Инновационные технологии обучения физической культуре. Инновационные технологии на современном уроке физической культуры
Муниципальная автономная образовательная организация
«Средняя общеобразовательная школа № 31» г.Сыктывкара
Республика Коми
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
учитель физической культуры:
Малицкая З.Г.
Введение.
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Не случайно все последние годы все чаще говорится о физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.
Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки что бы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.
Объект исследования: инновации в деятельности педагога физической культуры.
Предмет исследования: инновационная деятельность учителя физкультуры.
Цель исследования: раскрыть содержание инновационной деятельности в физкультурном образовании.
Задачи исследования:
1) проанализировать литературу и раскрыть сущность понятия «инновационная деятельность» в образовании;
2) охарактеризовать инновационную деятельность физической культуры.
Методы исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, методы сравнения.
Глава 1. Инновационная деятельность в педагогике.
1.1. Понятие инновационной деятельности в педагогике.
Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в педагогический обиход.
Только в последнее время появилось несколько определений, близких по смыслу, но отличающихся своими «оттенками»:
процесс улучшения путем внесения каких-либо новшеств;
акт введения чего-либо нового: что-то вновь введенное;
новая идея, метод или устройство;
успешное использование новых идей;
изменение, которое создает новые аспекты в деятельности;
творческая идея, которая была осуществлена;
нововведение, преобразование в экономической, технической, социальной, педагогической и других областях, связанное с новыми идеями, изобретениями, открытиями.
Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение». И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике.
Главное отличие слова «инновация» от других понятий в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, связана со внедрением. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.
Инновация может относиться как к радикальным, так и постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность).
Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения - в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическим процессе и др. Соответственно, в научной литературе существует многообразие подходов к этой теме.
Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного (например, введение новых механизмов, методик, техник, продуктов, услуг).
Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.
Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования.
К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность..
1.2. Влияние инновационной деятельности на работу педагога.
Инновационная деятельность является фактором развития творчества педагогов. В квалификационных характеристиках педагогов высшей и первой квалификационных категорий одним из основных условий является творческое отношение к педагогической деятельности, участие в разработке и реализации новых проектов, способствующих совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Формой квалификационных испытаний все чаще становится защита творческих работ и авторских проектов. Участие в исследованиях помогает творческому росту учителя и повышает его квалификацию. Педагоги с большим опытом практической работы систематизируют и обобщают его, грамотно организуют апробацию идей и оценку результатов.
Не только и не столько процесс аттестации активизировал стремление учителя к новым знаниям, повышению квалификации, а прежде всего стремление к самовыражению, самореализации при решении педагогических проблем, использованию возможности осознания себя творческой личностью, осознания причастности к важному профессиональному делу в тесном сотрудничестве с коллегами.
Именно инновационная деятельность вызвала острый интерес педагогов к творчеству, в том числе благоприятная инновационная обстановка, включившая в себя:
создание режима благоприятствования на всех уровнях управления, выражающегося в востребовании инициативы и творчества педагогов, определение форм поддержки и практической помощи им;
формирование кадрового научного потенциала, способного обеспечить сопровождение рождающихся и разрабатываемых программ и экспериментов;
создание управленческой инфраструктуры, специализирующейся на управлении инновационной деятельностью на всех уровнях;
формирование служб обеспечения, основной задачей которой является формирование социального заказа на инновации, обеспечение экспертной оценки значимости и перспективности разрабатываемых проектов, отслеживание результатов инновационной деятельности отдельных педагогов, творческих групп, целых педагогических коллективов, муниципальных управленческих структур;
создание системы информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов деятельности, проведение научно-практических конференций и т.д.;
создание опорных образовательных учреждений, муниципальных органов управления образованием, в опережающем порядке переходящих на работу в режиме развития;
создание временных научно-исследовательских коллективов в рамках образовательного учреждения, муниципальной системы образования;
обеспечение разработки учебных планов, программ регионального компонента содержания образования и его методического сопровождения;
создание атмосферы общественной значимости инновационных процессов, обеспечение информированности детей и родителей о происходящих изменениях в сфере образования.
Выделение в качестве основного звена развития инновационной деятельности работ с кадрами также способствует развитию творчества.
1.3. Развитие инновационной деятельности.
Одно из необходимых условий реализации принципа развития инновационной деятельности - комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:
материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;
моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, причастной к важному профессионального делу в сотрудничестве с коллегами; возможность издания результатов инновационной деятельности;
профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.
Одним из важных направлений работы по управлению инновационными процессами являлась индивидуально ориентированная помощь педагогам и помощь коллективам в разрешении типичных проблем организации творческой работы. Среди этих проблем необходимо выделить главные и наметить пути их решения.
