Снежная Королева. Развенчание гностического мифа
Сценарий детского развлечения
«В чертогах Снежной королевы».
(проводится во время прогулки)
Задачи: вызвать интерес к зимней тематике, совершенствовать процесс развития двигательных способностей, развивать эмоциональную сферу ребёнка, способствовать становлению нравственной позиции ребёнка: воспринимать прекрасное, беречь красоту природы, творить добро самому.
Подготовительная работа:
Проектирование площадки в стиле замка;
Опыты по замораживанию ледяных фигурок;
Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева;
Оборудование: оборудованная площадка для зимних игр, атрибуты для детей: мальчикам – колпачки Сантаклаусов, девочкам – коронки снежинок; музыкальное сопровождение: магнитофон, фрагменты «Щелкунчик» Н.П.Римский-Корсаков, перетяжка для попадания в цель, малые мячи, разноцветные ледяные формы (сок моркови, свеклы, малины или клюквы, укропа; настой шафрана или лаврового листа, зверобоя)
Герои : взрослые педагоги в роли Сказочницы, Снежной Королевы, дедушки Мороза.
Введение в образ.
Сказочница встречает детей на входе в королевство.
- Для того, чтобы войти во владения Снежной королевы, нужно превратиться в её верных слуг.
Девочки надевают коронки снежинок, а мальчики – колпачки.
А теперь за мной пойдём по волшебной тропинке под зимнюю мелодию и попадём в сказку.
Звучит мелодия из оперы «Щелкунчик», дети друг за другом идут за Сказочницей к замку, где спит Снежная королева. Располагаются полукругом.
Психогимнастика . (дети выполняют движения согласно услышанному).
Белый.
Посмотрите, как всё белым-бело кругом –
И белый снег и белый дом (приседают и подпрыгивают)
И белый мишка здесь лежит, (имитируют сон)
Хозяйка белая здесь спит. (образ королевы
Дыхни на варежку скорей,
Увидишь белый иней в ней. (дышат на рукавичку)
Холодный белый цвет вокруг,
И север ближе стал к нам вдруг. (кружатся)
Голубой.
- Взгляни на небо – высота (поднимаются на носочки к небу)
Голубизна для глаз легка,
И рядом с белым – голубой (машут руками поочерёдно)
Холодным цветом был с тобой.
Синий.
Замёрзли поле и моря, (приседают, разводя руки в стороны)
Покрыта синим льдом река,
А синий – строгий цвет, друзья (дуют паром как мороз)
Он дует холодом не зря.
Нахмурил брови и сердит, (руки на пояс, повороты туловища в стороны)
На небе ночью он глядит.
А если звёздочки блеснут,(руки в стороны, ноги прыжком поставить на
ширине плеч – звёздочка)
Морозно будет тут.
Фиолетовый.
Цвет фиолетовый красив,(руки вперёд – ножницы)
Сиянья Севера прилив.
Играет красками зима – (похлопывают себя руками по плечам)
Цветами «холода» полна.
Какие холодные цвета вы вспомнили у Снежной королевы в замке? Если правильно произнесёте, разбудите хозяйку дворца.
Дети называют цвета и Снежная королева просыпается.
Игра на эмоции.
С.К. – Кто посмел мены потревожить? Кто ходит в моём морозном царстве?
Кто смеётся на моей волшебной поляне? Что за маленькие гномики сюда пожаловали?
Сказочница – Это твои верные слуги, его величество. Мы проходили мимо и решили поприветствовать вас. Друзья, надо выразить слова восхищения.
Придумайте быстро, что вы видите красивого здесь? Произносите холодно.
(Например: Какой прекрасный воздух у вас – холодный и чистый!
Какая красивая корона у вас, моя королева – холодная!..)
С.К. – Какие приятные, холодные слова. Хорошо, я покажу Вам свои владения, только не шумите и ступайте мягко, чтобы не нарушить покой в моём королевстве.
Дети друг за другом идут за Снежной королевой. Звучит вальс снежинок.
