода.
1. Повторное измерение
Один из основных способов измерения надежности – повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же методом через определенный интервал времени и при одинаковых условиях. При использовании метода повторного тестирования получают оценку степени устойчивости тестовых результатов во времени.
2. Параллельное измерение
В этом случае повторное измерение происходит с помощью параллельных или эквивалентных тестов, т.е. тех, которые измеряют одно и то же свойство психики с одинаковой ошибкой (оценки зависят только от степени выраженности исследуемого свойства психики у спортсмена, а не от формы параллельного теста).
Высокие значения корреляции между параллельными тестами указывают на надежность этих тестов и на эквивалентность их содержания.
3. Расщепление
Этот метод является как бы развитием метода параллельного тестирования Он основан на допущении параллельности не только отдельных форм теста, но и отдельных заданий внутри одного теста. При использовании этого метода тест разбивается на отдельные задания или группы заданий.
В результате можно получить коэффициент внутренней согласованности теста. Согласованность теста – обязательное условие для однозначной трактовки результатов измерения: в случае негомогенного (несогласованного) теста одни и те же оценки у разных испытуемых допускают различное объяснение.
Валидность
Валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то психическое качество (свойство, способность, характеристику и т.д.), для оценки которого предназначен. Тесты, не обладающие валидностью, не пригодны для практического использования.
В современной психодиагностике выделяют четыре вида валидности.
Тест является валидным по отношению к мнению специалистов. Для определения содержательной валидности используются экспертные методы. Объектом экспертизы является содержание теста.
2. Очевидная валидностъ
Валидность с точки зрения испытуемых, которая означает впечатление о предмете измерения, имеет большое значение, так как именно она в первую очередь определяет отношение испытуемого к обследованию.
3. Эмпирическая валидностъ
Тест может служить индикатором (или предсказателем) строго определенной психической особенности или формы поведения человека. Для измерения эмпирической валидности теста определяется коэффициент корреляции тестового результата с внешним критерием. Основным является вопрос о выборе критерия. Условно выделяют три группы критериев:
- экспертная производит независимое измерение свойств психики спортсмена и дает ему оценку. Роль экспертов выполняют тренеры. Однако, как показали специальные исследования, экспертные оценки тренеров имеют низкую валидность и надежность. В связи с этим экспертные критерии валидности используются редко, преимущественно в тех случаях, когда невозможно или чрезвычайно трудно использовать в качестве внешнего критерия обычные количественные методы измерения;
- экспериментальная использует в качестве критерия валидности результаты одновременного и независимого тестирования испытуемых другим тестом, измеряющим то же свойство личности, что и первый тест;
- жизненная – это характеристика реального поведения, которое на основе существующих психологических теорий считается связанным с измеряемым свойством. Например, для тестов психомоторных способностей используются показатели успешности спортивной деятельности.
4. Концептуальная валидность
Она устанавливается путем доказательства правильности теоретических концепций, положенных в основу валидизируемого теста. Проверка концептуальной валидности теста проходит три основных этапа:
- определяется некоторая теоретическая концепция, которая объясняет выполнение валидизируемого теста;
- из теоретической концепции выводят одну или несколько гипотез, связанных с валидизируемым тестом;
- проводится эмпирическая проверка выдвинутых гипотез.
Стандартизация
Она представляет собой линейное или нелинейное преобразование тестовых оценок, смысл которого заключается в замене исходных оценок новыми, облегчающими понимание и интерпретацию тестовых результатов. Чаще всего используются два вида преобразования оценок:
- приведение их к центронормированному виду;
- дискретизация.
Таким образом, еще перед использованием результаты психодиагностических измерений приводят к стандартной форме (трансформация в единый масштаб) и дискретизируют (по определенной шкале, обычно в 10 баллов), соотнося полученный результат с высоким, средним и низким уровнем выраженности анализируемых качеств. Эти два вида преобразований представляют собой последовательность шагов, позволяющих придать результатам измерений вид, удобный для осмысления, интерпретации и практического использования.
Практичность
К тестам предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны быть просты, экономичны, эффективны. Для проведения многих тестов не требуется предварительной специальной подготовки и обучения испытуемых; тесты экономичны соответственно со стоимостью аппаратуры и используемых материалов; а для проведения обследования и обработки результатов требуется относительно мало времени и ограниченное количество персонала.