Отсутствие достаточно полной информации требует целенаправленных действий по ее обеспечению: создания информационно-обеспечивающих структур в управлении, расширения издательской деятельности по результатам инновационных процессов, организации информационных выпусков и информационно-методических банков, проведения научно-практических конференций, изменения учебных планов и программ повышения квалификации кадров.
Формальное принятие принципов и заявленной стратегии проекта, выбор проекта по “молодому”, престижному направлению. Решение этой проблемы обеспечивается экспертно-консультативной помощью при проектировании (особая проработка приоритетов в виде тактических и стратегических достижений, контрольно-диагностических процедур, их проявления, использования различных форм рассмотрения проекта - защита, индивидуальное собеседование, презентация и т. д.).
Несовпадение мнений участников проекта сокращается после коллективных обсуждений, моделирования процессов деятельности, знакомства с образовательными подходами, концептуально-теоретическими и практико-методическими новинками, стимулирования совместных разноуровневых, междисциплинарных заявок.
Сопротивление инновациям руководителей и отдельных работников педагогических коллективов уменьшается при организации коллективной и индивидуальной работы по изменению мышления, выработке нового видения и позиции в ходе повышения квалификации и активной групповой работы (интерактивный семинар, дискуссия, фокус-группа, коллективная форма повышения квалификации). Изменению ситуации способствует включение показателя восприимчивости нововведений как квалификационного требования к руководителям образовательных учреждений и педагогам высшей квалификационной категории с разработкой соответствующих квалификационных испытаний при аттестации.
Вывод к главе 1.
Инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.
В научных исследованиях существуют разные подходу к инновационному процессу и его производным.
Формирование инновационной готовности учителя предусматривает:
Сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;
Проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;
Критическое отношение к педагогическим нормативам;
Рефлексию и построение системы смыслов;
Открытость среде и профессиональным новшествам;
Творчески преобразующее отношение к миру;
Стремление к самореализации.
Глава 2.
2.1. Инновации в системе оценки учащихся.
Сегодня в физической культуре предлагается в основном преподаватели предлагают введение нового принципа оценки деятельности учеников. Для теоретических и технологических инновационных преобразований в физическом воспитании значительную роль играет мониторинг качества физкультурного образования. В процессе мониторинга анализу были подвержены следующие показатели:
уровень знаний, умений и навыков;
отношение к здоровью и физической культуре личности.
Инновационной является система оценки качества физкультурного образования. Для достижения полной успеваемости, посещаемости и повышения активности на уроках физической культуры используется рейтинговая (балловая) система оценивания. Ее сущность сводится к следующему: учение за определенный период (за месяц, за семестр, учебный год) набирает в совокупности определенное количество баллов, соответствующее той или иной оценке его деятельности. Такой подход в оценивании действительно позволяет играть оценке стимулирующую роль, адекватно усваивать предъявляемые к ученикам требования. На основании разработанных критериев ученики сами могут объективно оценивать свои достижения. Научить учеников самооценке и взаимооценке – важное условие их подготовки. В качестве основного критерия итоговой оценки успеваемости по дисциплине избрана посещаемость занятий, ориентированных, прежде всего на индивидуальные темпы развития двигательных способностей, а не на выполнение усредненных учебных нормативов. Также успеваемость по дисциплине определяется и полнотой приобретенных теоретических знаний, работоспособностью на уроке, участием в спортивной жизни.
2.2. Инновации на уроках физической культуры.
Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Была разработана и успешно реализуется на протяжении 5 лет здоровьесберегающая программа «Учись быть здоровым». Результаты работы данной программы просматриваются как в образовательном процессе, так и во внеурочной деятельности.
На уроках ученики должны быть мотивированы на положительный результат и доброжелательное отношение друг к другу. Такой эффект может быть достигнут лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения, наиболее результативными из которых являются – метод имитации, метод проектов, игровой, метод регламентированного упражнения, методы анализа, сравнения, соревновательный метод.
На занятиях со старшими классами особое место отводится силовой и общей физической подготовке, которая состоит в повышении физических возможностей человеческого организма. Это означает, что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения нагрузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функциональных систем организма на работу в максимальном режиме. Урок построен таким образом, чтобы при высокой плотности он был эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Ученики получают такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических усилий, «ударного» метода. В конце урока ребята получают домашнее задание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств, контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На уроках студенты учатся правильному, в полном смысле «культурному» выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие ученика.
На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого лежат три метода:
Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод способствует комплексному развитию двигательных качеств.
Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выполнении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что способствует развитию общей силовой выносливости.
Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической подготовленности.
Совместно с учениками разработан комплекс общей физической подготовки способом круговой тренировки. У учеников появился живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сделают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на перекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.
На занятиях физической культурой юноши приобретают не только технические навыки, но и навыки организатора. С этой целью ребята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Новости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У ребят воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в будущей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.
На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепенного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельности к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу студентов и переход к саморегуляции и самокоррекции. С этой целью применяется технология Портфолио, адаптированная к преподаваемой дисциплине.
Заключение.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:
Проблема изучения педагогического опыта;
Проблема доведение до практики.
Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования.
Инновации в системе физического воспитания учащихся является функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений.
Список использованной литературы.
Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиC, 1988. - 208 с.
Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000, с. 43-65
Лазарев В.С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2003. - № 1.
Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Матер. междунар. конф. «Современные исследования в области спортивной науки». СПб.: НИИФК, 1994
Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово. - 2005.
Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000 г.
Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход / Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.
Эндрюс Д.К. Роль образовательных инноваций в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теор. и практ. физ. культ. 1993, №1.
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Программа курса по выбору
Программа курса по выбору «Инновационные технологии физической культуры» направлена на овладение студентами специальности 032101 «Физическая культура и спорт» и направления подготовки 032100 «Физическая культура» современными образовательными и оздоровительными технологиями в области физической культуры, а также направлена на формирование у студентов профессиональных компетенций, характеризующих качество подготовки кадров данной отрасли.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель курса
Цель курса – формирование у студентов факультета физической культуры профессионального мышления, умений, навыков и компетенций, которые позволят использовать инновационные технологии физической культуры в будущей трудовой деятельности.
1.2. Задачи курса
▪ Добиться прочного овладения студентами системой профессиональных знаний об инновационных технологиях физической культуры.
▪ Воспитание у студентов способности осмысливать информацию, относящуюся к инновационным технологиям физической культуры и определять эффективные пути ее использования в будущей профессиональной деятельности.
▪ Привитие студентам опыта творческой деятельности, умений анализировать и проектировать инновационную работу.
▪ Обеспечить применение студентами усвоенных технологий в практической деятельности.
1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Отечественная и зарубежная наука в области физической культуры и спорта в последние годы предлагает различные инновационные проекты. Их внедрение зачастую носит локальный характер, а опыт преподавания в практике подготовки физкультурных кадров практически отсутствует. Несомненно, овладение студентами факультета физической культуры инновационными технологиями физической культуры и внедрение их в практику физического воспитания системы образования России позволит решить многие как частные, так и общие проблемы в этой области.
Курс по выбору «Инновационные технологии физической культуры» относится к национально-региональному (вузовскому) компоненту блока общепрофессиональных дисциплин (ОПД). Его содержание должно реализовываться перед выходом студентов на педагогическую и профессионально-ориентированную практики.
1.4. Требования к уровню освоения содержания курса
Усвоение курса по выбору «Инновационные технологии физической культуры» предусматривает три уровня:
1-й уровень – ознакомительный – предполагает восприятие, осмысление и запоминание студентом основного содержания курса «Инновационные технологии физической культуры».
2-й уровень – адаптивный – предполагает приобретение студентом профессиональных компетенций, необходимых для осуществления инновационной деятельности в знакомых условиях и обязательное выполнение заданий СРС.
3-й уровень – продуктивный – предполагает осуществление на практике в новых условиях инновационной деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Разделы курса.
Курс по выбору «Инновационные технологии физической культуры» состоит из разделов:
1. Введение.
2. Современные инновационные технологи физической культуры.
3. Самостоятельная работа студентов (СРС).
2.2. Темы и их содержание.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ.
Тема 1. Инновационные технологии физической культуры и их место в системе профессиональной подготовки физкультурных кадров.
Вводное представление о курсе «Инновационные технологии физической культуры», его цели, задачи и значение в профессиональном образовании специалиста по физической культуре и спорту. Место инновационных технологий в профессиональной подготовке специалиста. Организация и формы занятий КПВ. Требования к студентам.
Определение понятий «инновация», «инновационные процессы», «инновационная деятельность», «педагогические технологии», «педагогические проекты», «инновационные технологии» и их соотношение. Общие и специфические признаки, характеризующие современные инновационные технологии физической культуры. Инновационные технологии физической культуры и качество профессиональной подготовки современного специалиста.
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Концепция спортивно-ориентированного физического воспитания в России.
Цель, задачи и особенности организации спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Методология построения спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Механизмы реализации спортивно-ориентированного физического воспитания школьников.
Образовательный и социальный аспекты спортивно-ориентированного физического воспитания.