С.К.- Здесь у меня ларец со снежинками, которыми я посыпаю землю, леса и поля. (д ети имитируют снежинок )
- Здесь закрыты в сундуке льдинки для рек, озёр и прудов . (д ети постукиваются плечами друг об друга)
- В этом ларце хранится ветер для метелей и вьюг . (д ети бегут, как будто их подгоняет ветер – порывами)
За этим замком спрятаны звезды для зимнего неба. (д ети берут снег в рукавички и хлопают в ладоши, чтобы снег осыпался )
А этот сундук мой любимый. В нём сидит мороз – холодный нос. Это он разносит из сундуков мои зимние запасы. Сейчас он должен вернуться, новый год уже закончился у людей. Не поторопить ли нам его?
Сказочница. – Спасибо вам за гостеприимство. Мы пойдём ему на встречу.
С.К. – Хорошо. Я устала от шума, мне нужен покой и холод. Прощайте.
(Снежная королева уходит, а сказочница и дети зовут Деда мороза. Он выезжает на лыжах из-за угла здания и машет рукавицей.)
Зимние игры – эстафеты.
Д.М. – Не заморозила Вас Снежная королева, дорогая Сказочница? Не холодно ли моим ребяткам в зимнем замке? Надо немного разогреться, поиграть и посоревноваться.
1. Попади в цель снежком . (д ети малыми мячами стараются попасть в вертикальные мишени разной формы)
2. «Сугробы волнуются раз, два, три. Зимние звери в лесу замри…»
3. Игра «Догоняю, догоню»
Художественное конструирование из льдинок.
- Много я вам дарил подарков в этом году. И хочу, чтобы вы мне на память тоже подарок оставили. Есть у меня тайный мешочек, а в нём волшебные фигурки. Если вы сложите рисуночек на снегу из них, то разгадаете тайну.
Дети выкладывают узоры из разноцветных замороженных льдинок.
Звучит музыка.
Молодцы.
Закончили работу на славу, а теперь
Разойдитесь и против солнца повернитесь, (становятся спиною к солнцу )
Лёд сверкает янтарём и гранатом, серебром,
Эти ценные цвета нам природа принесла.
Лёд морковный – как янтарь, а свекольный – как гранат,
Лёд клубничный – аметист, а шафран как жёлтый лист,
Изумрудный – зелен лёд, зверобой – ценитель мод
Он в сиреневый колор перекрасил мой убор.
Смогли Деду морозу угодить. Буду я вспоминать вас целый год до следующего. И вы меня не забывайте, не болейте, закаляйтесь!
А сейчас пора домой вам возвращаться. До свиданья, Сказочница.
(д ети прощаются с Дедом Морозом, а Сказочница выводит их из замка и снимает головные атрибуты. Возвратившись с прогулки, организовывается самостоятельная деятельность в творческих центрах: конструкторском, изобразительном и театральном)
Завершающим этапом проекта выступает обдумывание результатов и внутреннего впечатления от совершённой работы. На этот раз педагог предложил собеседование в кругу семьи по основным вопросам: Что удалось узнать? Что понравилось больше всего? Чего не сделали для проекта и можно сделать в следующем?
Данную форму работы можно проводить и с педагогом – психологом с малых подгруппах.
На весенних каникулах посмотрела воронежский мультфильм «Снежная королева». Сюжет классный, действительно пересмотрели личности Герды, тролля (в мультике его зовут Орм), Кая, колдуньи-цветочницы, принца с принцессой, маленькой разбойницы и её матери, и самой Снежной королевы. В самый жаркий (для Снежной королевы - ледяной) момент Герда с помощью зеркала её отца (причем тут зеркало?) узнает страшную тайну Снежной королевы…
О чем вы думаете, когда я произнесу «Снежная королева»? Вы думаете, характеризуете её, как красивая, стройная, высокая, с серебряными волосами, голубыми (иногда сиреневыми) глазами, белыми ресницами, бледной (иногда голубой) кожей, но с холодным сердцем и мрачным взглядом (вам не кажется, что это описание похоже на описание Белой Колдуньи из «Хроник Нарнии»?). Ранние версии её образа были таковы: она одевается в мех белого медведя, высокую корону, платье белого цвета.
Затем её стали украшать темно-васильковыми волосами (редко черными) с голубыми кончиками металлического блеска. Волосы украшены бриллиантами и алмазами, зубцы короны стали похожими на сосульки. Сама королева стала стройнее, красивее (даже соблазнительнее), а взгляд - надменен.
Её часто рисуют со свитой из белых медведя и северного оленя, а также летящей в санях, запряженными белыми конями, с Каем.