Тема 2. Всероссийское движение «Дети России образованы и здоровы» (ДРОЗД)
Цель, задачи и основные этапы развития движения «ДРОЗД». Опыт реализации проекта «ДРОЗД» в России. Перспективы развития движения «ДРОЗД».
Исторический аспект олимпийского образования. Олимпийское движение: принципы, традиции, правила. Неоолимпизм и его приоритеты. Философское значение современного олимпизма.
Цель, задачи, средства, методы и сущность олимпийского образования.
Олимпийское образование как инновационная технология физического воспитания. Организационно-педагогические основы олимпийского образования в России. Особенности внедрения олимпийского образования в практику общеобразовательных учреждений.
Валеологические функции и задачи системы образования.
Концептуальные основы валеологической педагогики в образовательных системах. Методологические принципы валеологического воспитания и образования.
Современные валеологические и прогрессивные психолого-педагогические технологии и методы обучения, способствующие сохранению здоровья человека.
Валеологические основы стратегии и тактики педагогического мастерства специалиста по физической культуре и спорту.
Здоровая школа как валеологически-ориентированная модель образовательного процесса. Наиболее результативные методы и формы валеологической работы в образовательных учреждениях разного типа.
Концепция, методология и методика «Президентских состязаний» населения Российской Федерации. Особенности организации «Президентских состязаний». Информационное обеспечение «Президентских состязаний». Социокультурный эффект «Президентских состязаний».
Проект всемирного спортивно-оздоровительного движения. Базовые посылки, компоненты и последовательность реализации международной части программы «Президентские состязания». Концептуальные основы Президентской спортивно-оздоровительной программы.
Концепция спартианского движения. Цели и основные задачи спартианской технологии. Специфические цели и задачи, связанные с физкультурой и спортом.
Формы и методы спартианской технологии. Спартианские игры. Спартианский клуб. Включение детей и молодежи в спартианское движение.
Особенности спартианской технологии – гуманистическая направленность; комплексный интегративный характер; ценность соревнований для детей и молодежи; взаимосвязь спорта и искусства.
Основные направления и социальный эффект использования спартианской технологии в работе с различными группами населения.
РАЗДЕЛ 3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (СРС)
Тема 1. Спортивно-ориентированное физическое воспитание.
Разработать годовое планирование спортивно-ориентированного физического воспитания для одной из общеобразовательных школ и предложить его к внедрению.
Тема 2. Всероссийское движение «Дети России образованы и здоровы» (ДРОЗД).
Подготовить реферат на тему «Опыт реализации проекта «ДРОЗД» в …».
Тема 3. Олимпийское образование.
Разработать не менее 10 тестов к программе теоретического тура предметной олимпиады школьников «Олимпийские игры современности».
Тема 4. Валеологическое образование.
Принять участие в проведении опроса школьников в рамках программы международного проекта «Здоровье и поведение школьников».
Тема 5. Президентские состязания.
Составить программу «Президентских состязаний» школьников для её внедрения в практику работы школ в период прохождения педагогической практики.
Тема 6. Инновационная Спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи.
2.3. Контрольные задания
Задание 1: гностические умения студентов.
1. Найти сайт Госкомспорта РФ.
2. Изучить материалы последнего заседания Госсовета по вопросам развития физической культуры и спорта в России.
3. Выделить приоритетные задачи и предлагаемые пути их решения.
Задание 2: прогностические умения студентов.
1. Составить опросник для абитуриентов факультета на предмет выявления их профессиональной ориентации и пригодности.
2. Провести опрос абитуриентов в период проведения «Дней открытых дверей факультета».
3. Обработать результаты опроса и представить их в предметную комиссию.
Задание 3: проектировочные умения студентов.
1. Разработать программу «Дня здоровья» для общеобразовательной школы.
2. Получить на программу экспертное заключение у ведущего преподавателя.
3. В период педагогической практики провести в школе «День здоровья» по утвержденной программе.
Задание 4: коммуникативные умения студентов.
1. Составить текст собственного вступления на тему «Вклад Ставропольских спортсменов в развитие современного олимпийского движения».
2. Записать выступление на диктофон и прослушать. Исправить ошибки.
- Выступить с докладом в группе.
Задание 5: организаторские умения студентов.
1. Изучить программу Спартакиады факультета.
2. Выбрать один вид межгрупповых соревнований и войти в состав судейской коллегии.
3. Оказать помощь в организации и проведении соревнований по одному из видов спорта.
III. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Форма итогового контроля – зачет. Для получения зачета студент обязан освоить 3-й (продуктивный) уровень содержания курса и выполнить предусмотренный программой объем СРС и контрольные задания.
IV. УЧЕБНО-НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
5.1. Основная литература
- Бальсевич В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе. – М.: ТПФК, 2006. – 112 с.
- Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога: учебное пособие. – М.: ТПФК, 2005. – 191 с.
- Олимпийский учебник студента: Учебное пособие / В.С. Родиченко и др. – М.: Советский спорт, 2005. – 128 с.
- Основы валеологии: Учебное пособие / Под ред. В.П. Соломина, Л.П. Макаровой, Л.А. Поповой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – 205 с.
- Педагогика физической культуры и спорта: Учебное пособие / Под ред. В.А. Магина, И.Ю. Соколовой. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – 264 с.
- Столяров В.И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи. – М.: Центр развития спартианской культуры, изд-во «Советский спорт», 2003. – 336 с.
- Столяров В.И., Бальсевич В.К., Моченов В.П., Лубышева Л.И. Модернизация физического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: ТПФК, 2009. – 320 с.
- Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России / В.С. Родиченко и др. – М.: Советский спорт, 2007. – 144 с.
5.2. Дополнительная литература
- Бальсевич В.К. Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. с. 19-22.
- Вавилов Ю.Н., Вавилов К.Ю., Силина А.Ю. О проекте всемирного спортивно-оздоровительного движения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 4. с. 58-61.
- Контанистов А.Т. О формировании организационно-педагогических основ олимпийского образования в России // Теория и практика физической культуры. 2003. № 3. с. 44-47.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб; СОЮЗ, 1998. – 256 с.
- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 3.
- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 1.
- Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2003. № 1.
В нынешних условиях развития рынка образовательных услуг в Казахстане и требований эпохи информационных технологий преподавание должно сочетать в себе выработанные практикой директивную и современную носящую инновационный характер интерактивную модели обучения. Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. На сегодняшний день внедрение новых технологий и технологических приемов процессе обучения одна из наиболее актуальных тем. Цель нашей работы охарактеризовать основные интерактивные...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
17509. | Технологические методы и моделирующие приёмы выполнения окраски волос обесцвечивающими красителями с использованием различных техник | 30.62 KB | |
Методы окрашивания в истории Классификация красителей Диагностика волос и индивидуальные особенности при выполнении окрашивания красителями первой группы Основные принципы окрашивания с использованием различных техник красителями первой группы. Технологические приёмы и разработка технологи выполнения окрашивания волос красителями... | |||
18243. | Инновационные технологии в тренировочном процессе дзюдоистов | 1.37 MB | |
Характеристика системы подготовки дзюдоистов. Авторская программа комплексной подготовки дзюдоистов УТГ 1-2 годов обучения с применением инновационных технологий. результаты педагогических исследований по проблеме использования инновационных технологий в комплексной подготовке дзюдоистов. | |||
9838. | Формы физической культуры | 17.16 KB | |
Формы физической культуры. Различные виды физической культуры неспециальное физкультурное образование спорт физическая рекреация двигательная реабилитация адаптивная физическая культура должны всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала России удовлетворению духовных потребностей подростков детей молодежи и взрослого населения формированию активной жизненной позиции быть действенным средством всестороннего гармоничного развития личности... | |||
5102. | Планирование уроков физической культуры | 43.75 KB | |
Поэтому несмотря даже на то что по многим своим характеристикам некоторые другие формы превосходят урок например по общему времени объему и интенсивности нагрузок количеству занятий в неделю играют всё же вспомогательную роль и служат дополнением к урокам. Цель исследование школьного урока физической культуры как основной формы учебной работы. Задачи исследования: описать характерные черты урока физической культуры; определить педагогические требования к уроку физической культуры; представить классификацию урочных форм... | |||
11816. | Безэквивалентная лексика в процессе преподавания иностранному языку (на материале реалий татарского и английских культур) | 94.32 KB | |
Изучить способы перевода безэквивалентной лексики; рассмотреть классификацию лексических и лексико-семантических трансформаций при переводе безэквивалентной лексики; рассмотреть классификацию грамматических трансформаций при переводе безэквивалентной лексики. | |||
7294. | ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | 22.32 KB | |
Физическая культура физкультурное движение физическое воспитание спорт двигательная реабилитация физическая рекреация физическое развитие физическая подготовка физическая подготовленность физическое совершенство физическое образование физическое развитие физкультурная деятельность. Для изучения вопросов теории и практики физической культуры большое значение имеет правильное понимание основных понятий. Их по возможности четкое и строгое определение является одной из важнейших... | |||
5070. | Оздоровительное направление при преподавании физической культуры в вузе | 22.63 KB | |