Ганс Христиан Андерсен «поселил» Снежную королеву на остров Шпицберген. Рассказ «Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом» (последняя часть сказки) начинается с описания её дворца:
«Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали
буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна
за другой; самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как
пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не
заглядывало сюда! Хоть бы редкий раз устроилась бы здесь медвежья вечеринка
с танцами под музыку бури, в которых могли бы отличиться грацией и умением
ходить на задних лапах белые медведи, или составилась партия в карты с
ссорами и дракой, или, наконец, сошлись на беседу за чашкой кофе беленькие
кумушки лисички - нет, никогда этого не случалось!
Холодно, пустынно, мертво! Северное сияние вспыхивало и горело так
правильно, что можно было с точностью рассчитать, в какую минуту свет
усилится и в какую ослабеет. Посреди самой большой пустынней снежной залы
находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, ровных и
правильных на диво. Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она
восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее
мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире».
Наше поколение привыкло смотреть на эту женщину как на жестокую, ненавидящую людей повелительницу льда и снега. Однако читающие сказки Андерсена редко вспоминают аналогичного Снежной королеве персонажа - Деве Льдов, живущей в горах, пасущей диких коз, и страстно мечтавшей полностью захватить Руди (в младенчестве Руди захватила его дух, затем под обликом Аннеты - душу, а затем на глазах Бабетты - тело). Вот это - символ коварства. Образ жесткой людоненавистницы и убийцы, орудием которого является холод и стужа, крепко вжился в нашем сознании; Снежная королева действительно может своим ледяным дыханием убить птиц, а поцелуем - заморозить злое сердце, или испорченное, в случае с Каем.
Но это клевета.
В фильмах про Снежную королеву часто можно увидеть, что она - хозяйка злого зеркала, которое потом разбилось и осколки разных размеров разлетелись по всему свету. Но это неправда: создатель зеркала - злобный тролль. В мультфильме «Снежная королева» 2012-2013 гг. зеркало наоборот, не злобное, а обладает функцией «эликсира правды». Его тролль Орм не создавал, его сделал отец Кая и Герды - мастер зеркальных дел Вегарт (или просто - мастер Вегарт). Лапландка говорит: «Если поставить его под правильным углом, то ты увидишь то, что хотят скрыть от твоих глаз».
В 7-ой сказке о Снежной королеве Г.Х. Андерсена (Сказка «Снежная королева» разделена на 7 сказок), читатель узнает, что Снежная королева дала Каю задание: собрать из льдинок методом китайской головоломки слово «Вечность». Также говорит:
"Теперь я полечу в теплые края, - сказала Снежная королева. - Загляну в черные котлы.
"Черными котлами" она называла Везувий и Этну".
Вы в шоке - оказывается, Снежная королева может не только насылать вьюги и метели, да украшать оконные стекла морозными узорами! Она путешествует в такие теплые края, как Средиземноморье, и может заглянуть в жерла вулканов. Это очевидно - она же охлаждает их пыл! А также, за выполнение задания она обещает Каю награду: «быть самим себе господином» (т.е. отпускает его на волю) и пару коньков в придачу. А когда пришла Герда, и в её отсутствие Кай был расколдован, и они вместе собрали слово «Вечность», «Кай не боялся встречи со Снежной королевой», а та выполнила свое слово - подарила ему свободу и пару коньков. В фильмах этот момент и подарок часто упускали, будто Снежная королева, подобно Деве Льдов, говорит о Кае: «Мой! Не отдам! Мой!».
Возвращаемся к Снежной королеве из этого же мультфильма. Наверняка, каждый из вас задавал себе вопрос: «Почему Снежная королева ненавидит творчески талантливых людей, особенно отца Кая и Герды - Вегарта, мастера зеркальных дел?». Вот что рассказала лапландка Герде (а эта история ей очень пригодилась)…
Жила-была в Лапландии девочка Ирма, дочь колдуна. Ну, ясно, в кого она пошла своими сверхспособностями. Её доброта, любовь к природе и животным делало самой сильной колдуньей в округе. Но многие люди воспринимали её с той стороны, что внушали своими детям, подталкивая ненависть к дочери колдуна. Но она этого не заслужила! - скажете вы. Ирма, чувствуя, что её способности на словах стали проклятием для окружающих, обиделась на всех всей своей детской обидчивостью, и прокляла их, не понимая, что проклятье направилось против неё. «…И холод пещерного озера захватил её разум…», - заканчивает рассказ лапландка.