С поступлением в институт, со сменой вида деятельности учащихся возникает еще больше трудностей. В процессе учебных занятий у студентов происходит ухудшение работоспособности, снижается уровень внимания и памяти. | |||
12904. | Традиционные и нетрадиционные направления развития физической культуры и спорта | 32.69 KB | |
В мире существует более 200 видов спорта не считая спортивных дисциплин которые в свою очередь можно подразделить на: Олимпийские виды спорта гимнастика хоккей волейбол фигурное катание лыжный спорт и др.; Неолимпийские виды спорта шахматы акробатика спортивные танцы гольф каратэ и др.; Традиционнонациональные виды спорта гонки на собачьих и оленьих упряжках различные виды национальной борьбы; Экстремальные виды спорта альпинизм дайвинг рафтинг кайтинг парашютный спорт и др. | |||
8164. | Процесс воспитания физических качеств на уроках физической культуры | 35.43 KB | |
Определить динамику развития основных физических качеств по средствам уроков физической культуры. изучение особенностей развития физических качеств. выявление методов и средств развития физических качеств на уроках физической культуры. Сила и методика ее развития. | |||
15501. | Воспитание самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры | 583.57 KB | |
Осознание противоречия между воспитанием самостоятельности как развитием духовности и физическим развитием младшего школьника позволило сформулировать проблему исследования: насколько возможна комплексность в укреплении духовного и физического здоровья учащихся в современных условиях образовательного учреждения. Цель исследования: изучить возможности воспитания самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической культуры. Объект исследования: процесс воспитания самостоятельности у учащихся первого класса на уроках физической... |
«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№10 п.Раздольное
Надеждинского района» Приморского края
Инновационные технологии на уроках физкультуры
(из опыта работы учителя физкультуры Вовк Е.А.)
Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов.
К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической культурой. Да и большинство не видит интереса в данном предмете. Поэтому для учителей становиться все более актуальным вводить новые методики занятий, оценок в свои уроки, чтобы заинтересовать учащихся. Именно поэтому тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре актуальна на сегодняшний момент.
Необходимые условия реализации принципа развития инновационной деятельности – это комплекс мер, стимулирующих инновационную деятельность педагогов:
Материальная поддержка, выражающаяся в частичном финансировании проектов, надбавках в заработной плате, материальном поощрении в случае конкурсного отбора проекта;
Моральная поддержка: общественное признание проблем, заявленных в инновационном проекте; возможность осознания себя творческой личностью, возможность издания результатов инновационной деятельности;
Профессиональная поддержка: индивидуально ориентированная помощь, возможность обучения на целевых курсах, участие в “круглых столах”, организационно-деятельностных играх; особое внимание инновационной деятельности при аттестации на квалификационные категории.
Наряду с необходимыми условиями существует ряд проблем: слабая материально-технической база, нехватка квалифицированных кадров, недостаток финансирования, низкий уровень научно-методического обеспечения.
В своей педагогической деятельности я использую элементы инновационных технологий, которые подразделяю на традиционные и нетрадиционные.
Т р а д и ц и о н н ы е.
Сдоровьесберегающие технологи на моих уроках предусматривают:
Строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития всех учащихся, их группы здоровья;
Строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;
Проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря, своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;
Контроль за сменной спортивной формы;
Контроль за принятием водных процедур после занятий и тренировок;
Применение специальных упражнений для профилактики и коррекций осанки, глаз, применение дыхательных упражнений;
Использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении;
Проведение влажной уборки спортивного зала в обеденный перерыв и перед кружковыми и спортивно-массовыми мероприятиями.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационно-коммуникативные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать информационно-коммуникативные технологии в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
В работе учителя физкультуры можно использовать программы для подсчета результатов, компьютерное тестирование, создание собственных сайтов для распространения опыта, наглядности к урокам, поиск информации для методической работы, исследовательская работа, проектная деятельность, использование интерактивной доски.
На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Соревновательные технологии позволяют учащимся проявить себя в личном первенстве, работать в составе команды. После прохождения каждой темы провожу уроки-соревнования, в которых задействую в качестве судей и секретарей освобожденных от уроков физкультуры учащихся и детей, отнесенных по состоянию здоровья к спецмедгруппе и ЛФК.
Игровые – использую почти на каждом уроке. В конце каждого урока проходит учебная игра. Существует много подвижных игр на основе баскетбола, волейбола, легкой атлетики. Разнообразие этих игр позволяет повысить интерес учащихся к уроку. Игровые технологии активно использую на внеклассных спортивно-массовых мерприятиях.