…И вот Герда посмотрела под «нужный угол» зеркальце, и мы видим, что Снежная королева никто иная, как Ирма с посиневшим и озлобленным лицом, побелевшими волосами, и «замерзшими» разумом и сердцем. В объятиях Герды Ирма возвращается в свой прежний облик и совершает свой первый добрый поступок за долгие годы существования под именем Снежная королева - размораживает сердце полумертвого Кая.
После долгих размышлений я пришла к тому, что совершила вновь совершенное открытие, касающееся человеческой души: Снежная королева - вовсе не чудовище. Снежная королева по истории Ирмы (того же мультфильма, о котором и идет речь) - женщина, которая хочет, чтобы люди видели её такой, какая она есть на самом деле (а это - маленькая Ирма). Её приводит в злость, когда творчески одаренные, которым доступно видеть мир немного шире, чем другим людям (научно доказано, что художник может видеть на 3 цвета больше, чем обычный человек - около 150-ти цветов), люди изображают её злой и жестокой стервой, ждущей любую мелкую беззащитность перед холодом, чтобы заморозить человека насмерть. Кай, кстати, тоже не исключение… Вспомните его портрет королевы (хотя по сказке Кай, когда в его глаз и сердце попали осколки злого зеркала, стал интересоваться узорами снежинок). Вот поэтому она похищала таких людей, которые во время перемещения, за исключением Кая, превращались в ледяные статуи. Также я обнаружила свойство характера, о котором постоянно забывают - Снежная королева верна своему слову. Она выполнила свое обещание, когда Кай (с помощью Герды) собрал слово «Вечность».
Это действительно величайшие открытия, которое следует исследователям творчества Андерсена и народного фольклора рассмотреть, как нужно. В наше время владения повелительницы льда и снега все уменьшаются и уменьшаются. Прошу вас, люди: не обижайте Снежную королеву! Кто знает наш мультфильм, не обижайте Ирму!
Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда. Никогда не устраивались здесь медвежьи балы с танцами под музыку бури, на которых могли бы отличиться грацией и умением ходить на задних лапах белые медведи; никогда не составлялись партии в карты с ссорами и дракою, не сходились на беседу за чашкой кофе беленькие кумушки-лисички.
Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро. Лед треснул на нем на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало на свете. Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого — поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было все равно что кусок льда. Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Есть ведь такая игра — складывание фигур из деревянных дощечек, — которая называется китайской головоломкой. Вот и Кай тоже складывал разные затейливые фигуры, только из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала.
Складывал он и такие фигуры, из которых получались целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, — слово “вечность”. Снежная королева сказала ему: “Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков”. Но он никак не мог его сложить.
— Теперь я полечу в теплые края, — сказала Снежная королева. — Загляну в черные котлы.
Так она называла кратеры огнедышащих гор — Этны и Везувия.
— Побелю их немножко. Это хорошо для лимонов и винограда.
Она улетела, а Кай остался один в необозримой пустынной зале, смотрел на льдины и все думал, думал, так что в голове у него трещало. Он сидел на месте, такой бледный, неподвижный, словно неживой. Можно было подумать, что он совсем замерз. В это-то время в огромные ворота, которыми были буйные ветры, входила Герда. И перед нею ветры улеглись, точно заснули. Она вошла в огромную пустынную ледяную залу и увидела Кая. Она тотчас узнала его, бросилась ему на шею, крепко обняла его и воскликнула:— Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя!
Но он сидел все такой же неподвижный и холодный. И тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили ледяную кору, растопили осколок. Кай взглянул на Герду и вдруг залился слезами и плакал так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и обрадовался:— Герда! Милая Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам? — И он оглянулся вокруг. — Как здесь холодно, пустынно!
И он крепко прижался к Герде. А она смеялась и плакала от радости. И это было так чудесно, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева. Сложив его, он мог сделаться сам себе господином да еще получить от нее в дар весь свет и пару новых коньков.
Герда поцеловала Кая в обе щеки, и они опять зарделись, как розы; поцеловала его в глаза, и они заблестели; поцеловала его руки и ноги, и он опять стал бодрым и здоровым
Снежная королева могла вернуться когда угодно — его отпускная лежала тут, написанная блестящими ледяными буквами. Кай с Гердой рука об руку вышли из ледяных чертогов. Они шли и говорили о бабушке, о розах, что цвели в их садике, и перед ними стихали буйные ветры, проглядывало солнце. А когда дошли до куста с красными ягодами, там уже ждал их северный олень.Кай и Герда отправились сначала к финке, отогрелись у нее и узнали дорогу домой, а потом — к лапландке. Та сшила им новое платье, починила свои сани и поехала их провожать.
Олень тоже провожал юных путников вплоть до самой границы Лапландии, где уже пробивалась первая зелень. Тут Кай и Герда простились с ним и с лапландкой.
Вот перед ними и лес. Запели первые птицы, деревья покрылись зелеными почками. Из леса навстречу путникам выехала верхом на великолепной лошади молодая девушка в ярко-красной шапочке с пистолетами за поясом.Герда сразу узнала и лошадь — она была когда-то впряжена в золотую карету — и девушку. Это была маленькая разбойница.
Она тоже узнала Герду. Вот была радость!
— Ишь ты, бродяга! — сказала она Каю. — Хотелось бы мне знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?
Но Герда потрепала ее по щеке и спросила о принце и принцессе.
— Они уехали в чужие края, — отвечала молодая разбойница.
— А ворон? — спросила Герда.
— Лесной ворон умер; ручная ворона осталась вдовой, ходит с черной шерстинкой на ножке и сетует на судьбу. Но все это пустяки, а ты вот расскажи-ка лучше, что с тобой было и как ты нашла его.
Герда и Кай рассказали ей обо всем.
— Ну, вот и сказке конец! — сказала молодая разбойница, пожала им руки и обещала навестить их, если когда-нибудь заедет к ним в город.
Затем она отправилась своей дорогой, а Кай и Герда — своей.
художник Б. Чупов
Они шли, и на их пути расцветали весенние цветы, зеленела трава. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: часы говорили “тик-так”, стрелки двигались по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали совсем взрослыми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой, взяли друг друга за руки, и холодное пустынное великолепие чертогов Снежной королевы забылось, как тяжелый сон.Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло лето, теплое благодатное лето.
Сказку «Снежная королева» читают и смотрят дети и взрослые. Очень много нравственных уроков есть в этом произведении Андерсена, как и в любой другой его сказке. Автор поднимает серьезную проблему, говоря о человеческом сердце, о доброте и верности.
Основная идея и смысл сказки «Снежная королева»
Это, на первый взгляд, обычная история с фантастическими элементами о двух детях, живущих с бабушкой. Главные положительные персонажи сказки, Кай и Герда, добры по отношению друг к другу и окружающим. Они любят и ценят друг друга, свою бабушку, оберегают природу. Это делает их сердца добрыми, а души чистыми, защищенными от зла. Но что же бывает, когда доброе сердце пронзает ледяной осколок злой силы? Станет ли такое сердце ледяным, не знающим сочувствия, сострадания и доброты? И как помочь доброму человеку не стать злодеем? Все эти важные вопросы поднимает автор сказки и дает на них ответы. Только добро поможет растопить лед в сердце и прогнать злые силы – Снежную королеву и ее слуг.
Герда отправляется на поиски брата, которого забрала Снежная королева. Девочка смело и отважно преодолевает все препятствия ради спасения родного человека. Не каждый взрослый способен пройти такой путь.
Описание Снежной королевы
Это один из главных персонажей сказки, но не центральный. Сказка не о Снежной королеве, а о борьбе добра и зла. Она является чистым воплощением недоброй силы. Это проявляется даже внешне:
- королева высокая и стройная, невероятно красивая, но это холодная красота;
- ее взгляд неживой, а глаза похожи на льдинки;
- у королевы бледная и холодная кожа, а это значит, что у нее нет сердца.
Колдунья владеет магическими силами, используя их не на добрые дела. Она забирает детей с «горячими» (добрыми) сердцами и превращает их в лед. Похищает она именно детей, потому что у них чистые и добрые сердца. Королева мечтает заморозить весь мир, не оставив в нем тепла и доброты, и превратить его в свое ледяное царство. Все, что есть у колдуньи, это злые чары. Снежная королева не знает о любви и доброте, преданности, верности и дружбе. Только эти чувства могут растопить лед в сердце.