Технология уровневой дифференциации – это проведение два раза в год разноуровневого тестирования физической подготовленности учащихся. Даю различные задания для детей основной физкультурной группы и детей с ослабленным здоровьем. Сюда же относится и т ехнология раздельного обучения . Особое значение приобретают уроки для учащихся подросткового возраста (7–9 классы). Вследствие физиологических особенностей этого возраста, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо, что требует дифференцированного подхода к выбору средств и методов проведения занятий, а также сообщения дополнительных знаний в области психологии, физиологии, гигиены. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения, что не предусмотрено программой физического воспитания для общеобразовательной школы. Использование элементов раздельного преподавания физической культуры в 7–9х классах не потребует дополнительного финансирования и реально выполнимо, если учителя физической культуры будут работать в паре в одной параллели классов. Постановка двух классов одной параллели на одном уроке для разных учителей физической культуры позволяет соединить по половому признаку учащихся двух классов и вести преподавание по разным разделам программного материала в течение некоторого времени. Например, для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей – совершенствование техники игры в футбол, баскетбол. При такой организации уроков учитываются интересы учащихся обоего пола: девушки чаще всего хотят формировать красивую фигуру, а юноши стремятся развивать силу, быстроту и ловкость. При этом технология раздельного преподавания при необходимости позволяет изучать теорию с одной группой учащихся и отрабатывать практические навыки с учащимися другой группы.
Н е т р а д и ц и о н н ы е
Оздоровительные дыхательные технологии (парадоксальная гимнастика Стрельниковой А.Н., дыхательные практики Бутейко)
Скандинавская ходьба (ходьба с лыжными палками) для детей с ослабленным здоровьем.
Цигун (древнее китайское искусство саморегуляции). Жесткие методики используются для развития навыков мгновенного включения на полную мощность функциональных систем организма для реализации психических и физических возможностей. Мягкие системы обычно преследуют цель лечения и оздоровления. По способу выполнения упражнений подразделяются на три класса: статические (иногда их называют тихими или спокойными, или неподвижными), динамические и статико-динамические (комбинация неподвижных поз и движений). Роль: регулирование тела, регулирование дыхания, регулирование сознания (ума) или их комбинации. В своей практике использую статические упражнения на разгрузку различных отделов позвоночника.
Антистрессовая пластическая гимнастика разработана А.В. Попковым и Е.Н. Литвиновым, аттестована в 1989г. Комплекс АПГ состоит из четырех разделов: вводный раздел (разминка), техника перемещений, суставный массаж и упражнения на растягивание, заключительный раздел. АПГ помогает учащимся формировать состояние спокойствия, навык равномерного распределения физических и психических нагрузок, чувствовать красоту и естественность движения. Упражнения АПГ отличаются выразительностью, гармоничностью, плавностью и слитностью движений. На занятиях целесообразно использовать музыку.
Пилатес – безопасный комплекс упражнений. Удивительный комплекс упражнений, созданный еще сто лет назад Йозефом Пилатесом, подходил и для реабилитации раненых на полях сражений и для танцоров. Развивает гибкость и силу определенных групп мышц, полезен для больных, перенесших травму позвоночника, делает тело более гибким и стройным, укрепляет тело и успокаивает дух. Три вида тренировок Пилатес: тренировки на полу, тренировки на полу со специальным оборудованием, тренировки на специальных тренажерах. Можно использовать в разделе гимнастики.
Фитнес технологии (стрейчинг, аква-аэробика, степ-аэробика, слайд, бодибилдинг (на построение тела, коррекцию физического развития, лишнего веса и т.д.), каланетика.
Восточные практики. Йога (дыхание, асаны на координацию).Тайдзи (ушу). Цигун
Спартианские игры. Спартианское многоборье: спортивные соревнования; соревнования по туризму и ориентированию; конкурсы в различных видах искусства (в пении, танцах и т.д.); конкурс знатоков спорта и искусства, конкурсы технического творчества.
Технология портфолио. Цель: приобрести опыт по накоплению, систематизации и представлению учащимися результатов и достижений по предмету «Физическая культура». Задачи: определение динамики показателей физической подготовленности для создания ситуации успеха, повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях; раскрытие индивидуальных способностей, развитие познавательных интересов по предмету «физическая культура»; приобретение навыков самооценки; укрепление взаимодействия семьи и ученика. Мною разработано портфолио по физкультуре для начальной школы, где в динамике отслеживаются показатели физической подготовленности учащихся. Я провожу тестовые упражнения, а таблицу дети заполняют сами, где отмечают рост своих показателей.
В заключении
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека, и поэтому они становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации возникают в результате научных исследований, анализа и обобщения передового педагогического опыта.
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.
В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики: проблема изучения педагогического опыта и проблема доведения этого опыта до практики.
Инновации в системе физического воспитания учащихся являются функциональной необходимостью педагогов образовательных учреждений. Использование инновационных технологий в физическом воспитании - это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом. Это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения для сохранения здоровья.
Литература
1. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России. Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3.
2. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью. Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 6.
3. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 9.
4.Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. -№ 5.
Гришкина Татьяна Николаевна, учитель физической культуры, МБОУ "Кормовищенская СОШ" пос. Кормовище, Лысьвенского района Пермского края.
Я думаю, что вы со мной согласитесь: «Чтобы сделать ребенка умным, рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» Итак, что такое урок? Для меня урок - это время, отведенное на общение с детьми, но общение это необычное: это время движения к положительным эмоциям. Это урок-игра, где сухие строчки учебной программы превращаются в удивительные и увлекательные минуты, когда можно проявить себя, увидеть на что способен «маленький человек». Считаю, что урок – это своего рода спектакль, который долго готовиться талантливым режиссером-педагогом, где все роли распределены, а само действо проиграно не раз в воображении.
Дата публикации: 09.02.2015 г.
Инновационные технологии на современном уроке физической культуры.
Целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности через формирование физической культуры личности обучающегося.
«Чтобы сделать ребенка умным, рассудительным – сделайте его крепким и здоровым».
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволит учителю:
* отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
* развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
* выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося;
* воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Итак, что такое урок? Для меня урок - это время, отведенное на общение с детьми, но общение это необычное: это время движения к положительным эмоциям. Это урок-игра, где сухие строчки учебной программы превращаются в удивительные и увлекательные минуты, когда можно проявить себя, увидеть на что способен «маленький человек».
Я считаю, что урок – это своего рода спектакль, который долго готовиться талантливым режиссером-педагогом, где все роли распределены, а само действо проиграно не раз в воображении.
А начинается это действо с наблюдения за изменением настроения ребят, когда они идут в спортивный зал: их глаза горят радостью в предчувствии того, что можно будет прыгать, заниматься на гимнастической стенке и кувыркаться, и за это только похвалят.
Слагаемые физической культуры личности обучающегося – это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
Поэтому целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности через формирование физической культуры личности обучающегося.
На мой взгляд эта цель будет достигнута благодаря решению следующих задач:
Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
Развитие двигательных способностей;
Воспитание потребности самостоятельно заниматься физическими упражнениями, применять их в целях отдыха, укрепления здоровья.
Реализация цели физического воспитания и решение указанных выше задач возможны через моделирование комплексов и выработку алгоритма их выполнения, реализацию умения организовать самостоятельную деятельность обучающихся на уроках и управлять ею.
Этому способствует определение конечных целей воспитания физических качеств, их развитие на конкретном этапе обучения; анализ выполняемых упражнений; а также то, что комплекс упражнений должен вписываться в определенную часть урока с учетом физической подготовленности группы обучающихся. Необходимо учитывать объем работы и отдыха с учетом возрастных и половых различий; соблюдать последовательность выполнения упражнений и переходов от одного задания к другому.
Эффективность урока достигается за счет взаимосвязанных и то же время относительно самостоятельных частей: подготовительной, основной, заключительной.
В подготовительной части урока осуществляется психологическая и физиологическая подготовка обучающихся, она направлена на достижение готовности организма к непосредственному выполнению задач урока с помощью общеразвивающих и подготовительных упражнений.
В основной части урока решаются учебные задачи, связанные с воспитанием морально-волевых качеств личности, укреплением здоровья, развитием физических качеств. Здесь обучающиеся приобретают новые двигательные умения и навыки, совершенствуют и закрепляют ранее полученные.
В заключительной части урока необходимо создать условия для постепенного перехода от возбужденного состояния, вызванного интенсивными занятиями разнообразным упражнениями, к последующей работе на других уроках. Этому способствуют спокойная ходьба, малоподвижная игра, упражнения на внимание.
Уроки физической культуры – это фрагмент естественной жизни детей, так как в движениях дети растут, открывают мир, пробуют свои силы. Движение укрепляет организм, а главное, несет здоровье и радость бытия.
«От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои сила…»
В.А.Сухомлинский
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2008 г.) // Медицинская газета. 2008. №30. С.15-18.
3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?// Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
4. Уфимцева Л.П., Шульга М.Н., Камина И.В., Татарина Т.А. Классы реабилитации здоровья // Начальная школа. - 2001. - № 11. – С. 10 – 14.